Методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко

Тема 1. Теоретико-методологические аспекты психолого-педагогической диагностики

1. Тестовые (измерительные) и экспертные (клинические) методы в психодиагностике.

2. Экспертиза и консультирование клиента — два типа психодиагностических ситуаций.

3. Соотношение психодиагностики и медицинской, педагогической, профессиональной диагностики.

Задания:

  1. Выпишите из различных словарей основные определения по теме: психодиагностика, тестология, валидность, надежность диагностической методики и т.д.
  2. Составьте одну на выбор опорную схему-коллаж по учебному материалу, ответив на вопрос «Соотношение психодиагностики и медицинской, педагогической, профессиональной диагностики»:

1) «солнечная система» в центре которой - «ядро» с ключевым понятием и «лучами» - дополнительной информацией;

2) «слепое пятно», где часть информации заполнена, а часть - нет;

3) «вспышка», где заполняется как ядро, так и некоторые лучи.

Литература:

1. Психологическая диагностика: Учебник для вузов/Под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. - СПб.:Питер, 2003.

2. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М: Изд-во Моск. ун-та, 1987.

3. Психодиагностика: Учебник для вузов / Л.Ф. Бурлачук – СПб.: Питер, 2003.

4. Шмелев А.Г. и коллектив. Основы психодиагностики. Учебное пособие для студентов педвузов. – Москва, Ростов–на–Дону: «Феникс», 1996. – 544 с.

Тема 2. Классификация психодиагностических методик

1. Проективные техники: стимульные и рисуночные.

2. Наблюдение: свободное и категориальное (стандартизованное) наблюдение.

3. Контент-анализ документов.

4. Диалоговые техники: беседа, интерактивные игры.

5. Требования к квалификации пользователя для методик разного операционального статуса.

Задания:

  1. Определите операциональный статус методик: MMPI, 16PF, тесты Г.Айзенка, Амтхауэ-ра, Г.Роршаха, Сонди, М.Люшера, Торранса, Розенцвейга, Лачинза, Струппа, Дж.Равена, ТАТ Мюррея, «семантического дифференциала» Ч.Осгуда, «теста личностных конструктов» Дж.Келли, методики СМР А.Р. Лурия, «гомеостата» Ф.Д.Горбова, компьютерных игровых и адаптивных тестов.

2. Разработайте анкету для воспитателей ДОУ по одной из проблем организации воспитательно-образовательного процесса.

3. Составьте максимально полную программу стандартизированного наблюдения за детьми дошкольного возраста по самостоятельно сформулированной вами проблеме.

4. Выберите возрастную группу и раздел в рамках типовой программы для ДОУ. В соответствии с ними, составьте

    1. тест для проверки основных знаний детей и подготовьтесь к его проведению;
    2. проективную методику для диагностики одной из сторон личности ребенка дошкольного возраста.

Литература:

1. Анастази А. Психологическое тестирование. – СПб.: Питер, 2007.

2. Методы психологической диагностики. – М.: РАН, институт психологии, 1994.

3. Практическая психодиагностика. Методики и тексты. Учебное пособие. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1998.

4. Шмелев А.Г. и коллектив. Основы психодиагностики. Учебное пособие для студентов педвузов. – Москва, Ростов–на–Дону: «Феникс», 1996. – 544 с.

5. Романова Е.С., Потемкина С.Ф. Графические методы в психологической диагностике. – М.: Дидакт, 2002.

Тема 3. Нормативные требования к психодиагностической процедуре

1. Виды диагностических норм: абсолютные, статистические (популяционные), критериальные.

2. Надежность как устойчивость к побочным факторам

3. Валидность как соответствие результатов диагностируемому свойству.

Задания:

1. Составьте графическую схему-кластер, определив виды диагностических норм: абсолютные, статистические (популяционные), критериальные.

2. Проанализируйте психодиагностические методики, определив:

· надежность как устойчивость к побочным факторам;

· валидность как соответствие результатов диагностируемому свойству.

Методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко

Методика направлена на определение уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы.

В качестве материала используется один комплект карточек (из двух предлагаемых), на каждой из которых нарисована одна фигурка неопределенной формы. Всего в каждом наборе по 10 карточек.

Разработано два равнозначных комплекта фигурок (рис. 1).

Рис 1.

Методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко - student2.ru

Во время одного обследования предлагается какой-либо из этих комплектов, другой может быть использован во время повторного обследования или через год.

Перед обследованием экспериментатор говорит ребенку: «Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовать так, что получится какая-нибудь картинка, любая, какую ты захочешь».

Ребенку дают простой карандаш и карточку с фигуркой. После того, как ребенок дорисовал фигурку, его спрашивают: «Что у тебя получилось?» Ответ ребенка фиксируется.

Затем последовательно (по одной) предъявляются остальные карточки с фигурками.

Если ребенок не понял задание, то взрослый может на первой фигурке показать несколько вариантов дорисовывания.

Для оценки уровня выполнения задания для каждого ребенка подсчитывается коэффициент оригинальности (Кор): количество неповторяющихся изображений. Одинаковыми считаются изображения, в которых фигура для дорисовывания превращается в один и тот же элемент. Например, превращение и квадрата, и треугольника в экран телевизора считается повторением, и оба эти изображения не засчитываются ребенку.

Затем сравнивают изображения, созданные каждым из детей обследуемой группы на основании одной и той же фигурки для дорисовывания. Если двое детей превращают квадрат в экран телевизора, то этот рисунок не засчитывается ни одному из этих детей.

Таким образом, Кор равен количеству рисунков, не повторяющихся (по характеру использования заданной фигурки) у самого ребенка и ни у кого из детей группы. Лучше всего сопоставлять результаты 20-25 детей.

Ниже приведен протокол обработки полученных результатов (рис 2).

По горизонтали расположены фигурки для дорисовывания. По вертикали – фамилии детей. Под каждой фигуркой записывается, какое изображение дал ребенок. Названия повторяющихся изображений по горизонтали (повторы у одного ребенка) и по вертикали (повторы у разных детей по одной и той же фигурке) зачеркивают. Количество незачеркнутых ответов – Кор каждого ребенка. Затем выводят средний Кор по группе (индивидуальные величины Кор суммируют и делят на количество детей в группе).

Низкий уровень выполнения задания – Кор меньше среднего по группе на 2 и более балла. Средний уровень – Кор равен среднему по группе или на 1 балл выше или ниже среднего. Высокий уровень – Кор выше среднего по группе на 2 и более балла.

Рис. 2

Методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко - student2.ru

Наряду с количественной обработкой результатов возможна качественная характеристика уровней выполнения задания.

Можно выделить следующие уровни:

При низком уровне дети фактически не принимают задачу: они или рисуют рядом с заданной фигуркой что-то свое, или дают беспредметные изображения («такой узор»). Иногда эти дети (для 1–2 фигурок) могут нарисовать предметный схематичный рисунок с использованием заданной фигурки. В этом случае рисунки, как правило, примитивные, шаблонные схемы.

При среднем уровне дети дорисовывают большинство фигурок, однако все рисунки схематичные, без деталей. Всегда есть рисунки, повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы.

При высоком уровне дети дают схематичные, иногда детализированные, но, как правило, оригинальные рисунки (не повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы). Предложенная для дорисовывания фигурка является обычно центральным элементом рисунка.

Наши рекомендации