Направления предупреждения конфликтов
УСТРАНЕНИЕ ОБЪЕКТИВНЫХ УСЛОВИЙ
АОа
УСТРАНЕНИЕ
ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ
ФАКТОРОВ
Создание благоприятных предпосылок
для жизнедеятельности работников
организации
Структурно-организационные
Справедливое и гласное
распределение материальных благ
в коллективе
Функционально-организационные
Разработка нормативных
процедур разрешения типичных
предконфликтных ситуаций
Личностно-функциональные
Успокаивающая материальная
среда,
окружающая человека
Ситуативно-управленческие
УСТРАНЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЧИН
УСТРАНЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ПРИЧИН
Глава 21. Управление конфликтом
Деятельность по предупреждению конфликтов могут осуществлять сами участники социального взаимодействия, руководители организаций, конфликтологи.
Предупредить конфликты гораздо легче, чем конструктивно разрешить их.
Профилактика деструктивных конфликтов предполагает следующие основные объективные условия.
Создание благоприятных предпосылок для жизнедеятельности работников организации— это основное объективное условие предупреждения конфликтов. Неустроенный, несостоявшийся, неуважаемый в коллективе и обществе, вечно загнанный, больной человек более конфликтен при прочих равных условиях по сравнению с человеком, у которого этих проблем нет.
Справедливое и гласное распределение материальных и духовных благ в коллективе.Возможно, и при достатке материальных благ конфликты, связанные с их распределением, все равно были бы, учитывая рост потребностей, но реже. Дефицит же создает объективную основу для конфликтов в любом случае и является типичной причиной возникновения конфликтов.
Разработка нормативных процедур разрешения типичных предконфликтных ситуацийпозволяет сотрудникам отстоять свои интересы, не вступая в конфликт с оппонентом. Анализ конфликтов показал, что существуют типичные проблемные ситуации и типичные предконфликтные ситуации. Разработав нормативные процедуры, можно дать возможность сотрудникам отстоять свои интересы в них, не вступая в конфликт.
Успокаивающая материальная среда, окружающая человека, способствует уменьшению вероятности конфликтов путем оптимизации условий жизнедеятельности. Окружающая среда опосредованно, но заметно влияет на конфликтность.
К организационно-управленческим факторампредупреждения конфликтов относят:
□ структурно-организационные условия, связанные с периодическим приведением структуры, как организации, так и социальной группы, в соответствие с решаемыми задачами. Максимальное соответствие формальной и неформальной структур коллектива стоящим перед ним задачам обеспечивает минимизацию противоречий, возникающих между структурными элементами организации;
□ функционально-организационные условия — оптимизация функциональных взаимосвязей между структурными элементами организации и работниками;
□ личностно-функциональные условия — учет соответствия работника максимальным требованиям, которые может предъявить к нему занимаемая должность. Несоответствие должности по профессиональным, нравственным, другим психологическим и физическим качествам создает предпосылки для возникновения конфликтов с начальниками, подчиненными, сослуживцами;
□ ситуативно-управленческие условия — принятие оптимальных управленческих решений и грамотная оценка результатов деятельности работников, особенно подчиненных. Некомпетентность в этих вопросах провоцирует возникновение конфликтов с теми, кто будет исполнять решения и видит их непродуманность, а также оказывается необъективно оцененным.
Глава 22. Технологии предупреждения конфликта
Сбалансированность социального взаимодействия как способ предупреждения конфликтов
Глава 22. Технологии предупреждения конфликта
Социальное взаимодействие носит непротиворечивый характер, если оно сбалансировано. Рассмотрим пять основных балансов, сознательное или неосознанное нарушение которых может привести к конфликтам.
1. Баланс ролей.Каждый из партнеров может играть по отношению к другому различные роли. Если партнер принимает отводимую ему роль, то ролевого конфликта не происходит. Поэтому в ситуации социального взаимодействия важно понять, какую роль играет партнер и какой роли он ожидает от нас. Психологически наиболее комфортной ролью для человека нередко является роль старшего. Но эта роль потенциально наиболее конфликтна, поскольку именно она чаще всего не устраивает партнера.
