Критерии удовлетворенности общением
Е.В. Андриенко (2000) выделяет общие критерии удовлетворенности общением:
· общение инициирует активность субъектов, их стремление к действиям, поднимает общий тонус деятельности, подталкивает человека к тем или иным действиям. В данном случае удовлетворяется потребность в стимуляции;
· человек получает многообразные стимулы из окружающего его мира. Самыми значимыми являются стимулы, получаемые от других людей. Наряду с потребностью в стимуляции при общении должна удовлетворяться потребность в событиях;
· людям недостаточно иметь только хорошие и устойчивые отношения друг с другом. Необходим социальный интерес, определенная динамика жизни, которая приносит новые впечатления. Восприятие человека все время нацелено на некоторые изменения, новые ситуации. Потребность в узнавании удовлетворяется всякий раз, когда человек встречает знакомых людей. Люди обычно не осознают эту потребность, так как каждый день общаются с близкими или хорошо знакомыми людьми. При смене места жительства или в случае временного пребывания в чужом городе данная потребность актуализируется, и индивид начинает ее осознавать;
· важнейшими потребностями, которые должны быть реализованы в процессе общения, являются потребности в достижениях и признании. Обе эти потребности связаны с чувством собственного достоинства человека, уважением и самоуважением и относятся к так называемым высшим потребностям;
· удовлетворение потребности в структурировании времени является обычно побочным эффектом жизнедеятельности и общения человека. Нормальному человеку необходимы различные способы времяпрепровождения и их относительная динамика.
Полноценность общения определяется количеством потребностей, удовлетворяемых в его процессе. Если все перечисленные выше потребности будут удовлетворяться во время общения, то, скорее всего, оно будет долгим и продуктивным, если же нет, то, вероятнее всего, оно прервется или будет осуществляться время от времени с большими интервалами. Полноценность общения зависит также от отношения участников взаимодействия друг к другу. При этом позитивными факторами можно считать принадлежность к одному социальному слою, возрастной категории и наличие общих интересов. Чтобы состоялось продуктивное общение субъектов разных возрастных категорий и разного социального статуса, необходимо предпринимать специальные попытки.
Виды общения
По своим формам и видам общение чрезвычайно разнообразно. Можно отметить несколько классификаций общения.
1. По содержанию:
§ материальное (обмен предметами и продуктами деятельности);
§ когнитивное (обмен знаниями);
§ кондиционное (обмен физиологическими и психическими состояниями);
§ мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями);
§ деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками).
2. По целям:
§ биологическое – необходимо для поддержания, сохранения и развития организма;
§ социальное – преследует цели расширения и укрепления ме6жличностных контактов.
3. По средствам:
§ непосредственное (осуществляется с помощью естественных органов);
§ опосредованное (использование специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией);
§ прямое (личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения);
§ косвенное (общение через посредников).
4. По виду:
§ деловое общение – содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир;
§ личностное общение;
§ инструментальное – общение, которое преследует какую-то цель, кроме получения удовлетворения от акта самого общения;
§ вербальное;
§ невербальное.
5. По уровню взаимодействия индивидов в процессе общения:
§ личностно-ориентированное (межличностное);
§ социально-ориентированное (субъект этого общения как бы удвоен: с одной стороны, осуществляет такое общение один человек как личность, а с другой – субъектом такого общения выступает тот или иной коллектив или общество в целом);
§ предметно-ориентированное общение (предметом является взаимодействие).
Выделяют непосредственное и опосредованное общение. Непосредственное общение является исторически первой формой, на основе которой в более поздние периоды развития цивилизации возникли другие виды общения. Это естественный психологический контакт индивидов при наличии четкой обратной связи (например, беседа, игра и т. п.). Опосредованное общение – это неполный психический контакт при помощи каких-либо устройств (например, разговор по телефону, переписка и т. п.).
