Индивидуальная форма проведения
Метод цветовых метафор
Автор методики — Соломин И. Л.
Метод цветовых метафор представляет собой модифицированный вариант цветового теста отношений (ЦТО), характеризующийся рядом отличительных особенностей:
• метод цветовых метафор не опирается на стандартный психологический смысл цветов (как в тесте Люшера);
• метод цветовых метафор не ограничивается выявлением отношений человека к себе, своему состоянию и другим людям, а ориентирован на диагностику более широкого круга отношений, прежде всего, к различным видам деятельности;
• метод цветовых метафор может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме.
Метод цветовых метафор основан на двух принципах:
1) если человек обозначает какое-либо понятие привлекательным цветом, то это может свидетельствовать о привлекательности этого понятия, позитивном к нему отношении. И, наоборот, к понятиям, обозначенным неприятными цветами, человек и относится, скорее всего, негативно;
2) обозначение различных понятий одним цветом является косвенным показателем их субъективного сходства, то есть, если два или несколько понятий человек обозначает одним цветом, то, видимо, в этих понятиях есть для человека что-то общее, и он относится к ним приблизительно одинаково.
Для диагностики мотивов и отношений необходимо определенным образом подобрать понятия, которые затем будут предъявляться испытуемому. В списке должны быть понятия, характеризующие
1) разные виды деятельности,
2) разные потребности и жизненные ценности,
3) разные эмоциональные переживания,
4) разных людей, включая и самого клиента,
5) различные периоды времени,
6) а также разные значимые для клиента события.
Понятия должны отбираться после ознакомления с жизненной ситуацией клиента и его анамнезом.
Возможный вариант такого списка понятий представлен в протоколе обследования.
Таблица 1
Протокол обследования по методике цветовых метафор
Понятие | № цвета | |||||||||||
Успех | ||||||||||||
Неудача | ||||||||||||
Общение | ||||||||||||
Техника | ||||||||||||
Болезнь | ||||||||||||
Радость | ||||||||||||
Моя учеба | ||||||||||||
Свобода | ||||||||||||
Знания | ||||||||||||
Мой отец | ||||||||||||
Люди | ||||||||||||
Каким (какой) я хочу быть | ||||||||||||
Любовь | ||||||||||||
Моя работа | ||||||||||||
Конфликты | ||||||||||||
Угроза | ||||||||||||
Природа | ||||||||||||
Моя мать | ||||||||||||
Труд | ||||||||||||
Власть | ||||||||||||
Образование | ||||||||||||
Мой муж (моя жена) | ||||||||||||
Медицина | ||||||||||||
Мое настоящее | ||||||||||||
Конкуренция | ||||||||||||
Реклама | ||||||||||||
Искусство | ||||||||||||
Мой друг (подруга) | ||||||||||||
Семья | ||||||||||||
Мое прошлое | ||||||||||||
Информация | ||||||||||||
Какой (какая) я на самом деле | ||||||||||||
Заработок | ||||||||||||
Перемены | ||||||||||||
Печаль | ||||||||||||
Мой дом | ||||||||||||
Мой начальник | ||||||||||||
Мое увлечение | ||||||||||||
Финансы | ||||||||||||
Мой ребенок | ||||||||||||
Неприятности | ||||||||||||
Интересное занятие | ||||||||||||
Школа | ||||||||||||
Бизнес | ||||||||||||
Дети | ||||||||||||
Страх | ||||||||||||
Мои обязанности | ||||||||||||
Мое будущее | ||||||||||||
Обслуживание | ||||||||||||
Творчество | ||||||||||||
Материальное благополучие | ||||||||||||
Мои сотрудники | ||||||||||||
Раздражение | ||||||||||||
Моя карьера | ||||||||||||
Управление | ||||||||||||
Моя профессия | ||||||||||||
Моя фирма | ||||||||||||
Домашнее хозяйство | ||||||||||||
Наука | ||||||||||||
Психология | ||||||||||||
Мои клиенты | ||||||||||||
Индивидуальная форма проведения
В случае индивидуальной формы проведения используется набор цветных карточек и набор карточек с названиями понятий. Цветные карточки раскладываются на столе по кругу в произвольном порядке.
Инструкция испытуемому
«Перед Вами имеются цветные карточки. Кроме того, я даю Вам карточки, на которых написаны названия различных понятий. Я прошу Вас каждое из этих понятий обозначить одним из цветов. Для этого Вам необходимо карточку с понятием класть надписью вниз под тем цветом, который, по Вашему мнению, является наиболее подходящим для обозначения данного понятия. Понятий больше, чем цветов, поэтому одним и тем же цветом можно обозначать несколько понятий».
После того, как клиент разложит все понятия к соответствующим цветам, ему предлагается разложить цвета в порядке привлекательности: «А теперь выберите, пожалуйста, какой цвет Вам сейчас больше всего нравится? Самый приятный цвет? А теперь выберите самый приятный цвет из оставшихся. Продолжаем». В результате цветные карточки располагаются на столе в порядке предпочтения вместе с соответствующими им карточками с понятиями.
Затем результаты тестирования обсуждаются с клиентом. Клиенту сообщается, какие принципы лежат в основе методики. Далее раскрываются и обсуждаются карточки с понятиями, обозначенными различными цветами. В процессе обсуждения результатов психолог указывает на возможные ассоциации в сознании клиента, устанавливает субъективное сходство и различия между понятиями, формулирует предположения о структуре представлений, отношений и мотивов, проверяет их с помощью вопросов, просит клиента объяснить те или иные результаты. Целью обсуждения является, во-первых, проверка полученных результатов, во-вторых, улучшение понимания клиентом содержания своих собственных потребностей, ценностей, стремлений, степени их удовлетворения, мотивов тех или иных действий, отношений, возможных способов адаптации, текущего положения дел и будущих перспектив, источников стресса и негативных переживаний.
Необычность процедуры, ее игровой и метафорический характер, наглядность при работе с карточками, возможность непосредственного манипулирования ими в процессе анализа значительно облегчают консультирование. Это оказывается особенноно полезным в тех случаях, когда клиент слишком много говорит в процессе консультирования, или, наоборот, слишком молчалив.