Введение: Предмет и задачи психологии и педагогики профессиональной деятельности
1. Предмет психологии.
2. История развития психологии.
3. Соотношение психологии и педагогики.
4. Место психологии труда в структуре современного психологического знания.
1. Слово «психология» в переводе на русский язык буквально означает «наука о душе» (от греческого «phyche» - «душа», logos - «учение»). Исторически она формируется и развивается вначале как раздел философии. Термин «психология» возникает в XVII века. В Новое Время в процессе секуляризации философии и науки понятие «душа» вытесняется понятием «психика». Психология трактуется как наука о закономерностях и механизмах психических явлений.
Под психическими явлениями обычно понимают факты внутреннего, субъективного опыта. Фундаментальное свойство субъективных явлений - их непосредственная представленность субъекту. Мы не только видим, чувствуем, мыслим, но и знаем, что видим, чувствуем, мыслим. Психические процессы не только происходят в нас, но и непосредственно нам открываются; мы одновременно осуществляем свою психическую деятельность и осознаем её. Эта уникальная особенность психических явлений предопределила особенность науки, которая их изучает.В психологии объект и субъект познания сливаются.
2. Осознание отмеченной выше особенности психологического знания долгое время ограничивало понимание предмета психологии (вплоть до конца ХIХ века) только тем, что внутренне переживается субъектом и непосредственно открывается его сознанию. В это время единственным методом изучения психических явлений признается метод самонаблюдения (интроспекции). Родоначальником экспериментальной психологии считается Вильгельм Вундт1, а 1879 год, год основания Вундтом психологической лаборатории при Лейпцигском университете, традиционно считается годом рождения научной психологии. Вундт отождествлял понятия психика и сознание. По мнению Вундта психология является наукой о структурах сознания, поскольку раскрыть суть явления, в том числе и психического, можно только проанализировав составляющие его простейшие элементы - это т.н. структуралистский подход. Поэтому задачей своей лаборатории Вундт считал выявление и описание составляющих сознание простейших структур. По мнению структуралистов основным материалом сознания служат ощущения, образы и чувства. Задача - их детальное описание. Метод - экспериментальная интроспекция (специально подготовленного испытуемого просят описать, что он чувствует в той или иной смоделированной ситуации).
С 1881 года Уильям Джеймс в США осуществляет другой подход к анализу психики. Его группа (Г.С. Холл, Д. Дьюи и др.) опиралась в своих исследованиях на следующий методологический принцип: сознательная жизнь - это непрерывный поток, а не ряд дискретных элементов. Проблема состоит не в том, чтобы выяснить структуру сознания, а в том, чтобы понять его функции и его роль в выживании индивидуума (т.н. функционализм). Каждый день, с рождения и до смерти человек осваивает какие-то способы действия, повторяет их, либо видоизменяет - в зависимости от ситуации. Т.о. основная проблема психологии - изучение протекания и механизмов адаптации, процессов научения - и их осознания. Функционалисты, также как и структуралисты, предпочитают метод интроспекции (описание самим испытуемым того, как постепенно осуществляется осознание той активности, которая им осуществляется).
Однако, кроме того, что внутренне переживается и непосредственно осознается сознанием, существует целый ряд других форм проявления психики, которые позже были выделены и включены в круг рассмотрения психологии. Во-первых, - это факты поведения; в психологии происходит осознание того, что психика формируется и проявляется в деятельности. Во-вторых, - это способы и особенности взаимоотношений и взаимодействия людей; психология признает, что субъективные психические явления возникают и развиваются в объективной системе отношений с другими людьми, обусловливаются факторами культуры. В-третьих, - это такие компоненты внутренней психической жизни субъекта, которые непереводимы на язык сознания; психология изучает бессознательные мотивы и установки человека, способы их проявления. В-четвертых, психология изучает физиологические нейрогуморальные механизмы как основу протекания как осознаваемых, так и неосознаваемых психических процессов.
Таким образом, современная психология - наука, изучающая психические явления, процессы и психическую деятельность как особенный вид реальности в ее специфических характеристиках, в системе наиболее общих психологических категорий - образа, мотива, действия, психосоциального отношения и др. Психология исходит из того, что как осознаваемые, так и неосознаваемые психические процессы реализуются посредством физиологических механизмов, но протекают по собственным законам.
