Оценка различий средних значений показателей агрессивности и социально-психологических особенностей подростков
Показатели | Средние значения | U-критерий | Уровень значимости | |
неагрессивные | агрессивные | |||
Физическая агрессия | 6,125 | 0,046 | ||
Косвенная агрессия | 2,875 | 5,71 | 0,012 | |
Раздражительность | 6,125 | 7,71 | 8,5 | 0,019 |
Негативизм | 2,75 | 3,43 | 21,5 | 0,422 |
Обида | 4,29 | 0,41 | ||
Подозрительность | 4,375 | 4,14 | 0,903 | |
Вербальная агрессия | 6,625 | 9,86 | 0,019 | |
Чувство вины | 4,875 | 2,71 | 13,5 | 0,088 |
Индекс агрессивности | 21,75 | 31,29 | 0,001 | |
Индекс враждебности | 9,375 | 8,43 | 0,412 | |
Доброта - отчужденность | 5,875 | 5,43 | 22,5 | 0,516 |
Высокий интеллект – низкий интеллект | 3,71 | 0,724 | ||
Сила «Я» - слабость «Я» | 7,57 | 23,5 | 0,586 | |
Доминантность - конформность | 0,907 | |||
Беспечность - озабоченность | 6,125 | 4,86 | 15,5 | 0,143 |
Сила «Сверх-Я» - слабость «Сверх-Я» | 5,875 | 5,857 | 0,81 |
Таблица 1(продолжение)
Смелость - робость | 8,375 | 7,29 | 0,35 | |
Нежность - жестокость | 6,29 | 16,5 | 0,176 | |
Подозрительность - доверчивость | 6,5 | 6,71 | 25,5 | 0,77 |
Мечтательность - практичность | 5,75 | 0,554 | ||
Расчетливость - наивность | 6,5 | 21,5 | 0,442 | |
Гипотимия - самоуверенность | 4,75 | 5,14 | 0,907 | |
Гибкость - ригидность | 5,75 | 4,57 | 0,287 | |
Самостоятельность – зависимость от группы | 5,5 | 4,57 | 0,151 | |
Высокий самоконтроль – низкий самоконтроль | 5,625 | 5,71 | 0,548 | |
Напряженность - расслабленность | 5,25 | 4,71 | 21,5 | 0,444 |
Для выявления социально-психологических особенностей подростков с разным уровнем агрессивности нами был проведен корреляционный анализ полученных данных с использованием критерия ранговой корреляции Спирмена. Полученные нами результаты представлены на рис. 3 и 4.
Цифрами обозначены следующие показатели:
1 - Доброта - отчужденность | 2 - Высокий интеллект – низкий интеллект |
3 - Сила «Я» - слабость «Я» | 4 - Доминантность - конформность |
5 - Беспечность - озабоченность | 6 - Сила «Сверх-Я» - слабость «Сверх-Я» |
7 - Смелость - робость | 8 - Нежность - жестокость |
9 - Подозрительность - доверчивость | 10 - Мечтательность - практичность |
11 - Расчетливость - наивность | 12 - Гипотимия - самоуверенность |
13 - Гибкость - ригидность | 14 - Самостоятельность – зависимость от группы |
15 - Высокий самоконтроль – низкий самоконтроль | 16 - Напряженность - расслабленность |
17 - Физическая агрессия | 18 - Косвенная агрессия |
19 - Раздражительность | 20 - Негативизм |
21 - Обида | 22 - Подозрительность |
23 - Вербальная агрессия | 24 - Чувство вины |
25 - Индекс агрессивности | 26 - Индекс враждебности |
Рассмотрим результаты, полученные при исследовании неагрессивных подростков, воспитывающихся в детском доме.
