Теоретическая основа исследования
Теоретическая основа исследования – эта система научных положений, научных теорий, методологический принципов и подходов, на основе которых выдвигалась гипотеза исследования и проводился анализ теоретических и эмпирических результатов исследования.
Пример:
Теоретической основой исследованияявились теории учебной деятельности Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, В.В.Давыдова; концепции профессиональной компетенции и профессиональной компетентности, разрабатываемые в Институте педагогики и психологии профессионального образования РАО под руководством Г.В. Мухаметзяновой.
Методы и методики исследования
В переводе с древнегреческого «метод» означает «путь к ...» - путь к достижению определенной цели, какого-либо результата.
Говоря о методе исследования, обычно имеют в виду определенные принципы, способы познания, а также разработанные на их основе правила и процедуры исследования.
К основным методам исследования, используемым в психологии относятся:
а) методы теоретического исследования (сравнение, обобщение, классификация, типологизация, метод аналогий);
а) методы эмпирического исследования (наблюдение, эксперимент, тестирование, анкетирование);
б) методы математической обработки и анализа эмпирических данных (статистический, корреляционный, кластерный, факторный, дисперсионный, контент-анализ);
Выбор метода определяется выбором объекта и предмета исследования, целями и задачами исследования, а также возможностями и пристрастиями исследователя.
Методика исследования – конкретная форма реализации метода, позволяющая получать исходные эмпирические данные (протоколы наблюдения или эксперимента, конкретный тест, отдельная анкета или опросник).
Пример:
В исследовании были использованы методы экспертных оценок, эксперимента, психологического тестирования, анкетирования.
Для определения уровня профессиональной компетентности учителей использовались специально разработанная Анкета (см. Приложение 1) и бланк экспертных оценок (см. Приложение 2).
Степень понимания учащимися объяснений учителя определялась методом контент-анализа.
Для определения уровня развития процессов мышления использовались интеллектуальные тесты (см. Приложение 3).
При обработке и анализе эмпирических данных использовались методы математической статистики и корреляционного анализа.
Проверка достоверности результатов эмпирического исследования осуществлялась с использованием статистических критериев Стьюдента.
Опытно-экспериментальная база исследования
Экспериментальная база исследования– это место, где проводилась эмпирическая (экспериментальная) часть исследования (учреждение образования, организация), и выборки испытуемых, которые принимали участие в исследовании.
Пример:
Экспериментальной базой исследования была гимназия № 75, учащиеся 8-х и 10-х классов в количестве 96 человек (54 девочек и 42 мальчика) и учителя-предметники в количестве 8 человек со стажем педагогической деятельности от 3 до 15 лет.
Практическая значимость исследования
Обоснование практической значимости исследования требует указания на прикладные области психологии, в которых возможно применение результатов исследования.
Основная часть работы
В главах основной части работы подробно рассматривается состояние проблемы исследования, дается обоснование гипотезы исследования, описываются методики и процедуры исследования, приводятся основные результаты и дается их интерпретация. Все материалы, не являющиеся насущно важными для понимания решения поставленных задач, выносятся в приложение, на которые в основном тексте работы обязательно должны быть ссылки.
Основная часть работы делится на две части: теоретическую и эмпирическую.
2.5.1. Теоретическая часть
В теоретической части раскрывается теоретическая база исследования. Раздел включает в себя:
· анализ ключевых понятий и основных теоретических подходов, используемых в исследовании темы ВКР, с обязательной ссылкой на публикации ведущих специалистов (психологов), которые занимались исследованием тех или иных аспектов данной темы;
· анализ эмпирических данных по проблеме исследования, полученных разными авторами, и выражение своего отношения к ним (к каким относится критично и почему);
Логика изложения материала в теоретической части должна быть подчинена цели формулирования и обоснования гипотезы исследования и подходов к ее эмпирической проверке.
При изложении теоретической части обязательно делать ссылки на литературные источники (публикации), из которой берется тот или иной материал. Ссылка делается с использованием квадратных скобок, в которых проставляется номер, под которым данная публикация значится в списке используемой литературы, например [3]. При цитировании каких-либо положений и заимствовании отрывков текста из используемой публикации следует указывать и номер страницы, на которой расположен соответствующий текст, например [3, с.18].
Задача теоретической части – глубже разобраться в сущности выбранной темы исследования. Эта часть показывает уровень понимания студентом проблемы и предмета исследования, дает представление о том, насколько студент ориентируется в том, кто из психологов и какой вклад внес в исследуемую им проблему.
Общее содержание теоретической части следует разбить на ряд отдельных разделов (параграфов), в соответствии с определенной логикой изложения.
2.5.2. Эмпирическая часть
В отличие от теоретической части, где студент демонстрирует свои умения работать с литературой и анализировать различные теоретические концепции, в эмпирической части он демонстрирует навыки практического использования различных психодиагностических процедур, умение работать с испытуемыми, организовывать и проводить психологическое тестирование.
В данном разделе необходимо подробно описать порядок организации и проведения исследования, используемые в исследовании методы и методики, перечень диагностируемых показателей, порядок обработки и анализа исходных эмпирических данных.
Следует дать по возможности развернутые ответы на вопросы о том, что исследовалось и измерялось, как проводилось исследование и измерение, какие результаты были получены. Обязательно необходимо указать степень точности и уровень достоверности результатов исследования.
Эмпирическая часть исследования включает в себя:
- описание и обоснование выбора методик и процедур, используемых в исследовании;
- указание на порядок отбора испытуемых для исследования;
- изложение результатов качественной и количественной обработки и анализа полученных эмпирических данных;
- интерпретацию данных (т.е. раскрытие их научного психологического содержания, прежде всего, в контексте проблемы и гипотезы исследования);
- оценку достоверности выводов, которые делаются на основании анализа эмпирических данных, и их соотношение с гипотезой исследования (насколько она подтверждается или не подтверждается).
Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Эти главы должны показать умение студента сжато, логично, аргументировано излагать материал. Изложение материала и его оформление должны соответствовать определенным требованиям, основные из которых изложены в разделе 5.
Заключение
Данная часть работы выполняет роль концовки, обусловленной логикой проведения исследования. Здесь дается краткое изложение результатов и выводов, полученных в ходе выполнения ВКР, их соотношение с общей целью и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении. Необходимо подчеркнуть то новое, существенное, что получено в результате исследования.
Обычно конечные результаты исследования оформляются в виде некоторого количества пронумерованных абзацев.
В данной части можно отметить, какие важные побочные научные результаты получены, какие в связи с этим встают новые научные задачи.
Список литературы
Список используемых литературных источников располагается после выводов и перед приложениями. Он позволяет документально подтвердить достоверность приводимых в тексте заимствований и ссылок.
Количество указываемых литературных источников – от 15 до 30.
Расположение библиографических источников дается либо по фамилии автора, либо по первому слову в названии книги, документа или статьи, если авторы не указаны. Авторы-однофамильцы располагаются в алфавите инициалов. Труды одного автора - в хронологическом порядке.