Проблема психического развития как центральная проблема возрастной психологии
Стремление исследователей проникнуть в сущность процесса психического развития человека породило проблему психического развития в возрастной психологии.
Все изменения, происходящие в психике ребенка, можно разделить на количественные и качественные.
Количественные изменения.Как известно объект может изменяться, но не развиваться. Рост например, это количественное изменение данного объекта, в том числе и психического процесса. Есть процессы, происходящие в психике ребенка, которые колеблются в пределах «меньше – больше». Это процессы роста в собственном и подлинном смысле слова. Рост протекает во времени и измеряется в координатах времени. Главная характеристика роста, по словам Л.Ф. Обуховой, - это процесс количественных изменений внутренней структуры и состава входящих в нее отдельных элементов без существенных изменений в структуре отдельных процессов. Например, измеряя физический рост ребенка, мы видим количественное нарастание. Л.С. Выготский подчеркивал, что имеются явления роста и в психических процессах. Например, рост запаса слов без изменения функций речи.
Однако развитие прежде всего характеризуется качественными изменениями, появлением новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур. Л.С. Выготский и другие психологи описали основные признаки развития. Наиболее важные среди них: дифференциация, расчленение ранее бывшего единым элемента; появление новых сторон, новых элементов в своем развитии; перестройка связей между сторонами объекта. Как показал Л.С. Выготский, существует много различных типов развития. Он различал: преформированныйинепреформированный типы развития.
Преформированный тип развития – это такой тип, когда в самом начале заданы, закреплены, зафиксированы как те стадии, которые явление (организм) пройдет, так и тот конечный результат, который явление достигнет. Здесь все дано с самого начала. Пример такого развития – эмбриональное развитие.
Непреформированный тип развития наиболее распространен на нашей планете. К ним же относятся и развитие галактики, развитие Земли, процесс биологической эволюции, развитие общества. Процесс психического развития ребенка также относится к этому типу. Дети разных эпох развиваются по-разному и достигают разных уровней развития. Детское развитие, по словам Л.Ф.Обуховой, - это непреформированный тип развития, но это совершенно особый процесс – процесс, который детерминирован не снизу, а сверху, той формой практической и теоретической, которая существует на данном уровне развития общества. Человеческое развитие происходит по образцу, который существует в обществе. Согласно Л.С. Выготскому, процесс психического развития – это процесс взаимодействия реальных и идеальных форм. Ребенок не сразу осваивает духовное и материальное богатство человечества. Но вне процесса освоения идеальных форм (культурно-исторического опыта) вообще невозможно развитие. Процесс онтогенетического развития психики ребенка происходит в форме усвоения культурно-исторического опыта.
За историю существования возрастной психологии накоплен многочисленный фактический материал, свидетельствующий о влиянии на психическое развитие ребенка двух факторов: биологического (природного) и социального (социальная среда, условия жизни, обучение, воспитание), что породило в психологии проблему соотношения биологического и социального в психике человека.
К биологическому фактору относят главным образом наследственность. Что же наследует ребенок? Прежде всего, по наследству он получает человеческие особенности строения нервной системы, головного мозга, органов чувств, органов движений, физические признаки, общие всем людям, среди которых важнейшее значение имеют прямолинейная походка, рука как орган познания и воздействия на окружающий мир, особое, человеческое строение речедвигательного аппарата. Дети наследую биологические потребности, особенности типа высшей нервной деятельности. Прирожденные физиологические и анатомические особенности нервной системы человека, его органов чувств, а также генофонд – аппарат наследственности – принято называть задатками, на основе которых формируются, развиваются его общие и специальные способности.
Задатком, определяющим развитие важнейшей человеческой способности – речевого общения (а через него и своеобразного отражения мира), - является анатомо-физиологический механизм формирования второй сигнальной системы, обеспечивающей особое взаимодействие человеческого организма с окружающей средой, его сознательную, целенаправленную деятельность, волевое поведение.