Различают также межличностное и массовое общение. Межличностное общение – это непосредственное, более или менее постоянное регулярное общение в малых группах. Главное условие межличностного общения – определенное знание индивидуальных особенностей друг друга участниками общения, что возможно только на основе совместного опыта, эмпатии, взаимопонимания. Массовое общение – это множественные, обычно мимолетные непосредственные контакты незнакомых друг с другом людей (в толпе, на работе и т. п.). Многие авторы отождествляют массовое общение с понятием массовой коммуникации. Массовая коммуникация – близкий к опосредованному общению процесс, когда сообщения адресуются не отдельным лицам, а большим социальным группам при помощи средств массовой информации.
Е.И. Рогов выделяет три основных типа общения: императивное, манипулятивное и диалогическое (2000). Императивное общение еще называют авторитарным или директивным. Оно отличается тем, что один из партнеров стремится подчинить себе другого, хочет контролировать его поведение и мысли, принуждает к определенным действиям. При этом партнер по общению рассматривается как машина, которой надо управлять, как бездушный объект действия. Особенность авторитарного воздействия заключается в том, что конечная цель общения – принуждение партнера к чему-либо – не скрывается.
Манипулятивное общение – сходно с императивным. Цель его – оказать воздействие на партнера по общению, но здесь достижение своих намерений осуществляется скрыто. Партнер воспринимается как носитель определенных «нужных» нам свойств и качеств. Нередко человек, выбравший в качестве основного именно этот тип отношения с другими, в итоге сам становится его жертвой. Общаясь с самим собой, он начинает оценивать себя как одну из шахматных фигур на доске, руководствоваться ложными мотивами и целями, теряя стержень собственной жизни. Как показывают исследования (Шостром Э., 1992; Доценко Е.Л., 2003), манипулятора характеризуют лживость и примитивность чувств, апатия к жизни, состояние скуки, чрезмерный самоконтроль, цинизм, недоверие к себе и другим. Э. Шостром выделяет четыре основных типа манипуляторов.
1. Активный манипулятор пытается управлять другими с помощью активных методов. Как правило, он пользуется при этом своим социальным положением или рангом: родителя, учителя или начальника. Жизненная философия – главенствовать и властвовать, во что бы то ни стало.
2. Пассивный манипулятор – противоположность активному. Он прикидывается беспомощным и глупым, позволяя окружающим думать и работать за него. Жизненная философия – никогда не вызывать раздражения.
3. Соревнующийся манипулятор воспринимает жизнь как постоянный турнир, бесконечную цепочку выигрышей и проигрышей. Себе он отводит роль бдительного бойца. Для него жизнь – это постоянная битва, а люди – соперники и даже враги, реальные или потенциальные. Жизненная философия – выигрывать любой ценой.
4. Безразличный манипулятор играет в безразличность, индифферентность. Старается уйти, отстраниться от контактов. Его методы то активны, то пассивны. Жизненная философия – отвергать заботу.
Императивную и манипулятивную форму общения можно охарактеризовать как монологическое общение. Человек, рассматривающий другого как объект своего воздействия, по сути дела общается сам с собой, со своими целями и задачами, не видя истинного собеседника, игнорируя его.
Диалогическое общение противостоит авторитарному и манипулятивному, так как основано на равноправии партнеров. Диалогическое, или так называемое гуманистическое, общение позволяет достичь более глубокого взаимопонимания, самораскрытия собеседников. Диалогическое общение возникает лишь в случае соблюдения ряда правил взаимоотношений:
n психологический настрой на эмоциональное состояние собеседника и собственное психологическое состояние (следование принципу «здесь и теперь»);
n полное доверие к намерениям партнера без оценки его личности (принцип доверительности);
n восприятие собеседника как равного, имеющего право на собственные мнения и решения (принцип паритетности);
n направленность общения на общие проблемы и нерешенные вопросы (принцип «проблематизации»);
n обращение к собеседнику от своего имени (без ссылки на чужое мнение), выражение своих истинных чувств и желаний (принцип персонифицирования общения).