2. Баланс взаимозависимости в решениях и действияхлюдей и социальных групп. Каждому человеку изначально внутренне присуще стремление к свободе и независимости. Каждый в идеале стремится делать то, что он хочет и когда хочет. Однако свобода каждого из нас не может обеспечиваться за счет свободы тех, с кем мы взаимодействуем. Поэтому если человек считает свою зависимость от нас большей, чем он может допустить, это может служить причиной конфликтного поведения с его стороны. Слишком большая зависимость человека от партнера ограничивает его свободу и может спровоцировать конфликт.
3. Сбалансированность самооценки и внешней оценки.В процессе социального взаимодействия люди постоянно оценивают друг друга. Человеку свойственна самооценка своего поведения и результатов деятельности. Наиболее интенсивно процесс взаимооценки идет в диаде «начальник — подчиненный». Анализ межличностных конфликтов показал, что, оценивая себя и результаты своей деятельности, человек в качестве основы оценки чаще выбирает положительные стороны своей личности и то, что ему удалось сделать в результате работы. При оценке работы подчиненного начальником последний чаще оценивает ее по тому, что подчиненному не удалось сделать по сравнению с идеалом, нормативными требованиями к деятельности и ее целью.
4. Баланс взаимных услуг.В процессе совместной деятельности люди оказывают друг другу услуги. Анализ конфликтов между людьми показывает, что мы осознанно или подсознательно фиксируем услуги, которые оказали мы, и те, которые оказали нам. Нарушение баланса услуг во взаимодействии людей чревато напряженностью во взаимоотношениях и возможным конфликтом.
5. Баланс ущерба.Нанесение ущерба нарушает сбалансированность межличностного или межгруппового взаимодействия и может стать основой конфликта. Поэтому важным социально-психологическим условием профилактики конфликтов является ненанесение ущерба окружающим в процессе взаимодействия с ними.
Говоря обо всей системе балансов, необходимо отметить важную особенность. Речь идет не об объективном, а о субъективно оцениваемом балансе. Потенциальной предпосылкой конфликта может быть субъективно оцениваемое нарушение баланса, которое превосходит опять-таки субъективно оцениваемую партнерами допустимую величину.
Раздел 5. Предупреждение конфликтных взаимоотношений
Предупреждение конфликтов посредством изменения собственного отношения к ситуации
X О *
я
X S
S CD
X S
( | \ | |
>s | ||
I | ||
t | ||
s 0 5 | t | |
i* | ||
fie | f | |
<" Я | А | |
s Й | >. V | |
1 9-3 n | НОМ | х |
0 к | эрмаль | * |
что утьс | епо | |
л 1 | X | |
S£ | * | со |
определ тным, и в | ситуации | ействию |
CD * | ч. | |
S S | и | |
X С | > | |
¥? | S я | |
>§ | га m | |
Ч | ||
ш | ||
о. | ||
с | ||
N. | / |
Г л | ||||
f > | ||||
' ' | ||||
я Q. | х| CD Ю | X | ||
S | ||||
Q | ^ | й о | ||
ВСТВ? | вляя нере | окру ногог | ||
>. | к t | о2 | ||
з- | 0 о. | |||
о | □.я | ■а 2 | ||
вать | п со | Я * | ||
| £ | ^1 | |||
л | 4 О | О С X О | ||
я га | § х | & | ||
ш | о m | |||
X | щаться тересо | ш | ||
«о | о § | ||||
га | ||||
S | ||
ш | путем | с |
£ | ||
а | U | |
S. | ? | |
ш | ш | S |
л \о | гания | |
1- | о п | |
VO | с | |
к | О) | |
s \о | ||
нуж | ающ | а, из |
S | * | (1 |
■? | s | О |
■f | X | S |
ющ | воз | ром |
я | V | с |
$ | s | ? |
S | ||
о | ^ | |
о | & | ш |
■*• | Еэ | |
I | ||
ш | ^ | S |
^ | m | X |
to | п | =1 |
О | ^ | f? |
ш | "" | СОТ |
J] | |
