Методические рекомендации. Какие физические качества и в каких сочетаниях можно развивать в одной тренировке

Какие физические качества и в каких сочетаниях можно развивать в одной тренировке, используя как основные упражнения, так и вспо­могательные?

Доказано, что положительное взаимодействие проявляется, если в тренировочном занятии выполняются:

— упражнения на быстроту, затем на специальную выносливость;

— скоростно-силовые упражнения, затем на общую выносливость;

— упражнения на специальную выносливость (в небольшом объе­ме), затем на общую выносливость;

— упражнения на ловкость, затем на взрывную силу;

— упражнения на быстроту, затем на силу;

— упражнения на ловкость, затем на быстроту;

— упражнения на силу, затем на общую выносливость;

— упражнения на совершенствование техники-тактики игры до или после развития одного или двух физических качеств.

Разнонаправленные упражнения могут повторяться по дням недели ( в каждом микроцикле) с разной частотой.

Прирост прыгучести наблюдается при выполнении упражнений с незначительными отягощениями — через день, а без отягощения по­лезно давать прыжковые упражнения (в небольшом объеме) — ежед­невно.

Ежедневная тренировка общей выносливости, силы мелких мышеч­ных групп, гибкости без отягощений дает положительный эффект, а

упражнения на специальную выносливость применять в тренировках как минимум через день.

При развитии взрывной силы с помощью основных упражнений надо подбирать такие отягощения, которые не приводили бы к наруше­нию двигательной структуры технических приемов. Оптимальным счи­тается отягощение весом до 40% от максимального.

Тренировочное занятие, направленное на развитие быстроты лучше проводить вечером, когда работоспособность организма обычно наи­большая. В течение недельного микроцикла оптимальным считается 2-4 занятия на быстроту.

Для усиления эффекта развития двигательных качеств (кроме спе­циальной выносливости) занятие с определенной преимущественной направленностью может повторяться 2—3 дня подряд. Например:

1-й день — развитие быстроты и взрывной силы и решение главной задачи тренировки;

2-й день — то же, что и в 1-й день;

3-й день — то же, что и в 1-й день.

Упражнения, направленные на развитие быстроты и ловкости, ре­комендуется включать в первую часть занятия.

Психологическая подготовка

Если строго следовать всем законам применения терминов, то не­обходимо говорить о «психической подготовке», так как название дол­жно происходить не от науки (психология), а от предмета подготовки. Мы говорим «физическая» подготовка, а не «физиологическая». Однако традиционно употребляется словосочетание «психологическая подготов­ка», которым мы здесь и будем пользоваться.

Психологической подготовкой спортсмена называется организован­ный, управляемый процесс реализации его потенциальных психичес­ких возможностей в объективных результатах, адекватных этим воз­можностям. То же можно говорить о подготовке команды, у которой есть свои потенциальные психические возможности. Они не являются суммой возможностей игроков, а становятся чем-то принципиально новым: у каждой команды есть свой характер, темперамент, свое отно­шение к тому или иному сопернику.

Мы потому говорим о результатах, адекватных возможностям спорт­смена или команды, — что психологическая подготовка, являясь со­ставной частью общей системы спортивной тренировки, зависит от других ее форм: (физической, технической, тактической. При низком уровне развития физических качеств, независимо от полезности приемов пси­хической регуляции, команда не может добиться высоких спортивных достижений, се результат будет адекватным возможностям, т.е. невы­соким.

Принято различать три основных вида психологической подготов­ки, связанных друг с другом, но направленных на решение самостоя­тельных задач:

1) общая психологическая подготовка,

2) специальная психологическая подготовка к соревнованиям,

3) психологическая защита в конкретном соревновании.

В циклических видах сорта, связанных с большими, а главное, моно­тонными нагрузками, нередко выделяют как самостоятельный вид пси­хологическую подготовку к продолжительному тренировочному процессу.

Относительно самостоятельным подвидом является психологичес­кая подготовка тренера, играющая особую роль в любых спортивных играх, потому что реально ни в одном другом виде спорта, как в играх, тренер не участвует так активно в постоянном непосредственном уп­равлении соревновательной деятельностью своих подопечных. По со­держанию основных средств психической регуляции подготовка трене­ра и спортсмена совпадают, поэтому тренер может настраиваться на игру практически так же, как и спортсмен.

