Психометрические методы
Психометрия (психометрические методы) — исследование количественных сторон, соотношений, характеристик психических процессов и явлений. Важнейшим признаком психометрии является стандартизация технологий измерения параметров динамики индивидуальных различий, эмпирических лимитов данного психического процесса. Психометрия направлена на создание психодиагностических методик, обладающих валидностью, надежностью и репрезентативностью. К психометрическим методам относится психологическое тестирование.
Тестирование — метод психологической диагностики, при котором используются стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений. Тестирование применяется в образовании при определении интеллектуальных и специальных способностей, уровня развития психофизиологических свойств и качеств личности, при отборе и определении профпригодности абитуриентов, а также в процессе аттестации и профессионального консультирования.
В тестировании выделяют три этапа:
• выбор теста, опросника (определяется исследовательской задачей);
• проведение тестирования в соответствии с инструкцией при соблюдении этических норм;
• обработку полученных данных и интерпретацию результатов тестирования.
В психологии профессионального образования важное значение приобретает диагностика специальных способностей и учебно-профессиональных достижений. Традиционные интеллектуальные тесты направлены на измерение академических способностей. Они сосредоточены главным образом на изучении абстрактных функций интеллекта. Потребность в надежных методах отбора поступающих в профессиональные учебные заведения побудила психологов разработать диагностику специальных (профессиональных) способностей. В зависимости от разных профессий и специальностей к кандидатам предъявляются специфические требования. В целях профотбора, профкон-сультации необходимо иметь тесты, позволяющие определить уровень обученности (подготовленности), обучаемости, выраженности профессионально значимых психофизиологических свойств, психологических качеств, профессиональных умений.
В психологии выделяют следующие группы способностей: сенсорные, двигательные, технические и профессионализированные, куда входят художественные, управленческие, предпринимательские, конвенциональные и др. В соответствии с выделенными способностями конструируются и различные тесты. Тесты специальных способностей применяются в основном для профессионального отбора.
Рассмотрим особенности диагностики сенсорных способностей. Многие профессии требуют высокого уровня развития сенсорной сферы, в частности зрения и слуха. Тесты визуальных способностей дифференцируются в зависимости от профессионально значимых признаков и измеряют остроту зрения, цветовое различение, восприятие глубины, мышечный баланс глаз. Очень распространенным тестом, определяющим остроту зрения, является следующий: испытуемому показывают таблицу, на которой изображены ряды печатных букв, постепенно уменьшающихся по величине, и предлагают называть буквы, которые указывает экспериментатор.
Слуховое восприятие дифференцируется на ряд простых функций, таких как острота слуха, выделение сигналов из фона, наполненного шумами, различение тембра, высоты звуков. Наиболее часто определяется острота слуха. При этом используется звуковой сигнал, а чаще всего человеческий голос, произносящий какие-либо слова или простые предложения. Для измерения более сложных характеристик слуха, например музыкального, применяют тесты музыкальной одаренности.
Диагностика двигательных способностей осуществляется с помощью тестов, измеряющих скорость, координацию и другие характеристики двигательных реакций. Поскольку многие моторные тесты выполняются под контролем зрения, правильнее было бы говорить о диагностике сенсомоторных способностей. Как правило, эти тесты конструируются по принципу подражания или воспроизведения работы в меньших масштабах. Широкое распространение получили тесты, диагностирующие ловкость пальцев, скорость манипулирования предметами, твердость руки, время реакции, скорость движения руки.
Важное место в профотборе персонала занимают тесты технических способностей. Под техническими способностями понимают сложные интеллектуальные способности, включающие пространственные представления, техническую компетентность и сенсомоторные умения.
К последней группе специальных способностей относятся профессионализированные способности: художественные, музыкальные, конструкторские, исследовательские, предпринимательские, социальные, исполнительские и др. Тесты, сконструированные для их измерения, используются при отборе персонала для определенной профессиональной области деятельности.
Тесты достижений диагностируют степень владения испытуемым конкретными знаниями, умениями и навыками. В отличие от тестов интеллекта они измеряют влияние специальных программ обучения, профессиональной подготовки на эффективность обучения и овладение профессией. Другими словами, тесты достижений ориентированы в основном на оценку успехов индивида после завершения обучения.
Применяют обычно три формы тестов достижений: тесты действия, письменные и устные тесты. В тестах действия требуется выполнить ряд заданий, наиболее важных в конкретной профессиональной деятельности. Для выполнения теста либо используют производственное оборудование, либо моделируют трудовые операции на тренажерах. Тесты действия широко применяются в конторских профессиях (технический секретарь, машинистка, стенографистка, клерк и т. п.).