Функции общения
Существует много различных классификаций функций общения. Среди них самыми распространёнными, на наш взгляд, являются классификации, данные: В.Н. Андриенко, Е.В. Панферовым, Е.И. Роговым, О.Г. Филатовой.
О.Г. Филатова (2000) выделяет следующие функции общения:
инструментальную – передача информации для совершения определенных действий;
трансляционную – передача конкретных способов деятельности, оценок и т. д.;
экспрессивную – взаимопонимание переживаний и эмоциональных состояний;
функцию самовыражения;
функцию социального контроля – регламентация поведения и деятельности;
функцию социализации и др.
Е.И. Рогов (2002) выделяет пять основных функций общения:
прагматическую – реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности;
формирующую – проявляется в процессе развития человека и становления его как личности;
функцию подтверждения – проявляется в том, что только в ходе общения с другими людьми мы можем познать, понять и утвердить себя в собственных глазах;
функцию организации и поддержания межличностных отношений;
внутриличностную – одна из самых важных. Благодаря диалогу с самим собой мы принимаем определенные решения, совершаем поступки.
По мнению Е.В. Андриенко (2000), можно выделить совокупность трех групп функций общения, если рассматривать его в определенной системе отношений.
Психологические – обусловливают развитие человека как личности. Общение стимулирует развитие мыслительных процессов (когнитивная деятельность), волевых (активность), эмоциональных (аффективность).
Социальные функции детерминируют развитие общества как социальной системы и развитие групп как составных единиц этой системы. Интеграция общества возможна только при условии наличия общения во всех его видах, типах и формах.
Инструментальные функции определяют многочисленные связи между человеком и миром в самом широком смысле слова; между различными социальными группами.
В.Н. Панфёров (2000) выделяет шесть функций общения:
коммуникативную – осуществляет взаимосвязь людей на уровне индивидуального, группового и общественного взаимодействия. Информация облекается в форму различных знаков, образующих язык общения. Поэтому эффективность коммуникативных функций предопределяется решённостью проблемы канал – знак;
информационную – обеспечивает приём и хранение информации, служит целям передачи социального наследования индивидуального и общечеловеческого опыта. Информация передаётся по каналам связи в виде знаков и их комплексов (слов, жестов, мимики и др.), за которыми закреплены определенные значения. Эффективность информационных функций общения зависит от успешности решения проблемы знак – значение;
когнитивную – направлена на интерпретацию отношения знак – значение в целях определения смысла и обогащения опята самопознания и взаимопознания партнеров для оптимального взаимодействия. Эффективность когнитивных функций общения зависит от успешности решения проблемы значение-смысл, связанной с определением возможностей партнеров решать и выполнять конкретные задачи совместной жизнедеятельности;
эмотивную – проявляется в переживании человеком своих отношений с людьми, а также в эмоциональной связи с действительностью. Взаимоотношения людей тесно связаны с их представлениями друг о друге. Поэтому эффективность эмотивных функций общения зависит от успешности решения проблемы смысл – отношение;
конативную – обеспечивает управляющее воздействие на личность во всех процессах жизнедеятельности, связана с устремлением человека к тем или иным ценностям, выражает побудительные силы человека, регулируя поведение партнеров в совместной деятельности через процесс общения. Конативные функции в процессах общения проявляются в рамках проблемы отношение – поведение, эффективность решения которой предполагает согласованность взаимодействий партнеров;
креативную – направлена на преобразование людей в процессах общения, изменение и воспитание личности. Этому служат специальные механизмы психической деятельности, осуществляющие психологическое взаимовлияние партнеров. Креативные функции в процессах общения включаются в решение проблем, возникающих в контексте соотношения поведение – личность.
Эти шесть функций в целом и каждая в отдельности получили более или менее удовлетворительное теоретическое объяснение в трудах многих отечественных и зарубежных психологов. В результате рассмотрения В.Н. Панфёровым многочисленных исследований он приходит к выводу о том, что все указанные функции трансформируются в одну, главную функцию общения – регуляторную, которая проявляется во взаимодействии человека с другими людьми. Тогда в этом смысле общение будет являться механизмом социально-психологической регуляции поведения в совместной деятельности людей.
