Особенности работы с осужденными, прибывшими из воспитательных колоний
В нашем исправительном учреждении содержится более 30 % осужденных, прибывших из воспитательных колоний г. Икша и г. Можайска. Учитывая возраст, у большинства осужденных оказываются несформированными базовые социальные навыки. Потребность в общении сталкивается с элементами неумения общаться, слушать другого человека, поддерживать разговор, выражать свои чувства, адекватно реагировать на критику, критично оценивать высказывания и действия других людей. Большинство осужденных, прибывших в ИК из воспитательных колоний испытывают чувство собственной неполноценности, отчужденности, тревожности, переживают невозможность доверительного общения. Данной категории осужденных с первых дней нахождения в ИК (начиная с карантина) требуется психологическая помощь, направленная на решение ряда проблем (конфликтность, коммуникабельность, самооценка, саморегуляция поведения в стрессовых ситуациях). Еще одним аспектом адаптации осужденных, прибывших из воспитательных колоний, является их отставание в интеллектуальном развитии, низкий образовательный уровень и отсутствие какой-либо специальности.
Психологическое сопровождение осужденных включает психопрофилактику, психокоррекцию, психологическую поддержку и психотерапию в кризисных ситуациях. Проводится краткосрочная психотерапия, одна из задач которой состоит в развитии навыков преодоления затруднительных ситуаций, позволяющих успешно справиться с возможными проблемами в будущем. Ведется работа с установками и поведением осужденного.
Некоторые из осужденных успешно занимаются арт-терапией. Имея трудности вербальной коммуникации, они нередко способны выражать свои переживания в изобразительной форме.
Большое значение имели занятия, проводимые с участием представителей благотворительного центра "Каритас", и направленные на пробуждение индивидуальности, выделению из субкультуры, отходу от безразличной пассивной позиции «жертвы обстоятельств» к самостоятельному и ответственному выбору своей судьбы. Организация процесса осмысления жизненного опыта осужденными в группе содействовала развитию индивидуальности, становлению более зрелого отношения к себе и другим людям, смысл которого заключается в помощи другому человеку, в его личностном росте и развитии.
В процессе психологической подготовки освобождаемых осужденных к жизни в новых условиях была сделана ставка на активизацию положительных качеств личности и позитивных установок, обращение к лучшим их сторонам и качествам.
Д.В. Хромов – старший психолог МПЛ ГУФСИН России по Челябинской области
Психологический анализ нарушений режима отбывания наказаний
Организованность и порядок являются необходимым условием, обеспечивающим нормальное функционирование и возможность управления любой социальной системой, в том числе и такой, как исправительное учреждение. Режим, являясь средством социальной изоляции преступника от общества, ограничивающей его активность, призван, в то же время, создать условия для исправления осужденных, то есть эффективно, на сколько возможно, организовать жизнь и общение осужденных.
Проблеме режима и нарушений режима в исправительном учреждении в отечественной пенитенциарной науке посвящено достаточно много исследований, но, к сожалению, подавляюще большинство из них имеют сугубо юридический характер, не раскрывающий социально-психологических проблем режима.
Проблема профилактики и пресечения в исправительных учреждениях нарушений режима, ситуаций криминального характера, выступает в рамках общей проблемы декриминализации общества. Данная проблема актуальна, так как в исправительных учреждениях всегда существует риск внезапного возникновения ситуаций криминального характера и нарушений режима.
Психологический подход к рассмотрению проблемы нарушения осужденными режима содержания позволяет установить скрытые внутренние причины данного явления и предотвратить их внешнее проявление.
Мы предположили, что существует ряд индивидуально-психологических свойств и личностных особенностей, которые отличают осужденного, склонного к совершению нарушения режима содержания, от остальной массы осужденных.
В ходе исследования был проведен анализ статистических данных дисциплинарной практики, обобщен характер нарушений режима отбывания наказания и принимаемые меры дисциплинарного воздействия на осужденных. Влияние на дисциплинарную практику таких факторов как: возрастные особенности осужденных, количество судимостей, наличие (отсутствие) поддержки со стороны родственников, наличие (отсутствие) семьи. Исследовались психологические особенности личности нарушителя, распространенность нарушений, обусловленных конфликтным характером отношений с администрацией и осужденными.
Качественный анализ дисциплинарной практики осужденных позволил выделить характерные типы нарушений:
1. Конфликт с администрацией.
2. Конфликт с осужденными.
3. Нарушение формы одежды.
4. Хранение запрещенных предметов.
5. Отказ от хозяйственных работ.
