Тема 3. Темперамент, характер, способности
Тесты.
Тест:
1.Анализ уникальности конкретного человека является главной задачей
а) общей психологии;
б) возрастной психологии;
в) психологии индивидуальных различий;
г) социальной психологии.
2.Структурой характера в психологии принято считать
а) наиболее устойчивые его черты;
б) степень развитости определенных его черт;
в) закономерную зависимость между отдельными его чертами;
г) иерархию мотивов человека.
3.Понятие «сила нервной системы» означает
а) свойство нервной системы, определяющее скорость, с которой происходит смена одного нервного процесса другим;
б) свойство нервной системы, характеризующееся преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения;
в) свойство нервной системы, определяющее работоспособность клеток коры, их выносливость;
г) свойство нервной системы, характеризующееся преобладанием процессов торможения над процессами возбуждения.
4.Акцентуацией характера называют
а) черты характера, ведущие к патологии личности;
б) крайние варианты нормы как результат усиления отдельных черт характера;
в) отсутствие стержневой объединяющей основы в характере;
г) наиболее яркие выпуклые его черты.
5.Свойство темперамента, которое обуславливает высокую частоту реакций, внезапность, прерывность, мелкость, дробность, подчеркнутость, интенсивность, как бы акцентированность в движениях, действиях речи, высокую частоту пространственных перемещений, обозначается как
а) сангвинический темперамент
б) сенситивный изотонический ритм
в) меланхолический темперамент
г) мобилитивный изотонический ритм
6.Характером называется
а) индивидуально своеобразная, природно обусловленная совокупность черт психики;
б) социальное качество индивида, приобретаемое в процессе воспитания и самовоспитания;
в) индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обуславливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях;
г) совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность человека и относительно независимых от ситуации.
7.Свойство темперамента, характеризующееся широким полем восприятия, сильным контактом с воспринимаемыми стимулами, автоматической, спонтанной реакцией, обозначается как
а) конформность;
б) экстраверсия;
в) агентивный тип восприятия;
г) каутивный тип восприятия.
8.Природной основой развития способностей являются
а) психологические особенности;
б) задатки;
в) строение головного мозга;
г) тип темперамента.
9.Специальными способностями называются те, которые связаны с
а) условиями ведущих форм человеческой деятельности (общий интеллект, креативность);
б) психофизиологическими основами;
в) в) настойчивостью и личностными качествами в освоении той или иной деятельности;
г) отдельными деятельностями (музыкальные, литературные, математические и т.д.).
10.Задатки определяются как
а) склонность к определенным видам деятельности;
б) врожденные, физиологические особенности человека, которые служат основой развития способностей;
в) способности в своем неразвитом виде;
г) мотивы, определяющие выбор того или иного вида деятельности.
11.Для астенического типа характерно
а) тревожность, нерешительность, быстрая утомляемость, раздражительность, склонность к депрессии;
б) склонность к резкой смене настроения в зависимости от внешней ситуации;
в) отгороженность, замкнутость, трудности в установлении контактов;
г) выраженная тенденция к вытеснению неприятных для субъекта фактов и событий, привлечению внимания к себе, чрезмерной эмоциональностью.
12.Термин «подвижность нервной системы» определяется как
а) свойство нервной системы, характеризующееся преобладанием процессов торможения над процессами возбуждения;
б) свойство нервной системы, определяющее скорость, с которой происходит смена одного нервного процесса другим;
в) свойство нервной системы, определяющее работоспособность клеток коры, их выносливость;
г) свойство нервной системы, характеризующееся преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения.
Задания:
Пример выполнения задания:
Задание:
Решите следующую ситуацию. Определите тип темперамента данного ребенка: «Пятилетний Сергей не очень высок для своего роста, но гибок и строен. Обычно, если он падает, то на глазах мгновенно появляются слезы, но он быстро утешается. Любит качаться на качелях, залезать на высокие деревья. Он может быстро отвлечься от своей игры. Его голова и глаза быстро двигаются туда-сюда, как у маленькой птички. Засыпает быстро и легко просыпается. Ритм - его сущность».
Решение
Предварительно заполните таблицу, подобрав к каждому алгоритму конкретное соответствие из данной ситуации.
