Назначение, цель и задачи пожарно-тактической подготовки

ОСНОВНЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

РТП – руководитель тушения пожара

БУ — боевой участок

ГДЗС - газодымозащитная служба

ГЖ — горючие жидкости

ГПС — генератор (ствол) пены средней кратности

ГУГПС — Главное управление Государственной противопожарной службы

ДПФ — добровольные пожарные формирования

ЗНШ — заместитель начальника штаба пожаротушения

КПП — контрольно-пропускной пункт

ЛВЖ — легковоспламеняющиеся жидкости

МВД—Министерство внутренних дел

НБУ — начальник боевого участка

НТ—начальник тыла

НШ — начальник штаба пожаротушения

ОГПС — отдел Государственной противопожарной службы

ПБ ГДЗС — пост безопасности звена ГДЗС

ПВ — пожарный водоем

ПГ—пожарный гидрант

ПЧ —пожарная часть

ПСП — пожарно-строевая подготовка

ПСЧ — пункт связи части

ПТП — пожарно-тактическая подготовка

СДЯВ — сильнодействующие ядовитые вещества

УАПЗ — установки автоматической пожарной защиты

УГПС — Управление Государственной противопожарной службы

ЦППС — центральный пункт пожарной связи

ОСНОВЫ ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ПОЖАРНОЙ ОХРАНЕ

Назначение, цель и задачи пожарно-тактической подготовки

Тушение пожара – это комплекс управленческих решений и боевых действий, направленных на обеспечение безопасности людей, животных, спасение материальных ценностей и ликвидацию горения. Наряду с обеспечением пожарных подразделений огнетушащими и техническими средствами, пожарной техникой успех тушения пожара в значительной степени зависит от уровня тактической подготовки участников тушения.

Пожарно-тактическая подготовка (ПТП) — это не­прерывный процесс обучения сотрудников органов управления силами и средствами на пожаре, направленный на повышение их профессиональ­ных знаний, формирование умений и навыков управления силами и средствами на пожарах. Эта подготовка организуется и проводится на основании приказов и указаний Министерства внутренних дел (МВД) России, Главного управления Государственной противопожарной службы (ГУГПС) МВД России, управлений (отделов) Государственной противопожарной службы (УГПС, ОГПС), соответствующих программ, уставов и наставлений. ПТП объединяет совокупность принципов, форм и методов обучения и воспитания подразделений пожарной охраны (ППО), начальствующего состава с целью обеспечить их высокую профессиональную подготовку к управлению силами и средствами на пожаре и успешному веде­нию боевых действий в различной обстановке: днем и ночью, на значительной высоте и в подвалах, в условиях низких и высоких температур, взрывов и обрушений конструкций и при других опасных факторах пожара.

Тактическую подготовку осуществляют с учетом параметров развития и тушения пожаров, характера поставленных задач.

В результате пожарно-тактической подготовки начальствующий состав пожарной охраны приобретает теоретические знания и практические навы­ки применения различных способов, приемов подачи огнетушащих средств для ликвидации горения на по­жаре. В процессе тактической подготовки вырабатываются интеллектуальные и нравственные качества, самообладание и воля, выдержка и психологическая устойчивость к работе в условиях воздействия опасных факторов пожара. Для этого в тактической подготовке используются специаль­ные полигоны, огневые полосы, современные технические средства (включая вычислительную технику). А этот в свою очередь способствует выработке у начсостава тактического мышления.

Тактическое мышление — это процесс изучения и анализа обстановки на пожаре и своевременной выработки ре­шений, направленных на организацию боевых действий на пожаре, которые могут быть приняты лишь на основе глубоких и всесторонних знаний из многих об­ластей науки с учётом тактических возможностей пожарных подразделений.

Необходимо постоянно развивать гибкость тактиче­ского мышления, благодаря которой обеспечиваются свое­временная и быстрая оценка обстановки на пожаре и корректировка ранее принятых решений. В некоторых случаях обстановка может складываться так, что все из­вестные приемы и действия, ранее использовавшиеся нач­составом при ведении боевых действий на пожаре, не могут принести жела­емых результатов. В этой обстановке только лицо, обладающее гибким тактическим мышлением, сможет найти новые, неординарные приемы и действия, позво­ляющие добиться успеха в тушении.

В процессе ПТП у начальствующего состава следует вырабатывать быстроту и смелость тактического мышления, так как время для принятия решения о боевых действиях на пожаре крайне ограничено и зависит от быстро меняющейся обстановки на пожаре. Чувствуя ответственность за решение, принятое при тушении реального пожара, то или, иное лицо начсостава иногда отказывается от правильного, обоснованного решения. Это нередко приводит к бездеятельности к ожиданию прибытия на пожар старшего оперативного начальника. Вот почему у начсостава, возглавляющего первые под­разделения, прибывшие на пожар, необходимо выраба­тывать смелость в принятии решений, от которых прямо зависит исход тушения. Принимая решения, сотрудники органов управления силами и средствами на пожаре должны обосновывать его на основе анализа обстановки и оценкой тактических возможностей подразделений, прибывших на пожар.

Для выполнения принятых решений и задач, поставленных подразделениям по тушению пожара, начсостав должен не только обладать развитым тактическим мышлением, но и иметь требуемые волевые качества: высокую дисциплинированность, целеустремленность, самостоятельность, инициативность, решительность и настойчивость. Для выработки этих качеств на тактических занятиях должна быть создана обстановка, максимально приближенная к реальной на пожарах, правильная оценка которой, принятие эффективных решений и выполнение соответствующих действий связаны с высокими интеллектуальными, моральными, психологическими и физическими напряжениями.

Следовательно, ПТП призвана: выработать у начсостава высокие моральные и боевые качества, чувство товарищеской взаимопомощи и в то же время личной ответственности за выполнение служебного долга, самообладание, выдержку и психологическую устойчивость к работе в экстремальных условиях; научить личный состав умело выполнять свои обязанности при боевой работе на пожарах в строгом соответствии с требованиями уставов, наставлений и правил охраны труда; воспитать бережное отношение к пожарной технике и имуществу; подготовить отделения и караулы к слаженному ведению боевых действий на пожарах; постоянно совершенствовать пожарно-тактические знания, развивать тактическое мышление у начсостава и практические навыки по управлению силами и средствами на пожарах; подгото­вить подразделения и гарнизоны пожарной охраны к взаимодействию с другими службами городов и объектов в условиях сложной оперативной обстановки и ведения мероприятий гражданской обороны; постоянно осуществлять анализ боевой работы пожарных подразделений, чтобы своевременно устранять недостатки и внедрять передовой опыт своего и других гарнизонов в организацию и проведение ПТП; совершенствовать навыки у начсостава в организации обучения и воспитания подчиненных; выработать навыки у начсостава по изучению оперативно-тактических особенностей взрывопожароопасных и особо важных объектов в районе выезда части.

Для решения перечисленных задач ПТП личного состава необходимы: тщательное планирование занятий; высокий уровень подготовки руководителей занятий и учебной материально-технической базы, что позволяет проводить занятия на требуемом методическом, теоретическом и практическом уровне; сознательное отношение всего личного состава к усвоению учебного материала и повышению своего профессионального мастерства; внед­рение в учебный процесс психологической подготовки и систематической отработки нормативов.

Одним из важнейших условий подготовки личного состава в системе ПТП является соблюдение правил охраны труда при тушении пожаров. Они подлежат рассмотрению и отработке на каждом занятии.

Наши рекомендации