Уровни чувствительности. Пороги ощущений

Для того чтобы в результате действия раздражителя на органы чувств возникло ощущение, необходимо, чтобы вызывающий его стимул достиг определенной величины или порога чувствительности. Выделяют два типа порогов чувствительности: абсолютный и дифференциальный (или порог чувствительности к различению).

Наименьшая сила раздражителя, при которой возникает едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом ощущения.

Нижнему порогу ощущений противостоит верхний порог. Наибольшая сила раздражителя, при которой еще возникает ощущение данного вида, называется верхним абсолютным порогом ощущения. Верхний порог ограничивает чувствительность с большей стороны, причем до определенного предела, выше которого возникает болевое ощущение или не происходит изменений в интенсивности ощущений.

Дифференциальный порог – наименьшая величина различий между раздражителями, когда разница между ними еще улавливается.

Указанные закономерности являются психофизиологическими зависимостями. Они были открыты в первой половине XIX в. французским физиком П. Бугером, затем подтверждены и уточнены немецким психофизиком Э. Г. Вебером и получили название закона Бугера –Вебера.

Закон Бугера – Вебера гласит: дифференциальный порог ощущения для разных органов чувств различен, но для одного и того же анализатора представляет собой постоянную величину. Сама же постоянная величина получила название константы Вебера.

Основной психофизический закон

Опираясь на положение о равенстве минимальных различий между ощущениями и соотношением Вебера, немецкий ученый Г. Т. Фехнер вывел психофизическую закономерность, которая получила именование основной психофизический закон. На основании этого закона сила ощущения пропорциональна логарифму величины действующего раздражителя:

R = C (lg S – lg So),

где: R – интенсивность ощущения; С – константа, связанная с соотношением Вебера; S – интенсивность действующего стимула; So – абсолютный порог.

Адаптация

Чувствительность анализатора нестабильна и изменяется в зависимости от различных условий. Например, находясь в помещении с какими-то запахами, мы через некоторое время перестаем замечать эти запахи, т. к. чувствительность анализатора постепенно понижается. Изменение чувствительности анализатора в результате его приспособления к силе и продолжительности действующего раздражителя называется адаптацией.

В зрительном анализаторе различают адаптации темновую и световую. Например, входя в плохо освещенное помещение, мы вначале не различаем предметы, но постепенно чувствительность анализатора повышается. Приведенный пример касается темновой адаптации. Если темноваяадаптация связана с повышением чувствительности, то световая адаптация связана с понижением световой чувствительности.

Разные анализаторы имеют различную скорость и диапазон адаптации. Более быстро адаптируют обонятельные и тактильные анализаторы.

Взаимодействие ощущений

Взаимодействие ощущений проявляется в явлениях сенсибилизации, синестезии и контраста.

Сенсибилизация (от лат. – чувствительность) – повышение чувствительности нервных центров под влиянием воздействия раздражителя. Сенсибилизация может развиться не только путем применения побочных раздражителей, но и путем упражнений. Так, у музыкантов развивается высокая слуховая чувствительность, у дегустаторов – обонятельные и вкусовые ощущения.

Синестезия – это возникновение под влиянием раздражения некоторого анализатора ощущения, характерного для другого анализатора. Так, например, при взаимодействии звуковых раздражителей у человека могут возникать зрительные образы. На явлении синестезии основана конструкция цветомузыкальных установок.

Контраст ощущений – это изменение интенсивности и качества ощущений под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя. При одновременном действии двух раздражителей возникает одновременный контраст (примеры этого приведены при рассмотрении зрительных ощущений). Широко известно явление последовательного контраста. Ощущение кислого повышает чувствительность к сладкому. После холодного слабый тепловой раздражитель кажется горячим.

Тема: Зрение

Органы зрения и их эволюция. Устройство глаза, его оптический и двигательный аппарат. Свет и его параметры. Основные параметры зрительного ощущения. Ретинальный образ. Центральное и периферическое зрение, дневное и сумеречное. Слепое пятно. Световая и цветовая чувствительность. Острота и чувствительность палочек и колбочек. Кривые адаптации палочек и колбочек. Явление А. Пуркинье. Критическая частота мельканий. Послеобразы (фигурные и цветовые).

Модели монокулярного зрения. Карты видимого поля. Бинокулярное зрение. Закон идентичных зрительных направлений Г. Геринга. Теория локальных знаков Лотце. Дисталь-ный и проксимальный стимул. Роль движений глаз в процессе зрения. Исследование зрения при стабилизации изображения относительно сетчатки. Верзионные и вергентные движения. Конвергенция и дивергенция.

Цвет. Механизмы цветового зрения. Цветовой тон, светлота, насыщенность, их физические корреляты. Основные феномены цветового зрения. Закон слияния цветов. Основные цвета. Смешение цветов. Теории цветового зрения. Трехкомпонентная теория Юнга-Гельмгольца. Интегративная теории цвета. Системы классификации цветов.

Орган зрения

Зрительные ощущения играют ведущую роль в познании че­ловеком внешнего мира. Известно, что 80-90% информации по­ступает через зрительный анализатор, около 80% всех рабочих операций осуществляется под зрительным контролем.

