Понятие группы и классификация групп
Группа – это человеческая общность, выделяемая на основе определённого признака, например, социальной принадлежности, наличия и характера совместной деятельности и общения, особенностей организации и т.д. Соответственно строится классификация групп: малые и большие; реальные и условные; формальные и неформальные. На современном этапе лучше всего изучена и представлена психология малых групп.
Классификация групп (по Андреевой):
Большие группы представлены государствами, нациями, народностями, партиями, классами и другими социальными общностями. (Религиозными, возрастными, половыми, образовательными и пр.). Через эти группы опосредованно осуществляется воздействие идеологии общества на психологию составляющих их людей. Большие группы могут быть реальными и условными.
Непосредственным проводником влияния общества на индивида являются малые группы (от 2-3 до 20-30 человек). Малую группу характеризует психологическая и поведенческая общность её членов, которая выделяет группу, делает её относительно автономным образованием (социально – психологическим). Эта общность может обнаруживаться по разным характеристикам: от чисто внешних (территориальная общность) - до глубоких внутренних (члены семьи).
Условные группы существуют номинально, но не реально. Например, группа людей с высшим образованием. Выделение таких групп необходимо для исследования, обобщения, анализа.
Реальные группы действительно существующие объединения людей, полностью отвечающих определению группы.
Естественные группы создаются сами по себе. Возникают и существуют, исходя из потребностей общества или включённых в неё людей.
Лабораторные группы создаются экспериментатором с целью проведения научного исследования. Они действенны, но существуют только в лаборатории.
Спонтанные группы возникают стихийно на основе общих потребностей. Отличаются свободой входа и выхода.
Организованные группы создаются специально для выполнения какой–то деятельности (свобода сохраняется, но дополняется ограничениями).
Формальные группы (официальные) действуют в рамках официально признанной организации.
Неформальные группы вне рамок этих организаций (тусовка). Цели задаются на базе личных интересов участников.
Референтные группы - те, к которым человек добровольно себя причисляет, или членом которых хотел бы стать. Могут быть реальными или воображаемыми.
Нереферентные группы – группы, психология и поведение которых чужды для индивида или безразличны.
Слаборазвитые группы не имеют достаточной психологической общности.
Высокоразвитая группа отличаются наличием психологической общности, наличием деловых и личных взаимоотношений, признанием лидеров, распределением обязанностей. Наиболее яркий представитель таких групп – коллектив.
Малая группа – это достаточно устойчивое, немногочисленное (3 – 20 человек) объединение людей, связанных взаимными контактами, общей социальной деятельностью, которая характеризуется возникновением эмоциональных отношений, выработкой групповых норм и развитием групповых интересов.
Отличительные черты малой группы:
- пространственно – временное соприсутствие людей;
- наличие постоянной цели совместной деятельности;
- наличие в группе организующего начала;
- разделение и дифференциация персональных ролей;
- наличие эмоциональных отношений между членами;
- выработка специфической групповой культуры, включающей нормы, правила, стандарты жизни.
Психологические характеристики малых групп:
1. Групповые интересы.
2. Групповые ценности.
3. Групповые потребности.
4. Групповые нормы.
5. Групповые мнения.
6. Групповые цели.
Общие закономерности существование группы:
- Группа неизбежно структурируется.
- Группа развивается. (Это может быть регресс, но динамика в группе есть обязательно.)
- Положение человека в группе может меняться.
Виды групп по уровню их развития.
1. Неорганизованные и случайно организованные (номинальная группа, конгломерат, зрители в кино, члены экскурсии) – характеризуются добровольным временным объединением людей на основе сходства интересов или общности пространства.
Конгломерат – существует формально, внешние силы доминируют над внутренними силами - если внешние убрать, то группа распадётся.
2. Ассоциация – группа, в которой взаимоотношения определяются только личностно значимыми целями (группа друзей, приятелей).
3. Кооперация – группа, отличающаяся реально действующей организационной структурой. Межличностные отношения носят деловой характер и подчинены достижению определённого результата. На этом уровне идёт деление группы на подгруппы, появляются лидеры. Если внешние силы убрать, группа может сохраниться.
4. Корпорация – группа, объединённая только внутренними целями и стремящаяся осуществить свои групповые цели любой ценой. Формируется под воздействием феномена «Мы»: «Мы не какие–то там - Они». Это - закрытые клубы, команды, отряды. Группа замкнута, и новичку трудно туда попасть. В таких группах болезненно воспринимается изменение состава.
5. Коллектив – устойчивая по времени организационная группа взаимодействующих людей, объединённых целями совместной общественно полезной деятельности и сложной динамикой формальных (деловых) и неформальных взаимоотношений.
Социально – психологическая характеристика групп по уровню их развития:
Наименование группы | Структура | Форма деятельности | Цели деятельности |
Неорганизованная группа (ассоциация: случайная группа, толпа) | Нет или стихийная | Самостоятельная у каждого | Личные, у каждого свои |
Внешне организованная группа (организация: производственная, кооперативная, Учебная) | Регламентированная | Определяемая внешней и внутренней организацией группы | Общие |
Внутренне организованные группы: 1) корпорация (группа бизнесменов, шайка) 2) коллектив | Внутренняя | Совместная | 1) Личное через групповое 2) Общее, вынесенное за пределы группы |
Динамика развития группы по Кирпичникову.
Группа по пути продвижения к коллективу проходит ряд этапов: это прогрессивные изменения и кризисы. По Кирпичникову: всякая группа на пути своего развития (по психологическому или другому интегрирующему фактору) обязательно проходит период временного спада. В самом начале развития группы, как правило, наблюдается подъём, сопровождающийся повышенной активностью, приподнятым настроением, энтузиазмом, который сменяется более или менее выраженным спадом. Если группа на этой фазе не распадается, наблюдается подъём, однако он не достигает той высоты, на которой с точки зрения психологической настроенности коллектив находился в начале.
Временный психологический спад в группе объясняется сложными внутренними процессами перестройки групповой психологии, в частности межличностных отношений.
Стадии развития группы.
1. Группа присутствия (как правило, эта стадия быстро исчерпывается). Главный мотив – интерес. Общение поверхностно (минимально); нет ролей и функций; нет групповых норм, нет лидера. Есть: совместное пребывание во времени и объёме, повышенный эмоционально заряженный фон.
2. Группа взаимного влияния – минимальное взаимное влияние на эмоциональный настрой, но появляются попытки повлиять на поведение членов группы. Повышенная внушаемость, подражаемость, комфортность. Появляется лидер – временный, неустойчивый; группа мало продуктивна - «как бараны».
3. Группа взаимного действия. Как правило, стадия согласования прошла, намечается единая цель, которую разделяет большинство, распределены роли, есть групповые нормы, у каждого члена есть статус. Объединенная общественной деятельностью группа, эффективна и продуктивна (большинство групп останавливаются на этой стадии).
4. Групповой коллектив – это малая группа, где цели становятся личными целями. Как правило, ужесточаются условия входа в группу: «один за всех, все за одного», безусловное равенство в отношениях, большая ориентация на личность и индивидуальность, т. е. группе человек не безразличен, - власть в группе не нужна (самоконтроль), нет подавления и стимуляции, в группе максимально проявлено творчество и самораскрытие.
Групповая динамика выражена в следующих основных процессах и явлениях:
- руководство и лидерство;
- принятие групповых решений;
- нормообразование, т. е. выработка групповых мнений, правил и ценностей;
- формирование функционально – ролевой структуры;
- сплочение;
- групповое давление и другие способы регуляции индивидуального поведения;
- конфликты и другие.