Раздел 3. Возрастная психология
Тесты:
Тест 1:
1.Согласно Л.С. Выготскому, состояние умственного развития может быть оценено с учетом, как минимум, двух моментов, указанных в одном из пунктов:
а) уровня актуального развития и зоны ближайшего развития;
б) индивидуальных показателей ребенка и популяционных показателей для детей того же пола и возраста;
в) показателей умственного развития и состояния памяти.
2.В чем проявляется эгоцентризм детей (указать 2 условия):
а) неумение встать на чужую точку зрения;
б) нерасчлененность детского мышления;
в) искусственность, созданость мира;
г) одушевленность.
3.К основной закономерности психологического развития относятся:
а) интеллект;
б) возраст;
в) умение и навыки;
г)морфофизиологические особенности.
4.Движущими силами психического развития являются:
а) интересы;
б) задатки и способности;
в) морфологические особенности
г) противоречие мотивационно-потребностной сферы и уровня притязаний личности.
5.Автором культурно-исторической теории является:
а) Дж. Брунер;
б) Л.С. Выготский;
в) С.Л. Рубинштейн
г) А.Валлон.
6.Динамика психического развития определяется
а) возрастными изменениями;
б) кризисными, стабильными и сензитивными периодами;
в) ходом созревания органических особенностей;
г)стадиями в развитии интеллекта.
7.Психический возраст определяется:
а) физиологическими изменениями организма;
б) уровнем развития психологической структуры личности;
в) умениями и навыками;
г) психодинамическими свойствами.
8.Основным механизмом смены возрастных периодов является по Д.Б. Эльконину
а) обучение;
б) деятельность;
в) способности;
г) интроспекция.
9.Предметом возрастной психологии является изучение:
а) основных категорий психологии;
б) ведущие модальности человека;
в) законов, закономерностей, тенденций развития психики, поведения, личности;
г) принципов формирования личности в деятельности.
10.Главным признаком ведущей деятельности является:
а) стадийность;
б) развитие новообразований возраста;
в) доминантность во времени;
г) развитие познавательных процессов.
11.Основоположником бихевиоризма является:
а) А. Мослоу;
б) К. Лоуренс;
в) Ж.Пиаже;
г) Дж. Уотсон;
12. Характерологическая особенность человека, которая проявляется в повышенной чувствительности к происходящим событиям называется:
а) саморегуляцией;
б) сензитивностью;
в) комфортностью;
г) эмпатией;
13. В подростковом возрасте актуальны: 1) развивающая работа умственного содержания; 2) формирование навыков эффективного общения; 3) развитие навыков совместной деятельности; 4) формирование уверенности в себе; 5) развитие потребности в самовоспитании;
а) только 1 и 5;
б) 2,3,4,5;
в) 1,3,5;
г) только 2;
14. Осознанное отношение человека к своим потребностям, способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям лежит в основе:
а) воспитания;
б) социализации;
в) образования;
г) самосознания;
15. Ведущей деятельностью для ребенка раннего возраста является:
а) эмоционально-непосредственное общение;
б) орудийно-предметноая деятельность;
в) сюжетно-ролевая игра;
г) учебная деятельность;
16. Развитие человека от рождения до юности рассматривал как период формирования психосоциальной идентичности:
а) З. Фрейд;
б) Э. Эриксон;
в) Л.С. Выготский;
г) А. Валлон;
17. Согласно концепции рекапитуляции ребенок в своем развитии повторяет развитие:
а) человеческого рода;
б) млекопитающих;
в) приматов;
г) животных;
18. Каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития – это закон:
а) метаморфозы;
б) оптимального развития;
в) развитие высших психических функций;
г) неравномерности возрастного развития;
19. Геронтология – это наука о:
а) старении, старости и долголетии человека;
б) самосовершенствовании человека;
в) взрослении человека;
г) развитии человека;
20. Биогенетический закон, сформулированный Э. Геккелем (1834-1919), гласит, что онтогенез живого существа, есть краткое и быстрое повторение:
а) эпигенеза;
б) филогенеза;
в) эмбриогенеза;
г) гетерогенеза;
21. Сравнительно-медленные, но основательные количественные и качественные изменения называют:
а) революционными;
б) эволюционными;
в) консервативными;
г) кризисными;
22. Наука о зрелости, вершинах человеческой деятельности, называется:
а) психологией развития;
б) акмеологией;
в) геронтологией;
г) возрастной психологией;
23. З. Фрейд большое значение в жизни взрослой личности придавал:
а) профессиональному развитию;
б) бессознательным переживаниям детства;
в) сознательным переживаниям детства;
г) интеллектуальному развитию;
24. Гиперопека – это ………..забота о детях, выражающаяся в стремлении родителей окружать ребенка …………. вниманием.