Материальной основой наследственности является дезоксирибонуклеиновая кислота – ДНК. Именно она служит источником и передатчиком генетической информации в клетке. Гены – устойчивые, но не неизменные структуры. Они способны претерпевать изменения под влиянием внутренних причин и внешних воздействий (интоксикация, облучение и др.). Изменениями в генах можно объяснить некоторые аномалии в развитии организма человека и предрасположенность к отдельным заболеваниям. Следует подчеркнуть, что не се с чем рождается ребенок, является наследственным. Отдельные врожденные особенности ребенка, отдельные признаки объясняются условиями внутриутробной жизни младенца. Настроение матери, состояние ее здоровья, психические травмы, лекарственные средства, родовые травмы могут вызвать изменения в строении и функционировании отдельных анализаторов, а в ряде случаев затормозить общее развитие центральной нервной системы, что в свою очередь безусловно скажется на психическом развитии.
Говоря об общечеловеческих природных особенностях и, в частности, об особенностях человеческой нервной системы, необходимо иметь ввиду, что всякий нормальный ребенок рождается с мозгом, который является неизмеримо более совершенным, чем мозг самых высших животных, и позволяет ребенку усваивать такие знания и приобретать такие психические качества, которыми ни одно животное ни при каких условиях, ни при каких способах обучения овладеть не может. Опыты, проводимые Ладыгиной-Котс (1889 – 1963), В. Келлах и др. по воспитанию детенышей высших обезьян в человеческих условиях, показали, что эти животные способны усвоить некоторые бытовые навыки и довольно хорошо приспосабливаются к необычным для представителей их вида обстоятельствам. Однако у них невозможно сформировать ничего похожего на человеческое мышление или на человеческую волю.
Социальный фактор психического развития. Признав важное значение для психического развития ребенка его общечеловеческих и индивидуальных органических особенностей, а так же ход их созревания в онтогенезе, необходимо вместе с тем подчеркнуть, что эти особенности представляют собой лишь условия, лишь необходимые предпосылки формирования человеческой психики. Как справедливо указывал Л.С. Выготский, ни одно из специфически человеческих качеств – таких, как логическое мышление, творческое воображение, волевая регуляция действий и т.д., не могут возникнуть путем лишь вызревания органических задатков. Для формирования такого рода качеств требуются определенные социальные условия жизни и воспитания.
Среда как фактор психического развития – понятие сложное, многогранное. Определенное влияние на развитие психики ребенка оказывает природная среда, физический мир: воздух, вода, солнце, сила притяжения, электромагнитные поля, особенности климата, растительности. Природная среда важна, но она не определяет развитие.
Основное условие психического развития ребенка – его жизнь в обществе людей. Вне общения с другими людьми нет развития психики ребенка. Известные в истории случаи воспитания маленьких детей в логовах зверей на протяжении ряда лет – убедительное свидетельство этому. Родившиеся людьми, но воспитанные зверями, дети, возвращенные к людям, не обладали важнейшими человеческими качествами: у них не была развита речь, мыслительные способности, человеческие чувства.
Только в общении с людьми ребенок осваивает опыт человеческого поведения, опыт обращения с предметами труда и быта, овладевает речью; старшие поколения передают младшим накопленные веками богатства, воплощенные в произведения науки, литературы и искусства, закрепленные в нравственных нормах и правилах поведения людей.
Развитие ребенка осуществляется под влияние как непосредственного окружения или микросреды (семья, сверстники, родственники, соседи), так и главным образом под влиянием социальной среды в широком смысле (макросреды), под воздействием различных средств массовой информации, окружающих ребенка обстоятельств жизни.
Проблема роли среды в психическом развитии ребенка решается по-разному, в зависимости от понимания сущности процесса развития. Некоторые ученые считают, что биологическая среда воздействует на детенышей животных также, как социальная среда на ребенка. В действительности в обоих случаях различны не только среда, но и способы ее влияния на процесс развития. Социальная среда является не просто внешним условием, а подлинным источником развития ребенка, поскольку в ней содержатся все те материальные и духовные ценности, в которых воплощены способности человеческого рода и которыми отдельный индивид должен овладеть в процессе своего развития.
