Тема 8: Психология мотивации
Тесты:
Тест:
1.Одним из главных источников мотивов человеческой активности является:
а) рефлекс
б) потребность
в) ощущение
г) мышление
2.Важной характеристикой потребности является…… , т.е. способность актуализироваться и изменять свою напряженность, угасать и воспроизводиться вновь.
3.Осознание человеком специфического дефицита между личностью, организмом и средой называется:
а) отношением
б) деятельностью
в) потребностью
г) индивидуальностью
4.Внутреннее, исходящее от субъекта побуждение (стремление, влечение) к определенным действиям, ориентированным на удовлетворение потребности или достижение желаемого называется:
а) фрустрацией
б) толерантностью
в) мотивом
г) влечением
5. Мотив (от латинского movere) означает:
а) любить
б) толкать, приводить в движение
в) определять
г) существовать
6.Совокупность процессов формирования, функционирования, взаимодействия и преобразования мотивов людей называются:
а) мотивацией
б) направленностью
в) причиной
г) ассимиляцией
7.Мотивация – это…….. разнообразных мотивов, управляющих какой-либо деятельностью на протяжении некоторого времени.
8.Установка – внутреннее состояние……… человека специфическим образом воспринимать, оценивать и действовать по отношению к определяющим объектам.
9.……… - это унаследованная схема поведения, величайшая целесообразность, механизм, обеспечивающий удовлетворение потребностей.
10.Потребности, которые являются решающими для дальнейшего развития человека, называются:
а) базовыми
б) предметными
в) эмоциональными
г) функциональными
11.Из мотивирующих факторов: 1) эмоции, 2) потребности, 3) установки, 4) инстинкты – за характер динамики поведения отвечают:
а) 2,3
б) 2,4
в) 1,4
г) 1,3
12.По З.Фрейду любая активность человека определяется:
а) познавательной потребностью
б) игрой
в) смыслом жизни
г) инстинктом
13. Актуализирующиеся потребности характеризуются:
а) отсутствием эмоций
б) обязательным требованием инициации активных действий субъекта
в) наличием объективных внешних требований
г) отсутствием требований инициации активных действий субъекта
14. По Эльконину Д.Б., ведущая деятельность развивает, помимо познавательной, сферу:
а) мотивационно-потребностную
б) эмоциональную
в) мотивационную
г) потребностную
15.Смыслообразующие мотивы образуют смысл:
а) эволюционный
б) биологический
в) социальный
г) личностный
16.Мотив, изменение которого коренным образом меняет направление развития личности, называется:
а) актуальным
б) ведущим
в) предметным
г) конкретным
Задания:
1. Вставьте в схему нужные утверждения:
МОТИВ |
УТВЕРЖДЕНИЯ:
1. доказательство чего-либо
2. побудительная причина
3. отношение
4. повод к какому-либо
действию
5. нужда в чем-либо.
2. Структура мотива включает следующие компоненты: осознаваемый, эмоциональный, когнитивный. Проанализируйте данные компоненты по степени значимости.
3. Попытайтесь определить содержание слова «мотив» с разных позиций:
1) с точки зрения психологии, мотив это-…
2) в художественной литературе мотив это-…
3) в музыке мотив это-…
Задачи:
Задача 1: Психологи различных направлений по-разному понимают источники активности личности.
Укажите, какие из положений, приведенных ниже, характеризуют фрейдистское, неофрейдистское, а какие – диалектико-материалистическое понимание источников активности личности.
А. Основным источником активности личности является ставшее бессознательным стремление к наслаждению, определяющее всевозможные виды творческой деятельности человека.
Б. Основным источником активности личности является система сознательных мотивов и отношений, сформировавшихся в зависимости от общественных отношений и условий воспитания.
В. Основным источником активности личности являются культурные и социальные воздействия, которые без участия сознания формируют у человека определенные бессознательные побуждения, помогающие ему приспособится к социальным требованиям.
Задача 2.
Укажите, к какому виду мотивов относятся приведенные ниже проявления влечений, желаний, интересов и убеждений.
А. Рабочий Виктор П. по состоянию здоровья попросил путевку в санаторий.
Б. Услышав раскаты первого весеннего грома, ребята в классе быстро приумолкли.
