Индивидуальная форма проведения

Метод цветовых метафор

Автор методики — Соломин И. Л.

Метод цветовых метафор представляет собой модифицированный вариант цветового теста отношений (ЦТО), характеризующийся рядом отличительных особенностей:

• метод цветовых метафор не опирается на стандартный психологический смысл цветов (как в тесте Люшера);

• метод цветовых метафор не ограничивается выявлением отношений человека к себе, своему состоянию и другим людям, а ориентирован на диагностику более широкого круга отношений, прежде всего, к различным видам деятельности;

• метод цветовых метафор может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме.

Метод цветовых метафор основан на двух принципах:

1) если человек обозначает какое-либо понятие привлекательным цветом, то это может свидетельствовать о привлекательности этого понятия, позитивном к нему отношении. И, наоборот, к понятиям, обозначенным неприятными цветами, человек и относится, скорее всего, негативно;

2) обозначение различных понятий одним цветом является косвенным показателем их субъективного сходства, то есть, если два или несколько понятий человек обозначает одним цветом, то, видимо, в этих понятиях есть для человека что-то общее, и он относится к ним приблизительно одинаково.

Для диагностики мотивов и отношений необходимо определенным образом подобрать понятия, которые затем будут предъявляться испытуемому. В списке должны быть понятия, характеризующие

1) разные виды деятельности,

2) разные потребности и жизненные ценности,

3) разные эмоциональные переживания,

4) разных людей, включая и самого клиента,

5) различные периоды времени,

6) а также разные значимые для клиента события.

Понятия должны отбираться после ознакомления с жизненной ситуацией клиента и его анамнезом.

Возможный вариант такого списка понятий представлен в протоколе обследования.

Таблица 1

Протокол обследования по методике цветовых метафор

Понятие № цвета                
Успех                  
Неудача                  
Общение                  
Техника                  
Болезнь                  
Радость                  
Моя учеба                  
Свобода                  
Знания                  
Мой отец                  
Люди                  
Каким (какой) я хочу быть                  
Любовь                  
Моя работа                  
Конфликты                  
Угроза                  
Природа                  
Моя мать                  
Труд                  
Власть                  
Образование                  
Мой муж (моя жена)                  
Медицина                  
Мое настоящее                  
Конкуренция                  
Реклама                  
Искусство                  
Мой друг (подруга)                  
Семья                  
Мое прошлое                  
Информация                  
Какой (какая) я на самом деле                  
Заработок                  
Перемены                  
Печаль                  
Мой дом                  
Мой начальник                  
Мое увлечение                  
Финансы                  
Мой ребенок                  
Неприятности                  
Интересное занятие                  
Школа                  
Бизнес                  
Дети                  
Страх                  
Мои обязанности                  
Мое будущее                  
Обслуживание                  
Творчество                  
Материальное благополучие                  
Мои сотрудники                  
Раздражение                  
Моя карьера                  
Управление                  
Моя профессия                  
Моя фирма                  
Домашнее хозяйство                  
Наука                  
Психология                  
Мои клиенты                    
                         


Индивидуальная форма проведения

В случае индивидуальной формы проведения используется набор цветных карточек и набор карточек с названиями понятий. Цветные карточки раскладываются на столе по кругу в произвольном порядке.

Инструкция испытуемому

«Перед Вами имеются цветные карточки. Кроме того, я даю Вам карточки, на которых написаны названия различных понятий. Я прошу Вас каждое из этих понятий обозначить одним из цветов. Для этого Вам необходимо карточку с понятием класть надписью вниз под тем цветом, который, по Вашему мнению, является наиболее подходящим для обозначения данного понятия. Понятий больше, чем цветов, поэтому одним и тем же цветом можно обозначать несколько понятий».

После того, как клиент разложит все понятия к соответствующим цветам, ему предлагается разложить цвета в порядке привлекательности: «А теперь выберите, пожалуйста, какой цвет Вам сейчас больше всего нравится? Самый приятный цвет? А теперь выберите самый приятный цвет из оставшихся. Продолжаем». В результате цветные карточки располагаются на столе в порядке предпочтения вместе с соответствующими им карточками с понятиями.

Затем результаты тестирования обсуждаются с клиентом. Клиенту сообщается, какие принципы лежат в основе методики. Далее раскрываются и обсуждаются карточки с понятиями, обозначенными различными цветами. В процессе обсуждения результатов психолог указывает на возможные ассоциации в сознании клиента, устанавливает субъективное сходство и различия между понятиями, формулирует предположения о структуре представлений, отношений и мотивов, проверяет их с помощью вопросов, просит клиента объяснить те или иные результаты. Целью обсуждения является, во-первых, проверка полученных результатов, во-вторых, улучшение понимания клиентом содержания своих собственных потребностей, ценностей, стремлений, степени их удовлетворения, мотивов тех или иных действий, отношений, возможных способов адаптации, текущего положения дел и будущих перспектив, источников стресса и негативных переживаний.

Необычность процедуры, ее игровой и метафорический характер, наглядность при работе с карточками, возможность непосредственного манипулирования ими в процессе анализа значительно облегчают консультирование. Это оказывается особенноно полезным в тех случаях, когда клиент слишком много говорит в процессе консультирования, или, наоборот, слишком молчалив.

Наши рекомендации