Схема индивидуальной беседы с учащимися

/. Профессиональные намерения учащегося

1. Что собирается делать после окончания IX класса:

а) учиться в X классе, ПТУ, техникуме (записать полное на­
звание учебного заведения);

б) работать (записать полное название предприятия, цеха,

отдела, специальности).

2. Что знает о содержании избираемой профессии, об усло­
виях учебы, работы?

3. Знает ли о требованиях избираемой профессий к чело­
веку?

4. Что советуют делать родители после окончания IX класса?

Согласен ли учащийся с их мнением?

//. Интересы

1. Какие учебные интересы преобладают («любимые» и «не­любимые» предметы)?

2. Есть ли интересы, связанные с выбором профессии (чте-
\ ние специальной литературы, беседы о профессии со специа-
\листом, посещение учебных заведений)?

3. Как развивает интересы, связанные с выбором профессии?

4. Оказывают ли помощь родители в развитии учебных инте-
щ есов и интересов к профессиональной деятельности? В чем
ёто заключается?

III. Склонности

1. Какие склонности называет учащийся (в учебной деятель­
ности, в кружковой работе, в свободное от учебы время)?

2. Есть ли склонности, связанные с выбором профессии («про­
ба сил»)?

3. Как развивает склонности, связанные с выбором про­
фессии?

4. Оказывают ли помощь родители в развитии склонностей к
какой-либо профессиональной деятельности? В чем это заклю­
чается?

IV. Способности

1. Какие способности находит у себя учащийся (в учебной

деятельности)?

2. Есть ли профессиональные способности, т.е. способности,
необходимые для успешного освоения избираемой профессии?

3. Как развивает способности, связанные с выбором профес­
сии (тренирует память, внимание, улучшает физическую подго­
товку, углубляет знания о профессии)?

4. Совпадают ли интересы, склонности со способностями
учащегося (совпадают частично или совсем не совпадают)?

5. Знает ли учащийся мнение учителей и родителей о его
способностях? Согласен ли он с их мнением?

6. Как учащийся считает, оказывают ли ему учителя, родите­
ли помощь в развитии способностей?

V. Личные качества

1. Какие личные качества, по мнению учащегося, наиболее
ярко у него выражены (положительные или отрицательные)?

2. Какие качества, по его мнению, необходимо развить для
успешного освоения избираемой профессии?

3. Как развивает качества, необходимые для успешной про­
фессиональной деятельности?

4. Занимается ли самовоспитанием?

5. Оказывают ли помощь учителя и родители в развитии лич­
ных качеств?

VI. Готовность к выбору профессионального пути

1. Как учащийся оценивает достигнутые им успехи в учеб­ной деятельности?

1. По каким учебным предметам, по его мнению, будут нуж­ны знания в дальнейшей профессиональной деятельности?

3. Считает ли учащийся, что сможет осуществить свои про­
фессиональные намерения? Что этому может помешать?

4. В случае неосуществления основных планов есть ли запасные?

VII. Советы и рекомендации учащемуся по подготовке к выбору
профессионального пути

1. Литература для чтения.

2. Кружок, факультатив, углубленное изучение отдельных
предметов.

3. Тема доклада в классе об избираемой профессии.

4. Встреча со специалистом.

5. Советы по развитию, совершенствованию индивидуаль­
ных качеств.

6. Дата первичной профконсультации.
Предварительная беседа поможет психологу сориентироваться

в подготовке к первичной профконсультации для учащихся, их педагогов и родителей. Ему очень важно также разобраться в мотивах выбора профессии.

При выборе профессии человек руководствуется следующи­ми мотивами: общественной значимостью профессии, прести­жем, заработком, возможностью продвижения по службе и др. Знание того, почему человек избрал ту или иную профессию, позволяет предвидеть, насколько успешно он будет ею овладе­вать, насколько серьезно, увлеченно будет работать, насколько устойчивым будет интерес к избранной деятельности.