Использование физической силы против другого лица характерно для
Рис. 3. Взаимосвязи показателей агрессивности с социально-психологическими особенностями в группе неагрессивных подростков
неагрессивных подростков, поглощенных своими идеями, внутренними иллюзиями, ориентированностью на свой внутренний мир (r= 0,785, при p<0,05). Вероятно, отвечая на вопросы теста, они представляли себя сильными и умеющими дать отпор. Косвенная агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная, характерна в этой группе для ребят самостоятельных, независимых, проявляющих напористость и своенравие (r= 0,719, при p<0,05).
Готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении связана в этой группе с чувствительностью, впечатлительностью(r= 0,802, при p<0,05), а также с естественностью, непосредственностью, неумением анализировать поведение партнера (r= - 0,778, при p<0,05).
Зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия у неагрессивных подростков сочетается с эмоциональной устойчивостью, выдержанностью (r= 0,739, при p<0,05), суровостью, рассудочностью и рациональностью (r= - 0,747, при p<0,05), а также с развитым конкретным воображением (r= - 0,708, при p<0,05).
Вербальную агрессию готовы проявлять школьники с эмоциональной неустойчивостью, импульсивностью, находясь под влиянием чувств (r= 0,881, при p<0,01).
В целом, высокий уровень агрессивности у, в общем-то, неагрессивных подростков проявляется у школьников с повышенной чувствительностью к угрозе (r= - 0,781, при p<0,05), ранимых и беспокойных (r= 0,722, при p<0,05). Высокий уровень враждебности характерен для ребят, ориентированных на внешнюю реальность (r= - 0,827, при p<0,05).
Таким образом, в группе неагрессивных школьников высокий уровень агрессии характерен для ребят чувствительных, эмоциональных и ранимых, вероятно, как ответ на мнимую или действительную угрозу.
Иначе выглядят связи особенностей агрессивных детей, воспитывающихся в детском доме, с их проявлениями агрессии.
Так, наибольшее количество корреляционных связей было обнаружено нами между социально-психологическими особенностями и проявлениями физической агрессии и подозрительностью (рис. 4).
Рис. 4. Взаимосвязи показателей агрессивности с социально-психологическими особенностями в группе агрессивных подростков
У этих подростков физическая агрессия связана с конкретностью и ригидностью мышления, недостаточным уровнем общей вербальной культуры (r= - 0,841, при p<0,05), независимостью, самостоятельностью (r= 0,760, при p<0,05) и низкой дисциплинированностью (r= - 0,876, при p<0,01). Также для этих подростков характерны напряженность, раздражительность и повышенная мотивация (r= 0,781, при p<0,05).
Подозрительность в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред у агрессивных воспитанников детского дома сочетается с развитым абстрактным мышлением, сообразительностью (r= 0,876, при p<0,01), эмоциональной устойчивостью, спокойствием (r= 0,772, при p<0,05) и предприимчивостью и активностью (r= 0,839, при p<0,05).
Косвенная агрессия проявляется чаще подростками с низкой дисциплинированностью, зависимыми от настроения (r= - 0,781, при p<0,05), эмоционально неустойчивыми (r= - 0,760, при p<0,05). Обижаются на сверстников чаще всего несовершеннолетние с высоким интеллектом (r= 0,844, при p<0,05). Возможное убеждение субъекта, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести (чувство вины) характерно для воспитанников эгоцентричных, склонных к ревности (r= 0,818, при p<0,05). Вероятно, это для них возможность обратить внимание на себя.
В целом же, большую враждебность проявляют агрессивные подростки с высоким интеллектом (r= 0,873, при p<0,05).
Выводы.
Проведенное нами исследование позволило выделить некоторые особенности воспитанников детского дома с разным уровнем агрессивности.
Так, наибольший уровень агрессии проявляют мальчики. Для агрессивных подростков наиболее характерны такие виды агрессии, как физическая, косвенная, вербальная. Они проявляют высокую готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
Также нами был обнаружен факт, что наибольшую агрессивность и враждебность по отношению к другим проявляют подростки с высоким уровнем интеллекта.
