Лекция 1. Понятие об индивиде, личности, субъекте, индивидуальности
Краткое содержание лекции. Подход Б.Г. Ананьева к изучению человека как биосоциального существа. Понятия «индивид», «субъект деятельности», «личность». Первичные т вторичные свойства человека как индивида. Общие характеристики личности. Отличительные черты человека как субъекта деятельности.
Подход Б.Г. Ананьева к изучению человека как биосоциального существа. Вопросы, связанные с человеком, интересовали умы людей всегда. Современную науку интересуют проблемы здоровья человека, творчества, обучения и др. Для научного познания человека в современном мире характерны, с одной стороны, дифференциация и специализация отдельных дисциплин, с другой стороны, тенденция к объединению различных наук и методов исследования человека.
Выдающийся российский психолог Борис Герасимович Ананьев (1907-1972) предложил систему человекознания, в которой интегрированы данные различных наук о человеке. В системе человекознания выделены четыре основных понятия: индивид, субъект деятельности, личность и индивидуальность.
Понятия «индивид», «субъект деятельности», «личность». Первичные т вторичные свойства человека как индивида. Индивид – это человек как единичное, природное существо, представитель вида Homo sapiens. В данном случае подчеркивается биологическая сущность человека. Человек как индивид обладает определенными свойствами. Ананьев выделял первичные свойства индивида: возрастно-половые. (возраст или фаза жизни, половой диморфизм, свойства конституции); индивидуально-типические свойства (нейродинамические свойства мозга) и особенности функциональной геометрии больших полушарий мозга. Высшей интеграцией свойств человека как индивида является, с одной стороны темперамент, с другой стороны задатки.
Общие характеристики личности. Другое понятие, характеризующее человека как социальное существо – это понятие «личность». Личность – это общественный индивид, объект и субъект исторического процесса. В характеристиках личности наиболее полно раскрывается общественная сущность человека, определяющая все явления психического развития, включая природные особенности. В рамках данного понятия рассматриваются такие психологические свойства личности как мотивация, темперамент, способности и характер.
Отличительные черты человека как субъекта деятельности.Следующее понятие, которое выделял Ананьев при изучении человека – субъект деятельности. Главной чертой человека как субъекта, отличающей его от остальных живых существ, является сознание. Сознание – это высшая форма психического развития, присущая только человеку. Сознание определяет возможность познания, формирования целенаправленного поведения и преобразования окружающего мира.
Чаще всего понятие «субъект» употребляется вместе с понятием «объект». По С.Л. Рубинштейну, субъект есть внутреннее условие деятельности, объект – внешнее условие, природный и социальный мир. Важное свойство субъекта – его активность. Внешнее условие действует только через внутреннее. А.Н. Леонтьев, как бы полемизируя с Рубинштейном, усиливает приведенную им формулировку – не внешнее условие действует через внутреннее, но, наоборот, «внутреннее условие (субъект) действует через внешнее и этим себя изменяет». Отсюда – второе свойство субъекта – способность к изменению, преобразованию, себя, к саморазвитию.
Совокупность психических, физиологических и социальных особенностей человека с точки зрения их уникальности, своеобразия и неповторимости образует индивидуальность. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности являются анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются в процессе воспитания, имеющего общественно обусловленный характер. Разнообразие условий воспитания и врожденных особенностей человека порождает широкую вариативность проявлений индивидуальности. Индивидуальность – результат гармонического развития свойств человека как индивида, личности и субъекта.
Таким образом, понятие «индивид» характеризует человека как носителя определенных биологических свойств. Появляясь на свет, как индивид, человек включается в систему общественных отношений и процессов, в результате чего приобретает особое социальное качество – становится личностью. Включаясь в систему общественных связей, человек выступает в качестве субъекта деятельности. Особенности развития конкретного человека определяют его индивидуальность.
Ананьев говорит, что вообще развитие человека происходит гетерохронно, т.е., линии развития как субъекта, индивида и личности могут совпадать, но могут и не совпадать. Индивид всегда старше личности. Индивидом он становится с рождения, а личность появляется примерно в пять лет. Личность может распасться раньше смерти самого индивида. Гетерохронность можно различать и в других моментах. Например, вундеркинд: как индивид и личность – пятилетний, а как субъект – уже решает интегралы на уровне старшеклассника. Другим примером гетерохронности является инфантилизм: человек как индивид взрослый, а как личность – ребенок.