Сопровождение гиперактивного ребенка в условиях ДОУ и семьи

Как уже отмечалось, работа по сопровождению дошкольника с гиперактивностью должна проводиться комплексно. На первый план здесь выступает скоординированность всех участников процесса СО -провождения, выработка единого подхода, одинаковое понимание сути проблемы. В ходе сопровождении необходимо объединять и пра­вильно сочетать различные подходы (медицинский, психолого-пе­дагогический, «родительский»). Необходимыми условиями успешно­сти сопровождения ребенка с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью являются своевременность, последовательность и достаточная продолжительность оказываемой помощи. Взрослый должен быть готов к длительной работе, а не к быстрому результату, хотя при уравновешенном подходе первые результаты могут стать за­метными достаточно скоро.

Необходимым моментом коррекции гиперактивности служит из­менение окружения ребенка в детском саду и дома с целью создания благоприятных условий для преодоления отставания в развитии пси­хических функций.

Лри работе с гиперактивными детьми воспитателю следует пользоваться следующими рекомендациями:

1. Не следует заставлять гиперактивного ребенка заниматься больше, чем он может. Например, если все дети могут продук‑

тивно заниматься определенной деятельностью в течение 20 минут, а гиперактивный ребенок утомляется через 10 ми­нут, то лучше включить его в другой вид деятельности (попро­сить полить цветы , сложить карандаши и т. д.). Если после этого он почувствует силы продолжить прерванную работу, то эта вполне возможно.

2. Во время занятий ограничивать до минимума отвлекающие факторы.

3.Быть экспрессивным, театральным воспитателем: необычность в поведении педагога может помочь ребенку сконцентрировать внимание.

4. Не требовать от ребенка большой аккуратности при выполнении заданий в начале коррекционного пути. Таким образом спо­собствовать формированию чувства успеха. Дети должны по­лучать удовольствие от выполненного задания, у них должна повышаться самооценка.

5. Ребенка лучше посадить рядом с воспитателем: время от времени можно положить руку на плечо ребенка, так как любые тактильные ощущения помогают гиперактивным детям скон­центрировать внимание.

6. Гиперактивным детям сложно быстро переключиться по тре­бованию взрослого с одного вида деятельности на другой. По­могите ему, выработав, например, конкретные правила пове­дения и работы. Эти правила обозначаются символами, пиктограммами и по мере необходимости предъявляются до­школьнику. С ребенком заранее обговаривается их содержание и область применения. Однако следует объяснить ребенку: если он нарушит правило - не все потеряно.

7. Для более эффективной работы можно заранее обсудить с ре­бенком, что он сам себе хочет посоветовать при выполнении задания.

8. Инструкции, которые воспитатель дает ребенку, должны быть очень конкретными и содержать не более 10 слов. Говорить не­долго, четко дать задание, установить правила и последствия их выполнения и невыполнения.

9. Гиперактивного ребенка необходимо чаще поощрять. Напри­мер, достаточно часто выдавать ему жетоны, которые в тече­ние дня он может менять на награды (лучше не материальные): право идти на прогулку в первой паре, раздавать детям игруш­ки, альбомы, карандаши и т. д.

10. По возможности игнорировать вызывающие поступки ре6ен­ка. Прежде чем реагировать на неприятный поступок, остано­витесь на несколько секунд (например, сосчитайте до десяти).

11. Старайтесь быть рядом с ребенком, когда он выполняет какое- либо задание.

Программа коррекции в ДОУ может включать:

1. Создание положительной мотивации, ситуаций успеха.

Положительную мотивацию целесообразно создавать, организо­вывая игровую деятельность ребенка. Для решения этой задачи так­же может применяться «программа вознаграждения и поощрения» (И. П. Брязгунов, Е. В. Касатикова, 2001), включающая следующие моменты:

· каждый день перед ребенком ставится определенная цель, Ко­торую он должен достичь;

· усилия ребенка при достижении этой цели всячески поощряются;

· в конце дня поведение ребенка оценивается в соответствии с достигнутыми результатами;

· при достижении значительного улучшения в поведении ребе­нок получает давно обещанное вознаграждение.