№ п/п | Алгоритм | Конкретное соответствие данной ситуации предложенному алгоритму |
1. | Выяснение частоты проявления анализируемых поведенческих реакций человека. | В описании поведения Сергея употребляются слова «обычно», «часто», что указывает на типичность данного поведения. |
2. | Определение силы нервной системы. | Высокая физическая активность говорит о сильной нервной системе. (Напр. - «Любит качаться на качелях, залезать на высокие деревья». |
3. | Определение уравновешенности нервной системы. | Присущее ребенку чувство ритма говорит об уравновешенности нервной системы. (Напр. -«Обычно, если он падает, то на глазах мгновенно появляются слезы, но он быстро утешается»). |
4. | Определение подвижности нервной системы. | Быстрота переключения с одной деятельности на другую говорит о подвижности нервной системы. (Напр. - «Он может быстро отвлечься от своей игры. Его голова и глаза быстро двигаются туда-сюда»). |
5. | Обобщение сочетания свойств нервной системы. | Итак, нервная система Сережи сильная, уравновешенная и подвижная. |
6. | Соотнесение установленного сочетания свойств с классификационными признаками типов темпераментов. | Сильная, уравновешенная и подвижная нервная система по классификации И.П.Павлова соответствует сангвиническому темпераменту. |
Выполните самостоятельно следующие задания:
Задание 1.
Определите тип темперамента данного ребенка:
«Ко дню рождения Кати (8 лет) мама пригласила детей такого же возраста, но Катю долго не могли найти. Она спряталась под большим столом, забилась в угол и замерла. Когда ее вытащили из-под стола, она долго плакала, а потом смотрела на игру других детей со скорбным лицом и страданием во взгляде. Затем, преодолев себя, включилась в игру, но очень быстро устала, стала капризничать и плакать».
Задание 2.
Определите тип темперамента данного ребенка:
«Десятилетняя Ирина бушует. Ее коренастое тело дрожит, своими крепкими кулачками она колотит мальчика, который обидел ее младшего братишку. Ирина всегда знает, чего хочет, и знает, как достичь желаемого. У нее все зависит от воли. Она многого может добиться самостоятельно, если осознает, что это необходимо. Любит отчаянные и рискованные истории. Она темпераментная актриса, если роль ей по душе».
Задание 3.
Определите тип темперамента данного ребенка:
«Андрей, будучи младенцем, подолгу тихо лежал в кроватке и следил взглядом за медленными движениями собственных толстых ручек, которые долгое время были его единственной игрушкой. Еда и переваривание - это два занятия, которым ребенок предавался с удовольствием и упорством. Когда Андрей играет, его фантазия довольно незначительная. Часто бывает один, у него нет друзей. Для других он слишком скучен, они для него - слишком шумны».
Задание 4
Определите тип темперамента данного ребенка:
«Али, обычно угрюмо и безучастно сидит на занятиях в школе. Ничто не может вывести его из замкнутости и равновесия, окрашенного в эмоционально негативный фон. Его учительница уже почти отчаялась. Но однажды на прогулке в лесу Али вдруг оживился, стал залезать, как обезьяна, на высокие деревья, подпрыгивал с пронзительным криком и как бы указывал своим поведением на связь маленького дикого зверька с явлениями природы».
Задание 5
Определите тип темперамента данного ребенка:
«Хотя Наташа стройна и имеет остренькое бледное личико, создается впечатление, будто ее тело очень тяжелое, и она устала его носить. Она ходит с опущенной головой, согнутой спиной. Она быстро устает и страдает головными болями. Жизнь в фантазиях иногда помогает ей преодолеть телесную слабость, но обычно ее воля слаба. Она боится холодной воды, больше всего любит тепло».
Задачи:
Задача 1
1. Следует ли отнести перечисленные особенности к свойствам темперамента?
2. Дайте обоснование своего ответа.
Петю П., ученика IX класса, руководитель оценивал как самого вспыльчивого и несдержанного, агрессивного и нетерпеливого мальчика. Эти особенности поведения проявлялись у него в начальных классах и особенно ярко — в средних. В то же время сдержанность, внимательность наблюдались лишь при условии строгого словесного воздействия со стороны учителя.
Задача 2
1. На основании характеристики определить тип темперамента школьника.
