ИССЛЕДОВАНИЯ ОПОСРЕДОВАННОГО ЗАПОМИНАНИЯ (по А. Н. Леонтьеву)
Идея создания методики предложена А. Р. Лурия и Л. С. Выготским, разработана и апробирована А. Н.Леонтьевым (1928). Методика предназначена для исследования логического или опосредованного запоминания. Применяется при исследовании произвольных форм запоминания у детей дошкольного возраста.
Цель.Исследование возможности использования внешнего средства для задач запоминания, объема материала, запоминаемого опосредованно. Исследование особенностей мыслительной деятельности ребенка.
Способность к опосредованному запоминанию, отражая определенный уровень развития высших форм памяти, является в то же время существенной характеристикой интеллектуальной деятельности в целом и может служить одним из критериев овладения ребенком произвольными видами деятельности. Методика изучения динамики развития произвольной мнестической деятельности в онтогенезе дает возможность многостороннего анализа процесса становления такой стороны умственной деятельности, как использование средства для организации продуктивного запоминания. Предусмотренный структурой данного эксперимента обязательный поиск опосредующего звена для запоминания (в предлагаемой методике — соответствующей картинки) предполагает активный выбор значимых средств, что, безусловно, отражает как общий уровень развития, так и особенности мыслительной деятельности ребенка.
Для работы с детьми наиболее используемой является так называемая 4-я серия методики из числа апробированных А. Н. Леонтьевым.
По сравнению с другими сериями она является наиболее подходящей и более интересной для выявления особенностей мышления. Мы считаем важным и необходимым использовать полный стандартный вариант (30 картинок) в том виде, в каком он был апробирован в лаборатории экспериментальной патопсихологии Института психиатрии МЗ РСФСР (рис. 7.1).
Практика показала, что использование малознакомых современным детям изображений. (перышки для ручки, чернильница и некоторые другие) позволяет получить дополнительную информацию о специфике когнитивных стратегий и особенностях зрительного восприятия ребенка.
Стимульный материал 4-й серии. Полотенце, стул, велосипед, глобус, карандаш, солнце, рюмка, столовые приборы, тарелка, зеркало, дом—булочная, фабричные трубы, кувшин, забор, собака, шорты, носки, ботинки, лошадь, перочинный нож, гусь, уличный фонарь, петух, школьная доска, рубашка, расческа,, часы, чернильница, поднос, перышки для ручки.
Возрастной диапазон применения. Методика может быть использована для детей от 4,5 до 8 лет. Для детей старше 8—9 лет, владеющих изобразительной деятельностью, логичнее использовать для тех же целей методику Пиктограмма (см. далее).
Процедура проведения и регистрации результатов
На рабочем столе перед ребенком раскладываются карточки, желательно равномерно и в случайном порядке. Сразу необходимо уточнить, все ли из них ему знакомы. Если какие-либо изображения не понятны ребенку, следует разъяснить их. При этом обязательно обратить внимание на специфику зрительного восприятия и узнавания ребенком как знакомых, так и незнакомых изображений (заносится в протокол).
Для работы с детьми от 4-4,5 лет до 5—5,5 лет можно использовать не все карточки, а наиболее «частотные» и понятные ребенку: полотенце, стул, велосипед, солнце, обеденный прибор, тарелка, дом—булочная, фабричные трубы,, кувшин, забор, собака, детские штанишки (шорты), ботинки, гусь, уличный фонарь, лошадь, петух, рубашка. Соответственно, для запоминания выбираются наиболее простые и конкретные понятия, но в любом случае количество карточек должно как минимум в Зраза превышать количество предъявляемых для запоминания слов.
Безусловно, с детьми этого возраста не стоит использовать для запоминания более чем 5—7 слов. Поэтому специалист должен выбрать из предложенного списка наиболее подходящие, по его усмотрению, слова. Обычно предлагаются простые конкретные слова (понятия). Например: дождь, пожар, день, обед, драка, подарок, ответ, праздник, сосед.
Для детей старшего дошкольного и, тем более, младшего школьного возраста наиболее показательна возможность подбора опосредующего звена для таких отвлеченных понятий, как горе, дружба, сила и т. п.
Здесь также обычно используется не более 7—8 слов (при использовании всего набора изображений). Исключение составляют лишь те случаи, когда психологом ставится задача сравнения объема слов, запоминаемых непосредственно (методика Запоминание 10 слов) и опосредованно. В этом случае для опосредованного запоминания ребенку предъявляется 10 слов.
При работе с детьми любого возраста в большинстве случае следует начинать с запоминания заведомо доступного для опосредования слова.