Формирование психологической готовности к школе в разных видах деятельности
Некоторым воспитателям и учителям может показаться, что в работе с детьми, стоящими на пороге школы, следует как можно больше внимания уделять занятиям, которые проводятся методами и приемами школьного типа, и не тратить времени на «несерьезные» дела: игру, конструирование, лепку, прогулки... Да, возможности шестилеток в усвоении определенных знаний и умений относительно велики. Но нельзя не учитывать того, каких психических и физических сил это требует от них, своеобразия мотивов их поведения. Эффективность педагогических воздействий в работе со старшими дошкольниками будет тем выше, чем более мы будем учитывать возрастные особенности этого переходного периода. Дошкольный возраст имеет свои внутренние закономерности психического развития, и их нарушение может привести к непоправимым в дальнейшем ошибкам.
Подготовка детей к школе наиболее успешно осуществляется не «школьными», а «дошкольными» методами. Особо важное место в формировании новообразований, психических процессов и свойств личности, подготавливающих переход ребенка к следующему возрастному этапу — младшему школьному, занимает игровая деятельность. Игра, будучи максимально свободной деятельностью, развивает мышление детей, восприятие, движения. В игре активно формируются, как уже отмечалось, предпосылки мотивационной готовности ребенка к школе. В ней происходит первичная эмоционально-действенная ориентация в смыслах человеческой деятельности, возникает сознание своего органического места в системе отношений взрослых и потребность быть взрослым (Д. Б. Эльконин).
Важную роль в подготовке детей к школе имеет и учебная деятельность (особенно для овладения грамотой и математическими знаниями). Однако обучение старших дошкольников достигает наибольшей эффективности тогда, когда занятия не превращаются в урок школьного типа, а строятся с учетом природы самого ребенка, специфики целей и методов дошкольного воспитания.
Обучение шестилеток проходит более эффективно, если, например, при усвоении основ математики им предоставляется возможность самостоятельно устанавливать отношения между величинами используемых игрушек, картинками и другими реальными предметами. Старшим дошкольникам легче освоить общепринятую метрическую систему мер, если предварительно, в процессе самостоятельной деятельности, они овладевают умениями пользоваться условными мерками.
Положительные результаты, как показывают исследования, дает использование в обучении дошкольников метода поэтапного формирования умственных действий, предложенного советским психологом П. Я. Гальпериным. Такое обучение не только успешно формирует специальные умения старшего дошкольника, но и ведет к повышению его общего интеллектуального уровня.
Велика роль учебной деятельности и в формировании знаний о предметах и явлениях окружающей природы, общественной жизни, в развитии речи дошкольника. Именно в учебной деятельности приобретаются зачатки специальных учебных навыков. К концу дошкольного возраста у ребенка формируется относительно устойчивая любознательность, особая чувствительность к оценке результатов, стремление к признанию его достижений, появляется даже «вкус» к трудным учебным задачам, решаемым в уме. Он становится более требовательным к себе, научается более самостоятельно, сознательно регулировать свое поведение (например, на занятиях уже сам следит за позой, соблюдает правило работы в коллективе и т. п.).
Продуктивные виды деятельности, такие как рисование, конструирование, лепка и другие, активно способствуют эстетическому, нравственному развитию будущего школьника, будят детскую фантазию, мысль. Однако сила влияния этих видов деятельности на психику ребенка и здесь во многом зависит от руководства, организации воспитателем этих видов деятельности.
В процессе изобразительной деятельности развивается ручная умелость, зрительно-двигательная координация, необходимые для подготовки ребенка к овладению письмом. В наибольшей степени этому способствует создание детьми изображений не по частям, а из целого куска (глины, пластилина), одной линией контура (в рисовании, аппликации) . Ребенок успешнее овладевает письмом, если он умеет производить рукой ритмичные, равномерные, плавные движения. Формированию такого рода движений способствуют, например, рисование растений, декоративное рисование по мотивам русских, украинских вышивок, росписей и т. п.