2. Какие свойства нервной системы проявляются в этой характеристике?
А. Виктор Г., III класс. Медлителен. Походка неторопливая, вразвалку. Говорит медленно, но обстоятельно, последовательно. На уроках сидит с довольно равнодушным лицом, сам руки не поднимает, но на вопрос учителя обычно отвечает Правильно. Когда учитель спрашивает, почему он не поднял руку, отвечает односложно: «Да так...» Его трудно рассмешить или рассердить. Сам обычно не обижает товарищей, к ссорам других относится равнодушно. Незлобив, но для товарища ленится что-либо сделать. В разговор вступает редко, больше молчит. Понимает материал не быстро. Требуется несколько раз повторить ему новый материал, но задание выполняет правильно и аккуратно. Любит порядок. Придя в класс из другой школы, с трудом сдружился с ребятами. По словам матери, часто вспоминает старую учительницу. Видимо, привязчив. (По И. AL Палею, 1966.)
Б. Борис Р., III класс. Безгранично увлекающийся. Часто берет работу не по силам. До крайности подвижный. В любую минуту готов сорваться с места и «лететь» в любом направлении. Руки не находят покоя. Быстро и часто поворачивает голову во все стороны. Крайне, вспыльчив. Усваивает материал быстро и правильно, но часто от торопливости дает сбивчивые ответы. Приходится все время говорить ему: «Не отвечай сразу, подумай сначала, не торопись». Резко переходит от смеха к гневу и наоборот. Обожает военные игры. Очень инициативен. Учителя буквально засыпает вопросами. Отзывчив и на хорошее и на дурное (на последнее теперь реже, так как с ним ведется большая педагогическая работа). Когда рассердится, еще не умеет себя сдержать, хотя и старается. Очень любит получать хорошие отметки. Говорит: «Изумрудная пятерочка». Хоть сто раз может сбегать куда угодно, но по дороге часто забывает поручение, так как от желания скорее его выполнить не дослушивает до конца. (По И. М. Палею, 1966.)
В. Саша. Д., II класс. Очень впечатлительный. Малейшая неприятность выводит его из равновесия, плачет по каждому пустяку. Однажды Саша заплакал только из-за того, что сразу не нашел в портфеле учебника. Очень обидчив. Долго помнит обиды и болезненно их переживает. Мечтательный. Часто задумчиво смотрит в окно, вместо того чтобы играть с товарищами. Покорно подчиняется всем правилам. Пассивен в детском коллективе. Часто обнаруживает неверие в свои силы. Если в работе встречаются трудности, он легко опускает руки, теряется и не доводит дела до конца. Но если настоять на выполнении задания, в большинстве случаев выполнит его не хуже других. (По И. М. Палею, 1966.)
Г. Лена В., 2 класс. Девочка очень подвижная, на уроках ни минуты не сидит спокойно, постоянно меняет позу, вертит что-либо в руках, тянет руку, разговаривает с соседом. Легко заинтересовывается всем новым, но сравнительно быстро и остывает. Преобладающее настроение веселое и бодрое. На вопрос: «Как дела?» — обычно отвечает с улыбкой: «Очень хорошо!»,—хотя иногда оказывается, что полученные ею отметки и не так уж хороши. Про пятерки радостно объявляет всем в доме. Двоек не скрывает, но всегда бодро добавляет: «Это у меня так... случайно...» Иногда огорчается, даже плачет, но ненадолго. Мимика живая. Несмотря на живость и непоседливость, ее легко дисциплинировать. На интересных уроках проявляет большую энергию и работоспособность. Легко сходится с подругами, быстро привыкает, к новым требованиям. Весьма разговорчива. (По И. М. Палею, 1966.)
Задача 3
Указать те особенности, которые характеризуют сангвиника, флегматика, холерика и меланхолика.
А. Повышенная активность, длительная работоспособность, энергичность, сдержанность, вспыльчивость, непоседливость, терпеливость, медленность движений и речи, медленная смена чувств и настроений, слабая эмоциональная возбудимость, быстрое усвоение и перестройка навыков, аффективность, бедность движений, малая активность, вялость, выразительность мимики и пантомимики, молчаливость, гиперсензитивность.