Уровни общения
Общение может происходить на разных уровнях, которые определяются, в свою очередь, общей культурой взаимодействующих субъектов, их индивидуальными и личностными характеристиками, особенностями ситуации, социальным контролем и многими другими факторами. Особенно влиятельными оказываются ценностные ориентации общающихся и их отношение друг к другу. Е.В. Андриенко (2000) выделяет три уровня общения:
Самый примитивный уровень общения – фатический (от лат. Fatuus – глупый). Он предполагает простой обмен репликами для поддержания разговора в условиях, когда общающиеся не особенно заинтересованы во взаимодействии, но вынуждены общаться. Такое общение носит некий характер автоматизма и ограниченности.
Следующий уровень общения – информационный. На этом уровне происходит обмен интересной для собеседников новой информацией, являющейся источником каких-либо видов активности человека (мыслительной, эмоциональной, поведенческой). Информационный уровень общения обычно носит стимулирующий характер и преобладает в условиях совместной деятельности или при встрече старых друзей.
Личностный уровень общения характеризует такое взаимодействие, при котором субъекты способны к самому глубокому самораскрытию и постижению сущности другого человека, самого себя и окружающего мира, такой уровень может быть еще определен как духовный. Данный уровень взаимодействия возникает в особых ситуациях и в особых условиях, когда у человека появляется вдохновение, озарение, чувство любви, ощущение единения с миром, ощущение счастья и т. п.
Личностный уровень является просоциальным, т. е. полезным для общества, так как побочным эффектом такого общения выступает нравственное совершенствование людей. Фатический и информационный уровни могут иметь как социально-положительный (просоциальный), так и социально-отрицательный (антисоциальный) контекст.
Н.В. Казаринова (2001) ссылается на то, что характер цели и возникающая между партнерами психологическая дистанция позволяют выделить различные уровни общения. Среди них:
v ритуальный, или социально-ролевой; цель общения на этом уровне – выполнение ожидаемой от человека роли, демонстрация знания норм социальной среды. Общение при этом носит, как правило, анонимный характер, независимо от того, происходит оно между незнакомыми, знакомыми или близкими людьми;
v деловой, или манипулятивный; цель – организация совместной деятельности, поиск средств повышения эффективности сотрудничества. Партнеры при этом оцениваются не как уникальные, неповторимые личности, а с точки зрения того, насколько хорошо они могут выполнить поставленные перед ними задачи, т.е. оцениваются их функциональные качества;
v интимно-личностный; цель – удовлетворение потребности в понимании, сочувствии, сопереживании. Для него характерны психологическая близость, эмпатия, доверительность.
Структура общения
Структура общения представляет собой единство трёх его сторон:
· перцептивной, которая предполагает восприятие и понимание партнерами друг друга в процессе общения. Перцептивные навыки проявляются в умении управлять своим восприятием; «читать» настроение партнёра по вербальным и невербальным характеристикам; понимать психологические эффекты восприятия и учитывать их для снижения его искажения;
· коммуникативной (обмен информацией между общающимися индивидами), это эффективное использование средств общения как вербальных, так и невербальных;
· интерактивной (взаимодействие общающихся субъектов), сюда относятся позиции, стили, стратегии, которые используют партнёры по общению. Среди возможных позиций в общении можно выделить «пристройку» к партнёру «свысока», «на равных», «снизу», либо отстранённую позицию.
Вопросы для проверки
1. Какие характеристики общения выделены А.А. Леонтьевым?
2. Какие виды общения вы знаете?
3. Какие формы общения выделил Е.И. Рогов?
4. Назовите функции общения.
5. Назовите функции человека как субъекта общения.
6. Какие уровни общения вы знаете?
7. Назовите понравившееся вам определение общения.
8. Сколько периодов выделяют в истории развития проблемы общения?
9. Как соотносятся между собой категории «деятельность» и «общение»?