6. Невыполнение требований администрации.
7. Отказ от жилой зоны.
Количественный анализ дисциплинарной практики показал, что за 2004 год осужденными экспериментальной группы было допущено 109 нарушений режима содержания.
Наиболее распространенным видом нарушения является «невыполнение требований администрации» (62,8%). Такие формы нарушений как «отказ от хозяйственных работ» – 13,3%, «отказ от жилой зоны» – 10,3%, «конфликт с осужденными» – 8,2%, «хранение запрещенных предметов» – 7,2% распространены в меньшей степени. Последнее место среди нарушений занимают: «конфликт с администрацией» – 4,1%и «нарушение формы одежды» – 4% .
Математический обсчет с помощью c2 критерия Пирсона показал, что полученное эмпирическое распределение признака (совершение нарушений режима содержания) отличается от нормального распределения (r<0,01):
Высокая распространенность такого нарушения режима отбывания наказания, как «невыполнение требований администрации» объясняется, на наш взгляд, тем, что оно включает в себя несколько разновидностей нарушений: «курение в неположенном месте», «отказ от зарядки», «антисанитарное состояние спального места», «осужденный не поприветствовал представителя администрации».
Нарушения, обусловленные конфликтным характером отношений с администрацией и между осужденными, имеют наименьшие количественные показатели в виду того, что сотрудники в документах фиксируют лишь те из них, которые отражают явное противодействие (например, вербальная агрессия, применение физической силы и т.п.).
Анализ принимаемых мер дисциплинарного воздействия выявил ряд закономерностей. Так, наиболее распространенной мерой взыскания является водворение осужденного в штрафной изолятор – 71% и объявление выговора – 26,7%, менее распространен перевод осужденных в помещение камерного типа – 8%, так как данная мера воздействия применяется лишь к злостным нарушителям режима содержания. Чаще всего наказывают осужденных водворением в ШИЗО за «невыполнение требований администрации». Такая форма воздействия, как объявление выговора, практически не используется относительно таких видов нарушений как: «конфликт с администрацией», «конфликт с осужденными», «отказ от жилой зоны».
Мы предполагали, что рецидивистов среди лиц, нарушающих режим содержания, больше, чем среди осужденных, имеющих положительную дисциплинарную практику. Сравнительный анализ количества судимостей у осужденных, не имеющих нарушений и осужденных с негативной дисциплинарной практикой, выявил, что нарушители режима содержания обладают более выраженными криминологическими особенностями: количество судимостей у данных лиц больше по сравнению с осужденными, имеющими положительную дисциплинарную практику.
С помощью критерия Фишера нами было доказано, что при сопоставлении двух выборок по частоте встречаемости интересующего эффекта имеется статистически значимая разница (ρ≤0,01).
Очевидно, что люди, часто нарушающие закон, также часто будут нарушать правила внутреннего распорядка. Скорее всего, этот факт обусловлен характерологическими особенностями и ценностными ориентациями осужденных.
Для изучения психологических особенностей личности нарушителя была проведена экспертная оценка, при которой методом семантического дифференциала сотрудники оценивали осужденных в отрядах с облегченными условиями содержания, имеющих положительную дисциплинарную практику, и осужденных отряда СУС. Нас интересовали такие особенности личности, как агрессивность, обидчивость, приступы гнева, вспыльчивость, лидерские качества, уверенность в себе. Анализ полученных результатов показал следующее: экспертные оценки «отрицательных» качеств личности, таких как агрессивность, обидчивость, гнев, вспыльчивость, выше в отряде СУС. «Положительные» качества – уверенность в себе, стремление к лидерству – более выражены у осужденных в отряде с облегченными условиями содержания. Полученные данные имеют статистически значимую разницу (доказано с помощью критерия Фишера - ρ≤0,01).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что нарушителям режима содержания такие черты личности как агрессивность, обидчивость, гнев, вспыльчивость свойственны в большей степени, чем осужденным, имеющим положительную дисциплинарную практику.
Для понимания психологического механизма нарушения режима содержания важно определить субъективные и объективные факторы, влияющие на данный процесс. Нами было изучено влияние на дисциплинарную практику таких факторов как:
А) возрастные особенности осужденных;
Б) наличие поддержки со стороны родственников;
В) наличие (отсутствие) семьи;
Так, в частности, мы предполагали, что осужденные в возрасте от 18 до 25 лет в силу своей импульсивности, личностной незрелости, легкомысленности будут чаще нарушать режим содержания, чем представители других возрастных групп.