Б. Бодрое, повышенное настроение, быстрая приспособляемость к новой обстановке, медленное, усвоение и перестройка навыков, неуверенность в себе, повышенная эмоциональная возбудимость, выдержанность, однообразие мимики, энергичность, подвижность, подавленность и растерянность при неудачах, быстрое возникновение и смена чувств и эмоциональных состояний, малая активность, терпеливость, невыразительность речи, ровное, спокойное настроение, возбужденное состояние, сосредоточенность внимания.
Задача 4
1. Укажите те особенности поведения, которые обусловлены темпераментом, и те, которые обусловлены мотивацией.
2. По каким признакам это можно установить?
У детей старшего дошкольного возраста холерического темперамента при выполнении различных трудовых заданий могут проявляться следующие особенности поведения:
а) они невнимательны при объяснении задания, даже тогда, когда интересно;
б) часто не выслушивают объяснения до конца и приступают к работе;
в) при неудачах бывают срывы: дети рвут тетради, бросают работу, когда что-нибудь не получается;
г) в новых заданиях с красочным материалом при объяснении внимательно следят за каждым движением воспитателя;
д) в работах соревновательного характера проявляют терпение и настойчивость при неудачах;
е) в однообразной работе проявляют торопливость, неряшливость, неаккуратность.
Задача 5
1. Из числа нижеприведенных положений о характере выберите те, которые наиболее правильно раскрывают понятие «характер».
2. Дайте обоснование своего ответа.
а) черты характера проявляются в любых обстоятельствах и условиях;
б) черты характера проявляются лишь в соответствующих им типичных обстоятельствах;
в) свойства характера есть не что иное, как отношение личности к определенным сторонам действительности;
г) свойства характера есть не что иное, как определенные способы действий;
д) в характере проявляются и отношения личности, и способы действия, при помощи которых эти отношения осуществляются;
е) характер индивидуально своеобразен;
ж) черты характера социально типичны и индивидуально своеобразны;
з) характер - отражение общественных отношений.
Задача 6
1. В характеристике выделите моменты, в которых проявляются черты характера, мотивы и направленность личности.
2. Дайте обоснование своего ответа.
Анатолий В. 18 лет. Анатолий родился и вырос в семье врачей - людей трудолюбивых, весьма гуманных. С детства родители привили мальчику трудолюбие и любовь к искусству. Уже в дошкольном возрасте он с увлечением рисует и играет на пианино, поет, декламирует. В школу Анатолий пошел с большим интересом и волнением. Учился хорошо, был дисциплинирован. В VIII классе увлекся произведениями Л. Н. Толстого. Читая, много думал. Толстого полюбил за великий гуманизм и поиски правды. Позже героика советских людей стала идеалом для Анатолия. Павел Корчагин, Алексей Мересьев - вот кто стали образцами для его поведения и действия. На уроках Анатолий всегда внимателен, домашние задания выполняет аккуратно по всем предметам, а по литературе и истории знакомится и с дополнительной литературой. Ответы Анатолия глубокие, полные.
Анатолий любит коллектив. «Коллектив для меня все»,— говорит он. Для своей школы, класса он готов сделать многое. Надо видеть, с каким увлечением он работает в стенной газете. Анатолий - хороший товарищ. В любое время готов помочь в учебе тому или иному соученику. Для этого нередко остается после занятий или приглашает товарищей к себе домой и терпеливо объясняет им непонятное. Анатолия любят в коллективе за то, что он настоящий товарищ. И он, в свою очередь, чутко и внимательно относится к каждому, вежлив и корректен со всеми. Анатолий вежлив в отношениях с учителями, он исполнителен, но без подобострастия и заискивания. Очень высоко ценит справедливость. Так, однажды ему показалось, что ему завысили оценку, а товарищу занизили. Он серьезно переживал, подошел к учителю, когда тот выходил, и заявил, что, может быть, и он, и товарищ - они оба не знают на «отлично», но они вместе готовили уроки и он, Анатолий, чувствовал, что товарищ материал знает лучше. «Вы уж простите меня, но я очень прошу переставить оценки: мне вместо «пяти» поставить «четыре», ему вместо «четырех» - «пять». Это будет справедливо», - заключил он свою просьбу. (По А. Г. Ковалеву, В. Н. Мясищеву. 1957.)