Письменные тесты достижений используются в профессиях, где важны специальные знания, осведомленность, грамотность. Их показатели ориентированы на измерение усвоения ключевых понятий, тем, классификационных признаков, технических характеристик, формул. Стандартизированная форма оценки носит более объективный характер, допускает групповую работу и не требует больших затрат времени.
Устные тесты профессиональных достижений представляют собой серию стандартизированных вопросов, касающихся специальных профессиональных знаний. Вопросы подбираются на основе тщательного анализа профессиональной деятельности, наблюдения за квалифицированными работниками и экспертной оценки значимости каждого вопроса.
Использование тестов достижений для оценки профессиональной компетентности можно проиллюстрировать на практике аттестации психологов в США1. Чтобы быть допущенными к экзамену на звание психолога, кандидаты должны иметь университетское психологическое образование и проработать два года под руководством дипломированного психолога. Экзамен состоит из двух частей и предполагает:
• выполнение ста заданий с множественным выбором по семи областям деятельности: клинической психологии, психологии разпития, промышленной психологии, общей экспериментальной психодогии, тестированию и статистическому анализу, социальной психологии и психологическому консультированию;
• описательные ответы на пять вопросов, один из которых — по методологии исследования и четыре — по любым двум из перечисленных семи областей деятельности. Эти области кандидат выбирает сам.
В каждом штате существуют свои законы присво-' ения звания психолога и выдачи лицензии на практическую деятельность. Но все они направлены на то, чтобы оградить общество от шарлатанов и некомпетентных лиц, объявляющих себя психологами.
Широкое распространение тестов достижений и специальных способностей объясняется тем, что они позволяют специалистам по обучению персонала оперативно выявлять уровень профессиональной подготовленности работника, следить за его профессиональным становлением (карьерой) и прогнозировать профессиональные достижения.
В связи с введением в нашей стране аттестации госслужащих проблема диагностики с использованием тестов достижений и специальных способностей приобретает особую актуальность.
Методы опроса — это способы получения информации в ходе непосредственного (интервью) или опосредованного (с помощью опросника-анкеты) общения исследователя с испытуемым. Опросники не являются тестами, но достаточно высокая надежность и валидность позволяют отнести их к психометрическим методам. К группе психометрических методов относятся все стандартизованные формы опроса. В психологии профессионального образования широкое распространение получили опросники-анкеты. К ним относятся биографические опросники, опросники интересов.
Биографические опросники диагностируют уровень и характер образования, виды профессиональной деятельности, смену места работы и профессии, хобби и т. п. По мнению А. А. Анастази, эти опросники являются валидными при предсказании успешности работы как для профессий неквалифицированного труда, так и для профессий высокого уровня квалификации1.
Опросники интересов предназначены для измерения образовательных и профессиональных интересов. Они применяются для решения задач профессионального отбора.
Одним из первых таких опросников стал «Бланк профессиональных интересов», созданный Э. Строн-гом в 1920 г. Он диагностирует четыре показателя интересов:
1) сходство интересов обследуемого с интересами лиц, достигших успехов в определенной профессии;
2) структуру интересов мужчин и женщин;
3) степень зрелости интересов;
4) уровень профессиональной подготовки1.
Один из последних вариантов этого опросника, разработанный в 1974 г., содержит 325 заданий, сгруппированных в 7 частей. В первых пяти частях испытуемый отмечает свои предпочтения суждениями «нравится», «безразлично», «не нравится». Вопросы в этих частях распределены по следующим категориям: профессии, учебные предметы, виды деятельности, типы развлечений, общение с различными типами людей. Другие две части требуют от отвечающего предпочесть одно из двух заданий (например, иметь дело с вещами или с людьми) и отметить ряд утверждений о себе суждениями «да», «нет», «не знаю».
Другим распространенным опросником интересов является «Протокол профессиональных предпочтений» Г. Кьюдера (1966). Он предназначен для определения предпочтительных интересов индивида среди широкого круга разных видов деятельности, но не прогнозирует предполагаемый выбор рода занятий на основе изученных интересов.
Вопросы «Протокола...» относятся к типу триад вынужденного выбора. На каждый вопрос испытуемый отвечает, какой из трех перечисленных видов деятельности ему наиболее и наименее по душе (например: посещение картинной галереи, работа в библиотеке, посещение музея).
Шкалы интересов включают различные виды деятельности: научную, техническую, литературную, общественную и др., т. е. опросник Г. Кьюдера диагностирует интерес испытуемого к определенным видам деятельности, а не к конкретным профессиям.