Был произведен статистический анализ возрастных составов отряда с положительной дисциплинарной практикой, отряда СУС, имеющего негативную дисциплинарную практику, а также среднестатистического отряда. Анализ полученных данных позволяет сделать следующие выводы: в отряде с негативной дисциплинарной практикой (СУС) наибольшее количество человек в возрасте от 25 до 30 лет – 49%. Скорее всего, именно в этом возрасте осужденные стремятся к лидерству, желают самоутвердиться и получить «престижный» статус в референтной группе. Достижение данной цели возможно, в том числе, путем противостояния администрации учреждения (за счет нарушений режима содержания).
Сравнительно невысокие показатели количества осужденных, содержащихся в отряде СУС в возрасте от 18 до 25 лет – 24%, объясняется, на наш взгляд, желанием адаптироваться к обстановке. Поэтому гипотеза о том, что осужденные в возрасте от 18 до 25 лет в силу своей импульсивности, личностной незрелости, легкомысленности будут чаще нарушать режим содержания, чем представители других возрастных групп, не подтвердилась.
Иная картина в возрастной группе 30-35 лет: наблюдается увеличение числа осужденных, находящихся в отряде с облегченными условиями содержания (33%) и «среднестатистическом» отряде (46%). Одновременно снижается показатель количества осужденных, содержащихся в СУС (21%). Вероятно, это свидетельствует о мотивации данной категории лиц к условно-досрочному освобождению и переоценке ценностных ориентаций.
Также высокий процент нарушителей режима содержания (47%), отмечается в возрастной группе от 40 до 45 лет. Это объясняется тем, что лица данного возраста, как правило, неоднократно судимы и отличаются стойкой криминальной направленностью.
Далее мы рассматривали взаимосвязи между дисциплинарной практикой осужденных и поддержкой (наличием – отсутствием таковой) со стороны их родственников. Мы предполагали, что осужденные, которых не поддерживают родственники (экспериментальная группа №1), нарушают установленный режим отбывания наказания чаще осужденных, имеющих поддержку (экспериментальная группа №2). Нами был проведен сравнительный анализ количества нарушителей и нарушений режима отбывания наказания в указанных группах. Оказалось, что вне зависимости от наличия или отсутствия поддержки со стороны родственников, численность нарушителей в данных группах одинакова. Тем не менее, число нарушений в двух группах различно: в экспериментальной группе №1 совершено значительно больше нарушений (60%), чем в экспериментальной группе №2 (28,4%).
С помощью критерия Фишера, доказано, что данные различия имеют статистически значимую разницу (ρ≤0,01). Следовательно, можно сделать вывод о том, что осужденные, которых не поддерживают родственники, нарушают установленный режим отбывания наказания чаще осужденных, имеющих поддержку.
Рассматривая взаимосвязь между дисциплинарной практикой осужденных и их семейным положением, мы предполагали, что семья является фактором, мотивирующим правопослушное поведение. Иными словами, среди женатых осужденных будет меньше нарушителей, чем среди «холостяков». Статистические данные нашего исследования подтвердили данную версию: количество неженатых осужденных, нарушающих режим содержания, составляет 57%, а женатых – 29%.
С помощью критерия Фишера, доказано, что данные различия имеют статистически значимую разницу (ρ≤0,01).
Мы предполагаем, что количество осужденных, состоящих в браке, не нарушающих режим содержания, меньше, в виду следующих основных причин:
А) они могут лишиться свидания с супругой;
Б) есть стремление условно досрочного освобождения, для того чтобы вернуться в семью;
В) вероятно женатые осужденные обладают такими психологическими качествами, которые позволяют им решать возникающие проблемы бесконфликтным способом.
Мы предполагали, что конфликтный характер отношений осужденных с администрацией и между осужденными не является основной причиной нарушения режима отбывания наказания. Для выявления причин нарушений, по каждому случаю невыполнения режимных требований, проводилось интервью с начальниками отрядов. В результате были получены следующие статистические данные: из 109 нарушений режима содержания, наиболее распространенными видами нарушений, обусловленных конфликтным характером отношений с администрацией и осужденными, являются такие как «отказ от жилой зоны» – 10,3%, «конфликт с осужденными» – 8,2%, «невыполнение требований администрации» – 7%. Наименее распространенными, являются такие виды нарушений, как «конфликт с администрацией» и «отказ от хозяйственных работ» – 4,1% и 2% соответственно.
Общее количество нарушений режима содержания, обусловленных конфликтным характером отношений с администрацией и осужденными, составляет 31,6% от всех нарушений.