Тема 4. Личность.
Тесты:
Тест №1
1.Субъектом в психологии называется
а) человек как обладатель социальных качеств;
б) человек как единое природное существо, представитель вида Homo sapiens;
в) индивид или группа как источник познания и преобразования действительности, носитель активности;
г) испытуемый, принимающий участие в психологическом эксперименте.
2.Термин «личность» в психологии определяется как
а) человек, достигший высокого уровня психической зрелости;
б) психически здоровый человек, занимающийся общественно полезной деятельностью;
в) сильный, волевой человек, достигший общественного признания
г) социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности в общении и характеризующее меру представленное общественных отношений в индивиде;
3. Из перечисленного: 1 Индивидуальность личности, 2)представленность личности в системе межличностных отношений, 3)анатомо-физиологические особенности, 4) запечатление личности в других людях, ее «вклад» в них, в структуру личности входят:
а) 2,4;
б) 1,2,4;
в) 3,4;
г) 1,3.
4.Уровнем притязаний называют
а) желаемый уровень самооценки (образа «Я»), проявляющийся в степени трудности цели, которую индивид ставит перед собой;
б) степень эмоциональной напряженности перед той или иной деятельностью;
в) оценку индивидом своих возможностей в напряженной ситуации;
г) степень трудности цели, которую перед собой ставит субъект.
5.Когнитивный компонент образа «Я» - это
а) самоуважение, самокритичность, себялюбие и т.д.;
б) оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей;
в) то, каким человек должен был бы стать, чтобы соответствовать своим собственным внутренним критериям успешности;
г) представление о своих способностях, внешности, социальной значимости и т.д.;
6. Понятие «интерес» в психологии означает
а) процесс ознакомления с новой ситуацией;
б) произвольный процесс, имеющий своей целью определенную степень ознакомления с объектом;
в) непроизвольный процесс, имеющий своей целью определенную степень ознакомления с объектом;
г) мотив, способствующий ориентации в какой-либо области, ознакомлению с новыми факторами, более полному и глубокому отражению действительности.
7. Понятие «убеждения» в психологии определяется как
а) система мировоззрения личности, большая часть которой действует как бессознательные тенденции, акты,
б) установки и т.д. — устойчивые, хорошо аргументированные позиции личности
в) система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами,
г) мировоззрением система идеалов, взглядов, позиций личности
8. Психологической защитой называется
а) степень эмоциональной напряженности перед той или иной деятельностью
б) специфически ориентированное поведение, направленное на устранение того, что угрожает физической или психической целостности организма
в) психическое состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующей достижению целей
г) специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение к минимуму чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта
9. Идеальным «Я» обозначается
а) стремление быть понятным, завоевать симпатии, уважение окружающих значимых людей или же желание остаться незамеченным, скрыть свои недостатки, уклониться от оценки и критики;
б) то, каким человек желал бы стать, если бы это оказалось для него возможным;
в) желание человека строить свое поведение в верхних пределах своих возможностей;
г) то, каким человек должен был бы стать, чтобы соответствовать своим собственным внутренним критериям успешности.
10.Термин «отрицание» означает
а) вид психологической защиты, при котором информация, тревожащая человека, не воспринимается;
б) бессознательный перенос на себя чувств и качеств, присущих другому человеку и недоступных, но желательных для себя;
в) вид психологической защиты, при котором происходит обособление внутри сознания травмирующих человека факторов;
г) активное выключение из сознания неприятной информации или неприятного мотива.
11. Креативностью обозначают
а) врожденные, физиологические особенности человека, которые служат основой развития способностей;
б) общую способность к творчеству;
в) специальную способность к творчеству;
г) патологическую склонность вести себя необычно, не так как все.
12. Понятие «идентификация» в психологи связывается с
а) псевдоразумным объяснением человеком своих желаний, поступков, в действительности вызванных причинами, признание которых грозило бы потерей самоуважения;
б) бессознательным переносом на себя чувств и качеств, присущих другому человеку и недоступных, но желательных для себя;
в) видом психологической защиты, при котором происходит обособление внутри сознания травмирующих человека факторов;
г) видом психологической защиты, в котором действия, направленные на недоступный объект, переносятся на действие с доступным объектом.
