Структура нарушенного развития
Термин «дизонтогения» был введен представителями клинической медицины для обозначения различных форм нарушения нормального онтогенеза, возникающих в детском возрасте.
Впервые этот термин ввел Швальбе (1927), обозначив им отклонения внутриутробного формирования структур организма от нормального развития Направление психологического анализа психического дизонтогенеза впервые определил Л. С. Выготский (1936), осуществив поиск психологических механизмов нарушений психического развития детей с опорой на модель нормальной психической деятельности и учетом двух взаимосвязанных линий развития - биологической и социально-психической.
В трудах Л.С. Выготского детально разработано понятие дефекта, являющееся центральным для специальной психологии и педагогики. Он отмечал, что ребенок, развитие которого осложнено дефектом, не просто менее развит, чем его нормальные сверстники, но развит иначе, На модели умственной отсталости Л. С. Выготский сформулировал ряд общетеоретических положений, оказавших фундаментальное влияние на все дальнейшее изучение аномалий развития.
Это, во-первых, положение о том, что развитие аномального ребенка подчиняется тем же основным закономерностям, которые характеризуют развитие здорового ребенка.
Во-вторых, Л. С. Выготский сформулировал положение, согласно которому у аномального ребенка выделяются разные группы дефектов: первичный,связанный с повреждением ЦНС, и вторичныедефекты, отражающие нарушения психического развития в условиях первичного дефекта. Он показал, как именно влияют вторичные дефекты на прогноз развития и возможности психолого-педагогической коррекции.
Характер соотношений первичных и вторичных симптомов весьма сложен, что существенно затрудняет диагностику. Не всегда легко обнаружить первичное нарушение и отделить его от вторичных, которые могут быть настолько выраженными, что маскируют ядерные расстройства. В таких случаях не исключена диагностическая ошибка.
Л.С.Выготский впервые выдвинул идею о сложной структуре аномального развития, ввел понятие «структура дефекта», которое означает, что аномальное развитие не сводится к биологическим повреждениям различных систем организма (ЦНС, анализаторов и др.). Эти повреждения представляют собой лишь первичные симптомы нарушений - первичный дефект, который неизбежно ведет за собой вторичные нарушения.
Первичные, или ядерные, нарушения - это малообратимые изменения в параметрах работы той или иной психической функции, вызванные непосредственным воздействием патогенного фактора.
Вторичные, или системные, нарушения - это обратимые изменения процесса развития психических функций, непосредственно связанных С первично нарушенной- Вторичные отклонения носят, как правило, системный характер и меняют всю структуру психического развития. Они возникают как следствие обусловленной первичным дефектом депривации, появляющейся у ребенка из-за нарушения социальных контактов. К вторичным нарушениям относится недоразвитие высших психических функций (речи, опосредованной памяти, мышления и др.).
Соотношение между симптомами первичных и вторичных отклонений во многом зависит от индивидуальных особенностей человека, от его компенсаторных возможностей, а также от своевременности и адекватности кор-рекционной работы. Поэтому не всегда удается обнаруживать прямую зависимость между глубиной и выраженностью ядерного расстройства и характером проявлений вторичных отклонений.
Формирование системных нарушений имеет свои закономерности. Так, большое значение имеет не только наличие прямой связи функции с поврежденным звеном, но и степень прочности и близости этой связи: чем она теснее, тем более выраженными будут вторичные нарушения и наоборот. Функции, не имеющие непосредственной связи с первично поврежденной функцией, могут остаться относительно сохранными.
Третичные нарушения - это отклонения в разных сторонах психики, не имеющих непосредственных связей с первично поврежденной функцией. Эти нарушения факультативны: они рассматриваются как индивидуально варьирующиеся признаки, необязательные для лиц с определенным типом дизон-тогенеза. К третичным нарушениям относят недоразвитие социального поведения, задержки личностного развития и др.
Соотношение и взаимодействие первичных, вторичных и последующих отклонений и представляют собой сложную структуру аномального развития. Например, нарушение слухового анализатора (первичный дефект) отрицательно сказывается на речевом развитии ребенка. Если глухота возникла до овладения речью, то, как следствие, наступает немота - вторичный дефект. В свою очередь, недоразвитие или отсутствие речи создает неблагоприятные условия для развития функций восприятия, словесно-логического мышления, памяти и других высших психических функций и видов деятельности, прежде всего общения; в целом же - к отклонениям в формировании самосознания и личности. Таким образом выстраивается целая цепочка: первичный дефект влечет за собой вторичные отклонения в развитии, которые в свою очередь являются условием возникновения других отклонений: третьего, четвертого и т.д. порядка.
Л.С.Выготский отмечал, что чем ближе вторичный симптом к первичному дефекту, тем сложнее его коррекция. И наоборот, "чем дальше отстоит симптом от первопричины, тем он более поддается воспитанию". Например, наиболее тесно с первичным дефектом, т.е. с нарушением слуха, связаны недостатки произношения глухих. Они страдают в большей степени и с большим трудом поддаются коррекции. Глухой ребенок не слышит собственной речи, не может ее контролировать, сравнивать с речью окружающих, поэтому у него значительно страдает произносительная сторона речи: четкость, внятность. Вместе с тем, другие стороны речи (словарь, грамматика), которые имеют опосредованную связь с первичным дефектом за счет активного использования письменной и жестовой речи, в условиях специального обучения корригируются в большей степени.
Взаимодействие первичных и вторичных отклонений имеет сложный диалектический характер. Первичный дефект вызывает вторичные отклонения, но и они в определенных условиях воздействуют на первичный симптом. Например, взаимовлияние неполноценного слуха и возникшего на этой основе недоразвития речи осуществляется следующим образом: слабослышащий ребенок не будет использовать остаточные функции сохранного слуха, если у него не развивают устную речь. Только при условии интенсивных занятий по преодолению вторичного нарушения оптимально используются возможности остаточного слуха. Чем больше словарный запас, богаче понимание этих слов, тем лучше он понимает разнообразие грамматических форм. Чем лучше человек владеет речью, тем больше способность использования слуха.
Основываясь на этой концепции, соотношение причин и следствий, возникающих в ходе аномального развития, можно трактовать следующим образом: одни и те же сходные вторичные и третичные отклонения а развитии могут наблюдаться при разных первичных дефектах. И, наоборот, при одном и том же первичном нарушении отсутствует полное однообразие третичных (а возможно, и вторичных) проявлений дефектов, поскольку не только первичный дефект, но и условия развития, которые не могут быть идентичными, имеют существенное значение в возникновении вторичных и третичных нарушений. Эти положения нашли развитие в ряде теоретических и экспериментальных исследований в русле разработки системы обучения и воспитания аномальных детей (Занков Л. В., 1935; Соловьев И. Н., 1957; Бос-кис P.M., 1965; Шиф Ж. И., 1965; Власова Т. А., 1972; Лубовский В. И., 1978 и др.)-