Проведенный анализ нарушений режима отбывания наказания позволяет сделать следующие выводы:
1. Наиболее распространенным видом нарушения является – «невыполнение требований администрации» (62,8%). Такие формы нарушений как «отказ от хозяйственных работ» – 13,3%, «отказ от жилой зоны» – 10,3%, «конфликт с осужденными» – 8,2%, «хранение запрещенных предметов» – 7,2% распространены в меньшей степени. Последнее место среди нарушений занимают: «конфликт с администрацией» – 4,1% и «нарушение формы одежды» – 4% .
Уменьшение количества нарушений – «невыполнение требований администрации» – позволит значительно улучшить показатели дисциплинарной практики ввиду наибольшей их распространенности.
Для предупреждения нарушений режима содержания необходимо проводить целенаправленную и систематичную работу по доведению до осужденных предъявляемых режимных требований и возможных санкций за их несоблюдение. Наказания за нарушения режима содержания должны быть адекватными, носить систематический характер (чтобы у нарушителей выработать условный рефлекс по типу «стимул – реакция»). Имеет смысл публично информировать осужденных о последствиях и применяемых санкциях в отношении нарушителей (если только применяемые санкции не поднимают статус осужденного в его группе).
2. Наиболее распространенной мерой взыскания является водворение осужденного в штрафной изолятор – 71% и объявление выговора – 26,7%. Менее распространен перевод осужденных в помещение камерного типа – 8%, так как данная мера воздействия применяется лишь к злостным нарушителям режима содержания. Чаще всего наказывают осужденных водворением в ШИЗО за «невыполнение требований администрации». Такая форма воздействия, как объявление выговора, практически не используется относительно таких видов нарушений как: «конфликт с администрацией», «конфликт с осужденными», «отказ от жилой зоны».
Анализ нарушений режима содержания и принимаемых мер дисциплинарного воздействия показал, что, несмотря на большую распространенность такой санкции как водворение осужденного в штрафной изолятор (71%), невыполнение требований администрации является самым распространенным нарушением (62,8%). Следовательно, можно говорить о недостаточной эффективности данного способа воздействия. На наш взгляд, необходимо помимо жестких карательных мер проводить работу, направленную на формирование мотивации правопослушного поведения.
3. Нарушители режима содержания обладают более выраженными криминологическими особенностями: число судимостей у данных лиц как правило больше по сравнению с осужденными, имеющими положительную дисциплинарную практику.
4. Нарушителям режима содержания такие черты личности как агрессивность, обидчивость, гнев, вспыльчивость свойственны в большей степени, чем осужденным, имеющим положительную дисциплинарную практику. Поэтому, прежде всего, необходимо направить психологическое воздействие на формирование толерантности и снижение уровня агрессивности, развитие способности к установлению адекватных отношений с окружающими.
5. Ввиду того, что большинство нарушителей режима содержания имеют возраст от 25 до 30 лет и от 40 до 45 лет, необходимо уделить особое внимание психологическому сопровождению данных возрастных групп (обращать внимание на развитие коммуникативных способностей, увеличение социальной компетенции и создание предпосылок для самоутверждения социально приемлемым способом, тренировке самоконтроля в отношении проблемных реакций в поведении).
6. Осужденные, которых не поддерживают родственники, нарушают установленный режим отбывания наказания чаще осужденных, имеющих такую поддержку.
7. Наличие семьи является мотивирующим фактором правопослушного поведения.
8. Наиболее распространенными видами нарушений, обусловленных конфликтным характером отношений с администрацией и осужденными, являются такие как «отказ от жилой зоны» – 10,3%, «конфликт с осужденными» – 8,2%», «невыполнение требований администрации – 7%». Наименее распространенными, являются такие виды нарушений, как «конфликт с администрацией» и «отказ от хозяйственных работ» – 4,1% и 2% соответственно. Общее количество нарушений режима содержания, обусловленных конфликтным характером отношений с администрацией и осужденными, составляет 31,6% от всех нарушений.
Поскольку значительная часть нарушений режима содержания обусловлена конфликтным характером отношений с администрацией и другими осужденными, целесообразно проводить социально-психологические тренинги, направленные на формирование навыков конструктивного разрешения конфликтных ситуаций. Система мер воздействия на осужденных не должна ограничиваться только наказаниями. Поощрения в большей мере, нежели наказания способны мотивировать осужденных на желаемое поведение.
А.В. Малых – начальник МПЛ
ГУФСИН России по Челябинской области