XII.2.3. Краткая психологическая характеристика основных физических качеств
Быстрота — это способность человека совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени. Обычно выделяют три разновидности проявления быстроты:
1) минимальное время, необходимое для начала действия в
ответ на определенный раздражитель (латентное время двига
тельной реакции);
2) скорость отдельного движения (элемента техники);
3) частоту движений.
Эти элементарные формы проявления быстроты относительно независимы друг от друга (можно отличаться очень быстрой ре- j акцией и быть относительно медлительным в движениях инаоборот). В чистом виде они встречаются довольно редко. Наибольшее значение имеет скорость целостных двигательных актов (бега, плавания и т. п.), а не элементарных форм проявления быстроты.
С точки зрения психологии быстрота —это способность управлять временными признаками движения, это отражение в сознании спортсмена продолжительности, темпа и ритма движения.
Легче всего скоростные качества развиваются у юных спортсменов. Для мальчиков наиболее благоприятным периодом является возраст 14—16 лет, для девочек—11 —14 лет. Детям этого возраста свойственна большая подвижность и лабильность нервных процессов в коре головного мозга.
Сила— это способность человека совершать действия с определенными мышечными напряжениями (усилиями). Это одно из]важнейших физических качеств для абсолютного большинства видов спорта. В зависимости от особенностей тех или иных действий, характера и величины проявления силы принято различать несколько разновидностей силовых качеств. Чаще всего сила проявляется в движении, т. е. в динамическом режиме,—дин а м и-ческая сила. Но не всегда усилия спортсмена сопровождаются движением, в этом случае говорят о статическом режиме pa-: боты — статическая сила.
Сила характеризуется предельными, распределенными и дозированными мышечными усилиями. Предельные мышечные усилия имеют место там, где спортсмен полностью проявляет свои силовые возможности. Сознательное управление предельными мышечными усилиями затруднено, так как они ограничиваются функциональными возможностями спортсмена.
Распределенные мышечные усилия — это усилия в l/2, Vd 3Д максимальной силы.
Дозированные мышечные усилия — это усилия, требующие строгой дифференцировки в их проявлении. Они обеспечивают точность двигательных действий спортсмена — броска и передачи мяча, удара в боксе и укола в фехтовании и т. п.
Развитие и совершенствование силы возможны при определенной активности проявления личностных качеств спортсмена: мотивации, установки, волевых качеств (целеустремленности, упорства, настойчивости, смелости, самообладания и др.).
Выносливость— это способность человека к длительному выполнению деятельности без снижения ее эффективности.
Развитие выносливости осуществляется в процессе выполнения упражнений, вызывающих утомление и усталость. Без утомления нет тренирующего эффекта, без преодоления усталости нельзя совершенствовать выносливость.
Чувство усталости—^это субъективное переживание признаков утомления. Оно может наступать не только в результате утомления, но и вследствие монотонности работы (см. гл. IV). Для развития выносливости у спортсменов необходимо формировать положительное отношение к появлению этого чувства и обучать психологическим приемам его преодоления.
Ловкость— это способность человека быстро овладевать новыми движениями и быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки.
Объектом познания в проявлении ловкости выступают движения и действия, совершаемые с предельной точностью пространственных временных и силовых параметров.
Среди физических качеств ловкость занимает особое положение. Она имеет самые многообразные связи с другими физическими качествами и проявляется только в комплексе с ними. Поэтому при оценке ловкости необходимо учитывать: 1) координационную сложность задания, 2) точность его выполнения и 3) время выполнения.
Ловкость — специфическое качество, по-разному проявляющееся в различных видах спорта. Можно отличаться хорошей ловкостью в гимнастике и недостаточной — в спортивных играх. Одни виды спорта требуют предельной точности воспроизведения мышечных усилий и времени движения (легкоатлетические прыжки), другие — пространственных параметров и мышечных усилий (гимнастические упражнения), третьи — пространственных и временных признаков движения (прыжки в воду), четвертые — всех признаков движения (единоборства, спортивные игры).
В спортивной деятельности воспитание ловкости предполагает: во-первых, воспитание способности быстро осваивать координационно сложные двигательные действия; во-вторых, воспитание способности перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки.
Существенное значение имеет также совершенствование способности восприятия пространственных, временных, силовых параметров движения («чувство пространства», «чувство времени», «чувство усилия»).