ю | |
ее | |
н | |
о | |
X | |
о | |
X | |
л | |
^ | |
ш | |
н | |
я | |
^ | о |
ч | |
X | 1- |
о | |
о | |
а | |
0) | >. |
партн | редка |
и | га |
к | s |
S | |
I | |
0) | |
=1 | |
(О | |
О | |
О) | |
q | |
X | |
ш | |
я | |
X | |
СС | |
ю | |
CD | |
и | |
-D | |
н | |
S | |
я | |
н | |
о | |
о | |
с | |
CD | |
S | я |
X | Q. |
CD | CD |
X | |
>. | fi |
ИИ | Я |
ZT О | |
Я | h |
о. | й |
CD | |
X | |
CD | |
^ | |
CD | |
Ч | |
* | |
J | |
н | |
о | |
О | |
X | |
ю | |
о | |
и | |
о | |
с | |
О | |
Глава 22. Технологии предупреждения конфликта
К основным способам и приемам изменения своего поведенияв предконфликт-ной ситуации относят:
□ умение прекратить или сгладить обостряющийся спор различными приемами: свести проблему к шутке; перевести разговор на другую тему; уступить, если проблема спора не особенно важна. Признаками высокого эмоционального накала могут быть покраснение лица, изменение мимики, жестов, содержания, темпа и тембра речи;
□ умение учитывать, что сообщаемая партнером информация может теряться и искажаться. Только из-за этого ваши с партнером позиции по проблеме могут значительно различаться. Именно это, а не действительные противоречия между людьми может способствовать возникновению предконфликтной ситуации;
□ децентрацию, понятие, противоположное по значению эгоцентризму, — способность видеть и обсуждать проблему с различных точек зрения;
□ умение сообщать партнеру, что он не прав, не при свидетелях, тем более не стоит настаивать на публичном признании неправоты и т. п. Необходимо быть твердым по отношению к проблеме и мягким по отношению к людям;
□ способность осознать, что тревожность и агрессивность сказываются как на восприятии ситуации, так и на характере взаимоотношений человека с окружающими, повышая конфликтность. Снижать собственную тревожность и агрессивность можно, используя аутогенную тренировку, физические упражнения, организуя полноценный отдых, поддерживая благоприятный социально-психологический климат в семье и т. п.;
□ контроль за собственным психическим состоянием, изменяющимся в течение суток, что позволяет иногда существенно повлиять на свое восприятие и оценку складывающейся ситуации, учесть их с целью предупреждения собственной раздраженности;
□ умение сотрудничать, поскольку окружающие так же, как и мы, обладают своими интересами и имеют право отстаивать их. В основу взаимодействия с ними должно быть положено сотрудничество, которое позволит учесть потребности обеих сторон;
□ улыбку — важный невербальный компонент общения. Она выполняет целый ряд позитивных функций и может приводить к уменьшению негативных эмоций, если они есть;
□ готовность рассчитывать не только на лучший, но и на худший вариант развития событий, не завышать свой прогноз в отношении возможных поступков окружающих. Негативные эмоции — один из основных факторов, способствующих возникновению конфликтов. Они часто являются реакцией человека на заметное и значимое несовпадение реального хода развития событий с тем, на который он рассчитывал;
□ умение испытывать искреннюю заинтересованность, которая проявляется в стремлении понять проблемы партнера по общению, в желании помочь ему хотя бы советом. Тем более что в условиях сложной и трудной жизни люди часто нуждаются в сочувствии;
□ здоровое чувство юмора, которое способно разрядить ситуацию и снять собственное напряжение. Его роль в предупреждении конфликтов трудно переоценить.