10. В чём специфика императивного, манипулятивного и диалогического общения?
11. Расскажите об уровнях общения.
12. Назовите основные структурные элементы общения.
13. Расскажите о развитии общения в младенческом возрасте.
14. Расскажите о развитии общения в раннем и среднем детстве.
15. Какие формы общения (по Лисиной) выделяются на возрастном этапе от рождения до семи лет?
Список рекомендуемой литературы
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2001.
2. Андриенко Е.В. Социальная психология. – М., 2000.
3. Бодалев А.А. Психология общения. – М.- Воронеж, 1996.
4. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. – М., 1987.
5. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. – М., 1990.
6. Кроник А.А., Кроник Е.А. Психология человеческих отношений. – Дубка, 1998.
7. Каган М.С. Мир общения. – М., 1988.
8. Лисина М.И. Генезис форм общения у детей // Принципы развития в психологии / под ред. Л.И. Анцыферовой. – М., 1986.
9. Лисина М.И. Проблема онтогенеза общения. – М., 1986.
10. Лисина М.И., Галигузова Л.Н. Становление потребности детей в общении со взрослыми и детьми. – М., 1980.
11. Межличностное общение / сост. и общ. ред. Н.В. Казариновой, В.М. Погольши. – СПб., 2001.
12. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. – Л., 1979.
13. Панферов В.Н. Классификация функций человека как субъекта общения // Социальная психология в трудах отечественных психологов / сост. А.Л. Свенцицкий: хрестоматия. – СПб., 2000. С. 362–376.
14. Петровская Л.А. Компетентность в общении. – М., 1989.
15. Реан А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. – СПб., 2004.
16. Рогов Е.И. Психология общения. – М., 2002.
17. Филатова О.Г. Социальная психология. – СПб., 2000.
18. Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор / пер. с англ. – Мн., 1992.
Глава 2. Перцептивный аспект общения
Понятие социальной перцепции
Сущность социальной перцепции заключается в восприятии человеком себя, других людей и социальных явлений окружающего мира. Термин «социальная перцепция» был введён Д. Брунером в 1947 г. в ходе разработки так называемого нового взгляда на восприятие. Вначале под социальной перцепцией понималась социальная детерминация перцептивных процессов. Позже социальной перцепцией стали называть процесс восприятия социальных объектов, под которыми подразумевались другие люди, социальные группы, большие социальные общности. Именно в этом употреблении термин закрепился в социально-психологической литературе.
Как отмечает В.В. Ситников, в настоящее время сложилось целое направление, которое выдвинуло программу изучения психики с точки зрения гештальтов – образов, целостных структур, первичных по отношению к своим компонентам. Образ рассматривается как функциональная структура, которая по присущим ей законам упорядочивает многообразие отдельных явлений (66: 15). Образ как результат и форма отражения предметов и явлений материального мира в сознании человека выступает важнейшим ключевым условием восприятия. По содержанию образ объективен в той мере, в какой он адекватно отражает действительность. Образ существует на уровне чувств (ощущение, восприятие, представление) и на уровне мышления (понятие, суждение, умозаключение).
Процессы социального восприятия существенно отличаются от восприятия несоциальных объектов. Это отличие заключается в том, что:
а) социальные объекты не являются пассивными и безразличными по отношению к субъекту восприятия;
б) социальные образы всегда имеют смысловые и оценочные интерпретации;
в) субъект и объект восприятия – в данном случае это люди – принципиально подобны;
г) ошибочность восприятия другого человека значительно сложнее не только проверить, но и исправить.
Н.В. Казаринова отмечает, что и при восприятии предметов, и при восприятии людей на этот процесс воздействуют:
· физиологические возможности нашей сенсорной системы;
· местоположение (лицом к лицу, бок о бок и т. д.);
· эмоции;
· мотивационная сфера;
· установки;
· прошлый социальный опыт;
· ожидания от взаимодействия (Казаринова Н.В. Куницына В.Н., 2001).