Важное значение имеет диагностика профессиональной обучаемости. Под обучаемостью понимают систему качеств, способностей личности, определяющих продуктивность учебно-профессиональной деятельности (при прочих равных условиях — наличии исходных знаний, умений и навыков, положительной мотивации, определенного уровня физического развития, здоровья).
Чем выше обучаемость, тем быстрее и легче учащийся приобретает новые знания и профессиональные умения, тем свободнее он ориентируется в учебно-профессиональных ситуациях, тем выше темп его профессионального развития. В основе профессиональной обучаемости лежит развитие сенсомоторных способностей, психических процессов, а также моти-вационно-волевых и эмоциональных качеств личности. Степень развития и сочетание этих свойств определяют индивидуальные различия в обучаемости, являются ее качественными показателями.
Анализ психологической литературы по проблемам обучаемости показал, что исследователи разъединяют обучаемость и умственное развитие; важнейшим психическим процессом, детерминирующим обучаемость, является мышление; важное значение в повышении уровня обучаемости принадлежит мотивам учения1. 3. И. Калмыкова, признавая обучаемость как производное от разнообразных особенностей психики, рассматривает это понятие в более узком смысле — как общие умственные способности, ограничивая его содержание лишь спецификой мышления2.
К критериям обучаемости относятся:
• сформированность логических приемов мышления;
• самостоятельность мышления;
• преобладающий тип мышления. Диагностика этих качественных характеристик
мышления осуществляется при помощи широко применяемых в психологии методик.
В психологии профобразования правомерно использовать понятия сенсомоторной и профессиональной обучаемости и в зависимости от содержания профессии конструировать методику диагностики. Основными диагностируемыми показателями являются следующие:
• мотивы выбора профессии и терминальные ценности;
• уровень развития учебно-профессиональных способностей;
• самостоятельность и рефлексия;
• координация движений;
• сенсомоторные свойства.
Диагностика учебно-профессиональной обучаемости позволит дифференцировать профессиональную подготовку специалистов, прогнозировать успешность их будущей профессиональной деятельности.
Экспериментальные методы
Метод эксперимента является основным методом познания механизмов и закономерностей психологической реальности. Его сущность заключается в получении нового научного знания в контролируемых и управляемых условиях. Основная неспециализированная задача эксперимента — установление причинно-следственных связей и объяснение психологических процессов и явлений. При проведении эксперимента используют двойное правило различия и согласия {Док. С. Миллъ): если за группой событий А, Б следует событие о, но за Б, В не следует а, то А есть причина а. Первая из двух групп событий рассматривается как экспериментальная, вторая — как контрольная. Единственное отличающее их событие называется независимой переменной, которая в ходе эксперимента может подвергаться различным изменениям.
Наиболее широкое распространение получила модель эксперимента, представленная в табл. 51.
Из таблицы видно, что исследователь должен пользоваться при анализе результатов объективными оценками, позволяющими не только утверждать, что х2 больше хь а у2 больше уь но и установить, насколько больше. Иначе нельзя будет сравнить изменения, происшедшие в экспериментальной и контрольной группах.
Таблица 5
Модель эксперимента
Группа | Характеристика группы до эксперимента | Характеристика группы после эксперимента | Происшедшие изменения |
Экспериментальная Контрольная | X1 У1 | X1 У1 | X1 — Х2 У1 –У2 |
Задача количественного выражения результатов эксперимента является крайне трудной в психологических исследованиях: Поэтому количественные данные имеют, как правило, относительную, а не абсолютную значимость. Они позволяют сравнить уровни двух групп, но не дают возможности опреде лить абсолютную характеристику каждой из них. Тем не менее психологическая наука разработала разного рода шкалы для измерения личностных изменений путем создания ситуаций, позволяющих не дожидаться изменений в реальной учебно-профессиональной деятельности.
При проведении эксперимента возможно в широких пределах варьировать условия протекания изучаемого процесса, выделять влияние переменных факторов, изучать их взаимосвязи и тем самым устанавливать закономерности и механизмы психических явлений.
Важным достоинством метода эксперимента является возможность качественной оценки изучаемых процессов, количественного учета исходных данных, что позволяет математически обрабатывать результаты исследования и формулировать статистически значимые выводы.
Таким образом, экспериментальные методы основываются на точном учете изменяемых независимых переменных, которые влияют на зависимую переменную (объект эксперимента). Специфика экспериментальных исследований состоит в том, что они предполагают:
• организацию специальных условий учебно-профессиональной деятельности, влияющих на исследуемые психологические особенности испытуемых;
• изменение этих условий в ходе исследования. Различают три типа экспериментального метода:
естественный, моделирующий и лабораторный эксперименты.
