Восемь стадий психосоциального развития по Эрику Эриксону
№ | Стадия | Возраст | Кризис | Сильная сторона |
Орально-сенсорная | до 1года | Базальное доверие -- базальное недоверие | Надежда | |
Мышечно-анальная | 1-3 года | Автономия -- стыд и сомнение | Сила воли | |
Локомоторно-генитальная | 3-6 лет | Инициативность -- вина | Цель | |
Латентная | 6-12 лет | Трудолюбие -- неполноценность | Компетентность | |
Подростковая | 12-19 лет | Эго-идентичность -- ролевое смешение | Верность | |
Ранняя зрелость | 20-25 лет | Интимность -- изоляция | Любовь | |
Средняя зрелость | 26-64 года | Продуктивность -- застой | Забота | |
Поздняя зрелость | 65- смерть | Эго-интеграция -- отчаяние | Мудрость |
Полагая, что перечисленные восемь стадий представляют собой универсальную особенность человеческого развития, Эриксон указывает при этом на культурные различия в способах разрешения проблем, присущих каждой стадии. Он считает, что в каждой культуре существует "решающая координация" между развитием индивидуума и его социальным окружением. Речь идет о координации, называемой им "зубчатым колесом жизненных циклов" -- законе согласованного развития, согласно которому развивающейся личности общество оказывает поддержку именно тогда, когда она особенно остро в этом нуждается. Таким образом, с точки зрения Эриксона, потребности и возможности поколений переплетаются.
25. Структура возраста. Понятия «психическое новообразование» и «социальная ситуация развития».Структурой принято называть такие целостные образования, которые не складываются суммарно из отдельных частей, представляя как бы их агрегат, но сами определяют судьбу и значение каждой входящей в их состав части.
Возрасты представляют собой такое целостное динамическое образование, такую структуру, которая определяет роль и удельный вес каждой частичной линии развития. В каждую данную возрастную эпоху развитие совершается не таким путем, что изменяются отдельные стороны личности ребенка, в результате чего происходит перестройка личности в целом - в развитии существует как раз обратная зависимость: личность ребенка изменяется как целое в своем внутреннем строении, и законами изменения этого целого определяется движение каждой его части.
Социальная ситуация развития – представляет собой особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, типичных для каждого возрастного этапа и обуславливающих динамику психического развития на этом возрастном этапе и психологические новообразования, возникающие к концу этапа.
Психическое новообразование – качественно новый уровень развития того или иного психического явления.
26. Основные виды деятельности ребенка и их влияние на развитие психики. Понятие «ведущая деятельность».
Виды ведущих деятельностей, характерных для различных возрастных периодов (поД.Б. Эльконину)
× Младенческий - Общение со взрослым;
× Раннее детство - Предметная деятельность. Ребенок усваивает социальное назначение предметов и общественно выработанных способов их употребления. Не все действия, которые осваивает ребенок имеют значение для психического равзития. Особо значимые – соотносящие и орудийные действия. Первые устанавливают отношение между предметом и приведение их в определенные пространственные взаимоотношения. Вторые – действия, в которых один предмет – орудие, употребляемое для воздействия на другой предмет.
× Дошкольный возраст - Игра. Обуславливает главнейшие изменения в психике личности ребенка на данном возрастном этапе. Оказывает значительное влияние на развитие ребенка: дети учатся полноценному общению друг с другом, способствует произвольному поведению, развивается потребностно-мотивационная сфера, формируются творческое воображение и умственная деятельность ребенка, стимулирует развитие речи, развивает чувства ребенка.
× Младший школьный возраст - Учебная деятельность;
× Подростковый возраст - Общение со сверстниками;
× Юношеский возраст - Учебно-профессиональная деятельность.
Ведущим называется такой вид деятельности , который удовлетворяет основным потребностям ребенка на данном возрастном этапе, определяет целостное развитие его психики, а так же в его рамках возникают другие виды деятельности, которые затем становятся ведущими.
