Межпредметные связи специальной психологии с другими науками
Специальная психология обладает весьма обширными межпредметными связями. Наиболее тесные из них - связи с коррекциониой педагогикой. Само возникновение специальной психологии связано с практикой обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Создание эффективных методов обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями немыслимо без знаний закономерностей их развития. Глубокие и всесторонние знания об особенностях нарушенного психического развития разных групп детей являются важным фактором эффективной учебно-воспитательной работы с ними.
В последнее время появляется все больше исследований, посвященных психологическим аспектам семейного воспитания особого ребенка. Взаимодействие коррекционной педагогики и специальной психологии в сфере семейного воспитания ребенка с особыми нуждами с неизбежностью привело к проблеме психолого-педагогической помощи родителям подобных детей. От характера родительских реакций на факт рождения больного ребенка, от особенностей отношения к нему, определяющего стиль воспитания, во многом зависит своеобразие развития его личности.
В связи с этим активно разрабатываются вопросы консультативной и психотерапевтической практики, включения родителей в коррекционный психолого-педагогический процесс. Консультативная психология - раздел знания, содержащий систематическое описание процесса оказания психологической помощи в форме консультирования. Психотерапия - оказание помощи людям при различных психологических затруднениях, т.е. комплексное лечебное вербальное и невербальное воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека при многих психических, нервных и психосоматических заболеваниях.
Являясь частью психологической науки, специальная психология прежде всего и теснее всего связана с другими ее отраслями. Специальная психология опирается на общие законы функционирования и онтогенетического развития психики и сознания. Их изучает возрастная психология (закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости) и генетическая психология (внутриутробный период жизни и психическое развитие человека с первых часов жизни до смерти). Знание законов "нормального развития" является для специальной психологии отправной точкой, ибо понятие "отклоняющееся развитие" - понятие относительное. Вместе с тем, изучение тех или иных нарушений в развитии психики обогащает наши знания о законах нормального ее развития.
Педагогическая психология изучает закономерности процесса усвоения индивидом социального опыта в условиях специально организованного обучения и воспитания.
Как уже отмечалось, возникновение специальной психологии тесно связано со становлением и совершенствованием практики обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Сегодня специальное образование в нашей стране предполагает вариативные формы обучения и воспитания «особого» ребенка - от дифференцированного до интегрированного. Сравнительные исследования в этой области позволяют расширить представления как о самих феноменах отклоняющегося развития, так и о возможностях повышения эффективности образовательного процесса в массовой школе.
В сфере специальной психологии все чаще оказываются дети так называемой «группы риска», не подпадающие под категорию «аномальности», но занимающие пограничные положения между нормой и отклонением в развитии, болезнью и здоровьем. Это так называемые «дети с трудностями в обучении», которые не нуждаются в специальных стандартах и программах обучения, но имеют особые потребности в организации образовательного и воспитательного процесса.
Тесные связи существуют между специальной и медицинской, или клинической, психологией. В начале XX века они составляли единую научную дисциплину, которую обозначали термином "патологическая психология". Основной проблемой медицинской психологии является вопрос о влиянии того или иного заболевания на функционирование психики, равно как и роль психики в процессе лечения заболеваний.
Специальная психология также связана с рядом клинико-биологических наук. Многочисленные психические и нервные заболевания, как и заболевания органов зрения, слуха и речевого аппарата, могут стать причинами отклонений в развитии. Поэтому клинические сведения офтальмологии, отоларингологии и других наук важны для построения теории специальной психологии. Целый ряд неблагоприятных условий, на фоне которых может протекать психическое развитие ребенка, связан с патологией генного и хромосомного аппарата, с заболеванием мозга и психическими заболеваниями. В силу этого у специальной психологии традиционно существуют тесные связи с медицинской генетикой, с детской невропатологией и психиатрией.
Психиатрия изучает причины психических заболеваний, их проявления, способы лечения и предупреждения; психопатология - причины, закономерности и механизмы появления, протекания и развития психозов и психических расстройств, а также разрабатывает принципы их классификации, методы лечения и др. Психофизиология - область междисциплинарных исследований на стыке психологии и нейрофизиологии, изучающая психику в единстве с ее нейрофизиологическим субстратом: соотношение мозга и психики, роль биологических факторов, в том числе свойств нервной системы, в психической деятельности. Исследуются также физиологические и биохимические изменения, происходящие в нервной системе, их связь с различными аспектами активности: регуляцией эмоций, сном и сновидениями, стрессом и т.д. Возрастная психофизиология изучает процессы созревания в онтогенезе мозговых механизмов психической деятельности.
Круг межпредметных связей специальной психологии можно расширить за счет инженерных дисциплин, занимающихся проектированием технических приспособлений и приборов для инвалидов; отметить связь с философией, социологией, общей педагогикой и целым рядом других дисциплин. Все это говорит о сложности и многоаспектности предмета специальной психологии.