Раздел 5. Предупреждение конфликтных взаимоотношений
Способы и приемы влияния на оппонента в целях предупреждения конфликта
\ | |
га | |
о | о. |
С X | ш |
X Л | X |
2 2 | |
X CD | |
S Ч | с |
атего обсу> | чност |
* ш | S |
~- о | с; |
$ t | s |
X CD | S |
IS С | S |
га о | J |
о. га | |
* X | га |
л л | о |
fc»D | с |
2 Q | а> |
О с; | CD |
О * | |
СО о 5 I | ю |
О CD | |
X 3 | CD |
л О | 1- |
ател рме | роблем, |
с; О Я* | |
с | |
J |
Q | ||
s | ||
X | ||
s | со о | и^ |
с | ё? | |
ой пер | , жесто | ктуальн нера по |
балы- | МИКИ | га н * со X С |
Q. | щ к | |
ф | > | 3 S |
m | утем | о х |
для стоя | ||
т | >s о | |
О | ^ | S О |
а | ^ | SP |
£ | -I | |
га | * о | |
л | ? | s H |
нат | Q. О | §* |
ет | ■в- | s |
т | ||
s | пси | |
(К | ция | о о |
а | ||
> | CD | |
CD а. | Г) | 1- |
1НфО | ихин | |
>. | ||
Ч л | я | |
CD | X | |
а. | X | S |
с | CD | S |
Ь | X | |
СП | CD | |
С1 | ^ | |
о | DQ | > |
CD | ||
и | и | =1 |
>s | >. | |
j] | О | |
X | о | |
ффектиЕ | Г) | X |
нфликт | S Э" 2 | |
со | S | окру |
о | |
X | |
мен | иях, |
CD | |
О. | CD |
О | Б, " |
|_ | |
га | О. Q) |
с^ | х о. |
S CD | |
со | э i? |
CD | ft s |
CD | S х |
с, | о s |
О | ■S X |
CD S | |
ожно | |
какм | is |
Q- i- | |
S CO | |
2 n | |
О. | |
О | |
н со | ■е- |
!в | s |
* | |
01И | о | s |
X | н | |
CD в | гку | зон |
к | ||
отн | 2 s | s |
о | К | i_ |
о | CD | |
ои | X | f |
-г | о | X |
S | ? | CD |
со | ||
п | п | О |
с | со | С |
дую | о | коп |
ft | V | |
е | есо | ина |
и | П | =1 |
аточн | инте | OHIO |
н | X | |
и | ||
о | п | |
сГ | ш | |
л | о | |
1- | П) | |
га | 1- | |
•? | s | |
S | Ц | |
X | т | |
со | га | |
ет | * | |
К | |
CD | О |
О | 1-S |
X | а. |
Я | о со |
со | о |
л со | |
обле | ему |
Q. | л |
ее s | да |
X | со |
CD | 1- |
X | |
2* | CD |
X | |
и | о |
ю | с |
о | с |
CD | о |
t | |
■Ч | |
про | ребк |
0D | CD |
С | |
Глава 22. Технологии предупреждения конфликта
К основным способам и приемам воздействия на партнераотносят:
□ умение реально подходить к возможностям оппонента и заданию сроков выполнения задачи. Завышенные требования и нереальные сроки выполнения работы приводят к тому, что подчиненные не могут добиться поставленных целей, делают ее быстро, но плохо либо не укладываются в срок;
□ умение проявлять терпение. Быстро идут только разрушительные процессы. Занимаясь перевоспитанием оппонента, не следует рассчитывать на немедленные результаты. Эти ожидания могут привести к конфликтам;
□ умение оценивать актуальное настроение оппонента. Если он повышенно агрессивен, то нецелесообразно начинать с ним обсуждение острой проблемы;
□ знание закономерностей невербального поведения человека, которое поможет более глубоко и оперативно оценивать истинные намерения собеседника и заранее обнаруживать угрозу конфликта;
□ умение информировать оппонента о том, в чем затронуты ваши интересы. Он может просто не догадываться об их существовании. Иметь верное представление о мотивах или слабостях других затруднительно. Поэтому если кто-либо из окружающих наступает вам на «любимую мозоль», то не исключено, что он делает это не специально;
□ мягкую позицию по отношению к оппоненту, которую компенсирует жесткость защиты ваших интересов. Это уменьшит вероятность конфликта, увеличив ваши шансы на отстаивание своих прав;
□ способность давать возможность оппоненту выговориться, что позволяет минимизировать его негативные эмоции и что, в свою очередь, важно для конструктивного выхода из предконфликтной ситуации;
□ умение оценивать при принятии решения, чьи интересы оно может затронуть. Еще лучше согласовывать решения с людьми до того, как они будут приняты. Человек оказывается не готовым к внезапным изменениям обстановки, когда вынужден принимать решения экспромтом;
□ умение обсуждать с оппонентом только тот вопрос, который необходимо решить. Не стоит пытаться одновременно обсуждать способы решения нескольких проблем, если все они вызывают трудности в согласовании интересов;
□ способность давать возможность оппоненту в любой ситуации сохранить свое лицо. Человек, поставленный в безвыходную ситуацию, униженный и оскорбленный, легко идет на острые конфликты ради сохранения чести и достоинства;
□ способность восприятия другого как личности: чем более расположен к вам собеседник, чем более вы воспринимаете его как личностно значимого человека, тем меньше вероятность конфликтов;
□ умение избегать категоричности суждений, так как они далеко не всегда признак зрелости ума. Крайние оценки часто ошибочны и несправедливы, а безапелляционное мнение вызывает у собеседника желание оспорить его, даже если оно по существу правильное.