В. При объяснении нового материала учителя часто используют яркие наглядные пособия, красочные примеры, задают классу неожиданные вопросы и т.д. Эти приемы, как правило, способствуют вовлечению учащихся в активную мыслительную деятельность и дают желаемые результаты.
Г. Катя была добросовестной и активной не только в учебной, но и в общественной жизни школы. У девочки слово никогда не расходилось с делом. Она смело могла критиковать самую лучшую подругу за нарушение правил поведения, никогда не принимала необдуманных решений, первой шла на помощь к товарищам.
Задача 3.
1. Определите, изменилось ли отношение испытуемых к заданию в описанном эксперименте; если изменилось, то в какую сторону. Почему?
2. Как называется это явление?
От испытуемых требуют выполнять скучное и бессмысленное задание до тех пор, пока у них не появится отрицательное отношение к деятельности. После этого им предлагают самим выступить в роли экспериментатора и предложить то же самое задание другим испытуемым. При этом в инструкции они должны сообщать, что опыт интересен и имеет научное значение. За участие в роли экспериментатора бывшие испытуемые получали вознаграждение. В заключительной фазе опыта настоящий экспериментатор расспрашивает этих испытуемых об отношении к первоначально выполненному ими заданию.
Задача 4.
Как называется явление, проявившееся в эксперименте?
Испытуемые вначале очень доброжелательно относились к трудным экспериментальным занятиям, требовавшим сообразительности. Но после ряда непрерывных отрицательных оценок работы испытуемые стали с раздражением отказываться и о задачи, гораздо более легкой.
Задача 5.
1. Изменилось ли у студентов каждой группы прежнее отрицательное отношение к предполагаемой реформе высшего образования? Почему?
2. Как называется это явление?
Студенты должны были написать статью, доказывающую, что надо продлить на один год обучение в вузе. Это положение противоречило их собственному мнению. Студенты одной экспериментальной группы знали, что их статья должна служить материалом для комитета по пересмотру учебных планов университета. В другой экспериментальной группе студентам сказали, что статья предназначалась для издательства, заинтересованного в распространении новых учебников. После эксперимента студентов снова спросили о том, как они относятся к продлению срока обучения в вузе. (По В.С. Мерлину, 1971)
Задача 6.
Ниже написаны проявления различных сторон личности в поведении человека. Дайте обоснование, какой образец характеризует: а) направленность личности; б) нравственный мотив; в) интерес; г) особенности темперамента.
А. Десятиклассник Виктор Л. по мнению преподавателей, глубоко знает программный материал. Его речь нетороплива, мало эмоциональна, но очень содержательна. Он полон энергии, хотя не отличается особой подвижностью: не вспыхивает, не загорается в работе. В учении он неутомим, но интересы его односторонни.
Б. С каждым днем угасая от тяжелых ран, Воробьев страстно живет интересами дорогой ему Родины. Он проявляет к людям большую любовь, одновременно требовательную и нежную. Воробьев вдохновляет летчика Алексея Мересьева на новый подвиг, рассказав о русском летчике эпохи первой мировой войны, который после ампутации ступни вернулся в авиацию. На мучительные сомнения Андрея комиссар Воробьев восклицает: «А ты же советский человек!», выражая в этих словах глубочайшую веру в моральное величие советских людей. (По Н.Д. Левитову).
В. Таня А., ученица IV класса, веселая, жизнерадостная, энергичная и в то же время ровная и спокойная девочка. У нее много друзей. Она все умеет делать быстро и хорошо.
Г. В семье сельского сторожа было два сына. Материальная обеспеченность семьи была невысокой. Мать неграмотна. Отец груб и строг с детьми. Ни о какой художественной атмосфере в семье говорить нечего. И все-таки старший сын рано проявил склонность к рисованию, продолжал много и с большой охотой рисовать в школе. Затем поступил в Саратовское училище, а после службы в советской армии учился в Москве. Теперь он видный художник. (По А.Г. Ковалеву).
Тема 9. Внимание
Тесты:
Тест:
1. Количество объектов, на которые внимание распространяется при одновременном их восприятии, является составной частью такого качества внимания как
а) объем;
б) распределение;
в) активность;
г) направленность.