Кроме того, агрессивность связана у агрессивных воспитанников с низкой дисциплинированностью, эмоциональной неустойчивостью и эгоцентричностью.
Неагрессивные подростки (а это в основном девочки) агрессию проявляют, как правило, чувствительные, эмоциональные и ранимые ребята, вероятно, как ответ на мнимую или действительную угрозу.
Заключение.
Провозглашенная в Национальной стратегии действий в интересах детей необходимость размещения и воспитания детей-сирот в семье сталкивается с проблемой нежелания потенциальных родителей принимать в семью ребенка – подростка. Одной из причин называется «устоявшийся характер» подростков, проблемы в их поведении, агрессивность.
Кроме того, не секрет, что дети-сироты чаще остальных попадают в пенитенциарные учреждения. Одной из причин называется высокий уровень агрессивности подростков, низкий самоконтроль поведения.
Все это приводит к необходимости подготовки воспитанника детского дома к проживанию вне стен интернатного учреждения. Представленная работа имеет практическую значимость:
- показана необходимость изучения связи уровня агрессивности воспитанников детских домов с их социально-психологическими особенностями в связи с крайне малым количеством подобных исследовательских работ;
- полученные результаты дают возможность разработки адекватной коррекционно-развивающей программы для агрессивных подростков.
Литература.
1. Аликина Н.В. Принципы диагностики агрессивного поведения. – М.: 2002. – 140с.
2. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 512с.
3. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль. – М.: 2001. – 512с.
4. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия – СПб.: Издательство “Питер”, 2000. – 352с.
5. Бодягина И.С. Психологические особенности детей, воспитывающихся в условиях детского дома. - [Режим доступа]. - http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2013/02/07/psikhologicheskie-osobennosti-detey
6. Ениколопов С.Н. Агрессивность как специфическая форма активности. – М.: 2002. – 127с.
7. Ермолаева М.В. Психология развития. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. – 376с.
8. Зайцев А.Б. Психологические особенности самосознания подростков – воспитанников детского дома: автореф. дис. ... канд. псх. наук: 19.00.07, Нижний Новгород, 2005. - [Режим доступа]. - http://psibook.com/research/psihologicheskie-osobennosti-samosoznaniya-podrostkov-vospitannikov-detskogo-doma.html
9. Иванченко В.Н., Асмолов А.Г., Ениколопов С.Н. Агрессивное поведение у детей // Вопросы психологии – М.: 2000, №2.
10. Ионкин П.А. Психологические особенности детей, воспитывающихся в условиях детского дома. – [Режим доступа]. - http://ddn24.edu.27.ru/?page=13
11. Клее М. Психология подростка. - М.: Педагогика, 1991. – 176 с.
12. Кобзева О.В. Динамика агрессивности и ее взаимодействия с личностными особенностями в подростковом и юношеском возрастах. Автореферат дисс. на соискание уч. степени канд. псх.н. 19.00.13. Москва, 2006. – 22с. – [Режим доступа]. - www.pirao.ru/ru/avtoref/Kobzeva.doc.
13. Колосова С. Истоки детской агрессии // «Школьный психолог». 2000. № 12.
14. Колосова С. Агрессия и агрессивность // «Школьный психолог». 2000. № 25.
15. Крушельницкая О.Б. Подросток в системе референтных отношений. – М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2008. – 208с.
16. Левандовская Е.А. Развитие внутреннего мира подростов-сирот, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа (на примере Республики Крым): дис. ... канд. псх. наук: 19.00.13, Санкт-Петербург, 2015. – 191с.
17. Можгинский Ю.Б. Агрессивность детей и подростков. Распознавание, лечение, профилактика. – [Режим доступа]. -www.koob.ru/mozhginsky/aggressive.
18. Обухова Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. - М., 1999.
19. Подготовка ребенка к проживанию в принимающей семье. Методические рекомендации по проведению занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста / С.В. Домникова, Т.А. Бузаева, А.В. Кильдячкова, Л.А. Прописнова, М. В. Точилина. – Саратов: Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2013. – 80с.