2. Обучение ребенка релаксации. Когда мы, проводя релаксацию, просим любого ребенка закрыть глаза, то у него возникает физичес­кая граница между собой и внешним миром. У детей с СДВГ граница между собственным восприятием и внешним миром нечеткая. Необ­ходимо учить таких детей понимать структуру своего тела. Процесс релаксации оказывается для них очень сложным.

В реальности нас окружает очень большое количество различных предметов и стимулов - раздражителей. При этом если обычный че­ловек умеет выбирать для себя один - главный раздражитель, а на остальные не обращать внимания (например, если мы читаем книгу, то не замечаем, как тикают часы и не обращаем внимания на маши­ны, проезжающие под окнами), то проблема ребенка с СДВГ заклю­чается в том, что он не может выбрать один раздражитель и сфокуси­ровать на нем свое внимание. Для детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью все, что нас окружает, является раздражителем. Таким образом, у гигерактивного ребенка идет посто­янная борьба за несколько раздражителей, а это, в свою очередь, при­водит к частому «перескакиванию» с одного вида деятельности на дру­гой, к крайней невнимательности.

Задача этого направления коррекции - научить гиперактивного

ребенка расслабляться, понимать структуру собственного тела. И рас­слабление, и молчание для такого ребенка - тяжелая работа. До сих пор, чтобы успокоиться, он всегда старался приложить максимум уси­лий, потому что взрослые говорили: «Работай спокойно!», «Сядь и успокойся!», «Постарайся лежать спокойно!> и т. д. Таким образом, все, что требовало расслабления, вызывалось у ребенка большим уси­лием воли, которого из-за о6ьективньгх особенностей надолго не хватало. Дети с СДВГ знают (не без помощи взрослых), что успокоение и расслабление - это тяжкий труд.

Во время релаксации мы пытаемся как можно дольше концент­рировать внимание ребенка только на отдыхе. На этой стадии необ­ходимо донести до ребенка, что расслабление -это не работа. В этот момент не надо ничего делать и не надо себя контролировать. Задача ребенка - научиться быть спокойным не за счет контроля, а за счет его отсутствия.

Релаксационная терапия для ,детей с гиперактивностью очень сложна, и, следовательно, этот этап может оказаться длительным по времени, но, несмотря на все трудности, именно с этого этапа дети с СДВГ начинают чувствовать себя более уютно и спокойно.

В качестве конкретной технологии можно предложить Мышечную релаксацию Ж. Джекобсона. Данная методика, по крайней мере для начала, рекомендуется всем, кто испытывает трудности с расслабле­нием мышц. Общее расслабление (особенно переживаемое в психи­ческом плане) возможно лишь при релаксации всех скелетных мышц.

Тренаж следует проводить в положении лежа; желательно, чтобы в процессе занятий нас не беспокоили, поэтому следует повесить на каби­нет табличку с просьбой не беспокоить или предпринять какие-либо другие шаги. Звуки, которые не несут информации и представляют собой более или менее одноплановый звуковой фон (ход часов, шум холодильника, гyл проезжающих мимо трамваев и т. п.), как правило, не причиняют беспокойства. Однако, если ребенок все же реагирует на эти звуки, следует задуматься о том, что их, вероятно, слишком много.

«Лежачее место» для занятий должно быть достаточно широким, таким, чтобы можно было свободно положить руки рядом с телом.

При наличии проблем с позвоночником нсо6ходимо подкладывать под голову подушечку, а в случае необходимости - и под поясницу. Словом, следует помочь рв6енку расположиться таким образом, что­бы, лежа на спине с вытянутыми вдоль тела руками, он мог чувство­вать себя удобно. Ничто не должно давить на него. Не должны не­меть руки или ноги. Одежда - свободная, не стесняющая движений. Важна и температура: не должно быть ни жарко, ни холодно. В по­следнем случае следовало бы накрыть ребенка легким покрывалом.

Перед началом каждого упражнения предложите ему расположить­ся поудобнее в позиции лежа на спине. Руки неподвижно лежат вдоль тела ладонями вниз, ноги слегка раздвинуты. При спокойном поло­жении ребенок медленно закрывает глаза. Чем медленнее он будет закрывать их, тем быстрее достигнет успокоения. Все должно проис­ходить без насилия над собой, естественно, так чтобы ему было при­ятно. Важно не забывать и о выходе из состояния расслабления: глу­боко вдохнуть, почувствовать мышцы и пр.

