ИССЛЕДОВАНИЯ ОПОСРЕДОВАННОГО ЗАПОМИНАНИЯ (по А. Н. Леонтьеву)

Идея создания методики предложена А. Р. Лурия и Л. С. Выготским, разра­ботана и апробирована А. Н.Леонтьевым (1928). Методика предназначена для исследования логического или опосредованного запоминания. Применяется при исследовании произвольных форм запоминания у детей до­школьного возраста.

Цель.Исследование возможности использования внешнего средства для задач запоминания, объема материала, запоминаемого опосредованно. Иссле­дование особенностей мыслительной деятельности ребенка.

Способность к опосредованному запоминанию, отражая определенный уро­вень развития высших форм памяти, является в то же время существенной ха­рактеристикой интеллектуальной деятельности в целом и может служить од­ним из критериев овладения ребенком произвольными видами деятельности. Методика изучения динамики развития произвольной мнестической деятель­ности в онтогенезе дает возможность многостороннего анализа процесса становления такой стороны умственной деятельности, как использование сред­ства для организации продуктивного запоминания. Предусмотренный струк­турой данного эксперимента обязательный поиск опосредующего звена для запоминания (в предлагаемой методике — соответствующей картинки) пред­полагает активный выбор значимых средств, что, безусловно, отражает как общий уровень развития, так и особенности мыслительной деятельности ре­бенка.

Для работы с детьми наиболее используемой является так называемая 4-я серия методики из числа апробированных А. Н. Леонтьевым.

По сравнению с другими сериями она является наиболее подходящей и бо­лее интересной для выявления особенностей мышления. Мы считаем важным и необходимым использовать полный стандартный вариант (30 картинок) в том виде, в каком он был апробирован в лаборатории экспериментальной па­топсихологии Института психиатрии МЗ РСФСР (рис. 7.1).

ИССЛЕДОВАНИЯ ОПОСРЕДОВАННОГО ЗАПОМИНАНИЯ (по А. Н. Леонтьеву) - student2.ru

Практика показала, что использование малознакомых современным детям изображений. (перышки для ручки, чернильница и некоторые другие) позволяет получить дополнительную информацию о специфике когнитивных стратегий и особенностях зрительного восприятия ребенка.

Стимульный материал 4-й серии. Полотенце, стул, велосипед, глобус, каран­даш, солнце, рюмка, столовые приборы, тарелка, зеркало, дом—булочная, фаб­ричные трубы, кувшин, забор, собака, шорты, носки, ботинки, лошадь, перо­чинный нож, гусь, уличный фонарь, петух, школьная доска, рубашка, расческа,, часы, чернильница, поднос, перышки для ручки.

Возрастной диапазон применения. Методика может быть использована для детей от 4,5 до 8 лет. Для детей старше 8—9 лет, владеющих изобразительной деятельностью, логичнее использовать для тех же целей методику Пиктограм­ма (см. далее).

Процедура проведения и регистрации результатов

На рабочем столе перед ребенком раскладываются карточки, желательно равномерно и в случайном порядке. Сразу необходимо уточнить, все ли из них ему знакомы. Если какие-либо изображения не понятны ребенку, следует разъяснить их. При этом обязательно обратить внимание на специфику зри­тельного восприятия и узнавания ребенком как знакомых, так и незнакомых изображений (заносится в протокол).

Для работы с детьми от 4-4,5 лет до 5—5,5 лет можно использовать не все карточки, а наиболее «частотные» и понятные ребенку: полотенце, стул, вело­сипед, солнце, обеденный прибор, тарелка, дом—булочная, фабричные трубы,, кувшин, забор, собака, детские штанишки (шорты), ботинки, гусь, уличный фонарь, лошадь, петух, рубашка. Соответственно, для запоминания выбираются наиболее простые и конкретные понятия, но в любом случае количество карточек должно как минимум в Зраза превышать количество предъявляемых для запоминания слов.

Безусловно, с детьми этого возраста не стоит использовать для запомина­ния более чем 5—7 слов. Поэтому специалист должен выбрать из предложен­ного списка наиболее подходящие, по его усмотрению, слова. Обычно предла­гаются простые конкретные слова (понятия). Например: дождь, пожар, день, обед, драка, подарок, ответ, праздник, сосед.

Для детей старшего дошкольного и, тем более, младшего школьного возра­ста наиболее показательна возможность подбора опосредующего звена для та­ких отвлеченных понятий, как горе, дружба, сила и т. п.

Здесь также обычно используется не более 7—8 слов (при использовании всего набора изображений). Исключение составляют лишь те случаи, когда психологом ставится задача сравнения объема слов, запоминаемых непосред­ственно (методика Запоминание 10 слов) и опосредованно. В этом случае для опосредованного запоминания ребенку предъявляется 10 слов.

При работе с детьми любого возраста в большинстве случае следует начи­нать с запоминания заведомо доступного для опосредования слова.

Наши рекомендации