Раздел 5. Предупреждение конфликтных взаимоотношений
Влияние инициального коммуникативного поведения на возникновение конфликтной ситуации (по А. П. Егидесу)
ИНИЦИАЛЬНОЕ КОММУНИКАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ | |||||
—£; конфликтогенное ;> | нейтральное | <Г синтонное J) | |||
обязан, но не сделал | обязан и сделал | не обязан, а сделал | |||
должен, но не сделал | должен и сделал | не должен, а сделал | |||
должен по межличностному договору, но не сделал | должен по межличностному договору и сделал | не должен по межличностному договору, а сделал | |||
обесценивание благодеяния при ожидании благодарности | пассивная благодарность | активная благодарность, хотя ее не ждут | |||
отрицательная оценка | нет отрицательных оценок или совместная положительная оценка | положительная оценка в соответствии с желаемой пристройкой | |||
обвинение | объединение вины или отказ от обвинения | снятие вины с партнера, самообвинение | |||
юмор на партнера | юмор на себя и на партнера, отказ от юмора на партнера | юмор без адреса и на себя | |||
категоричность | некатегоричность | активная антикатегоричность | |||
авторитарность | отказ от авторитарности | приглашение к совместному принятию решения | |||
знаки неприятия | нет знаков приятия и знаков неприятия | знаки приятия | |||
перебивать | не перебивать | дать себя перебить | |||
таинственность вместо огласки | отказ от таинственности | активная гласность | |||
грубый отказ от нужного партнеру общения | пассивное общение | щедро дарить свое общение | |||
перетягивание одеяла на себя | ни то, ни это | фокусировать на партнере нужное ему внимание | |||
отрицательное за глаза | ни то, ни это | положительное за глаза | |||
Глава 22. Технологии предупреждения конфликта
Общение всегда предполагает попытку воздействия на партнера, на его поведение. Поэтому внимание ко всем компонентам общения — важная задача как для говорящего, так и для слушающего, особенно в ситуации разрешения возникшего между ними противоречия. Нерационально организованное общение способно стать причиной, которая ведет к усилению этого противоречия и переходу к конфликтному противостоянию. Многое, что затрудняет деловое общение, рассмотрено в социальной психологии и в других науках. Расширить наши представления о практических возможностях профилактики конфликтов в ходе общения позволяет его содержательный анализ.
Для предупреждения трудностей в процессе делового общения, необходимо учесть, что в любой интеракции есть инициальный посыли ответ. И то и другое — коммуникативные поведенческие акты. Соответственно можно говорить об инициальноми ответном коммуникативном поведении.
А. П. Егидес предлагает толкование психогенеза конфликта, в котором инициальный посыл, необоснованно фрустрирующий потребность партнера, порождает конфликт. Он получает название конфликтогенного посыла, или конфликтогена. В противоположность ему инициальный коммуникативный посыл, направленный на удовлетворение потребности партнера, становится синтоном.
Инициальное коммуникативное поведение неоптимально, если оно насыщено конфликтогенами при отсутствии синтонов. Его можно назвать оптимальным, если из него изымаются конфликтогены и оно насыщается синтонами.
На основе определенных потребностей можно выделить пары «конфликтоген — синтон». Рассмотрим некоторые из них.
□ Нарушение общественного договора в свою пользу и в ущерб партнеру кон-фликтогенно, так как договор обозначит границу дозволенного-недозволенного, которую постоянно нужно иметь в виду.
□ Отрицательная оценка, мотивом которой является самовозвышение, кон-фликтогенна. Активная обоснованная искренняя положительная оценка — синтон.
□ Обвинение, включая отрицательную оценку, подразумевает еще и наказание, поэтому оно еще более конфликтогенно. Наоборот, смягчение вины, оправдание партнера в проблемных ситуациях — синтон.
□ Конфликтогенное значение имеет юмор, направленный на партнера. Даже если шутка явно доброжелательная, человеку скорее неприятно. Антитеза конфликтогенному юмору — юмор, направленный не на человека, а как бы «вверх».