Согласно специальному определению самого создателя метода, он подходит людям, мышцы которых напряжены в такой степени, ког­да ничто иное не в состоянии ликвидировать их перенапряжение.

Можно применять и другие подходящие для данного возраста ре­лаксационные техники. При работе с дошкольниками очень хорошо применять так называемые «сказочные» техники релаксации, когда мы учим ребенка расслабляться, погружаясь в сказку

Перед разучиванием какой-либо релаксации следовало бы, конеч­но, «прочувствовать» разницу между мышечным напряжением и расслаблением.

3. Коррекция негативных форм поведения, н частности немотиви­рованной агрессии. Рекомендации по работе с агрессией предложе­ны ранее («Сопровождение агрессивного ребенка»).

4. Развитие дефицитарных функций (Е. К. Лютова, Г Б. Монина, 2000).

Коррекционную работу следует проводить поэтапно, начиная с развития одной отдельной функции, т. к. гиперактивному ребенку трудно одновременно быть и внимательным, и спокойным, и неим­пульсивным.

Когда в процессе занятий будут достигнуты устойчивые положи­тельные результаты, можно переходить к тренировке одновременно двух функций, например, дефицита внимания и контроля двигательной активности или дефицита внимания и контроля поведения. И лишь затем можно использовать упражнения, которые развивали бы все три дефицитарные функции одновременно.

В приложении 4 представлены игры, направленные на развитие

дефицитарных функций.

5. Развитие навыков межличностного взаимодействия.

У детей с СДВГ постоянно возникают проблемы во взаимоотно- шениях с окружающими, в том числе со сверстниками, педагогами, родителями, братьями и сестрами. В действиях таких детей просле­живается избыточное реагирование, не соответствующее содержанию ситуации, невосприимчивость к оттенкам межличностных взаимо­отношений.

Задача этого направления работы — обучить детей эффективным навыкам социального взаимодействия с окружающими, коммуника­тивной культуре, научить уважать права окружающих. Также на этом этапе дети учатся контролировать собственные эмоции и поступки.

В работе могут быть использованы следующие методы: чтение литературных произведений с последующим их анализом; проигры­вание и разбор конкретных ситуаций взаимодействия; игры, о6уча­ющие сотрудничеству, и пр. Следует обратить внимание на то, что на начальном этапе коррекции лучше работать с ребенком индивиду­ально и только после выработки определенных умений переходить к групповым методам работы (желательно, чтобы группа была не бо­лее четырех человек).

В отработке конкретных навыков общения можно использовать те же методы и приемы, которые уже были описаны в главе «Сопро­вождение агрессивного ребенка».

6. Работа с родителями гиперактивного ребенка.

Р. Кэмп6елл (1997) считает, что родители гиперактивного ребенка часто допускают три основные ошибки в воспитании:

· недостаток эмоционального внимания, часто подменяемого медицинским уходом;

· недостаток твердости в воспитании и отсутствие надлежащего контроля за поведением ребенка;

· неумение воспитывать в детях навыки управления гневом.

Эти ошибки четко проявляются в моделях поведения родителей

гиперактивного ребенка:

1. Родители не понимают проблемы ребенка, стремятся жестки Ми мерами бороться с «непослушанием» сына или дочери, уси­ливают дисциплинарные способы воздействия, вводят непре­клонную систему запретов появление негативных форм поведения, ухудшение психосоматического состояния ребенка.

2. Родители стараются не обращать внимания на поведение ребенка или, «опустив руки», предоставляют ребенку полную свободу действий гиперактивный ребенок лишается необхо­димой для него поддержки взрослых, быстро начинает манипу­лировать взрослыми поведение усуту6ляется.

3. Некоторые родители, слыша в детском саду и других обществен­ных местах непрекращающиеся упреки и замечания в адрес сво его ребенка, начинают винить только себя в том, что он такой, приходят в отчаяние и впадают в состояние депрессии отсут­ствие адекватных воспитательных воздействий также приводит к усугублению поведения.