2. Утверждение, что очагами оптимальной возбудимости последовательно являются те участки коры головного мозга, которыми регулируются действия, является
а) психологическим объяснением устойчивости внимания;
б) физиологическим объяснением устойчивости внимания;
в) психологическим объяснением сосредоточенности внимания;
г) физиологическим объяснением сосредоточенности внимания.
3. Развитие внимания ребенка на начальных этапах онтогенеза, по Л.С.Выготскому, предполагает
а) формирование у ребенка культуры взаимодействия;
б) восприятие ребенком норм поведения и общения;
в) усвоение ребенком ряда стимулов-средств или знаков;
г) усвоение ребенком ряда мотивов-стимулов.
4.Вид внимания который складывается прижизненно в результате обучения и воспитания, связан с волевой регуляцией поведения, с избирательным сознательным реагированием на объекты, - это внимание
а) природное;
б) непосредственное;
в) социально обусловленное;
г) непроизвольное.
5.«Сначала люди действуют по отношению к ребенку, затем он сам во взаимодействие с окружающими, наконец, он начинает действовать на других и только в конце начинает действовать на себя…» - это общая последовательность культурного развития внимания по
а) А.Н. Леонтьеву;
б) Л.С. Выготскому;
в) П.П. Блонскому;
г) Д.Б. Эльконину.
6.Вид внимания, который обязательно включает волевую регуляцию, - это внимание
а) произвольное;
б) социально обусловленное;
в) природное;
г) опосредованное.
7. Состоянием, противоположным устойчивости внимания, является его
а) распределение;
б) отвлекаемость;
в) переключаемость;
г) рассеянность.
8. Важным условием обеспечения устойчивости внимания является
а) однообразие впечатлений и действий;
б) постоянное воздействие раздражителя;
в) длительность воздействия раздражителя;
г) разнообразие впечатлений и действий.
9.Свойство внимания, проявляющееся в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание – это
а) устойчивость;
б) переключаемость;
в) распределение;
г) сосредоточенность.
10. Возникновение торможения в имевшемся ранее очаге возбуждения и появление в коре головного мозга нового очага оптимальной возбудимости, представляет собой
а) психологическое объяснение переключения внимания;
б) психологическое объяснение распределение внимания;
в) физиологическое объяснение переключения внимания;
г) физиологическое объяснение распределение внимания.
11.Возбуждение одних участков коры при сосредоточении по закону
а) положительной индукции;
б) линейной зависимости;
в) отрицательной индукции;
г) цепной реакции.
12. Второй функцией внимания является
а) организация отключения от посторонних раздражителей и не задействованных в данный момент объектов;
б) активизация нужных и торможение ненужных психологических и физиологических процессов;
в) обеспечение избирательной и длительной сосредоточенности психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности;
г) способствование организованному и целенаправленному отбору поступающей информации.
13. Первый ряд стимулов, вызывающих внимание ребенка - это
а) необычные, впервые увиденные ребенком предметы и явления, привлекшие его внимание;
б) действия окружающих людей, особенно хорошо знакомых ребенку
в) сами окружающие предметы, которые своими яркими необычными свойствами приковывают внимание ребенка;
г) речь взрослого человека, произносимые им слова, которые первоначально выступают в роли стимулов-указаний, направляющих непроизвольное внимание ребенка.
14. Вид внимания, который не управляется ничем, кроме того объекта, на который он направлен и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека, - это внимание
а) природное;
б) социально обусловленное;
в) непроизвольное;
г) непосредственное.
15. Зачатки произвольного внимания у детей начинают формироваться главным образом за счет
а) предъявления детям различных требований со стороны взрослых;
б) появление ориентационного рефлекса;
в) появления у детей возможности самостоятельно передвигаться;
г) возникновение ориентировочно-исследовательской деятельности.
16. Если ребенка привлекают яркие, блестящие или движущие предметы, громкие звуки, то внимание носит характер
а) непосредственный;
б) непроизвольный;
в) природный;
г) социально обусловленный.
17. Эффективность распределения внимания при одновременном выполнении действий значительно возрастает при
а) координации действий;
б) автоматизации действий;
в) концентрации действий;
г) понимании действий.