Таким образом, восприятие является активным процессом, т. е. то, что мы воспринимаем, и то, как мы интерпретируем воспринятую информацию, с одной стороны, определяется нашим состоянием, с другой – находится под нашим контролем.
Механизмы социальной перцепции
Механизмы социальной перцепции – это способы, посредством которых люди интерпретируют, понимают и оценивают другого человека. Механизмы социальной перцепции можно поделить на две группы в зависимости от объекта восприятия: механизмы межличностного восприятия и механизмы межгруппового восприятия.
Механизмы межличностного восприятия осуществляются, условно, на уровне «Я - Ты», и в целом предполагают довольно разностороннее познание собеседника. К ним относят идентификацию, эмпатию, социальную рефлексию, аттракцию, каузальную атрибуцию.
Идентификация. Существует несколько толкований данного понятия:
А.А. Бодалёв под идентификацией подразумевает способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его самому себе. Это наиболее простой способ понимания другого человека (9).
А.А. Реан считает, что – это способность и умение человека отойти от своей позиции, «выйти из своей оболочки» и взглянуть на ситуацию глазами партнёра по взаимодействию. По этому поводу существует любопытное высказывание известного всем Г. Форда: «Мой секрет успеха заключается в умении понять точку зрения другого человека и смотреть на вещи и с его, и со своей точек зрения».
Эмпатия – постижение эмоционального состояния, проникновение – вчувствование в переживания другого человека.
Децентрация – способность и умение человека отойти от своей позиции и взглянуть на партнёра и на ситуацию взаимодействия как бы со стороны, глазами стороннего наблюдателя. Поскольку этот механизм освобождает от эмоциональной предвзятости, он является одним из самых эффективных в процессе познания другого человека.
Социальная рефлексия – осмысление индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. А.А. Бодалев (10) отмечает, что интенсивность и полнота проявления коммуникативной рефлексии напрямую зависит от субъективной значимости партнера.
Аттракция – особая форма восприятия и познания другого человека, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного чувства. Аттракция как механизм социальной перцепции рассматривается обычно в трёх аспектах: как процесс формирования привлекательности другого человека; как результат данного процесса; как качество отношений. Также можно выделить три уровня аттракции: симпатия, дружба и любовь.
Д. Маейрс (45) описывает следующие факторы, стимулирующие проявление аттракции:
1. географическая близость (соседство, обучение в одном классе и т. п.);
2. взаимодействие и антиципация взаимодействия;
3. простое нахождение в поле зрения;
4. физическая привлекательность;
5. сходство мировоззрения;
6. хорошее отношение к субъекту восприятия.
Н.В. Казаринова, В.Н. Куницына (2001) все факторы, стимулирующие аттракцию, делят на две группы:
внешние, т. е. существующие до того, как начался процесс общения, это: потребность в аффилиации (доверии), эмоциональное состояние партнёров по общению, пространственная близость;
внутренние, возникающие в процессе взаимодействия: физическая привлекательность партнёра по общению, стиль общения, фактор сходства между партнёрами, выражение личного отношения к партнёру в процессе общения.
Механизм каузальной атрибуции связан с приписыванием причин как своему поведению, так и поведению другого человека. Исследователи атрибуции анализируют «психологию здравого смысла», посредством которой человек объясняет повседневные события. Феномен атрибуции возникает тогда, когда имеется недостаток информации о другом человеке, заменять которую и приходится путем приписывания (атрибуции).
В процессе межличностного восприятия характер атрибуции зависит от следующих показателей:
· степени типичности или уникальности поступка;
· социальной желательности или нежелательности поступка;
· от того, является ли субъект восприятия сам участником события или его наблюдателем.
Г. Келли (28) выделил три типа атрибуции:
· личностная – причина приписывается лично совершившему поступок;
· объективная – причина приписывается тому объекту, на который направлено действие;
· обстоятельственная – причина совершившегося приписывается обстоятельствам, сложившейся ситуации.
