Развитие теории личности в трудах А.Ф. Лазурского

Александр Федорович Лазурский (1874–1917) – основоположник отечественной индивидуальной психологии. Последовательно продвигался к изучению личности как сложного функционального образования, интегрирующего совокупность психических механизмов. Он внес заметный вклад в учение о темпераменте и характере, явился инициатором исследования отношений человека к социальной среде. Ему был свойствен гуманистический подход к человеку, который проявился, в частности, в разработке теории и методики естественного эксперимента. Усматривая определенную опасность применения экспериментальных методов в психологии личности, он предупреждал: “Индивидуальная психология в своем стремлении сделаться прикладной наукой идет не по тому пути; этот путь поведет лишь к полному порабощению личности технической машинообразной культурой. Недоставало еще, чтобы и психологи поставили своей задачей способствовать порабощению человека. Если индивидуальная психология, наука о личности, пойдет на службу машине, то может оказаться, что живая человеческая личность будет окончательно задавлена”.

А.Ф. Лазурский понимает личность как организованное единство элементов, объединяемых
в две большие группы: эндопсихические и экзопсихические. В 1913 году А.Ф. Лазурский вместе с С.Л. Франком, работая над “Программой исследования личности в ее отношениях к среде”, включили в эндопсихику основные психические функции. Эндопсихика – комплекс, включающий психические функции (восприятие, память, внимание, мышление, эмоции, способность к волевому усилию), а также характер и темперамент личности. Эндопсихике была отведена роль психофизиологической основы, ядра личности. Экзопсихика – отношение личности к окружающей действительности (к природе, материальным предметам, к людям, социальным группам, духовным благам), а также отношение к самому себе. Экзопсихика складывается, формируется на основе эндопсихики, при взаимодействии человека с социальной средой. Экзопсихика – совокупный результат разнообразных внешних воздействий: условий воспитания и профессиональной деятельности, сословных традиций, воззрений эпохи. Включаются в экзопсихику научные убеждения человека.

Эндопсихика как основа личности не является только биологически обусловленной, равно как и экзопсихика – только социально детерминированной. Гармоничное сочетание эндо- и экзопсихики дает полноценную индивидуальность, конфликт между ними деформирует личность.

С учетом того, что экзопсихика формируется постепенно, у ребенка еще преобладает эндопсихическая основа. На примере школы можно проследить, как на основе эндопсихики организуются отношения и интерес ученика к различным явлениям окружающей среды; как эндопсихика приобретает соответствующие ей экзопсихические проявления. Уже в школе намечаются некоторые экзопсихические типы. Например, ученики с развитой фантазией тяготеют к занятиям искусством (художники); умы теоретические – к математике, физике; активные – “коноводы” в шалостях и серьезных занятиях; рассудочные – склонны к хозяйственным организациям. Профессиональные типы – ученые, художники и т.д. – намечаются тоже в школе. Итак, на основе эндопсихики проявляется тяготение к тем или иным идеалам.

А.Ф. Лазурский создал социально-психологическую классификацию (типологию) личностей, которая учитывала мировоззрение, идеалы и социальный облик человека. Основой классификации стала идея приспособления человека к окружающей среде. Степень активности приспособления служит первым критерием классификации. Она зависит от одаренности, определяющей индивидуальные различия во взаимодействии человека со средой. Следовательно, первый критерий классификации личностей объединяет в себе два взаимосвязанных показателя: уровень одаренности и вытекающий отсюда тип адаптации к среде.

Вторым критерием классификации является психическое содержание личности, соотношение эндо- и экзопсихики. Психическое содержание личности – определенное соотношение эндо- и экзопсихики, при соответствии которых черты личности сливаются в один цельный и устойчивый психосоциальный комплекс (термин А. Ф. Лазурского). В одних случаях в личности преобладает эндопсихика, т.е. те или иные основные психические функции; в других – экзопсихика, т.е. идейная сторона психосоциальных комплексов, в третьих – экзо- и эндопсихика соответствуют друг другу, благодаря чему черты личности сливаются в один цельный и устойчивый психосоциальный комплекс. При этом интересы, взгляды и миросозерцание человека, а также его деятельность, знания и навыки развиваются в направлении, которое диктуется прирожденными особенностями нервно-психической организации.