При этом необходимо отметить, что вопрос о предмете психологии на сегодняшний день не является однозначно решенным, напротив, остается во многом дискуссионным. Представители различных направлений и школ современной психологической науки (бихевиоризма, психоанализа, гештальтпсихологии, генетической психологии, ассоциативной психологии, когнитивной психологии, гуманистической психологии и др.) трактуют его в зависимости от тех целей и задач, которые представляются наиболее важными в рамках данного конкретного подхода. Что не исключает, разумеется, попыток совместить различные подходы.
Бихевиоризм - (от английского «behaviour» - поведение), основоположники Э. Торндайк и Д. Уотсон, возник в конце ХIХ в. в США. Основная концепция этого направления базировалась на том, что предметом психологии является не сознание и не деятельность сознания, а поведение. Поведение выражается в тех или иных поступках, действиях, реакциях и зависит от внешнего воздействия (стимула). Таким образом, можно сопоставлять характеристики стимула и характеристики поведения. Задавая определенные характеристики стимула, можно получить планируемый эффект и, если необходимо, закрепить эту связь. Выявление внутренних, собственно функциональных механизмов не требуется для установления зависимостей «стимул - реакция». Концепция бихевиоризма получила подтверждение в практике организации трудовой деятельности, обучения и психотерапии. Однако данный подход обнаружил и множество слабостей, в особенности в создании общей объясняющей модели поведения, поскольку игнорировал активный характер психической деятельности, не давал сколько-нибудь удовлетворительного объяснения высоким духовным проявлениям человека.
Гештальтпсихология.Иной подход к изучению психики был представлен в работах М. Вертхаймера, В. Келера, К. Дункера. Центральным положением данной школы, получившей название "гештальтпсихология", было признание первичным и главным содержанием всякого психического процесса некоторых целостных образований - конфигураций, форм, или "гештальтов", а не отдельных элементов - ощущений. Главным объектом экспериментального изучения было восприятие. Анализировались факты, помогающие восприятию "гештальтов" (сходство элементов, "стремление" к хорошей фигуре). В рамках этого направления был сформулирован один из основных законов восприятия - закон хорошей формы (симметричной, замкнутой и т. п.).
Гештальтпсихология пыталась реализовать монистический, целостный подход к объяснению психических явлений. Исследования в области интеллекта человекообразных обезьян привели к появлению критерия, по которому интеллектуальное поведение отличается от других форм поведения (навыка, инстинкта). В качестве этого критерия был выдвинут принцип структурности - возникновения всего решения в целом в соответствии со структурой поля. Основное внимание уделялось продуктивной природе подлинногo мышления.
Продуктивную сущность мышления представители гештальтпсихологии видели в возникновении в мышлении нового качества, не сводимого к качествам отдельных его элементов. Оно обозначается как новый гештальт или новая структура. Характерным для мышления является момент усмотрения этого нового качества (структуры). Это усмотрение происходит внезапно и обозначается термином «insight». Однако важен не сам по себе факт внезапности решения, а объяснение того, почему решение наступает внезапно. Внезапность решения основывается на усмотрении структуры в проблемной ситуации. Не субъект в процессе познания обнаруживает сущность, а она сама себя обнаруживает.
Был сделан вывод о том, что феноменальный объект, или единое феноменальное психическое поле, представляют собой в слитом виде и субъект, и объект. Механизм решения задачи объяснялся следующим образом. В оптическом поле организма существенные элементы ситуации образуют единое целое (гештальт). Элементы ситуации входят в этот гештальт и приобретают новое значение, которое зависит от того места, которое они занимают в гештальте. Решение задачи заключается в том, что части проблемной ситуации начинают восприниматься в новых отношениях. Это приводит кпереструктурированию проблемной ситуации, открытию новых свойств объекта.
Когнитивное направление. Согласно основнымидеям когнитивной психологии, решающую роль в поведении человека играют интеллектуальные и мыслительные процессы. Поэтому главной задачей психологии является исследование процессов приобретения, сохранения и использования человеком своих знаний.