Фундаментальные ошибки каузальной атрибуции также были описаны Г. Келли:
1. Тенденция переоценивать роль личностных факторов и недооценивать влияние ситуации, обстоятельств. Эта ошибка характерна для «наблюдателей». Когда мы выносим оценку поведению других людей, часто просматривается следующая закономерность. При их неудачах мы говорим, что они плохо старались или что у них не хватает способностей. Если же результат деятельности успешен, мы говорим, что им просто повезло. При самоатрибуции наблюдается обратная тенденция, так как её основная цель – сохранение положительной самооценки.
2. Ошибка ложного консенсуса (согласия) – человек склонен интерпретировать свое поведение как типичное, свойственное большинству людей. Для примера проведите мысленно следующий эксперимент. Представьте, что вам предложили за 1500 рублей в течение 2 часов ходить с рекламным плакатом «Кока-колы» по центральной улице вашего города. Согласились бы вы? А теперь предположим, что все население вашего города от 18 до 60 лет – это 100%. Сколько процентов из них, по-вашему, приняли бы аналогичное предложение? Посмотрите, отнесли ли вы себя к большинству (помните, что 50% - это большинство). Наш опыт проведения данного эксперимента показывает, что, за редким исключением, люди причисляют себя к нормальному, «здоровому» большинству.
3. Ошибка неравных возможностей ролевого поведения – разные социальные роли предполагают разное поведение, поэтому при атрибуции воспринимающий интерпретирует поведение окружающих людей в строгом соответствии с их социальными ролями. В основе данной ошибки лежит склонность опираться на ролевые стереотипы. Нам кажется, что роль сильнее индивидуальности. (Стэнфордский тюремный эксперимент, проведенный Ф. Зимбардо, в целом, подтверждает этот тезис: действительно социальная роль может влиять на поведение человека, и даже вполне миролюбивые люди в роли тюремного надзирателя ведут себя жестоко. Но мы должны учитывать также, что личностные качества даже при реализации той или иной роли делают человека уникальным. Мы сталкиваемся с разными врачами, учителями, родителями, начальниками и т.д.).
4. Игнорирование информационной значимости неслучившегося – тенденция учитывать только очевидные факты. Представьте, что дом охраняется собакой. В этом случае о безопасности хозяев, в основном, судят, опираясь на поведение собаки. Если собака спит, значит все спокойно. Английский писатель К.Дойль в одном из своих рассказах о Шерлоке Холмсе описывает сюжет, когда Холмсу надо было выкрасть документы из дома, охраняемого собакой. Тогда Холмс начал подкармливать пса котлетами, подружился с ним, а потом потихоньку проник в дом и вынес нужные бумаги. Собака молчала. Инспектор Лестрейд сделал вывод, что бумаги украл кто-то из домочадцев. Данная ошибка атрибуции уподобляет нас инспектору Лестрейду, и мы делаем поспешные ошибочные выводы.
Механизмы межгруппового восприятия
Социальная перцепция не всегда осуществляется при помощи межличностных механизмов восприятия. Время от времени для нас более значимыми становятся особенности воспринимаемого человека как члена некой социальной группы. Восприятие переходит на уровень группового сравнения «Мы – Они». В этих случаях мы пользуемся межгрупповыми механизмами восприятия. К механизмам межгруппового восприятия В.С. Агеев (2) относит: внутригрупповой фаворитизм, физиогномическую редукцию и стереотипизацию.
Внутригрупповой фаворитизм заключается в тенденции благоприятствовать в социальном восприятии членам собственной группы в противовес, а иногда и в ущерб членам другой. В.С. Агеев описывает ряд факторов, блокирующих его актуализацию: 1) более общие («надгрупповые») цели и социально значимые (не «группоцентрические») ценности межгруппового взаимодействия; 2) однозначность толкования, доступность и очевидность тех критериев, на основании которых выносится извне решение об успехе или неудаче группы; 3) чередование успеха и неудачи группы в межгрупповом взаимодействии.