Эндопсихика как ядро личности при образовании типов играет более существенную роль; экзопсихика дает внешнее, более или менее сформированное проявление того или иного типа, придавая ему рельефность, определенность и законченность. Экзопсихика – это положительное или отрицательное отношение к природе, людям, труду, принципам справедливости. Отношение, кроме своего знака (положительность – отрицательность, принятие – отвержение), характеризуется предметной широтой, активностью и методами взаимодействия. Предметная широта – это многообразие объектов внешней среды, к которым человек определил свои позиции. Активность отношения меняется в пределах от созерцательности до преобразовательной деятельности. Отношение к внешней среде реализуется различными методами. Например, человек, стремящийся властвовать над другими, может достигать этого при помощи устрашения, морального авторитета, хитростей, уловок и т.п., а само властвование может выражаться в деспотизме, принижении личности или в требовательности, соединенной с уважением подчиненных.

На основе указанных критериев Лазурский выделил три психологических уровня и ряд типов личностей. Рассмотрим, как используются эти критерии. Удобнее начать со степени одаренности, то есть уровней личности.

Каждый человек проходит свой путь развития, достигая определенной высоты. Это зависит, с одной стороны, от его одаренности, т.е. от богатства и интенсивности его прирожденных способностей, а с другой – от влияния внешних условий, способствующих или мешающих развитию природных дарований. В конце концов, человек достигает в известном возрасте предельного, доступного ему психического уровня. При нормальных условиях и соответствующем воспитании и образовании этот уровень определяется одаренностью человека, сводящейся к общему запасу нервно-психической энергии. Общий потенциальный запас нервно-психической энергии проявляется рядом признаков.

Первый признак – большее или меньшее богатство личности, общее количество психической продукции, проявляющееся обилием, разнообразием и сложностью. Об этом богатстве личности можно судить по “объему интереса”, или широте области, на которую он распространяется.

Вторым признаком психического уровня является сила, интенсивность отдельных психических проявлений. Если сравнить посредственного музыканта с выдающимся мастером, то окажется, что у последнего и слух тоньше, и музыкальная память более развита, и чувства, вызываемые звуковыми сочетаниями, ярче и интенсивнее.

Третий признак психического уровня – это большая или меньшая сознательность и идейность психических проявлений. Чем выше духовная организация человека, тем сознательнее определяет он свое отношение как к отдельным явлениям, так и ко всей окружающей жизни вообще, руководствуясь нравственными, социальными принципами, а на более высоких ступенях – общим мировоззрением.

Четвертым признаком психического уровня служит возрастающая координация психических элементов, составляющих личность. В данном случае, как видно, речь идет о совершенствовании структуры личности.

На низшем уровне преобладают занятия физическим трудом или нетворческой умственной работой. Человек ограничивается тем, что, наряду с удовлетворением органических влечений, ставит себе также и некоторые отдаленные задачи. Затем круг идейных целей и интересов расширяется, включает заботу о других людях, людских отношениях, а также интерес к эстетическим и этическим ценностям и т.п. Наконец, случается, человек, увлекшись какой-нибудь идеей, готов пожертвовать не только своими влечениями, материальными выгодами, но и своим отношением к людям и даже жизнью. Усиление идейных элементов отражается также и на содержании личности, т.е. на направлении интересов и характере профессиональной деятельности. Это – высшее проявление личности, требующее от человека максимального напряжения всех духовных сил.

Теперь в дело вступает основной критерий классификации – активность приспособления к среде. Приспособление человека к окружающей среде может быть более или менее глубоким и всесторонним. Это определяется, прежде всего, прирожденным запасом физических и духовных сил, то есть степенью одаренности. Естественно, имеет значение и степень благоприятности внешних условий.

На низшем уровне приспособления среда подчиняет психику малоодаренного человека, насильственно подгоняя к своим требованиям. Поэтому представителей низшего уровня можно охарактеризовать как недостаточно приспособленных. На этом уровне бедная и слабо структурированная психика еще не имеет цельного мировоззрения. Человек руководствуется в своей деятельности и в отношениях к людям небольшим количеством отрывочных и зачастую противоречивых сведений и правил.

Средний уровень приспособления характеризуется большей свободой использования факторов среды для своих целей. Человек выбирает соответствующий склонностям род занятий, работает продуктивно и с интересом и, в конце концов, будучи полезен обществу, и себе обеспечивает не только материальное благосостояние, но и некоторый духовный комфорт. Такого человека можно назвать приспособившимся. Представители среднего уровня обладают тем или иным миросозерцанием, достаточно связанным и соответствующим их эндопсихике. Но их миро-созерцание обычно заимствовано в ходе воспитания, недостаточно самостоятельно и оригинально.

На высшем уровне одаренности человек не ограничивается приспособлением. Он стремится переделать среду сообразно своим взглядам и потребностям. Люди высшего уровня творят новые формы жизни. Они воплощают культурные идеалы своей эпохи, а также привносят в жизнь нечто свое, индивидуальное. Люди этого уровня ведут творческий образ жизни. Элементы общественного миросозерцания подвергаются самостоятельной переработке применительно к потребностям и склонностям данного человека. В результате имеется что-нибудь свое, оригинальное. Но процесс творчества не дается даром, а почти всегда сопровождается упорной борьбой, духовными и материальными лишениями. Интенсивная концентрация душевной деятельности в связи с повышенной идейностью стремлений заставляет зачастую без достаточного внимания относиться не только к материальным потребностям, но и к обеспечению ровного, спокойного течения жизни вообще.

Следовательно, низший уровень адаптации свойствен приспособляемому типу, средний – приспособившемуся и высший – приспособляющему (среду). Длительное влияние неблагоприят-ных или не соответствующих эндопсихике внешних условий понижает психический уровень, превращает чистый тип в извращенный. Значительное развитие идейных и альтруистических чувств повышает общий психический уровень личности и дает основание причислить эту личность к особому типу, отличающемуся от других по своему психическому содержанию.

В результате сопряженного применения избранных критериев получим классификацию личностей.

I. На низшем уровне психической одаренности и адаптации к среде в зависимости от преобладания основных функций выделяются следующие типы.

1. Рассудочные. Им свойственна склонность поверхностно обсуждать разные поступки, их причины и последствия, то есть пустая рассудочность из-за слабой общей одаренности.

2. Аффективные, в поведении которых преобладают эмоциональные процессы. Это люди подвижные, живые, напоминающие сангвиников; чувственные, со значительным развитием органических влечений, мечтатели, которым присуще репродуктивное воображение, что проявляется преимущественной сосредоточенностью на внутреннем мире.

3. Активные, характеризующиеся преобладанием волевого процесса. Эти люди а) отличаются импульсивностью и беспорядочностью действий, преобладанием внешних волевых актов над внутренними; б) покорно-деятельные, их мотивы поведения производны от внешних указаний; в) упрямые, не способные менять принятые решения.

II. Личности среднего уровня дифференцируются на основе преобладания отвлеченно-идеалистических или практико-реалистических тенденций. Выделяются соответственно две категории: непрактичные (теоретики-идеалисты) и практики-реалисты.

1. Теоретики-идеалисты – это а) ученые, которым свойственно спокойное, ясное, последовательное мышление, способствующее научным занятиям; б) художники, посвятившие себя каким-либо искусствам (характерная эндочерта – развитое воображение, воспроизводящее и отчасти творческое); в) религиозные созерцатели.

2. Практики-реалисты представлены следующими типами: а) человеколюбцы (альтруисты), которым свойственно развитое чувство симпатии (сочувствия), обусловленное повышенной аффективной возбудимостью, а также силой и устойчивостью отдельных чувств; б) общест-венники – аффективно-деятельные, общительные и предприимчивые в общественных делах;
в) властные (характерная эндочерта – твердая воля и четкие цели, что дает этим людям возможность руководить окружающими); разновидность этого типа составляют люди, волевая энергия которых направлена на борьбу с внешней природой; г) хозяйственные – расчетливые, склонные к многократному обсуждению своих действий, к ведению сложных дел и практических предприятий.

Как видно, типы среднего уровня представляют собой последовательное развитие соответствующих им по своей эндопсихике типов низшего уровня. Но здесь, на среднем уровне сильнее выражены психосоциальные комплексы, то есть экзопсихика.

III. На высшем уровне А.Ф. Лазурский размещает людей, богатство, сознательность и координированность психики которых достигают необычайного развития. В их личности экзопсихическая сторона (высшие идеальные проявления) является ведущей. Эндопсихика находится в полном согласии с экзопсихикой и составляет ее естественную базу. Основанием для классификации личностей высшего уровня являются идеалы (экзопсихические структуры), которые рассматриваются как характерологические факторы. Важнейшими из них являются:
1) альтруизм; 2) знание: а) индуктивное, б) дедуктивное; 3) красота; 4) религия; 5) общество, государство; 6) внешняя деятельность, инициатива; 7) система, организация; 8) власть, борьба.

1. В основе альтруистического типа высшего уровня лежит характерологический эмоциональный комплекс, включающий симпатию, вчувствование, переживание чужих горестей и радостей, развитые высшие, идейные чувствования (нравственные и религиозные), интерес к внутренним переживаниям, порождающий самоуглубление. Эндоэлементы этого комплекса: возбудимость, сила и продолжительность чувств, а также развитая волевая функция, направленная на помощь страждущим и нуждающимся. Альтруистический тип имеет наряду с основным комплексом один или два добавочных. Добавочные комплексы определяют способ, которым осуществляется альтруизм. Например, развитая воля, направленная на борьбу с притеснениями, делает из человека борца за справедливость. Глубокая вера в блага просвещения и в нравственное перерождение человечества формирует тип деятельного альтруиста, направляющего свои силы на воспитание подрастающего поколения, каким был выдающийся швейцарский педагог
И.Г. Песталоцци (1746–1827). Англичанин Роберт Оуэн (1771–1858) – человек иного склада, типичный промышленник, осторожный, расчетливый и практический, отдает свое состояние и всю энергию рабочему классу и создает новые формы организации.

2. Познавательный тип личности характеризуется развитой мыслительной деятельностью (познавательный комплекс). Добавочными компонентами служат развитые память и наблюда-тельность, способность к волевому усилию в умственной области и интеллектуальные чувства (интерес к новому, чувство удовлетворения при удачном решении той или иной проблемы и т.п.).

Преобладающее направление познавательной деятельности определяется вторичными комплексами. Интерес к природе, художественные влечения, религиозное или нравственное чувство, любовь к людям, интерес к хозяйству и технике – все эти сложные экзокомплексы определяют ту область, изучению которой человек посвящает свои силы.

Преобладание индуктивного или дедуктивного способов мышления дает возможность разбить данный тип на две группы.

А. Примером индуктивного метода могут служить естествоиспытатели и исследователи внутреннего, психического мира. Яркими представителями индуктивной группы познавательного типа служат Ч. Дарвин и Дж. Локк. Необычайно наблюдательный, идеально точный в опытах, Дарвин отличался крайней осторожностью в гипотезах и выводах. Ко всяким дедукциям относился с недоверием, пока они не были подтверждены фактическими данными. Математики не любил и мало был к ней способен. Зато в собирании фактов был неутомим, обнаруживая громадную настойчивость и трудоспособность. Ту же систематичность и последовательность действий проявлял он и в обыденной жизни: вел регулярный образ жизни; в своих денежных счетах отличался большой аккуратностью; бережно относился ко времени, рассчитывая его чуть ли не по минутам, и т.д. Английский философ Дж. Локк отличался большой наблюдательностью и обладал обширным запасом практических знаний в области человеческого духа. В его сочинениях есть множество тонких наблюдений над детьми и первобытными народами. Изучение различных явлений жизни Локк считал источником мудрости, говоря, что это дает ему больше, чем философские гипотезы. Не случайно, что он явился основателем эмпиризма, доказывающего, что все познания происходят из опыта.

Б. Представители дедуктивного подтипа проявляют склонность к прямолинейному логиче-скому мышлению; восприятие, а, следовательно, и значимость единичного факта отступают на второй план. Аффективность проявляется в интеллектуальной и идейной областях. Воля достигает высокого развития, направляясь на внутренние переживания; внешняя активность незначительна. Соответственно такому складу эндопсихики преобладает абстрактное мышление, которое реализуется в рационалистическом и идеалистическом направлениях в философии, склонности к математике и гуманитарным предметам и в предпочтении данных самоанализа фактам внешней реальности. Типичным представителем является Р. Декарт.

3. Тип личности, ориентированный на ценности красоты, характеризуется такими чертами, как обилие и яркость представлений, богатая образная память, эмоциональность, могучее развитие которой отражается на всех проявлениях личности, и тонкое эстетическое чувство. На этой основе развиваются творческое воображение и ярко выраженная впечатлительность как результат сочетания восприятий с интенсивностью эмоциональной реакции. Мышление остается по преимуществу образным, конкретным и интуитивным; в образах же реализуется развитая способность обобщения, восприятия и выражения общих идей. Бессознательное в сочетании с аффективностью характеризуют их мышление и поведение. Воля занимает подчиненное положение. Параллельно росту личности творчество все больше насыщается идейным синтезом, который у высших представителей рассматриваемого типа достигает философского постижения, открывающего вечный смысл в преходящих символах. Превосходство творческих способностей делает их создателями новых форм и направлений.

В области экзопсихики характерными особенностями являются примат эстетической оценки, самодовлеющая ценность переживания как такового. Отсюда вытекает стремление к возможно более полной, многосторонней жизни, склонность к эпикуреизму, индивидуализму в социальной области, пантеизму в религии и т.д.

Примером гармонического слияния субъективного и объективного элементов служит
А.С. Пушкин. Ему свойственны: широкая восприимчивость, многосторонняя отзывчивость и интерес к самым различным сторонам жизни; огромный диапазон переживаний – от высочайших подъемов творчества до светской пустоты, мелкого тщеславия и кутежей. Способность вчувствования явилась источником богатой галереи образов и дала возможность оставить след во всех направлениях литературного творчества. В основе лежит органическая любовь к жизни, признание ее ценности во всех ее проявлениях.

Развитие общественного комплекса создает тип художника-общественника, к которому относится Н.А. Некрасов. Как художник впечатлительный, увлекающийся, обладающий тонким эстетическим чутьем и высокоразвитой критической способностью, он был отзывчив на все проявления человеческого страдания. Общественный инстинкт сосредоточил его мысли на определенных темах. В результате обе группы склонностей нашли свое проявление в творчестве. Чувство действительности трезвого общественника-практика сочеталось с эмоциональностью художника, создав представителя реалистической общественной лирики.

Если у художника достигает высокого развития интеллект, склонность к общим идеям или к позитивному знанию, то творчество приобретает художественно-мыслительный характер и фантазия направляется построениями философской мысли. Примером художника-мыслителя является И.В. Гете.

4. Основу религиозного типа образует представление о Боге как абсолютной ценности, вера в него, чувство единения с ним и вытекающие отсюда мироотношение и поведение. Особенностями личности являются яркость представлений, высокое развитие фантазии, обусловливающее обилие религиозных образов, и большая эмоциональная возбудимость: глубокое и сильное чувство в состоянии экстаза всецело овладевает личностью. В области воли на первый план выступают акты, обращенные на личность самого носителя религиозной идеи и направляющие его усилия в сторону самоусовершенствования и аскетизма. Развитие аффективной сферы и бессознательных процессов лежат в основе интуитивности религиозного мышления и его мистического направления. Влияние эмоциональной сферы сказывается на всей деятельности и отношениях личности, характерной особенностью которых является оперирование антитезисами – антагонистическими понятиями благого Бога и злого духа, добра и зла, в противопоставлении мира материального миру духовному с отрицанием первого и сосредоточением на втором, склонность к самоуглублению, религиозному размышлению. Личная уступчивость и мягкость сочетаются с твердою настойчивостью в делах веры, личная неприхотливость со стремлением к торжественному блеску ритуала, личное смирение с твердым авторитетом в области религии.

Религиозные личности высшего уровня являются типами комбинированными в большей степени, чем другие типы данного уровня. Среди них встречаются следующие подтипы: реформаторы (М. Лютер), властители (папа Григорий VII), организаторы-администраторы (основатель ордена иезуитов Игнатий Лойола).

5. Тип общественника, который встречается и на среднем уровне, углубляется на высшем уровне наличием осознанной цели: общественное благо является определяющим моментом и задачей деятельности. Личность обладает высокоразвитой аффективностью, легко возбудима, отличается глубоким и постоянным характером, развитым интеллектом, сознанием ответственности. Мышление конкретно; научные интересы отличаются прикладным характером. В центре отношения к миру лежит стремление служить обществу. Проблема взаимоотношения индивидуума и коллектива решается в пользу последнего: благо общества признается выше блага личности, обнаруживается тяготение к демократизму. Представители этого типа скромны и неприхотливы. Одну из ярких форм воплощения находит этот тип в лице народных вождей, подобно Дж. Гарибальди.

Развитие дополнительных комплексов создает комбинированные подтипы, из которых заслуживают особого рассмотрения тип художника, общественника-публициста и тип властного общественника-государственника. Черты властного типа резко выступают в личности Бисмарка, “железного канцлера”, объединителя немецких земель.

6. Тип личности, воплощающий внешнюю деятельность, инициативу, устремлен к широкой и интенсивной деятельности как самоцели. Идеалом является труд сам по себе, умелый, неутомимый, грандиозный по результатам. Обладая развитым воображением, представители этого типа всегда заняты широкими проектами, планами реформ и т.п. Развитая память, наблюда-тельность и живая любознательность доставляет им большой запас фактических знаний. Активные натуры, не интересуются отвлеченными теоретическими вопросами. Склонность к абстрактному мышлению отсутствует. Ум приспособлен к действию, находчив, быстро схватывает и осмысливает обстоятельства.

Преобладают активные чувства, настроения отличаются положительным тоном; они бодры, жизнерадостны, оптимистичны, любят общество, развлечения, роскошь. Развитая аффективность с одновременным наличием высших и низших влечений является основой так называемой широкой натуры, совмещающей противоположности. Волевая сфера легко возбудима, имеется самообладание, способность к напряженной работе.

Практический склад ума выражается в неприятии идеализма, в религиозном равнодушии, в гедонистическом и утилитаристском складе морали. Поскольку их идеалом является труд, они склонны к демократизму и придерживаются либерально-прогрессивных воззрений. Потемкин-Таврический является типичным представителем этой группы деятелей, людей широкого замысла и инициативы: все, что ни делалось им, начиная с безудержного разгула до знаменитого греческого проекта, – было масштабным, грандиозным.

Другую разновидность деятельностного типа представляют правители, как, например, Петр Великий. В его личности основным является стремление к деятельности, активное вмешательство в жизнь в целях ее усовершенствования, богатая инициатива во всех областях государственной жизни, постоянное стремление к новым формам, свобода от рутины.

Деятельность в экономическо-финансовой области создает особый тип капиталиста – расчет-ливого деятеля с сильно выраженной рассудочной стороной. Их целью является богатство, идеалом – деньги, и как самоцель, и как средство к власти. Эта цель обусловливается не столько внутренним складом (эндопсихикой) субъекта, но, главным образом, обстоятельствами, извращающими психику, препятствующими свободному росту. Власть заключает в себе опасность извращения, власть денег – особенно. Извращающие условия сдерживают развитие идейной стороны личности.

7. Тип личности, связанный с организацией, характеризуется стремлением к систематизации, осуществлению намеченного и к приведению в порядок существующего. Не склонный ставить новые цели, он использует средства для достижения уже поставленных целей. Он отличается консерватизмом или осмотрительным либерализмом, склонностью к улучшениям, к деятельности в установившихся рамках. В отношении религии преобладает внешняя обрядовая сторона при отсутствии внутреннего чувства. В отношениях к праву и морали на первый план выступает формально-логическая сторона, которая может выродиться в формализм, служение букве, а не духу закона. В отношении к людям руководствуется расчетом, оставаясь часто формально-безучастным. Воззрения отличаются ясностью, последовательностью и схематичностью. Во всех отношениях проглядывает эгоизм, который может умериваться благодаря широте кругозора и уровню развития. Деятельность направляется не отдельными идеями, а широкой систематической программой. В основе всех этих проявлений лежат черты рассудочно-деятельного типа. Интеллект, бедный образами и фантазией, с развитым произвольным вниманием, схематичен и служит практическим интересам. Слабо развитая аффективность ограничивается сферой основной деятельности и личных интересов. Воля, настойчивая и упорная, в рамках привычного систематического труда оказывается сильной, но в новых условиях, там, где необходима инициатива, находчивость и решительность, оказывается недостаточной. Этот недостаток компенсируется предусмотрительностью и дальновидным расчетом, устраняющими нарушения планомерной работы. Представители рассматриваемого типа чаще всего встречаются в рядах крупной бюрократии, а также в промышленности.

Представителем организационной и систематической деятельности является один из родоначальников горного дела в России Акинфий Демидов. Родился крестьянином, умер дворянином, обладателем многочисленных миллионов. Он построил десятки заводов, обрабатывал металлы, имеющиеся на Урале, проводил дороги. Эти стороны его деятельности, характеризуя, главным образом, волевую сферу, позволяют судить и об интеллекте. Заслуживает внимания его стремление к знанию; еще в период петровских реформ он ездил за границу для ознакомления с постановкой дела. С морально-социальной стороны его личности свойственны расчетливость, неразборчивость в средствах, неуважение к чужой личности и деспотизм.

В личности М.М. Сперанского (1772–1839) сочетались склонности систематизатора и идеал государственного блага. Высокая умственная одаренность, умение быстро и хорошо работать отличали всю его жизнь. Стремление к активной деятельности определило его отход от науки и направило силы на государственные и административные реформы. Здесь его склонности нашли широкое применение. Приведение в систему государственного механизма и законов составили основной труд его жизни. Этому главному идейному направлению его деятельности соответствуют проявления в обыденной жизни: сдержанность, спокойствие, трезвость, разумная умеренность, предусмотрительность, точность, аккуратность, неутомимость, простота в отноше-ниях с людьми. Энергичная деятельность и достигнутые результаты подчеркивают волевую сторону характера Сперанского. Яркой эмоциональности у него нет, и только раз в жизни, при смерти жены он проявляет глубокую и сильную аффективную реакцию.

8. Последний в классификации Лазурского властный тип, ему свойствен культ власти.
Он чаще всего встречается среди государственных, военных и политических деятелей. Вся экзопсихика этого типа определяется идеализацией власти. Он является сторонником единодержавия, централизации, дисциплины и порядка. В отношении к людям требователен и деспотичен, покровительствует покорным, нетерпимо враждебен к неподчиняющимся. В любви активен, стремится подчинять себе; честолюбив и самоуверен; к излишествам не склонен. Интерес дела ставит выше всего. Стремится к ясности и определенности; интересуется практической жизненной философией.

Со стороны эндопсихики отмечается развитая активная воля: настойчивость, решительность, энергия, самообладание, точность и выдержка. Интеллект высоко развит, ориентирован реально-практически. Интересуется жизнью и людьми и знает их хорошо.

Обладая умом трезвым и критическим, люди этого типа не склонны подчиняться авторитету; сообразуются с требованиями действительности. В суждениях и оценках самостоятельны. Бессознательные элементы в психике не играют значительной роли, в действиях они руководствуются ясно поставленными целями. Низшие органические влечения слабо развиты; эстетические чувства, а также идейные чувства достигают значительной высоты.

Мотивы власти имеют личный или внеличный характер, и власть становится средством осуществления их. В первом случае ареной борьбы становятся межчеловеческие отношения, во втором – власть направляется эгоцентрически. Этим определяются разновидности типа. Примером представителя эгоцентрического типа деятельности, направляемой по преимуществу мотивами честолюбия, является Наполеон Бонапарт. В лице Оливера Кромвеля Лазурский находил представителя идейной власти, который является в собственных глазах только средством осуществления определенного религиозно-политического идеала.

Классификация личностей А.Ф. Лазурского явилась одной из первых попыток широкого, всеохватывающего подхода к проблеме человеческого разнообразия. Эта попытка не принесла решения данной проблемы, но направление исследований и пример автора являются заразительными. Определенный вклад в ее конкретизацию внес В.Н. Мясищев. Тем не менее теория личности Лазурского, в том числе ее раздел, связанный с классификацией личностей, не получила значительного развития в отечественной психологии.

Наши рекомендации