Для того чтобы лучше ориентироваться в большом разнооб­разии мотивов, можно разделить их на внутренние и внешние. Внутренние мотивы выбора той или иной профессии — ее об­щественная и личная значимость; удовлетворение, которое при­носит работа благодаря ее творческому характеру; возможность общения, руководства другими людьми и т.д. Внутренняя мо­тивация возникает из потребностей самого человека, поэтому на ее основе человек трудится с удовольствием, без внешнего давления,

Внешняя мотивация — это заработок, стремление к прести­жу, боязнь осуждения, неудачи и т.д. Внешние мотивы можно разделить на положительные и отрицательные. К положитель-



\ным мотивам относятся: материальное стимулирование, возмож­ность продвижения по службе, одобрение коллектива, престиж, Т.е. стимулы, ради которых человек считает нужным приложить свои усилия. К отрицательным мотивам относятся воздействия на личность путем давления, наказаний, критики, осуждения и других санкций негативного характера.

Исследования показывают, что преобладание внутренних мо­тивов наиболее эффективно с точки зрения удовлетворенности трудом и его производительности. То же самое можно сказать и относительно положительной внешней мотивации. Приводи­мая ниже методика позволяет определить ведущий тип мотива­ции в процессе выбора профессии.

МЕТОДИКА «МОТИВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ»

Инструкция: ниже приведены утверждения, характеризующие любую профессию. Прочтите и оцените, в какой мере каждое из них повлияло на ваш выбор профессии. Назовите эту про­фессию, специальность.

Утверждения
Оценка
п/п

Тип мотивации

Требует общения с разными людьми

Нравится родителям

Предполагает высокое чувства ответственности

Требует переезда на новое место жительства

Соответствует моим способностям

Позволяет ограничиться имеющимся оборудованием

Дает возможность приносить пользу людям

Способствует умственному и физическому развитию

Является высокооплачиваемой

Позволяет работать близко от дома

Является престижной

Дает возможности для роста профессионального

мастерства

Единственно возможная в сложившихся обстоятельствах

Позволяет реализовать способности к руководящей работе

Является привлекательной

Близка к любимому школьному предмету

Позволяет сразу получить хороший результат труда для других

Избрана моими друзьями

Позволяет использовать профессиональные умения

вне работы

Дает большие возможности проявить творчество

с =и



 


сильно, 3 — средне, 2

Шкала оценок:

5 — очень сильно повлияло, 4 слабо, 1 — никак не повлияло.

Условные обозначения: «и» — внутренние индивидуально зна­чимые мотивы; «с» — внутренние социально значимые мотивы; «+» — внешние положительные мотивы; «—» — внешние отри­цательные мотивы.

Максимальная сумма указывает на преобладающий вид мо­тивации.

В профессиональной консультации психолог пользуется сис­темой методов и показателей, которые наглядно можно пред­ставить следующим образом:

Попытаемся дать характеристику отдельных методов проф-диагностики, способов анализа и представления диагности­ческих данных в виде дифференциально-диагностического обследования, психограммы, психологической характеристики школьника.

Для выявления личностных особенностей часто использует­ся многофакторный опросник Р.Кэттела. Опросник разработан автором на основе длительного исследования и предназначает­ся для получения полного представления о личности в корот­кое время [71].

В исследовании старшеклассников используется юноше­ский вариант опросника, который выявляет 14 личностных факторов.


 

Тесты способностей

Любимые занятия в ободное

Способ­ности

Медицинское освиде-тельство-

время ./Состояние^ 1 здоровья и физического развития Личностные особенности ребенка Еэк кое попо-ние семьи

Наблюдение . Личностные тесты Интервью Школьная

Умения и навыки

характерис­тика

Школьная характеристика Интервью Тесты квалифика­ций

Анкеты Интервью Беседы

1. Фактор А 2. Фактор В 3. Фактор С 4. Фактор D 5. Фактор Е 6. Фактор F 7. Фактор L 8. Фактор Н 9. Фактор J 10. Фактор G 11. Фактор Q 12. Фактор Q2 13. Фактор Q3 14. Фактор Q4

— аффектотимия (сердечность, доброта,
общительность).

— шизотимия (обособленность, отчуж­
денность, замкнутость).

— схоластические умственные способ­
ности.

—эмоциональная стабильность (сила Я)
— (нестабильность).

—возбудимость — флегматичность (фак­
тор темперамента).

—доминантность, штстность — зависи­
мость, покорность.

—озабоченность — беспечность.

—сила сверх-Я — слабость сверх-Я.

—робость — смелость.

— жесткость — мягкость.

—коллективизм — индивидуализм.

—уверенность в себе — чувство вины.

—самодостаточность — приверженность
группе.

—высокий контроль Я — низкий конт­
роль Я.

—высокое рабочее напряжение — низ­
кое рабочее напряжение.

Текст опросника, методику интерпретации данных психолог может найти в книгах «Методы психодиагностики в спорте»,




«Введение в экспериментальную психологию», «Психологиче­ское тестирование» [71, 75, 7].

Для оценки профессионального личностного типа можно ис­пользовать методику Джона Голланда. Голланд, как представи­тель концепции индивидуальности, разработал методику для оп­ределения социальной направленности личности. Он выделял

6 типов:

1. Реалистический тип — несоциальный, ориентированный на
настоящее, эмоционально стабильный, занимающийся конкрет­
ными объектами (вещами, инструментами, машинами), отдает
предпочтение занятиям, требующим моторной ловкости, конк­
ретности. Развиты математические, невербальные способности.

Рекомендуются профессии: механик, электрик, инженер, аг­роном и т.д.

2. Интеллектуальный тип — несоциален, аналитичен, рацио­
нален, независим, оригинален. Преобладают теоретические цен­
ности, любит решать задачи, требующие абстрактного мышле­
ния, интеллектуал. Гармонично развиты вербальные и невер­
бальные способности.

Предпочитает научные профессии: ботаник, астроном, ма­тематик, физик.

3. Социальный тип — обладает социальными умениями,
нуждается в контактах. Черты его характера: стремление по­
учать и воспитывать, психологический настрой на человека, гу­
манность, женственность. Представитель данного типа стара­
ется держаться в стороне от интеллектуальных проблем; акти­
вен, но часто зависим от мнения группы людей. Проблемы ре­
шает, опираясь на эмоции, чувства, умение общаться. Обладает
хорошими вербальными способностями.

Рекомендуемые занятия: обучение и лечение (учителя, вра­чи, психологи).

4. Конвенциальный тип — предпочитает четко структуриро­
ванную деятельность. Характер стереотипный, конкретный,
практический. Не проявляет критичность, оригинальность, кон­
сервативен, зависим, ригиден (не любит смену деятельности).
Слабо развиты организаторские способности, преобладают ма­
тематические способности.

Предпочтительны профессии, связанные с канцелярией и рас­четом.

5. Предприимчивый тип — избирает цели, которые позволяют
проявить энергию, энтузиазм, импульсивность, любит приклю-

чения. Представитель данного типа доминантен, любит при­знание, любит руководить. Ему не нравится практический труд, а также занятия, требующие интеллектуальных усилий, усидчи­вости. Хорошо решает задачи, связанные с руководством, ста­тусом и властью, агрессивен и предприимчив, обладает хоро­шими вербальными способностями.

Предпочтительна следующая деятельность: артист, журналист, телеоператор, заведующий, директор, дипломат и т.п.

6. Артистический тип — опирается на эмоции, воображе­ние, интуицию; имеет сложный взгляд на жизнь. Независим в решениях, оригинален. Высоко развиты моторные и вер­бальные способности. Для представителей данного типа ха­рактерен высокий жизненный идеал с утверждением своего «я». Он несоциален в том смысле, что не придерживается условностей общества.

Предпочитает творческие занятия: музыку, рисование, лите­ратурное творчество и т.п.

Тест прост в проведении и обработке данных. Испытуемым

(

предлагается инструкция, согласно которой из каждой пары про­фессий нужно указать одну, предпочитаемую. Всего 42 выбора.

ТЕСТ Д.ГОЛЛАНДА ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ТИПА ЛИЧНОСТИ

Инструкция: ниже попарно представлены различные профес-

|

сии. В каждой паре профессий постарайтесь найти ту, которой вы отдаете предпочтение. Например, из двух профессий — поэт или психолог — вы предпочитаете вторую, тогда в листе отве­тов в графе 41(6) вы должны поставить знак «плюс».

а) инженер- а) вязальщик а) повар а) фотограф
техник б) санитарный б) наборщик б) заведующий
б) инженер - врач   магазином
контролер      
б
а) чертежник а) философ а) ученый-химик а) редактор
б) дизайнер б) психиатр б) бухгалтер научного журнала
      б) адвокат


 

Наши рекомендации