27. Психологическая характеристика кризисов в развитии.Кризис психического развития – это переломный критический период в жизни ребенка, обусловленный логикой самого процесса развития. Кризис в развитии всегда связан с возникновением противоречий между новыми значимыми потребностями ребенка и невозможностью их удовлетворить старыми уже сложившимися способами (формами общения, видами деятельности, уровнем познавательных психических процессов). Симптомами кризисных периодов являются: конфликтность ребенка, болезненная чувствительность, снижается темп развития по сравнению со стабильным периодом. С наступлением кризисных периодов связана неравномерность развития психики ребенка.
Особенности кризисов в развитии.
1) Кризис наступает и заканчивается не заметно . В средине периода кризиса достигает максимума и данный период становиться резко отличным от стабильным эпох развития .
2) В кризисный период дети становятся трудно воспитуемыми, снижается общая работоспособность, успеваемость, появляется конфликтность ребенка с окружающим миром, которая выражается внутренними болезненными переживаниями и конфликтами.
3) Главные изменения во время кризиса – внутренние. Идут инволюционные процессы (все назад); исчезает то, что образовалось на предыдущей стадии (теряются прежние интересы, отношения); возникшие новообразования в последующей эпохе не сохраняются и служат основой для новообразований стабильной эпохи.
границы возраста | характеристика возраста | название возраста |
0-2 мес | Критич | Кризис новорожден |
2м-2г | Стабильный | младенчество |
1-3г | Стабильный | раннее детство |
3г | Критич | раннее детство |
Кризис переломный этап онтогенетического развития личности. Кризисные и стабильные периоды чередуются.
28. Характеристика периодов новорожденности и младенчества. «Комплекс оживления» и его роль в дальнейшем развитии психики детей.Первый критический период развития ребенка – период новорожденности. Кризис новорожденности – это промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Он связан с трудностями адаптации ребенка к окружающему миру. Ребенок наиболее беспомощен в момент своего рождения. У него нет ни одной сложившейся формы поведения. Все складывается при жизни. Кризис новорожденности носит биологический характер. Появляются потребности к взаимодействию с окружающей средой.
Социальная ситуация развития в период новорожденности характеризуется полной биологической зависимостью с матерью. Важнейшие новообразования: развитие сенсорных систем и реакций сосредоточения, комплекс оживления. В первые 3 месяца жизни ребенка формируются зрительные, слуховые и эмоциональные реакции. На 8-14 день появляется зрительное сосредоточение на движущемся в поле зрения предмете. 9-10 дней – слуховое сосредоточение. Начало второго месяца – сосредотачивается на неподвижном предмете, на лице взрослого. В 2,5 месяца длительно рассматривает висящие игрушки и следит за движением окружности. На третьем месяце начинает выделять из общей массы звуков звуки речи, словесный раздражитель вызывает положительные эмоции у ребенка. На развитие реакции сосредоточения оказывает большое влияние общение. На 5-6 неделе появляется улыбка, т.е. проявление радости исключительно в ответ на общение взрослого.
В 3 месяца появляется «комплекс оживлении» (Щелованов) – это реакция на мать и близких. Проявляется в виде радости, гуканья, улыбки и многочисленных движений (совокупность эмоциональных голосов и двигательных реакций). Это не только реакция, а инициативное действие ребенка (первый акт поведения), это потребность в общении. Это является границей этого периода.
Моторное развитие в период младенчества. В период младенчества идет интенсивное моторное развитие. В 1,5-2 месяца ребенок поднимает и удерживает голову. В 3 месяца свободно лежит на локтях и смотрит по сторонам. В 5 месяцев переворачивается на бок, на живот и обратно, поднимает туловище и опирается на ладони. В 6 месяцев ползанье. Во время ползанья у ребенка гармонично формируются полушария головного мозга. В 7-8 месяцев ребенок начинает самостоятельно стоять, держась за кроватку. К 12 месяцам ребенок уже ходит. На четвертом месяце жизни появляется ощупывание предмета. В 5-6 месяцев может схватить предмет. Это первое целенаправленное действие ребенка, а это основа для манипуляции с предметами. Во втором полугодии интенсивно развивается движение рук, появляются «круговые реакции» (Пиаже – это цепи одинаково повторяющихся действий). После 10 месяцев появляется функциональные действия (пр.: катает машинку).