Зрительныеощущения возникают в результате воздействия световых лучей (электромагнитных волн) на чувствительную часть нашего глаза – сетчатку, являющуюся рецептором зрительного анализатора.

Глазное яблоко лежит в защищающем его углублении черепа. Форма глазного яблока близка к сферической. Его внешняя плот­ная соединительнотканная оболочка толщиной около 1 мм назы­вается склерой. На передней поверхности глаза склера переходит в прозрачную мембрану, называемую роговицей. Под склерой на­ходится более тонкая — около 0,3 мм — сосудистая оболочка, со­стоящая в основном из кровеносных сосудов, питающих глазное яблоко. Внутренняя оболочка — сетчатка. Роговица и хрусталик фокусируют попадающий в глаз свет на сетчатке, выстилающей

Уровни чувствительности. Пороги ощущений - student2.ru

заднюю поверхность глазного яблока. Именно в сетчатке находят­ся светочувствительные клетки. Свет воздействует на находящие­ся в сетчатке светочувствительные клетки двух типов — палочки и колбочки, названные так за их внешнюю форму. Светочувстви­тельные рецепторы сетчатки превращают энергию света в нейрон­ный импульс. По волокнам зрительного нерва, сигналы передают­ся в соответствующую часть мозга, принимающую и перерабатыва­ющую передаваемую нервами информацию. В самом центре сетчатки имеется маленький вдавленный участок, содержащий только колбочки – центральная ямка. Плотность колбоек в центральной ямке очень высокая. Эта ямка расположена так, что на неё падает середина изображения объекта, фиксируемого глазом.

В том месте сетчатки, где нервные волокна, отходящие от фоторецепторов, выходят из глаза, сетчатка лишена светочувствительных элементов – слепое пятно.

Остротой зрения принято называть способность различать мелкие и удален­ные предметы.

Световая чувствительность колбочек меньше, чем у палочек. Палочки приспособлены к тому, чтобы работать при слабом осве­щении и давать черно-белую картину мира, а колбочки, наоборот, имеют наибольшую чувствительность в условиях хорошего осве­щения и обеспечивают цветовое зрение.

Нарушения работы палочкового и колбочкового аппарата при­водят к определенным дефектам в зрительных ощущениях. Так, нарушение работы палочкового аппарата (известное как заболева­ние «куриная слепота») проявляется в том, что человек очень плохо или ничего не видит в сумерки и ночью, а днем его зрение относительно нормальное.

При ослаблении действия аппарата колбочек человек плохо различает или совсем не различает цвета. Данное заболевание носит название «дальтонизм» (по имени английского физика Дальтона, который впервые его описал). Чаще всего встре­чается красно-зеленая слепота. Известно, что около 4% мужчин и 0,5% женщин страдают дальтонизмом.

Монокулярное зрение – зрение одним глазам (теоретически). У человека бинокулярное зрение – зрение двумя глазами.

Зрительные ощущения возникают благодаря тому, что глаз постоянно осуществляет мелкие движения – саккады. Неподвижный глаз – не видит.

Дистальный стимул – это объект, находящийся в поле зрения, слуха и являющийся источником энергии, падающей на рецептор.

Проксимальный стимул – пространственно-временная конфигурация энергии, действующая на рецептор (это световой поток и звуковые волны).

Свет.

Видимый свет – это часть спектра электромагнитного излучения. Главные характеристики света – частота и интенсивность. Частота – определяет окраску цвета. Интенсивность – определяет яркость.

Частоты, соответствующие видимой части спектра, лежат между частотами очень коротких радиоволн и инфракрасного излчучения и рентгеновского излучения.

Длина

волны 1км 1м 0,1м 0,001м 10нм 1 нм

радио вч свч ик уф рентген лучи

Видимый спект

Вследствие того, что частоты в видимой части спектра очень велики (1015 герц- одно полное колебание), для характеристики излучения в этой части спектра пользуются не частотой, а длиной волны- расстояние, пройденным светом за время, необходимое для одного колебания.

Раздражителем для зрительного анализатора являются свето­вые волны с длиной волны от 390 до 760 нм.

650-700 нм ощущение красного;

600 - оранжевый

570 – желтый

500 – зеленый

470 – синий

400 – фиолетовый

Белый цвет есть результат воздей­ствия на глаз всех световых волн, входящих в состав спектра.

Интенсивность, дБ Психологический коррелят
Болевой порог
Солнечный свет
Белая бумага при свете настольной лампы
Экран телевизора
Наименьшее освещение, при котором различимы цвета
 
Пороговая освещённость

Критическая частота мельканий. При правильном выборе интервалов между мельканиями можно создать у наблюдателя впечатление непрерывного света. После первой вспышки зрительная реакция сохраняется 100 миллисекунд (инерция) …вторая вспышка «накладывается» на первую… Кино – 24 кадра в секунду – эффект непрерывности.

Последовательные образы–следы, которые накладываются на восприятие данного объекта, если перед эти в течение длительного времени наблюдался другой объект. Послеобразы (фигурные и цветовые).

Наши рекомендации