Типы шкал в психодиагностике
С. Стивене выделил четыре способа измерения и яазвал ил шкалами. Первые два способа называются неметрическими, поскольку непосредственно чисел явлениям не приписывают. Это номинальная и ранговая шкалы. К метрическим шкалам относятся шкала интервалов и шкала отношений.
Номинальная шкала предполагает простое обозначение числом или символом определенного класса объектов, объединенных общим признаком. В этом случае число выполняет чисто номинальную функцию. После наименования объектов могут быть подсчитаны их количество в каждом классе и коэффициент ассоциации, характеризующий степень совпадения классов. Допустима замена одного числа-наименования другим при условии, что различные классы будут иметь неодинаковые наименования.
Ранговая шкала основана на ранжировании объектов в порядке нарастания или убывания величины определенного, общего для объектов признака. Ранжирование позволяет определить объект, относящийся к середине ряда (медиану), и подсчитать процент объектов с меньшей или большей величиной признака. Допустима замена чисел, характеризующих величину признака, любыми другими, не нарушающими ранговый порядок объектов.
Ин^оль/шя шкала основананасравненииразличиямежду объектами по величине измеряемого признака или свойства. Различия оцениваются определенным эталоном, интервалом (отсюда и название данной шкалы). Примером такого измерения является измерение температуры по шкалам Цельсия или Фаренгейта. Для интервальной шкалы характерно отсутствие абсолютного нуля. За нуль может быть принята любая точка шкалы. Например, в шкале Цельсия нулем считается температура таяния льда. Отсутствие абсолютного нуля не позволяет сравнивать отношения величин. Интервальная шкала позволяет подсчитывать кроме параметров, характерных для номинальной и ординальной шкал, средние арифметические, средние квадратичные откло-
Компьютерная психодиагностика
нения и коэффициенты корреляции. Данная шкала имеет очень важное с точки зрения конструирования тестов свойство: возможность перевода величин из одной измерительной шкалы в другую с использованием линейного преобразования Y= аХ+b.В большинстве психологических опросников (Айзенка, Кеттелла и др.) шкала интервалов реализована как итоговая оценочная шкала.
Шкала отношений характеризуется наличием абсолютного нуля, что делает допустимым сравнение отношения двух величин. Для этой шкалы допустимо только преобразование вида Y= аХу которое не изменяет отношения между величинами. В дополнение к статистикам предыдущих шкал можно вычислять коэффициент вариации. С помощью шкалы отношений производятся измерения в психофизиологических исследованиях, где единицы измерения - физические величины, при этом предполагается равенство отношения степеней выраженности психических свойств у двух объектов отношению двух чисел, приписанных этим объектам по данному свойству.
Втаблице 1.1 представлены названия шкал и их параметры: основные операции, характерные для шкалы, допустимые преобразования,
Таблица 1.1
1=Г | 5= | .5=. | Допустимые статистические величины | При*». |
Номинальная | Р | ==- | = | |
Ранговая | |Р | 1= | !& | ориентаций |
Интервальная | == | Y = аХ + b | I | ш, |
Отношений | == | У = аХ | ЙГ" | т |
___Глава 1. Психометрическая парадигма конструирования тестов и шкал
статистические величины, вычисление которых допустимо для данной шкалы, а также примеры шкал.
Психологический тест часто содержит в себе несколько типов шкал. Например, отдельный вопрос теста Айзенка имеет дихотомическую номинальную шкалу (можно ответить либо «да», либо «нет»), суммирование ответов производится в соответствии с предположением шкалы интервалов. Для получения более точного представления о свойствах испытуемых, измеренных в шкалах интервалов, используются такназы-ваемые шкалы стандартизации - дополнительные типы шкал, которые по смыслу являются преобразованиями первичных («сырых») оценок.
Возможны преобразования из одной шкалы в другую. Результаты, полученные по шкале интервалов, могут быть преобразованы в ранги или переведены в номинативную шкалу.
Так, например, в таблице 1.2 представлены в качестве примера «сырые» результаты шести испытуемых по шкале экстраверсии-интровер-сии теста Айзенка [Тарасов, 1999].
Таблица 1.2
Испытуемые | Шкала интервалов | Шкала рангов | Номинальная шкала |
А | Э | ||
Б | Э | ||
В | Э | ||
Г | И | ||
Д | И | ||
Е | И |
Первый столбец - имена испытуемых, второй столбец - балл за выраженность качества (шкала интервалов), третий столбец - каждому испытуемому приписывается ранг в соответствии с исходным баллом, четвертый столбец - испытуемые распределены на два класса интровертов (И - баллы от 0 до 12) и экстравертов (Э - баллы от 13 до 24) на основании исходных данных.
Как видно из примера, при переходе от одной шкалы к другой каждый раз теряется часть информации об испытуемых. Так, при ранжировании оказываются следующими друг за другом испытуемые Д и Е, имеющие различие «сырых» оценок в один балл, и испытуемые Б и Г, имеющие различие «сырых» оценок в шесть баллов. При распределении испытуемых по классам в один класс попадают сильно различающиеся по «сырым» оценкам испытуемые.
Обратный переход от менее мощной шкалы к более мощной чаще всего имеет место, когда испытуемого просят ответить на какие-либо
____________________Компьютерная психодиагностика____________________
вопросы с указанием частоты: «почти всегда», «всегда», «часто», «редко», «никогда», затем вариантам ответов приписывают баллы: 5,4, 3, 2 и 1, соответственно. Далее с этими цифрами начинают оперировать, основываясь на предположении равенства интервалов между классами («всегда» отличается от «часто» на столько же, на сколько отличается «редко» от «никогда»), например, находят суммарный балл по некоторому качеству. Таким образом совершается переход от первоначально заданной шкалы, в которой указан только порядок явлений («всегда» происходит чаще, чем «часто», а «часто» чаще, чем «редко» и т. д.), к интервальной шкале, в которой интервалы между разными классами явлений уравнены.
Следует отметить, что при описании психологических явлений необходимо всегда отдавать себе отчет в том, какая именно шкала используется, поскольку каждый способ обработки экспериментальных данных рассчитан на определенный тип шкал. Применение математических методов, неадекватных данным, приводит к странным, а часто и ложным результатам.
Конструирование тестов для измерения психических свойств основано на шкале интервалов. Измеряемое психическое свойство считается линейным и одномерным. Предполагается также, что распределение совокупности людей, обладающих данным свойством, описывается кривой нормального распределения.