«Без труда не вытянешь и рыбки из пруда»,— верно подметил народ. Трудолюбие необходимо не только в отдаленном будущем, но и для того, чтобы правильно выполнить учебное задание учителя. Лишь активно включая детей в посильный для них бытовой труд, различные виды дежурств, самообслуживание, деятельность на природе, можно сформировать у них любовь к труду, ответственность, самостоятельность, любознательность, помогающие ребятам безболезненно перейти к новой важной ступени их жизни — стать школьником.
Особое место в психологическом развитии старшего дошкольника занимает общение его со взрослыми, которое имеет большое значение в формировании важных перемен, подготавливающих смену ведущих деятельностей (игры на учение).
В конце дошкольного детства преобладает особая форма общения — внеситуативно-личностная (М. И. Лисина). Ребенок, достигший этой формы общения, усваивает особую позицию в отношении взрослого — позицию ученика, которая создает особо благоприятные условия для обучения в школе, где ему придется воспринимать много новой информации, принимая ее без возражения, как бы необычна она ни была. Именно в ходе личностного общения дети впервые приобретают такие интеллектуальные умения, как способность принимать и перерабатывать внеситуативную информацию, самим ее отбирать и обрабатывать для обсуждения с другими людьми. Все это — ценные предпосылки для обучения в школе.
Итак, подготовка детей к школе должна быть всесторонней. Необходимо сформировать систему определенных качеств, которые составляют психологическую готовность к школе. Выработка таких качеств — одна из важнейших задач воспитателей дошкольных учреждений.
Литература
Амонашвили Ш. А. В школу — с шести лет. М., 1986.
Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе//Вопр. психологии. 1979. № 2.
Венгер Л. А. Воспитание психологической готовности к систематическому обучению//Дошкольное воспитание. 1985. № 9.
Воспитание и обучение детей шестого года жизни/Под ред. Л. А. Парамоновой, О. С. Ушаковой. М., 1987.
Выготский Л. С. Кризис семи лет/Собр. соч.: В 6 т. Детская психология. М., 1984. Т. 4.
Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М., 1988.
Кондратенко Т. Д., Котырло В. К., Ладывир С. А. Обучение старших дошкольников. Киев, 1986.
Кравцов Г. Г., Кравцова Е. Е. Шестилетний ребенок: Психологическая готовность к школе. М., 1987.
Подготовка детей к школе в детском саду/Под ред. Ф. А. Сохина, Т. В. Тарунтаевой. М., 1978.
Подготовка детей к школе в семье/Под ред. Т. А. Марковой, Ф. А. Сохина. М., 1976.
Психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания детей шестилетнего возраста (Круглый стол) //Вопр. психологии. 1984. № 4-5.
Вопросы для повторения
1. Какие противоречия психического развития наиболее характерны для детей, находящихся на границе дошкольного и младшего школьного возраста? Как они разрешаются?
2. Назовите основные компоненты психологической готовности ребенка к школе.
3. В чем проявляется готовность ребенка к школе в области интеллектуальной сферы? Укажите основные пути ее формирования.
4. Охарактеризуйте волевую, мотивационную готовность ребенка к школе.
5. Какова роль общения взрослых с ребенком в подготовке его к школе?
Практические задания
1. Пронаблюдайте за первоклассниками, бывшими воспитанниками детского сада, на уроке, переменах, в группе продленного дня. Дайте анализ положительных качеств и недостатков в подготовке их к школе.
2. Сравните поведение в аналогичных ситуациях первоклассников, бывших воспитанников детского сада, с их ровесниками, пришедшими в школу из дома. Есть ли разница? В чем она заключается, чем вы ее можете объяснить?
3. Разработайте тематику консультаций для родителей старших дошкольников, которые психологически еще не готовы к школе. Подберите научно-популярную литературу для них по этой проблеме. Учтите, что затруднения могут возникнуть не только при формировании интеллектуальной, но и мотивационной, волевой сферы дошкольника; различна и готовность родителей к совместной с вами работе по подготовке детей к школе.
4. Проведите беседу о школе с детьми шестилетнего возраста, используя вопросы, предложенные в главе и данного пособия. Проанализируйте детские ответы.