Прежде чем говорить о содержании названных выше трех видов пси­хологической подготовки волейболистов, необходимо кратко описать требования, которые предъявляет волейбол к психической деятельнос­ти человека. В психологии описание таких требований и условий специ­фической деятельности обычно называют психограммой.

Психограмма волейбола

Основные характеристики игры как специфической деятельности:

— выполнение сложных в моторном отношении действий, пред­ставляющих собой манипуляции с таким своеобразным предметом, как мяч;

— восприятие сразу нескольких объектов (спортсмен, мяч), как в центре, так и на периферии поля зрения;

— комплексное реагирование на быстрые перемещения нескольких объектов восприятия: партнеры, соперники и (с особенно высокой ско­ростью) мяч;

— принятие тактических решений в условиях лимита времени;

— вероятностное прогнозирование (оценка будущих действий парт­неров и соперников на основе знаний об их склонности к принятию решений и прогнозе наиболее реальных ходов при данной тактической ситуации);

— рефлексия (рассуждение как бы за других спортсменов, при кото­ром создается возможность построить модель поведения другого чело­века по типу «я знаю, что он думает, что я поступлю так-то, а я по­ступлю так-то»);

— быстрый переход от атакующих действий к защитным и соответ­ственно — быстрая смена тактических решений, плана действий;

— активная деятельность всех игроков, находящихся на площадке (в этом отношении волейбол отличается от большинства других игр, где отдельные спортсмены могут временно оказываться в состоянии «оперативного покоя»);

— высокая значимость каждого действия с мячом (волейбол — един­ственный игровой вид спорта, где техническая ошибка карается не только самим ходом игры, но и судьей);

— максимальная включенность всех спортсменов в игру с первого тактического хода;

— переключение на разные по биомеханическим и психологичес­ким характеристикам действия с мячом: прием, передача партнеру, нападающий удар, блок, доигровка;

— постоянная готовность игрока к неожиданностям, как в отноше­нии изменения конкретной оперативной ситуации, так и в отношении хода игры.

Как показали исследования Л.С.Нерсесяна, время второй передачи составляет в среднем 1,3 с, приема мяча с подачи — 1,4 с, приема мяча после нападающего удара — 0,4 с. По данным В.А.Ускова, время про­слеживания за полетом мяча составляет 1,2 с, время решения самой «длинной» игровой задачи — не более 0,8 с, время обработки мяча — 0,16 с. Особенно отчетливо психическая напряженность игры связана с длительностью приема мяча после нападающего удара. Выполняя это важное для всей игры действие, волейболист должен воспринять все характеристики удара соперника, оценить направление полета мяча, спланировать свое действие, принять мяч, причем так, чтобы облег­чить прием мяча и выполнение второй передачи партнером. И вся эта совокупность действий занимает не более 0,4 с.

Приведенные временные характеристики свидетельствуют о том, что волейбол предъявляет весьма жесткие требования к быстроте и точности восприятия, к интенсивности и устойчивости внимания, к скорости и точности различных вариантов сенсомоторных реакций, особенно реак­ций на движущийся объект (антиципирующих), а также требует от игро­ка исключительной точности и дифференцированности движений.

Многообразие проявления отдельных психических качеств и свойств спортсмена можно наблюдать на примере такого, относительно про­стого в тактическом отношении игрового действия, каким является подача. Она относится к стандартным игровым действиям, которые имеют место в ситуациях, отличающихся относительной упорядоченностью условий выполнения и возможностью их выполнения при повторении в игре. Здесь спортсмен имеет достаточный запас времени для принятия решения и его осуществления, отсутствует прямая зависимость от дей­ствий соперника.

Выполнен анализ структуры подачи в волейболе (А.В.Родионов, А.А.Гераськин), в которой выделены четыре фазы: предварительная, подготовительная, основная и заключительная.