20. Позина М.Б. Психология и педагогика: Учебное пособие. / Науч. ред. И.Ф. Неволин – М.: Университет Натальи Нестеровой, 2001. – 97с.
21. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни. – М. Знание, 1990. – 80с.
22. Психология детства: учебник / под ред. члена – корреспондента РАО А.А. Реана. – СПб.: ПРАЙМ – ЕВРОЗНАК, 2006. – 350с.
23. Психология подростка: Полное руководство для психологов, педагогов и родителей. / Под ред. А.А. Реана. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 432с.
24. Психология человеческой агрессивности/Под ред. К.В. Сельченок. – Мн., 2002. – 656с.
25. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 656с.
26. Реан А.А., Трофимова Н.Б. Гендерные различия структуры агрессивности у подростков // Актуальные проблемы деятельности практических психологов. – 2002. – № 3.
27. Ровинская Т.И. Особенности гендерной социализации детей из детского дома. – [Режим доступа]. - http://www.psyhodic.ru/arc.php?page=4479
28. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: учеб. пособие : В 2-х кн. Кн.1: система работы психолога с детьми разного возраста / Е. И. Рогов. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 384 с.
29. Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1991. №1. С. 81 – 87.
30. Румянцева Т.Г. Агрессия и контроль // Вопросы психологии. – 2004. – №5/6.
31. Сафуанов Ф.С. Психология криминальной агрессии. – М.: Смысл, 2003. – 300с.
32. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. – [Режим доступа]. http://www.childpsy.ru/dissertations/id/19652.php.
33. Семья Г.В. Основы психологической защищенности детей, оставшихся без попечения родителей: автореф. дис. ... д. псх. наук: 19.00.13, Москва, 2004.
34. Социально-педагогическая реабилитация детей-сирот. Монография. Вестник ТОГИРРО, №4(16) - Тюмень: ТОГИРРО, 2011. – 140с.
35. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 544с.
36. Фрейд А. Связь агрессии и эмоционального развития: норма и патология // Психоаналитические концепции агрессивности: Тексты; В 2 кн. Кн. 2 / Сост. и науч. ред. С.Ф. Сироткин. Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2004. 345с. – С. 82 – 89.
37. Фрейд А.К проблеме агрессии // Психоаналитические концепции агрессивности: Тексты; В 2 кн. Кн. 2 / Сост. и науч. ред. С.Ф. Сироткин. Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2004. 345с. – С. 90 – 103.
38. Фромм Э. Типы агрессии // Психология человеческой агрессивности: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. – Мн.: Харвест, 2003. – 656с. – С.354 – 427.
39. Фурманов И.А. Психология детей с нарушениями поведения: пособие для психологов и педагогов / И.А. Фурманов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 351с.
40. Фурманов И.А., Аладьин А.А., Фурманова Н.В. Психологическая работа с детьми, лишенными родительской опеки. – Минск, 1998.
41. Хухлаева О. На пороге новых возможностей // «Школьный психолог». 2002. №34.
42. ШнейдерЛ.Б. Девиантное поведение детей и подростков. – М.: Академический Проект; Трикста, 2005. – 336с.
43. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. – М., 1994.
44. Яковлева Т.В. Взаимосвязь агрессивности с просмотром художественных фильмов в старшем подростковом возрасте. – [Режим доступа]. - http://www.bmsi.ru/doc/a0b95f51-d56e-4ed9-b959-ad3610f5bc98.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТИЕТ»
ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И КОНФЛИКТОЛОГИИ
Курсовая работа
Социально-психологические особенности юнашей и девушек, с разным уровнем агрессивности, воспитывающихся в условияхдетского дома.
Выполнила:
Студентка гр. ЗССАБ-370301-52 (к)
Калинова А.А
Научный руководитель:
Гловатских М.М
Дата сдачи
Дата защиты
Оценка:
Ижевск 2015 г.