В теории Дж. Келли утверждается, что любое событие, происходящее с любым человеком, открыто для многократного интерпретирования. Поэтому он считает необходимым отказаться от концепции мотивации в объяснении поведения человека. Единственной и достаточной причиной мотивации людей является сам факт жизни и вытекающее из этого факта желание прогнозировать будущие события. Человек рассматривается как исследователь, ученый. Из этого следует, что: 1) люди, как правило, ориентируются на будущее; 2) активно формируют представление о своем окружении, а не просто пассивно реагируют на него; 3) ни прошлые, ни настоящие события не являются определяющими в поведении человека, а он сам, как правило, контролирует события в зависимости от поставленных вопросов и найденных ответов (при условии, что он не предпочтет обратное).
Основной постулат, выдвигаемый Дж. Келли, заключается в утверждении того, что поведение человека (его мысли и поступки) направлено на прогноз событий. Действия субъекта определяются тем, как он прогнозирует будущие события. В результате диапазон поведения зависит от личностных конструктов, т. е. моделей и систем, при помощи которых происходит восприятие мира. Для каждого человека эти системы носят уникальный характер.
Личностный конструкт формируется благодаря когнитивным процессам анализа сходства и различия. Он состоит из трех элементов. Два элемента должны быть похожи друг на друга, они образуют эмерджентный полюс, или полюс сходства. Третий элемент должен отличаться от первых двух, он образует имплицитный полюс, или полюс контраста. С использованием концепции личностного конструкта делается попытка объяснить, как люди интерпретируют и прогнозируют свой жизненный опыт с точки зрения различия и сходства. Выделяются три основных типа конструктов: 1) упредительный конструкт — тип конструкта, который стандартизирует ("упреждает") свои элементы, чтобы они были исключительно в его диапазоне, (то, что попадает в одну классификацию, исключается из другой); 2) констелляторный конструкт - тип конструкта, который позволяет его элементам принадлежать одновременно другим сферам, при этом элементы идентифицированы особым образом и фиксированы (стереотипное мышление); 3) предполагающий конструкт - тип конструкта, который позволяет человеку быть открытым для нового опыта и принимать альтернативные взгляды на мир.
Люди разделяются на когнитивно сложных (тех, кто: 1) имеет конструктную систему, содержащую четко дифференцированные конструкты; 2) может четко отличать себя от других; 3) способен прогнозировать поведение других; 4) рассматривает других по многим категориям) и когнитивно простых (тех кто: 1) имеет конструктную систему, в которой неясны различия между конструктами; 2) затрудняется отличать себя от других; 3) не способен прогнозировать поведение других; 4) рассматривает других по небольшому числу категорий).
Выбор модели поведения определяется как безопасныйпри использовании конструкта определения(на основе прошлого опыта) либо как рискпри использовании конструкта расширения. Последний позволяет с большей вероятностью расширить понимание событий человеком, вместе с тем, он увеличивает диапазон прогностических ошибок.
Теория личностных конструктов утверждает, что человек одновременно является и свободным, и зависимымот своего собственного поведения. Свобода проявляется в выборе решений и интерпретации событий, зависимость - в следовании ранее выработанным конструктам. Сделав выбор, человек перестает быть свободным. С другой стороны, это не окончательная, раз и навсегда закрепленная, модель поведения. Субъект может интерпретировать ситуацию с других позиций, тем самым снова получив свободу выбора.
В начале ХХ в. группа немецких психологов, так называемая вюрцбургская школа, представителями которой были О. Кюльпе, А. Майер, А. Мессер, впервые сделала мышление предметом специального экспериментального исследования. Испытуемые должны были сообщать не о качестве воздействующих раздражителей, а о мыслительной деятельности, вызываемой раздражителями. Ставилась задача - найти особые элементы мышления, определить и классифицировать их. Изучалась также динамика мышления. Был сделан вывод отом, что "переживание отношений" является основным элементом мышления, причем эти отношения лишены чувственно- наглядного характера. Мышление отделялось от чувственной ступени познания. Предлагалась следующая классификация мыслей: 1) осознание правила; 2) осознание отношений между идеями и понятиями; 3) комплексные воспоминания. Работы ученых вюрцбургской школы заложили основы для разделения умственной деятельности и процесса мышления. В предмет психологии были введены новые элементы - осознание значений и отношений.