Физиогномическая редукция – это восприятие внешности другого человека с одновременной или последующей интерпретацией его как личности. В каждой культуре имеются специфические способы, своего рода «ключи» (2) для восприятия (прочтения) другого человека. Эти «ключи» достаточно эффективны, когда «прилагаются» к представителям той же самой культуры, т. е. позволяют быстро, нередко автоматически и вместе с тем достаточно адекватно воспринять другого человека. Но эти же самые «ключи» могут оказаться неадекватными при восприятии представителей других культур, причём чем более значительны различия между культурами, тем в меньшей степени применимы «ключи» одной культуры для свёрнутого и автоматического «прочтения» представителей другой.
Стереотипизация – это процесс формирования стереотипов, сущность которого заключается в тенденции максимизировать воспринимаемое различие между группами и минимизировать различия между членами одной и той же группы. Стереотип чаще всего возникает на основе ограниченного предшествующего опыта, когда выводы строятся на базе ограниченной информации.
Социальный стереотип – это 1) устойчивое представление о явлении или людях, свойственной представителям той или иной социальной группы (71); 2) упрощенное представление о каком-либо социальном объекте, связанное с обобщением и обладающее повышенной устойчивостью (5).
Термин «социальный стереотип» был введён У. Липпманом для обозначения предвзятых представлений и мнений. Он также указал на две основные причины склонности к стереотипам: принцип экономии умственных усилий и принцип защиты групповых ценностей, авторитетов, взглядов, мнений.
Предлагаем следующую классификацию социальных стереотипов:
1) конституционально-антропологические – проявляются во влиянии антропологических признаков (типы телосложения, черты лица, пол) на оценку личности, психологических особенностей человека. Несмотря на очевидную ненаучность данных описаний, американский учёный Secord установил, что тенденция приписывать определённые общие черты характера лицам, у которых можно было найти общие конституционально-антропологические признаки, имеют под собой основания. Люди с похожими чертами лица действительно оказались похожими между собой и по личностным характеристикам;
2) этнос – национальные стереотипы – это упрощённые, схематизированные, эмоционально окрашенные и чрезвычайно устойчивые образы какой-либо этнической группы, общности или национальности, легко переносимые на всех представителей этой группы. Примером могут служить многочисленные анекдоты о «прибалтах», финнах, русских, американцах и т. д.;
3) статусные, проявление данного типа стереотипов связано с зависимостью восприятия и понимания другого человека от его социального статуса. Широко известен эксперимент с исследованием зависимости роста от статусного положения человека (лаборант, доцент, профессор);
4) социально-ролевые – это проявление зависимости восприятия и оценки человека, его личностных особенностей от социальных ролей, которые выполняет, например, военный – дисциплинированный, строгий и т. д. Отметим, что статусные, социально-ролевые и профессиональные стереотипы очень похожи;
5) вербально-поведенческие характеризуют зависимость восприятия другого человека от особенностей его поведения и речи;
6) эмоционально-эстетические стереотипы связаны с зависимостью восприятия и оценки другого человека от его внешней привлекательности – непривлекательности;
7) профессиональные. В данном случае имеется в виду персонифицированный образ профессии, т. е. обобщённый образ типичного профессионала. Изучением стереотипа психолога занимался отечественный учёный В.Ф. Петренко, который выявил, что это сложный, умный, интересный, организованный, гордый, принципиальный, остроумный и …несчастливый человек.
Существует такое понятие, как аутостереотип, раскрытию которого посвящены исследования В.Н. Куницыной. Речь идёт о национальных аутостереотипах, например, типичный автопортрет русского человека: откровенный, щедрый, бесшабашный, «рубаха-парень», жизнелюбивый и умный.
Межличностные и межгрупповые механизмы восприятия взаимодополняют, но не дублируют друг друга, выполняя специфические функции. Межгрупповые механизмы «обслуживают» взаимосвязь группы с другими группами. Межличностные механизмы являются средством, с помощью которого обеспечивается интеграция индивидуальных действий в совместной деятельности.
Эффекты восприятия