Задачи:
Задача 1.
Каким физиологическим механизмом можно объяснить состояние учеников?
Учитель математики настолько глубоко овладел вниманием учащихся при объяснении новой теоремы, что никто из них не услышал звонка по окончании урока.
Задача 2.
1. Какие условия привлечения произвольного внимания школьницы проявляются на уроке?
2. По каким Признакам можно установить наличие у нее произвольного внимания?
Ученица, рассказывая о том, как она старается быть внимательной во время урока, говорила: «Я хочу узнать геометрию, но она дается мне с трудом. Слушая учителя, я иногда замечаю, что мысль моя уходит куда-то в сторону. Тогда я напоминаю себе, что надо лучше следить за тем, что говорит учитель, что дома будет еще труднее самой разобрать теорему. Я про себя повторяю каждое слово учителя и так поддерживаю свое внимание». (Из материалов советского психолога Л. И. Гебоса.)
Задача 3.
Развитие каких свойств внимания помогает актеру успешно выполнять свою работу?
Деятельность актера сложна. Наряду с основными задачами он выполняет и побочные. Актер не только направляет внимание на роль, на выполнение сценических задач, но и на партнера, и на суфлера. (Из материалов А. И. Гебоса.)
Тема 10. Память
Тесты:
Тест
1. С точки зрения психоанализа забывание представляет собой
а) вытеснение;
б) угасание;
в) интерференцию;
г) замещение.
2. К видам образной памяти из ниже перечисленных относятся
а) зрительная;
б) эмоциональная;
в) словесно-логическая;
г) двигательная.
3. По сравнению с завершенными действиями незавершенные воспроизводятся
а) лучше на 50%
б) лучше на 100 %
в) хуже на 50 %
г) хуже на 100 %
4. Выберите наиболее правильный ответ. Память различается по 1) быстроте запоминания; 2) объему запоминаемого; 3) прочности или длительности; 4) точности.
а) 1,2
б) 1,3
в) 1,2,3
г) 1,2,3,4
5. Законы образования ассоциаций были открыты
а) А.Г. Эббингаузом
б) Фрейдом
в) Платоном
г) Аристотелем
6. Непроизвольное запоминание всегда характеризуется 1)продуктивностью, 2) изобретательностью, 3) эффективностью, 4) спонтанностью
а) 1,4
б) 1,3,4
в) 4
г) 2,4
7. Расположите в правильной последовательности (согласно закону регрессии) стадии восстановления памяти: 1) восстановление знаний и умственных навыков; 2) памяти на чувства; 3) памяти на недавние события; 4) телесных навыков
а) 4,2,1,3
б) 2,1,3,4
в) 3,1,2,4
г) 3,4,2,1
8. Бессмысленные слоги как материал для изучения «чистых законов памяти» были предложены
а) Дж. Уотсоном
б) У. Найссером
в) А.Г. Эббингаузом
г) Б.В. Зейгарник
9. В серии экспериментов П.И. Зинченко было установлено, что запоминание фоновых раздражителей выше всего
а) у взрослых
б) у старших школьников
в) у дошкольников
г) у младших школьников
10. Связи между представлениями памяти могут быть 1) ассоциативными, 2) структурными, 3) смысловыми
а) 1,2,3
б) 1
в) 1,2
г) 1,3
11. По отношению к остальным видам памяти у человека ведущей является память
а) двигательная
б) словестно-логическая
в) образная
г) эмоциональная
12. Ультракратковременная память также называется
а) рабочей
б) сенсорной
в) оперативной
г) моторной
13.Выберите наиболее точный вариант ответа. К основным положениям теории Н.А.Бернштейна относятся принципы 1) многоуровневого построения движений, 2) активности, 3) рефлекторного кольца, 4) пофазного формирования навыка, 5) повторения без повторения
а) А) 1,4, 5
б) 2, 3,4
в) 1,2, 3,4, 5
г) 1,2,4,5
14. Интериоризация — это процесс...
а) культурно-исторического развития внешних знаков-средств
б) культурно-исторического развития способов опосредствованного запоминания
в) перехода внешних знаков - средств во внутренний план
г) опосредствованного запоминания с помощью внешних средств-стимулов
15. Сточки зрения бихевиоризма фактором, влияющим на запоминание, является
а) положительное и отрицательное подкрепление
б) наказание
в) положительное подкрепление
г) поощрение
Задачи:
Задача 1.