Психоанализ - возник на рубеже ХIХ и ХХ вв., основатель - австрийский психиатр и психолог З. Фрейд. Фрейд видел задачу психологии в познании глубинных функциональных механизмов психики. В психоаналитической концепции признается, что психическое существует как сознательное, предсознательное и бессознательное. Психическое организовано в личностную структуру - «Id (оно) - Ego (Я) - Super-Ego (сверх-Я)». Ид включает психические формы, которые никогда не были сознательными, а также формы, вытесненные из сознания. Ид - резервуар психической энергии. Содержание Ид влияет на психическую деятельность. Эго - психика, связанная с внешним миром. Эго развивается из Ид по мере становления личности. Эго управляет Ид, определяя приемлемость удовлетворения потребностей. Супер-Эго развивается из Эго, осуществляет цензуру поведения и мыслей и хранение социальных норм через функциональные механизмы совести, самонаблюдения и формирования идеалов. Названные функциональные механизмы личностной структуры стремятся обеспечить динамическое равновесие и перераспределение психической энергии (энергии либидо и агрессивной энергии) на цели духовной и интеллектуальной жизни. Сон и сновидения являются факторами, способствующими энергетическому равновесию. Факторы нарушения энергетического равновесия - тревожность и фиксация (устойчивое избрание для удовлетворения потребности способа, не соответствующего стадии психосексуального развития). Психоаналитическая концепция развивалась такими известными психологами как К. Юнг, А. Адлер, К. Хорни и др., в настоящее время является одной из наиболее влиятельных в психологии личности, а психоанализ остается одним из основных методов психотерапии.
Гуманистическая психология - под этим условным названием принято объединять взгляды многих современных (первые работы в рамках данного направления появляются в конце 60-х – начале 70-х годов XX века) представителей психологической науки, составляющих широкое, не однородное, но, пожалуй, наиболее влиятельное и прогрессивно развивающееся направление современной психологии. Основной принцип гуманистической психологии - оптимистический взгляд на природу человека; утверждение личностного характера человеческой жизни, внимание к личности, ее способности реализовать себя. Основатель гуманистической психологии К. Роджерс утверждал, что человек от природы наделен силами для реализации всех своих возможностей. Однако общество зачастую навязывает ему лично чуждые, но общепринятые чувства, потребности, ценности. Это и является причиной неудовлетворенности, и, в некоторых случаях, аномалий поведения. А. Маслоу разработал теорию, согласно которой все высшие проявления духовной деятельности человека (любовь, творчество и др.) заложены в нем в виде врожденных потенций, которые в течение последующей жизни могут либо актуализироваться, либо нет. Он дополнил эту позицию иерархической теорией потребностей. Разделив потребности на несколько уровней, Маслоу зафиксировал такие типы потребностей как 1) физиологические, 2) потребность в безопасности, 3) в любви, 4) в признании и 5) в самоактуализации. Невозможность удовлетворить потребности более низкого уровня препятствует удовлетворению потребностей более высокого уровня. Главное требование и главная задача личности - самоактуализация (стать тем, кем способен).
С определенной степенью условности к гуманистическому направлению психологии можно отнести В. Франкла. По мнению В. Франкла, основной проблемой человека в условиях современной цивилизации является проблема утраты людьми смысла жизни, пребывание в экзистенциальном вакууме. В.Франкл создал теорию экзистенциального анализа и разработал метод логотерапии - возвращение психического здоровья через поиск и обретение смысла жизни. Стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни Франкл рассматривает как врожденную мотивацию (ноэтическую), присущую всем людям, наряду с основными биологическими и психологическими мотивационными тенденциями. Отсутствие смысла порождает у человека состояние, которое Франкл назвал экзистенциальным вакуумом. Экзистенциальный вакуум - причина специфических «ноогенных неврозов» (напр. «невроз безработицы»). В психологической структуре личности Франкл выделяет особое «ноэтическое измерение», в котором локализованы смыслы. Вопрос о смысле жизни в учении В. Франкла - это вопрос о конкретном смысле жизни данной личности в данный момент. От ситуации к ситуации этот смысл меняется. Логотерапия расширяет возможности клиентов видеть весь спектр заложенных в ситуации смыслов. Логотерапевт, используя методику сократического диалога, подталкивает пациента к открытию им для себя адекватного смысла. Выбор же - право и обязанность личности.