13. Понятие «отчуждение» означает
а) вид психологической защиты, при котором происходит обособление внутри сознания травмирующих человека факторов;
б) бессознательный перенос на другое лицо, приписывание ему собственных чувств, желаний, переживаний, мыслей и т.д., в которых человек не может себе сознаться, понимая их социальную неприемлемость;
в) активное выключение из сознания неприятной информации или неприятного мотива;
г) вид психологической защиты, в котором действия, направленные на недоступный объект, переносятся на действие с доступным объектом.
Тест № 2.
1.Фрейдизм
а) рассматривает психологию как науку поведения;
б) рассматривает проблему развития интеллекта;
в) дает представление о человеческом организме как системе;
г) рассматривает вопрос о сексуальной жизни человека.
2.Генетическая психология Жана Пиаже
а) рассматривает проблему целого и части;
б) ставит вопрос о сексуальной жизни человека;
в) рассматривает как науку о поведении;
г) изучает структуру человеческого интеллекта.
3. Гуманистическая психология сконцентрирована на
а) изучении социальной сферы в психологии личности;
б) исследовании терапевтических приемов оптимизации жизни человека;
в) изучении здоровых и творческих людей;
г) исследовании познавательных процессов.
4.В основу научения бихевиористы положили
а) условные стимулы;
б) безусловные реакции;
в) условные реакции;
г) безусловные стимулы.
5. Главным элементом поведения для бихевиористов являются
а) врожденная установка;
б) ошибка стимула;
в) реакция;
г) связь стимула и реакции.
6. Бессознательное включает в себя
а) самую глубокую и значимую область человеческого разума, представляющую собой хранилище примитивных инстинктов побуждений, а также эмоции и воспоминания, которые были вытеснены из-за угрозы сознанию;
б) измененное состояние сознания в момент гипнотического воздействия;
в) форму обобщения инстинктивных явлений;
г) мысли и чувства, которые индивидуум не осознает в любой данный момент, но которые могут быть осознанными с небольшими затруднениями или совсем без труда.
7. Органы, специально предназначенные для восприятия ,переработки и хранения информации, называются
а) эффекторами;
б) нервно-мышечными окончаниями;
в) органами чувств;
г) рецепторами.
8.Понятие «потребность в корнях» означает
а) экзистенциальную человеческую потребность быть неотъемлемой частью социального мира, ощущать свою принадлежность к нему;
б) базисную человеческую потребность в победе над пассивностью животной природы, чтобы стать активным и творческим созидателем своей жизни;
в) потребность индивидуума в стабильной и значимой системе убеждений, позволяющих объяснять сложность социального и физического мира;
г) базисную человеческую потребность заботиться о других и принимать в них участи.
9.Суть понятия «самость» раскрывается через
а) персонификацию жизненной мудрости и зрелости;
б) бессознательную противоположность того, что индивидуум настойчиво утверждает в сознании;
в) социальную роль человека, проистекающую из общественных ожиданий и обучения в раннем детстве;
г) воплощение целостности и гармонии, регулирующий центр личности.
10. Термин «сублимация» означает
а) форму замещения, при которой импульсы ид направляются на социально приемлемую активность;
б) стремление осознавать свои инстинктивные побуждения;
в) освоенную индивидуумом систему социальных норм и стандартов поведения, полученную от родителей посредством поощрения и наказания.
11. Понятие «персона» включает в себя
а) бессознательную противоположность того, что индивид настойчиво утверждает в сознании;
б) воплощение целостности и гармонии, регулирующий центр личности;
в) социальную роль человека, проистекающую из общественных ожиданий и обучения в раннем детстве;
г) персонификацию жизненной мудрости и зрелости.
12. Самоактуализацией называется
а) процесс развития, в котором индивидуум берет на себя ответственность за максимально полную реализацию своего потенциала;
б) процесс, в котором проявляются наиболее существенные свойства личности;
в) процесс, включающий в себя здоровое развитие способностей людей, позволяющих им стать тем, кем они могут стать, а значит жить осмысленно и совершенно;
г) высший аспект жизни, достигаемый наиболее активными людьми.
13. Исследования представители психологии гештальт проводили в области
а) ощущений;
б) восприятия и мышления;
в) памяти;
г) эмоций.
Задания: