Методика «Найди и вычеркни»
Цель
Определение продуктивности и устойчивости внимания
Оборудование
Ребенку показывают рисунок
Для детей 3-4 лет- рисунок, на котором в случайном порядке даны изображения: грибок, домик, ведерко, мяч, цветок, флажок, елочка, звездочка (Рис.1)
Для детей 4-6 лет- рисунок, на котором в случайном порядке даны изображения простых фигур: треугольник, прямоугольник, флажок, круг, звездочка, полукруг (Рис.2)
Для детей старше 6 лет рекомендуется пользоваться матрицей с кольцами Ландольта
Инструкция
«Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных, знакомых тебе предметов. Когда я скажу слово "начинай", ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать те предметы, которые я назову. Искать и зачеркивать названные предметы необходимо до тех пор, пока я не скажу слово "стоп". В это время ты должен остановиться и показать мне то изображение предмета, которое ты увидел последним. После этого я отмечу на твоем рисунке место, где ты остановился, и снова скажу слово "начинай". После этого ты продолжишь делать то же самое, т.е. искать и вычеркивать из рисунка заданные предметы. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово "конец". На этом выполнение задания завершится»
Описание
В этой методике ребенок работает 2,5 мин, в течение которых пять раз подряд (через каждые 30 сек) ему говорят слова «стоп» и «начинай».
Экспериментатор в этой методике дает ребенку задание искать и разными способами зачеркивать какие-либо два разных предмета, например, звездочку перечеркивать вертикальной линией, а домик - горизонтальной. Экспериментатор сам отмечает на рисунке ребенка те места, где даются соответствующие команды
Рис.1 Матрица с фигурками к заданию «Найди и вычеркни» для детей 3-4 лет
Рис.2 Матрица с фигурками к заданию «Найди и вычеркни» для детей в возрасте 5-6 лет
Рис.3 Матрица с кольцами Ландольта к заданию «Найди и вычеркни» для детей старше 6 лет
Обработка и оценка результатов
При обработке и оценке результатов определяется количество предметов на рисунке, просмотренных ребенком в течение 2,5 мин (150 секунд), т.е. за все время выполнения задания, а также отдельно за каждый 30-секундный интервал. Полученные данные вносятся в формулу, по которой определяется общий показатель уровня развитости у ребенка одновременно двух свойств внимания: продуктивности и устойчивости:
S = (0,5 * N – 2,8 n)/120,
где S - показатель продуктивности и устойчивости внимания обследованного ребенка;
N - количество изображений предметов на рисунке, просмотренных ребенком за время работы;
t - время работы, в секундах;
n - количество ошибок, допущенных за время работы. Ошибками считаются пропущенные нужные или зачеркнутые ненужные изображения.
В итоге количественной обработки психодиагностических данных определяются по приведенной выше формуле шесть показателей, один - для всего времени работы над методикой (2,5 мин), а остальные - для каждого 30-секундного интервала. Соответственно, переменная t в методике будет принимать значение 150 и 30.
По всем показателям S, полученным в процессе выполнения задания, строится график (Рис.4), на основе анализа, которого можно судить о динамике изменения во времени продуктивности и устойчивости внимания ребенка. При построении графика показатели продуктивности и устойчивости переводятся (каждый в отдельности) в баллы по десятибалльной системе следующим образом:
Количество баллов | Показатель S |
10 баллов | выше 1,25 |
8-9 баллов | от 1,00 до 1,25 |
6-7 баллов | от 0,75 до 1,00 |
4-5 баллов | от 0,50 до 0,75 |
2-3 балла | от 0,24 до 0,50 |
0-1 балл | от 0,00 до 0,2 |
Рис. 4 Варианты графиков, показывающих динамику продуктивности и устойчивости внимания по методике «Найди и вычеркни»
Устойчивость внимания в свою очередь в баллах оценивается так:
Количество баллов | Устойчивость внимания |
10 баллов | все точки графика не выходят за пределы одной зоны, а сам график своей формой напоминает кривую 1 |
8-9 баллов | все точки графика расположены в двух зонах наподобие кривой 2 |
6-7 баллов | все точки графика расположены в трех зонах наподобие кривой 3 |
4-5 баллов | все точки графика расположены в четырех зонах наподобие кривой 4 |
3 балла | все точки графика расположены в пяти зонах наподобие кривой 5 |
На графике представлены различные зоны продуктивности и типичные кривые, которые могут быть получены в результате психодиагностики внимания ребенка по данной методике
Выводы об уровне развития
Количество баллов | Продуктивность и устойчивость внимания |
10 баллов | Очень высокая |
8-9 баллов | Высокая |
4-7 баллов | Средняя |
2-3 баллов | Низкая |
0-1 балл | Очень низкая |
ДИАГНОСТИКА МЫШЛЕНИЯ
- Методика "Обведи контур"
- Методика "Воспроизведи рисунки"
Методика "Обведи контур"
Цель
Оценить наглядно-действенное мышление
Оборудование
Рисунки 1,2,3, карандаш для ребенка, ручка для психолога, секундомер
Инструкция
Детям показывают рисунки и говорят: «Как можно быстрее и как можно точнее соедини прямыми линиями фигуры в нижней части рисунка так, как это сделано в верхней части»
Все линии необходимо стараться делать прямыми и точно соединять углы фигур. Желательно также, чтобы контуры фигур были воспроизведены в тех же самых местах, где они изображены на рисунках - образцах. Оцениваться в итоге выполнения задания будут аккуратность, точность и скорость работы.
Оценка результатов
Оценки даются в баллах в зависимости от скорости и качества (точности) выполнения задания
10 баллов - ребенок затратил на выполнение всего задания меньше чем 90 сек.
