Психолог в доме ребенка
Работа психолога с детьми, воспитывающимися в домах ребенка, является одной из самых востребованных, социально полезных и результативных форм его деятельности. В то же время и сложностей здесь возникает порой больше, чем в работе психолога с детьми из благополучных семей.
Цели этой работы определяются прежде всего психологической спецификой самих детей. Ребенок, воспитывающийся в таком учреждении, во многих случаях характеризуется выраженными эмоциональными, личностными, а зачастую и интеллектуальными проблемами (высокая тревожность, низкая самооценка, трудности в общении и обучении). Поэтому важнейшей задачей психолога является повышение уровня социального, интеллектуального и эмоционального благополучия детей.
Психологическая диагностика в доме ребенка обязательно предполагает не только исследование наличного уровня психического развития, но и глубокое изучение, быть может, не явных сильных и слабых индивидуальных сторон личности. Необходимо определить структуру личности ребенка, зону его ближайшего развития и на основании этого строить прогноз (варианты возможного развития в будущем) и составлять систематизированную, многоплановую программу индивидуальной коррекционной работы.
Коррекционная, развивающая работа с воспитанниками дома ребенка - наиболее важная задача психолога. Она предполагает организацию занятий (как индивидуальных, так и групповых) по формированию у каждого ребенка познавательных способностей, желательных социальных навыков и коррекции нередко встречающегося состояния стойкого эмоционального неблагополучия.
Самостоятельным направлением деятельности психолога является психологическое просвещение сотрудников, педагогов и воспитателей, работающих с детьми. Оно предусматривает целенаправленный вдумчивый поиск оптимальных способов взаимодействия взрослых с детьми, их последовательное внедрение в образовательную структуру учреждения, повышение уровня эмоциональной комфортности в коллективе.
Психологическое сопровождение процесса воспитания и обучения в доме ребенка предполагает участие психолога в обеспечении социализации детей, нормального хода взросления воспитанников. В каждом индивидуальном случае психолог уделяет внимание таким сторонам образовательной работы, как профориентация, развитие адекватных представлений об обществе, формирование у детей реалистичной самооценки и морально-нравственных качеств и свойств личности. Важнейшее и обязательное направление в работе психолога - профилактика наркозависимости и девиантности (нежелательных отклонений поведения).
Методическая работа является неотъемлемой составляющей работы психолога и в этом детском учреждении. Психолог ведет нормативную документацию, готовит аналитические отчеты, психологические характеристики детей и в целом образовательной среды в данном учреждении.
Научно-исследовательская деятельность и самообразование психолога связаны прежде всего с проблемой выявления и преодоления обстоятельств, подавляющих психическое развитие ребенка, освоением эффективных приемов коррекции развития детей, воспитывающихся вне семьи.
Для психолога, работающего в доме ребенка, наиболее востребованы такие личностно и профессионально значимые качества, как педагогическое чутье, ответственность, выносливость, терпимость, эмоциональная устойчивость и самоконтроль.