Формирование речи в период младенчества. В 2-4 месяца – гуканье (кхх-кхх). В 4-5 месяцев – гуление (аааа). В 6 месяцев – лепет (ребенок произносит более дифференцированные звуки – да-да, ба-ба). К 1 году дети знают 6-12 двусложных слов. Прежде чем прозвучат первые слова, появляется так называемая пассивная речь, когда младенец понимает, о чем говорят другие. Например, простые односложные слова-запреты доступны младенцу уже примерно в шестимесячном возрасте. В 8-9 месяцев ему понятны и короткие повелительные, указательные и вопросительные предложения. Для ребенка важнейшее значение имеет не столько смысл слов, сколько интонация, ударение, тон, жесты, мимика, с которой взрослый произносит слова, поэтому младенец может «понимать» приказания, произнесенные на иностранном языке.
Развитие внимания, памяти и мышления в младенчестве. В 4 месяца ребенок не просто видит, но уже смотрит, реагирует на увиденное, различает объекты по форме, сложности, цвету. С 6 месяцев активный интерес к цвету, начинает различать различные формы. Формируется восприятие глубины. Развивается память, ребенок узнает мать, игрушки. Первым появляется узнавание. В 4 месяца ребенок отличает одно лицо от другого. После 8 месяцев появляется воспроизведение, т.е. восстановление в памяти образа, когда перед ребенком нет сходного объекта. В последние месяцы первого года жизни дети способны выполнять действия, которые основаны на установлении простейших связей и отношений между предметами и свойствами, т.е. мыслительные действия.
Кризис одного года. Связан с прямохождением детей. Расширяются возможности действий с предметами и т.д. У ребенка возникает потребность изучать предметный мир. Возникает автономная речь. От взрослой она отличается по звуковой форме и по смыслу. Появление новых потребностей связано с изменением характера общения его со взрослым.
Ведущий вид деятельности в младенчестве. Эльконин: общение со взрослым. Общение ребенка со взрослым, носящее непосредственный и эмоциональный характер, становится определяющим в его психическом развитии. С самого начала взрослый обращается к младенцу как к настоящему человеку, пусть еще маленькому – он с ним разговаривает, он его гладит и неустанно ищет любого ответного знака, по которому можно было бы судить, что малыш его понял. Главное – то, что ребенок теперь выделил для себя взрослого как особый объект окружающего мира. Важнейшую роль в этом процессе играет опережающая инициатива взрослого. Трех-четырехмесячный ребенок в словесном обращении взрослого к нему воспринимает лишь экспрессивную сторону речи, поэтому взрослый должен быть ласков, доброжелателен. Чрезвычайно важным в этом возрасте является и тактильное общение взрослого с ребенком.
Социальная ситуация развития и центральное новообразование в младенчестве. Социальная ситуация развития – это общая жизнь ребенка с матерью (ситуация «мы»). Центральное новообразование – это потребность в общении со взрослыми. Ребенок теперь выделил для себя взрослого как особый объект окружающего мира.
Основные психические новообразования в младенчестве.
· Ребенку присуще непосредственное эмоциональное общение.
· Развивается активно восприятие и его свойства: предметность и константность.
· Появляются действия с предметами и манипуляции с ними и развивается хватание как основа человеческих действий с вещами.
· Возникает координация движений руки и глаза.
· Появляется узнавание предметов и начальной формы наглядно-действенного мышления.
· Центральное новообразование – это потребность в общении со взрослыми.