Причем все линии на рисунках прямые и точно соединяют углы фигур. Все линии следуют точно по заданным контурам.
8-9 баллов - на выполнение задания ушло от 90 до 105 сек.
При этом имеет место хотя бы один из следующих недостатков:
- одна или две линии не являются вполне прямыми
- в двух или в трех случаях начертанные линии не вполне правильно соединяют углы фигур
- от двух до четырех линий выходят за пределы контура
- от четырех до пяти углов соединены неточно
6-7 баллов - на выполнение всего задания в целом ушло от 105 до 120 сек.
При этом дополнительно обнаружен хотя бы один из следующих недочетов:
- три или четыре линии непрямые
- от четырех до шести углов соединены не вполне точно
- от пяти до шести линий выходят за пределы контура
- от шести до семи углов соединены не вполне точно
4-5 баллов - на выполнение задания затрачено от 120 до 135 сек.
Имеется хотя бы один из следующих недочетов:
- пять или шесть линий не являются вполне прямыми
- от семи до десяти углов соединены не вполне правильно
- есть семь или восемь линий, которые не являются вполне прямыми
- имеется от восьми до десяти углов
- которые соединены не вполне точно
2-3 балла - на выполнение задания ушло от 135 до 150 сек.
Отмечен хотя бы один из следующих недостатков:
- от семи до десяти линий непрямые
- от одиннадцати до двадцати углов соединены не вполне правильно
- от девяти до восемнадцати линий выходят за пределы контура
- от одиннадцати до семнадцати углов соединены не вполне правильно
0-1 балл - на выполнение задания ушло более 150 сек.
- Почти все линии, за исключением одной или двух, не являются прямыми
- почти все углы, за исключением одного или двух, соединены неправильно
Выводы об уровне развития мышления
10 баллов - очень высокий, 8-9 баллов - высокий, 4-7 баллов - средний, 2-3 балла - низкий, 0-1 балл - очень низкий
Источник: Р.С. Немов Психология - Кн.3: Психодиагностика
Методика "Воспроизведи рисунки"
Цель
Определение наглядно-действенного мышления
Эта методика предназначается для детей в возрасте от 3 до 4 лет
Оборудование
Рисунок для ребенка, фломастер, секундомер
Ее задание заключается в том, чтобы в специальных пустых квадратах, представленных справа на рис.1, воспроизвести картинки, изображенные на этом же рисунке слева
Инструкция
Ребёнку дает фломастер темного цвета, рис. 1 и говорят: «Справа в пустых клетках необходимо нарисовать точно такие же фигуры, которые имеются слева. Нужно сделать это как можно аккуратнее, равномерно заштриховав все части, где имеются темные поля, не оставляя пустых участков и не выходя за пределы заданного контура»
На выполнение задания отводится 5 мин.
Оценка результатов
10 баллов - ребенок за 5 мин выполнил все задание.
Нарисовал в пустых матрицах все шесть фигур. При этом ни в одной из фигур не осталось пустых, незаштрихованных участков в тех местах, где штриховка должна была быть сплошной, а контуры фигур не более чем на 1 мм вышли за пределы заданных образцов.
8-9 баллов - ребенок справился с заданием за 5 мин.
При этом в каждой фигуре остались не заштрихованными не более одного - двух участков, а контуры выполненных фигур не более чем на 1 мм отличаются от оригиналов.
5-7 баллов - ребенок выполнил задание за 5 мин, но в его работе имеется хотя бы один из следующих недочетов: почти в каждой фигуре есть от 3 до 4 незаштрихованных участков; контуры некоторых фигур отличаются от оригиналов на величину до 1,5 мм.
4-6 баллов - ребенок за 5 мин смог заштриховать 4 - 5 фигур из шести, причем в каждой из них встречается хотя бы один из следующих недостатков: не менее одной пятой части ее площади осталось не заштриховано; контуры некоторых фигур отличаются от оригиналов на величину до 2 мм.
2-3 балла - ребенок смог за 5 мин заштриховать только 2 - 3 фигуры, и в каждой из них можно обнаружить хотя бы один из следующих недостатков: не менее одной пятой ее части осталось не заштриховано; контуры некоторых фигур отличаются от оригиналов на величину до 2 мм.
0-1 балл - ребенок за 5 мин смог заштриховать не более одной фигуры, и в ней имеется хотя бы один из следующих недостатков: площадь фигуры не менее чем на одну четверть не заштрихована; контуры некоторых фигур отличаются от оригиналов на величину до 3 мм.
Источник: Р.С. Немов Психология - Кн.3: Психодиагностика
ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТИ
- Методика "Какой Я?"
- Методика "Рене Жиля"
- Тест на развитие самоконтроля
Методика "Какой Я?"
Цель
Определение самооценки ребёнка-дошкольника
Оборудование
Протокол методики
Инструкция
Экспериментатор, пользуясь представленным протоколом, спрашивает у ребёнка: «Как ты сам себя воспринимаешь и оцениваешь по десяти различным положительным качествам?»
Оценки, предлагаемые ребёнком самому себе, проставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы
Оценка результатов
Ответы типа «да» оцениваются в 1 балл.
Ответы типа «нет» оцениваются в 0 баллов.
Ответы типа «не знаю» и также ответы типа «иногда» оцениваются в 0,5 балла
Самооценка ребёнка определяется по общей сумме баллов, набранной им по всем качествам личности
Выводы об уровне самооценки ребенка
10 баллов очень высокий, 8 - 9 баллов - высокий, 4 - 7 баллов - средний, 2 - 3 балла - низкий, 0 - 1 балл - очень низкий