25. Материнская депривация – это ………….,……….. материнского ухода.
26. Интропунитивная реакция – это реакция субъекта на …………….. фактор, которая направлена на самого себя с принятием ………………..за исправление возникшей ситуации.
27. Комплекс оживления – это этап эмоционального развития ребенка в ……………… возрасте.
28. Кризисы возрастные – это особые периоды ……………….., характеризующиеся резкими ……………. изменениями.
29. Половая идентичность – единство поведения и самосознания индивида, причисляющего себя к …………………….. и ориентирующегося на требования соответствующей половой роли.
30. Ролевая игра – основной вид игры детей дошкольного возраста, когда ребенок берет на себя какую-либо роль в соответствии с …………. игры.
31. Самоактуализация – осознание и оценка собственных ………….. особенностей.
32. Сознание – свойственный лишь человеку способ ……………. к объективной действительности, опосредованный всеобщими формами общественно-исторической деятельности.
33. Социальная ситуация развития – особое сочетание ……………. процессов развития и ………….. условий, которое является типичным для каждого возрастного этапа и обуславливает ………….. психического развития.
34. Теоретическое обобщение – мыслительная операция, которая лежит в основе ………………. ………….. вместе с абстракцией и понятием, организация усвоения знаний по принципу теоретического обобщения приводит к появлению таких новообразований, как усвоение всеобщих …………. данного учебного предмета.
35. Фрустрация – состояние, вызванное двумя факторами: наличием сильной мотивированности ……… ……. и преграды, препятствующей этому ………..
36. Эгоцентризм – в концепции умственного развития ……… – изначальная особенность детского мышления, которая заключается в способности оценивать окружающее только .. …….. …….. ………..
37. «Я»-концепция – согласованные и зафиксированные в словесных определениях представления человека о …… ……, итог познания и оценки …….. …… через образы себя в условиях различных ситуаций, а также через мнение …….. …….. и себя с ними.
38. Самосознание – высшее выражение сознания у человека как члена общества, направленное на ……… ………..
39. Госпитализм – явление, возникающее в закрытых детских учреждениях из-за ……….. общения со взрослыми, вследствие этого дети начинают резко …………. в своем ………….. развитии.
40. В развитии интеллекта Ж.Пиаже выделяет стадии: 1) сенсорного интеллекта; 2) операционального мышления; 3) конкретных операций с предметами; 4) формальных операций; 5) перцептивной психики; 6) сенсорной элементарной психики; 7) сенсомоторного интеллекта;
а) 7,2,3,4
б) 1,2,3
в) 2,3,4,5,7
г) 1,2,3,4,6,7
41. Лепет представляет собой:
а) стилистическую особенность языка;
б) краткий ответ, возражения, замечания на слова собеседника;
в) фонетически организованная речь, являющаяся средством выражения ее эмоциональной окраски.
г) сочетание звуков неопределенно артикулируемых;
42. Одна из особенностей внимания у подростка:
а) произвольность внимания;
б) развитый самоконтроль;
в) умение управлять внешним выражением внимания;
г) волевая регуляция внимания;
43. Основной особенностью развития внимания в юношеском возрасте является:
а) медленное развитие произвольного внимания;
б) быстрое развитие произвольного внимания;
в) высокая возможность контролировать свое внимание;
г) непроизвольное внимание умственной деятельности;
44. Развитие элементарной формы произвольного внимания под влиянием самоинструкции и с опорой не внешние вспомогательные средства начинается:
а) на 3м году жизни ребенка;
б) в пять-шесть лет;
в) в младшем школьном возрасте;
г) у подростка;
45. По Л.С. Выготскому, онтогенез эгоцентрической речи:
а) заканчивается интериоризацией во внешнюю речь к другому;
б) заканчивается исчезновением;
в) порождается из внутренней речи к себе;
г) заканчивается интериоризацией во внутреннюю речь;
46. Л.С. Выготский называл искусственным развитием ребенка его:
а) созревание;
б) филогенез;
в) воспитание;
г) онтогенез;
47. Эгоцентризм – тенденция рассматривать мир сугубо с позиции:
а) чужой, внешней;
б) личной, индивидуальной, внутренней;
в) социально-одобряемой;
г) социально-нормируемой;
48. Скачкообразное перераспределение постоянно накопляемых изменений в возрастное новообразование называется:
а) периодизацией;
б) конфликтом;
в) кризисом;
г) сдвигом;
49. Любое осмысленное действие, которое ребенок самостоятельно выполнять еще не может, но которому он может обучаться под руководством или в сотрудничестве с более опытным человеком, сопровождается:
а) подражанием;
б) идентификацией;
в) импринтингом;
г) компиляцией;
50. Переход интерпсихологических отношений в интерапсихологические называется:
а) экстериоризацией;
б) экстраполяцией;
в) интериоризацией;
г) эгоцентризмом;
51. Речевое общение, чтение, письмо, счет, рисование – все это примеры деятельности:
а) семантической;
б) символической;
в) образной;
г) культурной;
52. Жизненный путь – необратимое время и пространство в жизни человека от рождения до смерти, в котором осуществляется………….., …………, самореализация, организация жизни своим индивидуальным способом и осуществление соответствующей стратегии.