Предварительная фаза начинается после окончания предыдущего игрового эпизода и продолжается во время перехода игрока к месту подачи. По отзывам волейболистов высокого класса, в этот период про­исходит интенсивная внутренняя подготовка к предстоящему дей­ствию, оценка собственных возможностей, а также противника и парт­неров, проигрываются варианты тактического и технического содер­жания игрового действия. Прогнозируется дальнейшее развитие ситу­ации для создания максимальных преимуществ собственной команде после приема соперником подачи и определения своего места и роли в последующих эпизодах. При этом чаще всего происходит следующая психическая деятельность: подавление отрицательных эмоций (напри­мер, если предшествующая подача была неудачной); формирование установки на выполнение подачи в соответствии с принятым такти­ческим решением; мысленный отсчет времени, отведенного на вы­полнение подачи; определение оптимального момента ее начала. Для этого необходимы следующие психические качества и свойства: объем и распределение внимания, адекватность и объем оперативной памя­ти, точность вероятностного прогнозирования, глубинного зрения, точность специализированного восприятия — «чувства» ритма и темпа разбега и темпа выполнения подготовительных действий, «чувства» зоны подачи).

Главная задача основной фазы — точность реализации принятого тактического и технического решения в соответствии с игровой ситуаци­ей. Поэтому преимущество в этой фазе имеют спортсмены, способные в данный момент отвлечься от всего постороннего и сконцентрировать свои возможности на точной реализации двигательной задачи. В эту фазу включены такие компоненты психической деятельности, как слежение за мячом, самоконтроль темпа и ритма выполняемых двигательных дей­ствий. Необходимые качества и свойства: точность антиципирующей ре­акции и чувства времени, точность специализированных восприятий: «чув­ства» мяча, площадки, зоны. Именно такие специализированные вос­приятия во многом определяют мастерство волейболиста.

Важное звено в деятельности волейболиста — заключительная фаза. В нее входят самоконтроль за выполнением заключительных движе­ний, непроизвольное запоминание характерных особенностей выпол­нения подачи, ее оперативной анализ с одновременным слежением за мячом, действиями противника и прогнозированием дальнейшего раз­вития игровой ситуации. Необходимые качества и свойства: объем, ин­тенсивность и распределение внимания, адекватность оперативной па­мяти, быстрота восприятия и переработки информации, точность глу­бинного зрения, способность к мышечно-двигательному самоконтро­лю, точность специализированного восприятия — «чувства» времени полета мяча.

Краткий анализ психологического содержания только одного дей­ствия — подачи показывает, какие высокие требования предъявляет к

психике спортсмена игровая деятельность. Одновременно она способ­ствует развитию названных выше качеств и свойств, которые в своем единстве и составляют специальные способности волейболиста.

В свое время чешские спортивные психологи М.Ванек, В.Гошек и Б.Свобода установили высокий интеллект волейболистов: по показате­лям интеллектуальных способностей они опережают представителей большинства других видов спорта. Французский спортивный психолог Э.Тилль считает, что у волейболистов интеллект имеет своеобразную характеристику, которую он охарактеризовал как «скорость-динамизм», т.е. волейболисты не только способны быстро решать тактические зада­чи, но и быстро переключаться при смене ситуации. Причем речь идет и о чисто тактических ситуациях, и об игровых в более широком смысле слова, с психологическим подтекстом. Наверное, редко в какой спортив­ной игре может так резко меняться ситуация: только что команда уве­ренно лидировала в счете, например, 10 : 2, а вскоре уже проигрывает 10 :14, и судьба партии и всего матча висит на волоске. В большинстве случаев волейболисты отличаются достаточно сильным характером, «си­лой Я». Специальное тестирование личности спортсменов показало (Ф.В.Кондратьев), что для волейболистов типичны добросовестность, наличие твердых внутренних убеждений, самодисциплина. По данным В.И.Секуна, у них выражено стремление к доминированию, т.е. к на­вязыванию своего мнения, своей воли другим. Наконец, А.М.Мухамедалиев определил, что у волейболистов более высокий уровень тревож­ности, чем у представителей других спортивных игр. Он объясняет это повышенным чувством личной ответственности за любую ошибку, в том числе и техническую, чего нет в других игровых видах спорта. Тре­вожность — это так называемая психодинамическая характеристика ха­рактера, а повышенная тревожность совсем не означает «слабости» ха­рактера. Как раз стойкость характера — отличительная сторона классно­го волейболиста. Канадский психолог Б.Огилви так определил призна­ки стойкости характера:

«Спортсмен может вынести грубое обращение, способен сильно не расстраиваться в случае проигрыша, плохой игры и резкого с ним обра­щения, может правильно воспринимать критику и не нуждается в осо­бой поддержке со стороны тренера». Все эти качества проявляются у лучших волейболистов.

Краткая психограмма волейбола помогает искать необходимые сред­ства общей и специальной психологической подготовки.

Наши рекомендации