□ Конфликтогенна категоричность, даже если она касается абстрактных истин. Если я принял другую точку зрения при категоричной ее подаче, то я уступил. Синтонным противовесом категоричности может быть активная антикатего-ричностъ, приглашение к обсуждению, апелляция к мнению партнера.
□ Перебить — конфликтогенно. Дать себя перебить — синтонно. Синтонно вдохновлять на разговор знаками согласия, «возвращением» содержания сказанного в иной форме.
□ Конфликтогенны любые знаки неприятия. Синтонны знаки приятия. Приведем примеры противоположных в этом смысле проявлений: хмурое лицо или аутентичная улыбка; «Вы видите: я занята» или «Сейчас освобожусь и займусь вашим делом»; невключение или включение в разговор и т. д.
Раздел 5. Предупреждение конфликтных взаимоотношений
Толерантность в конфликтной ситуации (по М. С. Миримановой)
Глава 22. Технологии предупреждения конфликта
Толерантность— это готовность к принятию иных логик и взглядов, право отличия, непохожесть, инаковость, это фактор, стабилизирующий систему (личность, общество) изнутри.
Толерантность личности связана с устойчивостью к внешним воздействиям и внутренней устойчивостью. В конфликтной ситуации она позволяет сначала осознанно и объективно отнестись к ней, а затем предпринимать обоснованные действия. В связи с этим толерантность предлагается рассматривать как ценность, установку и личностное качество.
Толерантность является и социально-психологическим фактором, который направляет межличностные отношения в обществе к сотрудничеству, связывает индивидов между собой, а также способствует усвоению норм, традиций, культурно-исторического наследия и т. п. Как результат развития и саморазвития она способствует принятию другого, сохранению внутреннего равновесия. По направленности можно выделить следующие ее разновидности:
□ внешнюю толерантность (к другим) — сформированное убеждение, позволяющее личности допускать наличие у других собственной позиции; способность рассматривать конфликтную ситуацию с различных точек зрения, учитывать различные аспекты и аргументы; как социальное качество она обеспечивает культуру взаимоотношений в обществе, построенную на принципах отказа от насилия, принятия другого, подчинения нормам, а не чьей-либо воле и т. п.;
□ внутреннюю толерантность (внутреннюю устойчивость) — способность сохранять равновесие в конфликтной ситуации, принимать решение и действовать в этих условиях.
Люди, подвергаясь внешнему и внутреннему воздействию самых различных факторов, различаются по уровню устойчивости своих реакций на окружающих, ситуацию, а также по поведению. Такая устойчивость будет зависеть как от воздействия окружающей среды, так и от внутренней структуры личности.
Толерантность как фактор устойчивости системы, который может быть рассмотрен как ценность, установка и личностное качество, играет немаловажную роль в предупреждении конфликтных ситуаций, в которых личность может оказаться в тот или иной момент. Она также определяет действия личности в самом конфликте и в процессе его разрешения. Эффективность поведения толерантной личности в конфликтной ситуации в сравнении с интолерантной значительно выше, и это не удивительно. Толерантная личность отличается психологической устойчивостью — стрессоустойчивостью, конфликтоустойчивостью.
Например, в процессе общения толерантность проявляется в зрелой, самостоятельной позиции личности, имеющей собственные ценности и интересы. В этом случае человек проявляет готовность защищать свое «Я» неконфликтными способами. Одновременно он с уважением относится к позициям и ценностям других людей, пусть даже оппонентов в конфликте, четко осознает объективные и субъективные трудности, возникающие в процессе общения, и своевременно на них реагирует.
Глава 23. Компетентное управление как фактор предупреждения конфликта
Подготовка неконфликтогенного управленческого решения
Varan |
ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ>|<!= Что будет?
ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ Почему так?
ЭВОЛЮЦИОННО-ДИНАМИЧЕСКАЯ
МОДЕЛЬ
Каковы тенденции?
Глава 23. Компетентное управление как фактор предупреждения конфликта
Влияние некомпетентных решений на возникновение межличностных конфликтов часто бывает опосредованным. Конфликты вызываются не самими решениями, а противоречиями, возникающими при их выполнении. Однако опосредованный характер влияния качества управления коллективом на его конфликтность никоим образом не уменьшает роль компетентного руководства в профилактике конфликтов. На эту взаимосвязь указывают многие исследователи, занимающиеся изучением причин конфликтов.