Коммуникативное мастерство медицинского работника

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Башкирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Коммуникативная деятельность

Учебно-методическое пособие для самостоятельной внеаудиторной работы студентов

Уфа 2014

УДК 159.9(075.8 )

ББК 88.53я 7

К 63

Рецензенты:

Чернецов П.И. - доктор педагогических наук, профессор кафедры общей и профессиональной педагогики ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет»

Штейнберг В.Э. – доктор педагогических наук, профессор ФГБОУ ВПО «Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы», научный редактор журнала «Педагогический журнал Башкортостана»

К 63 Коммуникативная деятельность:учебно-методическое пособие для самостоятельной внеаудиторной работы студентов / Сост. А.Ф. Амиров,

О.В. Кудашкина – Уфа: Изд-во ГБОУ ВПО «Башгосмедуниверситет» Минздрав России, 2014. – с.

В учебно-методическом пособии излагается информационный материал по изучаемым разделам курса, набор психодиагностических методик по определению коммуникативных умений личности, упражнения для развития коммуникативной компетентности, итоговый контроль для самопроверки, глоссарий основных понятий курса.

Учебно-методическое пособие подготовлено в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Коммуникативное мастерство медицинского работника», разработанной на основе ФГОС. Предназначено для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Лечебное дело», «Педиатрия», «Стоматология», «Медико-профилактическое дело».

УДК 159.9 (075.8)

ББК 88.53я7

© ГБОУ ВПО «Башкирский государственный

медицинский университет»

Минздрав России, 2014

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………………..4

Коммуникативное мастерство медицинского работника. Функции, формы и уровни коммуникативной деятельности. Стили, виды, стратегии коммуникативной деятельности……........................................................................... 6

Информационный материал……………………………………………..…….………..…6

Итоговый контроль для самопроверки……………………………….……..………….13

Тематика докладов и рефератов……………………………………….………………..15

Практическая работа……………………………………………………………....….…..16

Литература …………………………………………………………………………….……20

Вербальные и невербальные средства коммуникации……………………….… .21

Информационный материал……………………………………………………………...21

Итоговый контроль для самопроверки………………………………………………....24

Тематика докладов и рефератов………………………………………………...………25

Практическая работа………………………………………….……..….………..……….26

Литература …………………………………………………………..………..…….……….29

Личность в коммуникационном процессе……………………………………..……31

Информационный материал…………………………………………….…………..……31

Итоговый контроль для самопроверки……………………………….…………..…….38

Тематика докладов и рефератов………………………………………………...………40

Практическая работа………………………………………………………….…..………40

Литература …………………………………………………………..………….…..………48

Общие положения и принципы КД при деловом общении. Культура ведения споров………………………………………………………………………………....….49

Информационный материал……………………………………….…….…………….…50

Итоговый контроль для самопроверки………………………….……….…..….….….56

Тематика докладов и рефератов……………………………….……….…….….……..57

Практическая работа……………………………………….…….……………..….…….58

Литература………………………………………………………….……………………….63

Управление конфликтными ситуациями…………………………………………...65

Информационный материал……………………………………….………………...…..65

Итоговый контроль для самопроверки……………..….………………………………71

Тематика докладов и рефератов……………………………….…..…………………..72

Практическая работа………………………………………….…….……………………73

Литература……………………………………………………….……………………….. .80

Особенности общения в процессе медицинской деятельности…………………..81

Информационный материал…………………………………………………..……..…..82

Итоговый контроль для самопроверки………………………….…………….….…….87

Тематика докладов и рефератов………………………………..….……….…….…….88

Практическая работа……………………………………………….……………………..88

Литература ……………………………………………………….…………...………….….94

Введение

При написании учебно-методического пособия авторы руководствовались Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «Об образовании», Национальной доктриной образования в Российской Федерации, Федеральной программой развития образования, Концепцией модернизации российского образования, нормативными документами по стандартизации профессионального образования.

Были использованы также материалы различных учебных пособий по социальной психологии, изданных в последние годы для высших профессиональных учебных заведений, результаты многих педагогических исследований.

Потребность общества в специалистах, способных исполнять свои профессиональные обязанности через грамотно и верно выстроенную ситуацию общения, ставит систему образования перед необходимостью развития у обучающихся коммуникативной компетентности. Особенно это касается медицинских работников, педагогов и других специалистов системы «человек-человек».

Для медицинского работника, чья профессиональная деятельность связана с непосредственным воздействием на человека, общение есть важнейший профессиональный инструмент, направленный на создание благоприятной психотерапевтической среды.

Ещё в древние времена утвердилось мнение, что врач должен владеть тремя орудиями – словом, растением, ножом. Растение олицетворяет современную лекарственную терапию, нож – искусство хирургического вмешательства, слово – умение воздействовать на защитные силы организма с помощью внушения (психотерапия). Классик отечественной медицины М. Мудров указывал, что есть «психические лекарства, которые врачуют тело». Поэтому психотерапия вполне справедливо стоит на первом месте в арсенале современных медиков не только при пограничных состояниях, но и при других заболеваниях.

В профессиональной врачебной деятельности существенное место занимает высокая частота межличностных контактов при общении с больными и их родственниками, что, несомненно, предъявляет высокие требования к коммуникативной компетентности будущего специалиста. На современном этапе, на наш взгляд, развивать коммуникативную компетентность будущих медицинских работников возможно посредством проектирования и внедрения в педагогический процесс системы соответствующих элективных курсов.

Врач должен быть инициатором, лидером в управлении общением. Он должен проявлять оперативность начала контакта, формируя позицию «мы» со своими пациентами, понимать эмоциональное состояние больного, убеждать в необходимости и адекватности проводимой терапии, целенаправленно изменять негативные стереотипные установки по отношению к болезни. Все это помогает преодолевать коммуникативные барьеры, возникающие у врача с пациентом, особенно в начале профессиональной деятельности.

Для медицинского работника компетентность в общении включает в себя положительную направленность взаимодействия и отсутствие реакций игнорирования, высокий уровень эмпатии, верный выбор направленности и позиции в общении; отношение к другому человеку как к ценности, как к активному соучастнику взаимодействия, общую социально-психологическую компетентность. В ходе лечебного процесса медицинским работникам приходится взаимодействовать с самыми разными пациентами (тревожными, неуравновешенными, ипохондрическими, агрессивными, и др.), на психику которых оказывает влияние то или иное соматическое заболевание, меняющее привычный образ жизни и отношение пациента к окружающим людям и самому себе. И здесь врачу необходимо верно выбрать тактику общения, максимально адаптированную для личностных характеристик каждого пациента. К факторам такого выбора относятся знание этических и деонтологических основ профессионального взаимодействия медицинского работника и пациента, знания о ролевом поведении, вербальном и невербальном общении; способы общения с больным, умение слушать, устанавливать контакт и доверительные отношения; преодолевать барьеры взаимодействия; умение ориентироваться в потребностях пациента, понимать его; знание о психологических механизмах защиты личности; открытость врача в процессе коммуникации, речевые умения, умение проводить разные виды беседы; умения управления коммуникативным процессом в целом.

Таким образом, развитие коммуникативной компетентности будущих медицинских работников, становится одной из важнейших задач образовательного процесса.

КОММУНИКАТИВНОЕ МАСТЕРСТВО МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА

Наши рекомендации