Современная гуманистическая психология - одна из наиболее влиятельных концепций личности, которая рассматривает человека как творящего самого себя в процессе свободной деятельности. Гуманистическую психологию называют часто «вершинной», в противоположность психоанализу как «глубинной» психологии. На современном этапе развития внутри общего движения гуманистической психологии выделилась в самостоятельное направление экзистенциальная психология (А. Лэнгле, И. Ялом, Дж. Бюджентал, среди отечественных психологов – Д.А. Леонтьев) – изучающая прежде всего опыт жизнетворчества, анализирующая средствами психологии поведение и внутреннюю трансформацию человека в кризисных («пограничных») жизненных ситуациях.
Современная психология выступает также в виде отдельных отраслей, многие из которых, наряду с общей психологией, приобрели самостоятельный статус (социальная психология, инженерная психология, детская, юридическая, экологическая, медицинская, психология управления и др.). В специальных областях психологической науки накапливается и обобщается уникальный материал, например, о психологических механизмах деятельности в экстремальных и специфических условиях, о пределах нормы и патологии психики и пр. и пр. Таким образом расширяется круг исследовательских задач научной психологии, происходит непрерывное переосмысление и переформирование её предмета.
3. Педагогика - наука, изучающая закономерности передачи старшим и активного усвоения младшим поколениями социального опыта, необходимого для жизни и труда.
Предмет педагогики - процесс направленного развития и формирования человеческой личности в условиях обучения, образования, воспитания, или, более кратко, это воспитание человека как особая функция общества.
Педагогика в настоящее время имеет большое число ответвлений, которые развиваются как ее отрасли. Эти отрасли определяются особенностями объекта воспитания: возрастом, профессией, психофизиологическими данными и т.д.
Основные отрасли педагогики: общая педагогика, дошкольная педагогика, педагогика общеобразовательной школы, исправительно-трудовая педагогика, специальная педагогика (дефектология), педагогика профессионально-технического и среднего специального образования, военная педагогика, педагогика высшей школы, история педагогики
Общая педагогика - изучает и формирует принципы, формы и методы обучения и воспитания, являющиеся общими для всех возрастных групп и учебно-воспитательных учреждений. Эта отрасль педагогических знаний исследует фундаментальные законы обучения и воспитания. Составными частями общей педагогики являются: теория воспитания, теория обучения (дидактика) и теория организации и управления в системе образования.
В современных условиях педагогику рассматривают как науку и практику обучения и воспитания человека на всех возрастных этапах его личностного и профессионального развития, так как современная система образования и воспитания касается практически всех людей и педагогика включает в себя все звенья - от дошкольного учреждения до профессиональной подготовки и курсов повышения квалификации.
Педагогика, являясь самостоятельной и достаточно научной дисциплиной, не может развиваться обособленно от других наук. Современный этап развития педагогического знания (вторая половина XX в. - начало XXI в.) основан на саморазвитии научной отрасли, сочетающей процессы интеграции и дифференциации с широким взаимодействием с другими науками - философией, психологией, социологией, физиологией, математикой, политологией, экономикой.
Важную методологическую роль в процессе разработки педагогической теории выполняет философия, помогая определить исходные позиции при исследовании педагогических явлений. Особенно большое значение для решения конкретных вопросов обучения и воспитания, разработки режимов труда и отдыха имеет психология, и в первую очередь возрастная и педагогическая психология, которая изучает закономерности психических процессов детей в зависимости от возраста, в условиях обучения и воспитания. Тесные связи существуют между педагогикой и школьной гигиеной, изучающей и. определяющей санитарно-гигиенические условия жизни учащихся. Социология, занимающаяся изучением общества как сложной целостной системы, дает педагогике большой фактический материал для более рациональной организации процесса обучения и воспитания.
Педагогика имеет тесные связи и со многими другими отраслями научного знания - анатомией и физиологией человека, этнографией, математикой, кибернетикой и др. Формы связи педагогики с другими науками весьма разнообразны: это заимствование научных идей (например, кибернетической идеи управления), использование данных, полученных другими науками (данные физиологии о работоспособности учащихся), и т.п.
