Типы шкал в психодиагностике

С. Стивене выделил четыре способа измерения и яазвал ил шкала­ми. Первые два способа называются неметрическими, поскольку не­посредственно чисел явлениям не приписывают. Это номинальная и ранговая шкалы. К метрическим шкалам относятся шкала интервалов и шкала отношений.

Номинальная шкала предполагает простое обозначение числом или символом определенного класса объектов, объединенных общим при­знаком. В этом случае число выполняет чисто номинальную функцию. После наименования объектов могут быть подсчитаны их количество в каждом классе и коэффициент ассоциации, характеризующий сте­пень совпадения классов. Допустима замена одного числа-наимено­вания другим при условии, что различные классы будут иметь неоди­наковые наименования.

Ранговая шкала основана на ранжировании объектов в порядке на­растания или убывания величины определенного, общего для объек­тов признака. Ранжирование позволяет определить объект, относящий­ся к середине ряда (медиану), и подсчитать процент объектов с меньшей или большей величиной признака. Допустима замена чисел, характе­ризующих величину признака, любыми другими, не нарушающими ранговый порядок объектов.

Ин^оль/шя шкала основананасравненииразличиямежду объек­тами по величине измеряемого признака или свойства. Различия оце­ниваются определенным эталоном, интервалом (отсюда и название данной шкалы). Примером такого измерения является измерение тем­пературы по шкалам Цельсия или Фаренгейта. Для интервальной шка­лы характерно отсутствие абсолютного нуля. За нуль может быть при­нята любая точка шкалы. Например, в шкале Цельсия нулем считается температура таяния льда. Отсутствие абсолютного нуля не позволяет сравнивать отношения величин. Интервальная шкала позволяет под­считывать кроме параметров, характерных для номинальной и орди­нальной шкал, средние арифметические, средние квадратичные откло-

Компьютерная психодиагностика

нения и коэффициенты корреляции. Данная шкала имеет очень важ­ное с точки зрения конструирования тестов свойство: возможность перевода величин из одной измерительной шкалы в другую с исполь­зованием линейного преобразования Y= аХ+b.В большинстве пси­хологических опросников (Айзенка, Кеттелла и др.) шкала интервалов реализована как итоговая оценочная шкала.

Шкала отношений характеризуется наличием абсолютного нуля, что делает допустимым сравнение отношения двух величин. Для этой шка­лы допустимо только преобразование вида Y= аХу которое не изменя­ет отношения между величинами. В дополнение к статистикам преды­дущих шкал можно вычислять коэффициент вариации. С помощью шкалы отношений производятся измерения в психофизиологических исследованиях, где единицы измерения - физические величины, при этом предполагается равенство отношения степеней выраженности психических свойств у двух объектов отношению двух чисел, припи­санных этим объектам по данному свойству.

Втаблице 1.1 представлены названия шкал и их параметры: основ­ные операции, характерные для шкалы, допустимые преобразования,

Таблица 1.1

1=Г 5= .5=. Допустимые статистические величины При*».
Номинальная Р ==-   =
Ранговая 1= !& ориентаций
Интервальная == Y = аХ + b I ш,
Отношений == У = аХ ЙГ" т

___Глава 1. Психометрическая парадигма конструирования тестов и шкал

статистические величины, вычисление которых допустимо для данной шкалы, а также примеры шкал.

Психологический тест часто содержит в себе несколько типов шкал. Например, отдельный вопрос теста Айзенка имеет дихотомическую но­минальную шкалу (можно ответить либо «да», либо «нет»), суммирова­ние ответов производится в соответствии с предположением шкалы ин­тервалов. Для получения более точного представления о свойствах испытуемых, измеренных в шкалах интервалов, используются такназы-ваемые шкалы стандартизации - дополнительные типы шкал, которые по смыслу являются преобразованиями первичных («сырых») оценок.

Возможны преобразования из одной шкалы в другую. Результаты, полученные по шкале интервалов, могут быть преобразованы в ранги или переведены в номинативную шкалу.

Так, например, в таблице 1.2 представлены в качестве примера «сы­рые» результаты шести испытуемых по шкале экстраверсии-интровер-сии теста Айзенка [Тарасов, 1999].

Таблица 1.2

Испытуемые Шкала интервалов Шкала рангов Номинальная шкала
А Э
Б Э
В Э
Г И
Д И
Е И

Первый столбец - имена испытуемых, второй столбец - балл за выраженность качества (шкала интервалов), третий столбец - каждо­му испытуемому приписывается ранг в соответствии с исходным бал­лом, четвертый столбец - испытуемые распределены на два класса интровертов (И - баллы от 0 до 12) и экстравертов (Э - баллы от 13 до 24) на основании исходных данных.

Как видно из примера, при переходе от одной шкалы к другой каж­дый раз теряется часть информации об испытуемых. Так, при ранжи­ровании оказываются следующими друг за другом испытуемые Д и Е, имеющие различие «сырых» оценок в один балл, и испытуемые Б и Г, имеющие различие «сырых» оценок в шесть баллов. При распределе­нии испытуемых по классам в один класс попадают сильно различаю­щиеся по «сырым» оценкам испытуемые.

Обратный переход от менее мощной шкалы к более мощной чаще всего имеет место, когда испытуемого просят ответить на какие-либо

____________________Компьютерная психодиагностика____________________

вопросы с указанием частоты: «почти всегда», «всегда», «часто», «ред­ко», «никогда», затем вариантам ответов приписывают баллы: 5,4, 3, 2 и 1, соответственно. Далее с этими цифрами начинают оперировать, основываясь на предположении равенства интервалов между класса­ми («всегда» отличается от «часто» на столько же, на сколько отличает­ся «редко» от «никогда»), например, находят суммарный балл по неко­торому качеству. Таким образом совершается переход от первоначально заданной шкалы, в которой указан только порядок явлений («всегда» происходит чаще, чем «часто», а «часто» чаще, чем «редко» и т. д.), к ин­тервальной шкале, в которой интервалы между разными классами яв­лений уравнены.

Следует отметить, что при описании психологических явлений не­обходимо всегда отдавать себе отчет в том, какая именно шкала ис­пользуется, поскольку каждый способ обработки экспериментальных данных рассчитан на определенный тип шкал. Применение математи­ческих методов, неадекватных данным, приводит к странным, а часто и ложным результатам.

Конструирование тестов для измерения психических свойств осно­вано на шкале интервалов. Измеряемое психическое свойство счита­ется линейным и одномерным. Предполагается также, что распре­деление совокупности людей, обладающих данным свойством, описывается кривой нормального распределения.

Наши рекомендации