Естественный эксперимент предполагает исследование психических явлений в обычных, естественных условиях (на уроке, в производственном коллективе, в процессе выполнения трудового задания и т. п.). Достоинства естественного эксперимента — относительная замаскированность целей исследования, достаточно неформальная обстановка проведения эксперимента, органическая включенность в условия жизни и деятельности испытуемых.
Моделирующий эксперимент применяют в ситуациях, когда большая сложность и высокая динамичность некоторых трудовых процессов не позволяют изучать их в обычном режиме работы реальных технических устройств. Такие процессы упрощают. В изучаемом трудовом процессе выделяют основные его составляющие, определяющие успех работы, создают искусственные условия осуществления этой деятельности, и в таких смоделированных условиях изучают сложный трудовой процесс. Моделирующий эксперимент применяется также при изучении профессионально важных качеств личности в процессе ее профессионального становления.
Лабораторный эксперимент предполагает проведение исследований в психологической лаборатории, оснащенной специальными приборами и приспособлениями. Этот тип эксперимента применяется обычно при исследовании элементарных психических функций: сенсорной и моторной реакции, реакции выбора, — при изучении рабочих движений человека.
За последние два десятилетия высокого уровня развития достигли видеотехника и различные оптико-механические устройства для преобразования значений параметров движения в электромагнитные сигналы. Все это способствовало, с одной стороны, широкому внедрению в исследования таких методов, как видеосъемка, стереоскопическая съемка и т. п., с другой стороны, упрощению процедуры подготовительных работ, проведения эксперимента и анализа экспериментального материала. Несмотря на универсальность методов видеофоторегистрации пространственных координат тела и отдельных его час тей, эффективное применение ЭВМ и другой специальной техники в исследованиях до сих пор остается довольно сложной проблемой.
Генетические методы
Генетические методы направлены на исследование изменений профессионального развития личности в течение длительного времени. В психологии профессионального образования оправдано использование формирующего эксперимента и мониторинговых исследований.
Основной чертой формирующего эксперимента является, по определению В. В. Давыдова, «...не простое констатирование особенностей тех или иных эмпирических форм психики, а их активное моделирование, воспроизведение в особых условиях, что позволяет раскрыть их сущность»1.
Использование формирующего эксперимента связано с перестройкой определенных характеристик учебно-профессионального процесса и выделением влияния этой перестройки на возрастные, интеллектуальные и характерологические особенности обучаемых. По существу, данный метод выступает в качестве средства проведения широкого исследования с использованием всех других методов.
Формирующий эксперимент, согласно развернутому определению, данному В. В. Давыдовым, — это эксперимент, во-первых, массовый, т. е. статистически значимый; во-вторых, осуществляемый для реализации той или иной теоретической концепции; в-третьих, длительный, пролонгированный и, наконец, комплексный, требующий совместных усилий педагогов-теоретиков, дидактиков, методистов, и поэтому его следует организовывать в особых учреждениях.
Формирующий эксперимент используется при поиске оптимальных технологий профессионального образования, эффективной методики профессиональной подготовки на предприятии, инновационных способов повышения квалификации.
К генетическим методам исследования следует также отнести мониторинг профессионального развития и профессионально-образовательного процесса.
Мониторинг как метод исследования может быть рассмотрен с различных позиций, обусловленных его объектом. В качестве объектов мониторинга в системе профессионального образования могут выступать:
• профессионально-образовательный процесс;
• академическая успеваемость обучаемых;
• учебная и учебно-профессиональная деятельность обучаемых;
• развитие личности обучаемых;
• становление учебной группы;
• профессиональная деятельность преподавателя;
• профессиональное развитие преподавателя;
• становление педагогического коллектива.
В зависимости от выбранного объекта мониторинга возникают специфические цели и задачи, связанные с его реализацией на практике, т. е. в каждом случае мы будем иметь определенный вид мониторинга. При реализации любого вида мониторинга проявляются определенные психологические особенности, обусловленные его объектом.
Высокую значимость для системы профессионального образования приобретает мониторинг, объектами которого являются развитие личности обучаемых, а также развитие их учебной и учебно-профессиональной деятельности. Данный вид моторинга позволяет получить информацию о характеристиках, структуре, развитии учебной и учебно-профессиональной деятельности обучаемых, об изменениях субъекта этой деятельности, т. е. личности обучаемого (изменение характеристик, структуры субъекта деятельности, формирование психологических новообразований).