Социальным опытом дети овладевают не самостоятельно, а в процессе общения с окружающими людьми. В связи с этим возникает важная для детской психологии проблема – проблема общения ребенка с другими людьми и роль этого общения в психическом развитии детей на разных этапах возрастного развития.
Усвоение ребенком общественного опыта происходит не путем пассивного восприятия, а в активной форме. Проблема роли различных видов деятельности в психическом развитии ребенка активно разрабатывается в отечественной детской психологии.
В изучении психического развития ребенка присутствует проблема спонтанности этого развития, наличие в нем мотивов самодвижения. Признание детерминированности психического развития условиями жизни и воспитанием не отрицает особой логики этого развития, наличия в нем определенного самодвижения.
Характеристика психического развития современного ребенка обращается к понятиям нормы и отклонения от нормы психического развития.
Понятие «отклонения» является к настоящему моменту одним из наименее разработанных понятий в работе практического психолога, в том числе и специального психолога. Обычно понятие «отклонение» используется для обозначения расхождения с некоторой нормой в поведении, установках, ценностях и т.д. и рассматривается как проявление аномальной психики. Это обусловлено традиционным рассмотрением проявления трудностей в развитии от патологии к норме, где во главу угла ставится вариант аномального развития. Другой возможностью, по мнению Г.М. Бреслава, является попытка рассмотреть отклонение в развитии, исходя из анализа нормального развития. В этом случае под отклонением в развитии следует понимать несоответствие уровня развития и поведения ребенка системе предъявляемых ему социальных требований и ожиданий, не выходящее за пределы «низкой нормы» и не обусловленное органическим поражением центральной нервной системы, т.е. отклонение в развитии неорганической этиологии.
Можно выделить два типа отклонений в развитии ребенка: 1) отклонения по типу запаздывания и 2) отклонения по типу нарушения.
Запаздывание представляет собой снижение темпа психического развития ребенка, по сравнению с большинством детей той же возрастной группы, не выходящее, тем не менее, за пределы возрастной нормы. Запаздывание в развитии может носить тотальный и парциальный характер. В последнем случае развитие приобретает дисгармоничный характер, превышая допустимые границы проявления гетерохронности, неравномерности в развитии. С возрастом гетерохронность развития детей в рамках одной возрастной категории увеличивается.
Отклонения типа нарушения в развитии представляют собой формирование негативных личностных комплексов, либо нарушения поведения, общения и деятельности, несовместимые с социальными нормами и ограничениями.
Теоретические положения отечественных психологов о социально-исторической природе возрастной нормы развития уточняют наше представление о норме развития, представляющей собой не усредненный для данной возрастной группы показатель, а оптимальный с точки зрения общества уровень, соотнесенный с индивидуальными особенностями ребенка.
Для здоровых детей гетерохронность (неоднородность) развития является еще более распространенным явлением. В рамках одно возрастной группы встречаются дети, имеющие большое разнообразие вариантов психического развития. Одни из этих детей развиваются достаточно благополучно, другие – требуют внимания со стороны различных специалистов, т.к. вызывают различные затруднения в обучении и воспитании. Они как бы балансируют на грани нормы и отклонения от нормы психического развития. Если своевременно не оказать этим детям квалифицированную помощь, они могут перейти в категорию трудных, а затем и детей с проблемами в психическом развитии.
Практики, работающие с детьми, достаточно часто сталкиваются со случаями осложнения психического развития, большая часть которых является лишь отклонением от нормы, а не симптомом психического заболевания. Для обозначения этой категории детей в практической психологии все чаще в настоящее время употребляется понятие детей «группы риска» в каждой возрастной категории. Эти дети не страдают тяжелыми психическими и нервными заболеваниями. Однако, нуждаются в помощи со стороны ряда специалистов: педагогов, социальных педагогов, психологов. Специалист должен уметь дифференцировать подобные случаи для того, чтобы своевременно или самому оказать помощь ребенку, или направить его к психоневрологу.