Важнейшими проявлениями ловкости могут считаться способность к расслаблению мышц и способность к сохранению устой, чивого положения тела, в разнообразных условиях движений, т. е,! к сохранению равновесия.
Равновесие находится в прямой зависимости от уровня вести-! булярной устойчивости. Различают статическое и динамическое^ равновесие. В психологическом плане воспитание способности^ к сохранению устойчивого положения тела основано на избирав тельном совершенствовании соответствующих ощущений и восГ приятии.
ХИ.2.4. Специализированные восприятия физических качеств и их взаимодействие с двигательными навыками
Все физические качества спортсмена органически взаимосвязаны и находятся в постоянном взаимодействии. В основе этогс механизма лежит принцип целостности проявлений психики щ ловека.
Взаимосвязь физических качеств характерна для любого bi да спорта, однако удельный вес проявления их в разных вида; спорта различен. Например, в беге, плавании доминируют быстрота, выносливость, в тяжелой атлетике — сила. При этом следует отметить, что наивысшие показатели развития одного качества, могут быть достигнуты лишь при определенном уровне развития остальных. Поэтому процесс подготовки спортсменов должен обес-' печивать развитие физических качеств в необходимом соотношении.
У людей с низким уровнем физической подготовленности вы-1 полнение упражнения, требующего преимущественного проявде-j ния какого-либо одного физического качества, предъявляет значительные требования к другим. Например, для новичков бег на 100 м является испытанием не только быстроты, но и в значитель-1 ной мере выносливости, силы, ловкости. Поэтому на начальных этапах тренировки воспитание какого-либо одного качества при-1 водит к развитию и совершенствованию других. Однако в дальней-, шем подобный параллельный рост прекращается и могут даже, проявляться отрицательные отношения между отдельными качествами.
Взаимодействие физических качеств может выступать в виде их переноса. Например, развитие динамической силы способству-i ет лучшему проявлению скоростных качеств, тогда как развитие силы в статических упражнениях может тормозить совершенствование быстроты. Высокий уровень сознательного управления проявлениями силы и быстроты способствует формированию и совершенствованию ловкости и т. д.
Успешное решение задач физической подготовки должно предусматривать не только воспитание физических качеств, но и формирование специализированного восприятия их- проявления. Специализированное восприятие быстроты проявляется в «чувстве
скорости» движений, «чувстве темпа», «чувстве ритма» движения, «чувстве времени» совершаемого действия (в каждом конкретном виде спорта). Так, в беге отчетливо проявляется «чувство скорости» пробегаемого заданного отрезка дистанции, «чувство темпа» шагов, «чувство ритма» дыхания и т. п.
Специализированное восприятие силы выступает в виде «чувства силы», включающего отражение всей совокупности развиваемых мышечных усилий, а также проявление этих усилий с учетом условий среды.
Специализированное восприятие выносливости проявляется в чувстве скоростной, силовой, скоростно-силовой, прыжковой и т. п. выносливости. Так, в специализированное восприятие скоростно-силовой выносливости входит четкий образ заданной скорости движений, заданной величины развиваемых усилий и продолжительности выполняемой работы.
Специализированное восприятие ловкости проявляется в виде образов точного воспроизведения пространственных, временных и силовых параметров движения. Это чувства заданной амплитуды, направления и формы движения; чувства заданной величины развиваемых усилий; чувства заданной скорости, темпа и ритма движения.
Формирование специализированного восприятия проявления физических качеств требует широкого использования различных: психологических упражнений с установкой на точность воспроизведения развиваемых пространственных, временных и силовых параметров движений. Весьма эффективно применение обучающей аппаратуры, тренажерных устройств, различных динамометров, динамографов, хронометров и т. п., которые позволяют с предельной точностью не только воспринимать, но и воспроизводить любую величину заданных параметров физических качеств.
Воспитание физических качеств и формирование двигательных навыков — две стороны единого процесса подготовки спортсмена. Физические качества сами по себе не существуют, они всегда конкретизируются определенным видом двигательной деятельности, проявляются через спортивную технику движений и действий... Двигательные навыки без соответствующего развития физических качеств не могут обеспечить высоких спортивных показателей, так как навыки представляют собой как бы форму, посредством которой физические качества проявляются в спортивной деятельности.
Физические качества и двигательные навыки входят в состав целостного образа конкретного двигательного действия. Поэтому в программу физической подготовки спортсменов следует включать такие упражнения, которые бы отражали специфику данного технического приема и активно содействовали специализированному воспитанию и проявлению физических качеств.