Работу с родителями следует проводить по обычной схеме (см. «Сопровождение агрессивного ребенка»):

· информирование о проблеме;

· обучение эффективным способам общения с ребенком.

Прежде всего, необходимо разъяснить родителям, что же такое ги­перактивность. Самое главное на этом этапе — донести до родителей простую мысль: необычность поведения их детей — не результат дур­ного характера или неподходящего темперамента и не упрямство, которое непременно нужно сломить, а, вполне вероятно, специфи­ческая особенность психики, обусловленная определенными на­рушениями деятельности нервной системы ребенка, возможными травмами, о которых взрослые не знают или не помнят. Мамы и папы, бабушки и дедушки должны понять; что ребенок нив коей мере не виноват, что он такой, и что дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребенка, а в большинстве случаев даже ухуд­шат eгo. Если врач назначил такому ребенку лечение, то следует объяс­нить родителям, что улучшение его состояния «зависит не только от специально назначаемого лечения, нов значительной мере еще и от доброго, спокойного и последовательного отношения к нему. В воспитании ребенка с гиперактивностью родителям необходимо избе­гать двух крайностей: проявления чрезмерной жалости и вседозволенности с одной стороны, а с другой - постановки перед ним повы­шенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в соче­тании с излишней пунктуальностью, жесткостью и наказаниями. Частое изменение указаний и колебания настроения родителей ока­зывают на ребенка с синдромом дефицита внимания гораздо более глубокое негативное воздействие, чем на здоровых детей» (Н. Н. За­ваденко, Т Ю. Успенская, 1994).

Педагог может посоветовать родителям вести постоянные и целе­направленные наблюдения за ребенком. Это необходимо, чтобы взрослый смог лучше понять, какие трудности испытывает ребенок в течение дня, с чем ему удается справляться, а с чем нет.

Чтобы родители смогли проанализировать тактику общения с ре­бенком, можно порекомендовать им заполнить анкету, предложен­ную М. М. Безруких (приложение 13). Ответы на вопросы помогут родителям увидеть, какие вопросы у них вызывают разногласия, вьI­ра6отать совместную тактику воспитания. Специалист может пред­ложить родителям отделить то, с чем они не могут смириться (это и будут их первоочередные задачи), от того, с чем они какое-то время смириться готовы. После этого родитель формулирует то, что он хо­чет изменить, и совместно со специалистом пытается выработать так­тику дальнейших действий.

Конкретные рекомендации для родителей гиперактивного ребенка:

1. В своих отношениях с ребенком придерживайтесь «позитив­ной модели». Хвалите его в каждом случае, когда он этого за­служил, подчеркивайте успехи. Это поможет укрепить уверен­ность ребенка в собственных силах.

2. Когда вы отдаете распоряжения, вы можете формулировать их следующим образом: «Мне нужна твоя помощь. Пожалуйста; убери обувь от двери». Ключевым моментом в данной ситуа­ции является просьба о помощи.

3. Избегайте повторений слов «кет» и «нельзя».

4. Говорите сдержанно, спокойно и мягко.

5. Давайте ребенку только одно задание на определенный отре­зок времени, чтобы он не был перегружен слишком большим количеством распоряжений.

6. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

7. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие кон- центрации внимания (например, работа с кубиками, раскра­шивание, чтение).

8. Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения домашних заданий и сна должно соответ­ствовать этому распорядку. Дети чувствуют себя в большей без­опасности, если имеют дело с многократно повторяющимися действиями, они более восприимчивы и лучше реагируют, ког­да регулярно едят, спят и играют.

9. Избегайте по возможности скоплений людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в ресторанах и Т. п. оказывает на ребенка чрезмерно стимулирующее воздействие.

10. Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.

11. Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

12. Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе: длительные прогулки, бег, спортивные занятия.

13. Постоянно учитывайте недостатки поведения ребенка.

Кроме игротерапии, которая является основой коррекционной работы (варианты игр представлены в приложении 14), гиперактив­ным детям окажет помощь и изотерапггя (рисование пальцами, ла­дошками и Т. д.); работа с песком, водой, мягкими материалами (гли­на, пластилин и др.) способствует снятию напряжения.

Наши рекомендации