Ниже описаны действия человека, характеризующие различные процессы памяти. Определите, какой процесс памяти (запечатление, сохранение, воспроизведение, узнавание) проявляется в описанных действиях.
А. Ученику задали вопрос: «В каком году был напечатан роман И. С. Тургенева «Накануне»?» Ученик, подумав, стал отвечать: «По поводу романа «Накануне» в свое время разгорелись горячие споры в редакции журнала «Современник». Более того, статья Добролюбова «Когда же придет настоящий день?» как раз послужила поводом к расколу в редакции «Современника». Когда же это было? Это был год большого политического накала, когда очень остро проходила и литературная борьба, год накануне крестьянской реформы 1861 года. Стало быть, роман «Накануне» был напечатан в 1860 году». (По Л. И. Розову.}
Б. Известный мнемонист Ш. отличался выдающейся памятью. Однажды ему была дана искусственная и ничего не означающая сложная математическая формула. Щ. внимательно смотрит .на таблицу с формулой, несколько раз поднимает ее к глазам, опускает ее и идет с закрытыми глазами, затем возвращает таблицу, делает паузу, внутренне «просматривая» запоминаемое. (По А. Р. Лурия, 1968.)
В. Иногда на оживленной улице можно наблюдать такую сцену: один прохожий, внимательно взглянув на другого, радостно бросается ему навстречу.
— Вы?! Это вы?!
— Простите, мне кажется, что я вас не знаю. А где мы с вами встречались?
— А помните, в таком-то году, в таком-то городе?'
—А! Так вы...
Г. Ученик излагает материал по истории/заданный неделю назад, и. воспроизводит 70% содержания учебника. Спрошенный через месяц по тому же вопросу, он воспроизводит лишь 45%.
Д. На экзамене по математике ученик К. долгое время никак не мог воспроизвести необходимую формулу. Стоило учителю показать юноше только часть формулы, как К. безошибочно определил: «Это формула бинома Ньютона».
Задача 2.
1. Какой вид запоминания проявляется в описанных экспериментах?
2. В каком случае испытуемые должны были лучше запомнить числа и почему?
Группе учащихся IV класса предложили решить пять простых арифметических задач. В другом эксперименте те же испытуемые должны были сами придумать пять аналогичных задач. После этого учащихся неожиданно попросили воспроизвести числа из условий всех десяти задач, (По И. М. Палею, 1966.)
Задача 3.
Изучалась продуктивность разных приемов запоминания комплекса гимнастических упражнений. Определите, в какой группе испытуемых запоминание было более эффективным и почему.
Одна группа испытуемых заучивала движения обычным способом (смотрела и воспроизводила). Вторая группа словесно обозначала и записывала каждый комплекс упражнения, прежде чем его воспроизвести. Третья группа перед воспроизведением должна была придумать сходное по структуре движение. (Отвеу см. у Н, Р. Богуша, стр. 274.)
Задача 4.
На основании описанных опытов определите какая группа испытуемых лучше запомнит предложения. Почему?
Одной группе испытуемых давали шесть предложений, в пяти из которых были допущены грамматические ошибки. Испытуемые должны были прочесть предложения и исправить ошибки. Другая группа испытуемых также получала шесть предложений, в которых были допущены не грамматические, а смысловые ошибки. Испытуемые после прочтения каждой фразы должны были указать на ошибку. После окончания работы обеим группам испытуемых неожиданно предлагалось воспроизвести предложения.
Задача 5.
Какой испытуемый запомнит даты на более длительный срок? Почему?
Заучивая текст, испытуемые должны были запомнить три даты, оканчивающиеся числами 57, 37, 17. Один испытуемый несколько раз подряд повторил про себя эти даты, стараясь как можно лучше запомнить их. Другой испытуемый 57 связал с возрастом отца, 37—с годом смерти А. С. Пушкина (1837), а 17—с годом Октябрьской революции (19Г7). (По И. М. Палею, 1966.)
Тема 11. Мышление.
Тесты:
Тест: