Тест по педагогической психологии
1. Педагогическая психология как самостоятельная отрасль научного знания сформировалась:
А) в начале 19 века Б) в середине 19 века
В) во второй половине 19 века Г) в начале 20 века
2. Термин «педагогическая психология» ввел в научный оборот:
А) К.Д. Ушинский Б) Л.С. Выготский
В) П.Ф. Каптерев Г) П.П. Блонский
3. Основоположником русской педагогической психологии является:
А) К.Д. Ушинский Б) Л.С. Выготский
В) П.Ф. Каптерев Г) П.П. Блонский
4. Деятельность Л.С. Выготского в области педагогической психологии связана с формированием такой области знания, как:
А) экспериментальная педагогика Б) педология
В) психопедагогика Г) теория воспитания.
5. Ценным в педологии было стремление изучать развитие ребенка в условиях:
А) комплексного подхода Б) деятельностного подхода
В) практической направленности на диагностику психического развития Г) кибернетического подхода
6. Третий этап развития педагогической психологии называется теоретическим в связи с тем, что в этот период:
А) исследования носили, в основном, теоретический характер
Б) В.В. Давыдов создал концепцию обучения, направленного на развитие теоретического мышления
В) были созданы теоретические психологические концепции учебно-воспитательного процесса
Г) активно развивалась теоретическая педагогика
7. Структура педагогической психологии включает все перечисленные разделы, кроме:
А) психологию воспитания Б) психологию школьника
В) психологию учителя Г) психологию обучения
8. Объект педагогической психологии - это:
А) закономерности обучения и воспитания Б) развивающийся человек и образовательный процесс
В) психологические новообразования. Г) методы обучения и воспитания
9. Выберите неверное определение предмета педагогической психологии:
А) предметом педагогической психологии являются факты, механизмы. закономерности освоения социокультурного опыта человеком и вызываемые этим процессом освоения изменения в уровне интеллектуального и личностного развития человека как субъекта учебной деятельности
Б) предметом педагогической психологии являются закономерности овладения знаниями, умениями и навыками, индивидуальные различия в этих процессах, закономерности формирования у школьников творческого активного мышления
В) предметом педагогической психологии являются закономерности и своеобразие психического развития человека на разных этапах онтогенеза
Г) предметом педагогической психологии являются закономерности присвоения общественно выработанных способов действий и используемых в них знаний той или иной стадии развития
10. Метод педагогической психологии, направленный на изучение изменений психики ребенка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого – это:
А) пилотажный эксперимент Б) формирующий эксперимент
В) констатирующий эксперимент Г) включенное наблюдение
11. Наиболее общее понятие, обозначающее процесс приобретения человеком знаний любым доступным способом:
А) обучение Б) учебная деятельность
В) научение Г) социализация
12. Учение - это процесс:
А) передачи знаний от старшего поколения к младшему
Б) групповой деятельности по усвоению знаний
В) взаимодействия учителя и учащегося с целью передачи и приема знаний, умений и навыков
Г) индивидуальной познавательной деятельности человека
13. Тип научения, при котором ситуация анализируется с учетом не только прошлого опыта, но и возможных последствий:
А) реактивное Б) оперантное
В) когнитивное Г) рефлексивное
14. К видам оперантного научения относится:
А) привыкание Б) инсайт
В) импринтинг Г) метод проб и ошибок
15. Зависимость скорости образования связи от соответствия ее наличному состоянию субъекта, согласно бихевиоризму, называется:
А) законом готовности Б) законом упражняемости
В) законом эффекта Г) законом плато в формировании навыка
16. Основной характеристикой учебной деятельности (по Д.Б. Эльконину) является:
А) выполнение конкретных учебных действий Б) наличие обратной связи
В) наличие учебно-познавательного мотива Г) наличие целевой установки
17. Из перечисленных компонентов к структуре целенаправленной учебной деятельности (по Д.Б. Эльконину - В.В. Давыдову) относятся:
А) потребности Б) действия учителя по оценке учащегося
В) стиль педагогической деятельности Г) оценка результата учения школьником
18. Вид мотивов учения, характеризующийся ориентацией учащегося на овладение знаниями – фактами, явлениями, закономерностями, называется:
А) широкие познавательные мотивы Б) широкие социальные мотивы
В) учебно-познавательные мотивы Г) узко-личные мотивы
19. К содержательным характеристикам мотивов учения относятся все перечисленные, кроме:
А) устойчивость Б) самостоятельность возникновения
В) осознанность Г) обобщенность
20. Специфика учебной задачи как компонента учебной деятельности состоит в том, что при ее решении учащийся:
А) правильно выполняет поставленное задание
Б) овладевает общим способом решения целого класса однородных частных задач
В) овладевает способом решения поставленной конкретной задачи
Г) овладевает разными способами решения целого класса однородных частных задач
21. Психологические причины неуспеваемости школьников установлены:
А) Л.И. Божович Б) М.В. Матюхиной
В) А.К. Марковой Г) Н.А. Менчинской
22. Дидактогения - это:
А) положительное отношение учащегося к школе
Б) совокупность способностей личности, обеспечивающих успех в учебной деятельности
В) хроническая неуспеваемость ребенка в процессе обучения
Г) негативное психическое состояние учащегося, вызванное нарушением такта со стороны педагога
23. Заключительной стадией обучения сложным психомоторным навыкам является:
А) ассоциативная Б) когнитивная
В) латентная Г) автономная
24. Принцип ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка сформулировал:
А) Л.С. Выготский Б) С.Л. Рубинштейн
В) Б.Г. Ананьев Г) Л.В. Занков
25. В основу развивающего обучения легло понятие:
А) научение Б) поэтапное формирование умственных действий
В) зона ближайшего развития Г) личностный смысл
26. Уровень актуального развития психики характеризуют:
А) обученность, обучаемость
Б) обучаемость, воспитуемость, развиваемость
В) самообучаемость. самовоспитуемость, саморазвиваемость
Г) обученность, воспитанность, развитость
27. К интеллектуальным теориям обучения не относится:
А) теория проблемного обучения
Б) теория общего психического развития Л.В. Занкова
В) теория содержательного обобщения В.В. Давыдова
Г) теория обучения как процесса управления накоплением знаний.
28. Главной целью традиционного обучения является:
А) формирование знаний, умений и навыков
Б) формирование способности и потребности в саморазвитии
В) формирование гражданского долга и чувства ответственности
Г) формирование и совершенствование интеллектуальных функций.
29. К характеристикам традиционного обучения относятся все нижеперечисленные, кроме:
А) основной результат обучения – сформированные знания, умения и навыки учащегося
Б) учебный процесс отличается жесткой регламентацией
В) основной тактикой общения является сотрудничество
Г) учащийся является объектом, а не субъектом деятельности.
30. К характеристикам инновационного обучения относятся все нижеперечисленные, кроме:
А) целью обучения является развитие личности учащихся
Б) учащийся является объектом, а не субъектом деятельности
В) основной тактикой общения является сотрудничество
Г) учитель широко использует активные методы обучения
31. Создателем теории поэтапного формирования умственных действий является:
А) Л.И. Божович Б) Н.А. Менчинская
В) П.Я. Гальперин Г) Л.С. Выготский
32. Выберите из приведенных ниже последовательностей формирования умственных действий, по исследованиям П. Я. Гальперина, правильную:
А) 1. Создается ориентировочная или познавательная основа действия;
2. действие выполняется практически;
3. действие выполняется в плане проговаривания вслух;
4. действие выполняется в уме.
Б) 1. Действие выполняется практически;
2. переходит в план устной речи;
3. переходит в план внутренней речи;
4. вырабатывается ориентировочная основа действия.
В) 1. Действие выполняется в плане устной речи;
2. переходит в план внутренней речи;
3. создается ориентировочная основа;
4. осуществляется практически.
Г) 1. Действие выполняется в плане проговаривания вслух;
2. действие выполняется практически;
3. вырабатывается ориентировочная основа действия;
4. переходит в план внутренней речи.
33. Суть программированного обучения состоит в том, что:
А) используются различные обучающие машины и устройства
Б) основой являются утвержденные учебные программы
В) материал разбивается на небольшие части, порции, и обучающийся не может сделать следующего шага в овладении материалом, не овладев предыдущим
Г) оно направлено на развитие творческого мышления
34. Закрепление правильных реакций в программированном обучении достигается посредством:
А) анализа ответов Б) повторения
В) упражнения Г) подкрепления
35. Тип обучения, который стимулирует осознание какого-либо противоречия в процессе деятельности, приводящего к потребности в новых знаниях, в том неизвестном, которое позволило бы разрешить возникшее противоречие:
А) программированное обучение Б) репродуктивное обучение
В) проблемное обучение Г) дифференцированное обучение
36. Высший уровень проблемного обучения характеризуется:
А) умением решать сложные задачи
Б) самостоятельной формулировкой проблемы и поиском ее решения
В) возникновением познавательной потребности
Г) быстрым темпом усвоения учебного материала
37. К основным психолого-педагогическим принципам системы обучения по Л.В. Занкову не относится:
А) принцип доступности обучения
Б) принцип развития всех учащихся
В) принцип ведущей роли теоретических знаний в обучении
Г) принцип изучения программного материала в быстром темпе
38. В концепции развивающего обучения Л.В. Занкова высокий уровень трудности обучения определяется:
A) большим объемом учебного материала
Б) самостоятельным изучением учебного материала
B) познанием существенных связей явлений
Г) необходимостью запоминания большого количества информации
39. По мнению какого психолога, усвоение знаний, носящих общий и абстрактный характер, должно предшествовать знакомству учащихся с более частными и конкретными знаниями:
А) М. В. Гамезо Б) А. В. Петровский
В) В. В. Давыдов Г) А. М. Матюшкин
40. По мнению В.В. Давыдова, научно-теоретический тип мышления характеризуется:
A) усвоением логических форм
Б) формированием содержательных обобщений
B) овладением большой суммой знаний
Г) умением четко излагать свои мысли
41. Предрасположенность человека к воспитательным воздействиям обозначается термином:
А) личностный рост Б) воспитуемость
В) воспитанность Г) самовоспитание
42. Направление психологии, признающее внешнее воздействие на поведение личности основным воспитывающим фактором:
А) психоанализ Б) когнитивизм
В) гештальтпсихология Г) бихевиоризм
43. С позиции деятельностного подхода, воспитательное влияние должно быть направлено прежде всего на:
А) волевую сферу личности Б) мотивационно-потребностную сферу личности
В) эмоциональную сферу личности Г) познавательную сферу личности
44. Представители гуманистической психологии считали, что воспитательное воздействие следует осуществлять, целенаправленно влияя на:
А) поведение воспитанника Б) среду, окружающую воспитанника
В) сознание воспитанника Г) систему мотивов воспитанника
45. Признание за ребенком права на существование его таким, каков он есть, признание ценности его личности, ее уважения вне зависимости от успехов, развития, положения, способностей составляет психологическую сущность такого принципа воспитания, как:
А) принцип субъектности Б) принцип объективности
В) принцип принятия Г) принцип ненасилия
46. Способ психологического воздействия, обращенный к сознанию и логике воспитанника:
А) внушение Б) убеждение
В) эмоциональное заражение Г) подражание
47. К стихийным механизмам формирования личности (по Ю.Б. Гиппенрейтер) относятся все нижеперечисленные, кроме:
А) принятие и освоение социальных ролей Б) идентификация
В) сдвиг мотива на цель Г) осознание себя
48. Основоположником теории коллективного воспитания считается:
A) К.Д. Ушинский Б) Л.С. Выготский
B) А.С. Макаренко Г) А.В. Сухомлинский
49. Педагог является наиболее значимой фигурой для ребенка:
А) в дошкольном возрасте Б) в младшем школьном возрасте
В) в подростковом возрасте Г) в юношеском возрасте
50. В воспитательном плане наиболее эффективным считается:
А) традиционное обучение Б) проблемное обучение
В) программированное обучение Г) догматическое обучение
51. Структура педагогической деятельности включает все компоненты, кроме:
А) конструктивный Б) коммуникативный
В) организаторский Г) перцептивный
52. Отбор и организация содержания учебной информации, проектирование деятельности учащихся и собственной педагогической деятельности составляет суть такой педагогической функции, как:
А) организаторская Б) конструктивная
В) коммуникативная Г) гностическая
53. По данным психологических исследований не выявлено прямой связи между успешностью педагогической деятельности и таким фактором, как:
А) стаж работы педагога Б) возраст педагога
В) пол педагога Г) всеми перечисленными факторами
54. Способность проникать во внутренний мир ученика, психологическая наблюдательность и т.п. составляют суть:
А) дидактических способностей Б) академических способностей
В) коммуникативных способностей Г) организаторских способностей
55. Способности педагога, связанные с передачей учебной информации школьникам, формированием активного, самостоятельного мышления, В.А. Крутецкий называл:
А) организационно-коммуникативными Б) организационно-перцептивными
В) дидактическими Г) личностными
56. Профессиональные изменения личности педагога считаются негативными деформациями в том случае, если эти изменения:
А) проявляются в процессе организации учебной работы
Б) осуждаются другими людьми
В) затрудняют деловое и личностное взаимодействие в различных сферах деятельности
Г) заставляют уделять работе много времени и внимания.
57. Умение наладить личные контакты с каждым из учащихся присуще в наибольшей степени:
А) учителю-коммуникатору Б) учителю-организатору
В) учителю-предметнику Г) учителю-интеллигенту
58. Функцией педагогической оценки не является:
А) планирующая Б) обучающая
В) контролирующая Г) воспитывающа
59. Ситуация, оказывающая, по мнению Б.Г. Ананьева, наиболее негативное влияние на деятельность и самочувствие воспитанника:
А) постоянная отрицательная оценка Б) отсутствие оценки
В) обилие положительных оценок Г) косвенная отрицательная оценка
60. Стиль педагогического руководства, который считается наиболее эффективным при работе с подростками:
А) демократический Б) либеральный
В) непоследовательный Г) авторитарный