53. Психологическая компетентность – система знаний …………как индивиде, субъекте труда и личности, включенном в совместную деятельность, осуществляющим личностное взаимодействие.
54. Гетеростаз – положение о том, что люди мотивированны стремлением к ………………….., поиску стимулов к развитию и самореализации.
55. По Эльконину, ведущая деятельность развивает, помимо познавательной, сферу:
а) мотивационно-потребностную;
б) эмоциональную;
в) мотивационную;
г) потребностную;
56. Потребности, которые являются решающими для дальнейшего развития человека, называются:
а) базовыми;
б) предметными;
в) эмоциональными;
г) функциональными;
Задания:
Задание 1.
Установите соответствие между стадией развития интеллекта по Ж. Пиаже (1 колонка) и ее содержанием (2 колонка).
Стадия | Содержание интеллектуальной деятельности. |
1. Сенсомоторная | 1. Ребенок начинает познавать мир, используя символы и речь. |
2. Предоператорная | 2. Ребенок познает мир при помощи своих чувств. |
3. Фомально-оперативная | 3. Ребенок начинает понимать как в определенной ситуации один аспект может изменяться, а другой оставаться неизменным. |
4. Конкретных операций. | 4. Может думать и рассуждать абстрактно относительно тех вещей, с которыми он не испытывает непосредственного контакта. |
Задание 2.
Допишите пропущенные понятия: симптомы кризиса ребенка 3х лет: негативизм, строптивость, протест-бунт, обесценивание взрослых.
Задание 3.
Укажите ошибки в следующих предложениях, сформулируйте их правильно:
1. Самообразование является центральным новообразованием детей младшего школьного возраста.
2. Половая идентификация характерна для ребенка раннего возраста.
3. Психологическая готовность к школе включает только интеллектуальную готовность.
4. Ведущая деятельность дошкольника – предметно-манипулятивная.
Задание 4.
Допишите недостающие понятия:
1. Ведущая деятельность дошкольника. | |
2. ведущая деятельность младенца | |
3. Ведущая деятельность подростка. | |
4. Ведущая деятельность младшего школьника. | |
5. Ведущая деятельность ребенка раннего возраста. | |
6. Ведущая деятельность в ранней юности. |
Задание 5.
Мать Пети (4 г. 7 мес.) обратилась к воспитателю за советом: как быть с сыном, который становиться все упрямее? Она сказала, что отец и дед мальчика тоже упрямые. «Может быть, это наследственное?» - спросила мама.
Вопрос: оправдано ли волнение мамы? Дайте психологическое обоснование.
Какие факторы психического развития повлияли на формирование такой черты характера мальчика? Что бы вы посоветовали маме?
Задание 6.
Замечено, что в закрытых детских учреждениях, несмотря на довольно хороший уход, дети первых лет жизни плохо прибавляют в весе, поздно начинают ходить, много болеют и резко отстают в общем психическом развитии.
Вопрос: как называется это явление? укажите причины его возникновения. Возможно ли оно в условиях семейного воспитания?
Задание 7.
Мама Тамары (девочке 5 лет 9 мес.) хотела, чтобы ее дочь много знала и умела. Она решила заниматься с дочкой систематически. Мама многократно показывала ей, как класть кубики, чтобы построить дом. Рисование сводилось к копированию рисунков, сделанных самой мамой. Даже в игре дочери навязывались определенные действия.
Вопрос: проанализируйте методы воспитания мамы.
Задание 8.
В какой последовательности развивается речь малыша? По каким причинам может произойти задержка речевого развития ребенка?
Задание 9.
Мама, одевая Диму (мальчику 1 г. 1 мес.), говорит: «Сейчас оденем рубашечку. Где рубашечка? Подай ее мне. Дай мне колготки. Принеси мне сандалики» и т. д. А Дима, хоть и медленно, но выполняет указания мамы.
Вопрос: Согласны ли вы с тем, как поступает мама? О воспитании каких сторон речи заботиться мама? Как вы полагаете, охотно ли Дима будет одеваться?