Параллельно с развитием педагогики и в тесной связи с ней (особенно с теорией обучения и образования) развивались и вычленялись в отдельную отрасль педагогических знаний методики преподавания отдельных учебных предметов в общеобразовательной школе, а в последующем - в средней специальной и высшей школах.
Важнейшая задача методики - разработка содержания, форм и методов изучения этих предметов, изучение и обобщение, популяризация передового педагогического опыта работы лучших педагогов, повышение эффективности педагогического процесса и качества знаний учащихся, использование методов, терминов и понятий других наук.
Таким образом, педагогика - наука о педагогическом процессе, организованном в условиях педагогической системы и обеспечивающем развитие его субъектов. Как любая наука, педагогика включает в себя фактический материал, полученный в результате длительных наблюдений, экспериментов и опытов в области обучения и воспитания. На данной основе осуществляются научные обобщения фактического материала, выражающиеся в понятиях, принципах, методах, теориях и закономерностях; реализуются предположения-гипотезы, прогнозирующие новые способы решения педагогических проблем с учетом современных общественных тенденций.
4. Психология труда2 – это система психологических знаний о труде как деятельности и о трудящемся человеке как о ее субъекте. Психология труда изучает проявления и развитие психики человека в ходе труда, а также соответствие процесса и результата труда, качеств отдельного человека требо ваниям профессии. Кроме того психология труда рассматривает профориентацию, профотбор, охрану труда, профессиональное обучение и проектирование развития специалиста, профадаптацию, профессиональную аттестацию и т.д.
Ряд других наук изучают те или иные аспекты труда. Так, профессиоведение, профессиография занимаются описанием профессий, их классификацией, профессиология выявляет закономерности изменений в мире профессий, в строении трудового процесса.
Социология труда рассматривает общественный труд, функционирование социальных общностей, объединенных профессиональными признаками; социально-профессиональный контекст и фон труда; социология профессий изучает социальную престижность профессий и т.д.
Эргономика (эргология) изучает оптимизацию содержания условий и средств труда, выявляет факторы повышения эффективности труда при одновременном облегчении труда, уменьшении усилий, сохранении здоровья и обеспечении развития личности человека, включает вопросы проектирования техники с учетом психофизиологических возможностей человека.
Статистика труда охватывает массовые явления и процессы в области труда с помощью системы различных количественных показателей (состав и численность трудовых ресурсов, состав и численность занятых в народном хозяйстве по отраслям, показатели рабочего времени, уровня и динамики производительности труда, качества труда и его эффективности).
Профессиональная экология приступает к изучению влияния профессиональной среды на человека, возможностей создания комфортной профессиональной среды.
Физиология труда исследует функциональные сдвиги в организме в процессе труда, разрабатывает рекомендации по организации труда в оптимальном режиме труда. Психогигиена труда осуществляет изучение и предупреждение психотравмирующих факторов, связанных с профессиональной деятельностью.
Гигиена труда рассматривает санитарные условия и факторы трудового процесса, рабочего места.
Профессиональная патология как отрасль медицины изучает профессиональные заболевания, а также условия труда, которые могут стать причиной профессиональных болезней.
Трудовое право имеет своим предметом юридическое оформление трудовых отношений, формы оплаты, меры взыскания за нарушения трудовой дисциплины, трудовые конфликты.
Новая психологическая наука акмеология имеет своим предметом наиболее творческие периоды в жизни человека; этапы зрелости, сопровождающиеся повышением эффективности профессиональной деятельности; профессионализм зрелых людей; закономерности психического развития личности в период его расцвета (акме); многовершинность процесса восхождения к профессионализму.
Психология профессионализма находится на стыке психологии труда и акмеологии.
Психология профессионализма выявляет условия и закономерности продвижения человека к профессионализму в его труде, изменение психики человека в процессе восхождения к профессионализму. Психология профессионализма обосновывает психологические критерии и уровни профессионализма, этапы и ступени на пути человека к профессионализму, показатели профессионализма, возрастные и индивидуальные особенности становления профессионала; факторы, вызывающие снижение профессионализма (профессиональное старение, профессиональные деформации и т.д.), пути их преодоления.