Синдром эмоционального выгорания и копинг-стратегии

Проблема профессионального выгорания. Термин «выгорание» введен американским психологом Х. Дж. Фрейденбергером в 1974г. для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами (пациентами) в эмоционально перегруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи.

Наиболее интенсивно синдром «burnout» начал изучаться после публикации работ Кристины Маслач (1976). Издание в 1986 году опросника «MaslachBurnoutInventory» (MBI), позволившего стандартизировать проводимые исследования, привело к тому, что изучение проблемы «выгорания» приобрело на Западе практически массовый характер.

Существуют различные подходы к определению и пониманию феномена «выгорания», в самом общем виде синдром «профессионального выгорания» рассматривается как состояние эмоционального, психического и физического истощения, развивающегося вследствие продолжительных профессиональных стрессов.

Данному состоянию в большей степени подвержены представители «коммуникативных» профессий. Многочисленные зарубежные исследования показывают, что ключевую роль в синдроме «выгорания» играют эмоционально затруднённые или напряжённые отношения в системе «человек – человек», как например, отношения между врачом и пациентом, руководителем и подчинённым, продавцом и покупателем. Ежедневное многообразие эмоционально насыщенных и когнитивно сложных ситуаций общения, высокая ответственность за резуль­тат коммуникации, частое отсутствие положительного результата – все это становится источником стрессов для всех представителей «коммуникативных» профессий.

Модели профессионального выгорания:

I. Выгорание как дистресс. Подход, согласно которому «выгорание» можно приравнять к дистрессу в его крайнем проявлении (к третьей стадии общего синдрома адаптации) – стадии истощения, рассматривает «выгорание» как результат стрессовых переживаний на рабочем месте.

С точки зрения представителей этого подхода, «выгорание» — динамический процесс, который возникает поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса.

При «профессиональном выгорании» налицо все три фазы стресса, соответственно каждой фазе возникают отдельные признаки, или симптомы, нарастающего «профессионального выгорания»:

При «профессиональном выгорании» налицо все три фазы стресса, соответственно каждой фазе возникают отдельные признаки, или симптомы, нарастающего «профессионального выгорания»:

1) нервное (тревожное) напряжение возникает в результате хронически напряженной психоэмоциональной атмосферы, необходимости проявления эмпатии при большом числе контактов, повышенной ответственности и трудности контингента;

2) резистенция, сопротивление проявляется в попытках различными способами оградить себя от неприятных впечатлений: подключение к взаимодействию с подопечными эмоций ограниченного регистра и умеренной интенсивности, сдержанные реакции на сильные раздражители, психологическое отстранение через создание физической дистанции с клиентами, использование стандартных формулировок и процедур и т.д.;

3) истощение — оскудение психических ресурсов, снижение эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным. Истощение проявляется в неадекватной экономии на эмоциях, эмоциональной черствости, равнодушии, манкировании профессиональными обязанностями. Дальнейшее развитие синдрома кристаллизуется в циничное и антигуманное восприятие клиентов и работы в целом.

II. Выгорание как механизм психологической защиты.

В.В.Бойко рассматривает «выгорание» как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.

III. Трехкомпонентная модель.

IV.Маслах рассматривает «выгорание» как трёхмерную конструкцию, включающую в себя:

1. эмоциональную истощенность: которая проявляется в эмоциональном перенасыщении, переживаниях сниженного эмоционального тонуса, утрате интереса к окружающему, особенно к профессиональной деятельности; Это притупление эмоций, эмоциональное истощение человека. Маслач пишет, что эта эмоциональная опустошенность (в наших работах – у Гришиной) приводит к ощущению тусклости самой жизни. Жизнь становится тусклой, неинтересной (а не только усталость от работы). Человек часто повторяет такие фразы: «Раньше были книги, фильмы, а сейчас и смотреть нечего». Но, на самом деле, человек и в кино не ходит, и книг не читает. Этот вывод сделан как установка на мир

2. деперсонализацию (цинизм): межличностный аспект «выгорания», который можно охарактеризовать как негативный, бездушный или чрезмерно отдаленный ответ на различные аспекты работы. Деперсонализация проявляется в деформации (обезличивании) отношений с другими людьми. Наблюдалась конфронтация с клиентами, деперсонализация клиентов. Этот признак наблюдался особо ярко в таких профессиональных сферах, как учителя, врачи (особенно зубные), психологи, полицейские, продавцы, воспитатели детских садов.

3. редукция личных достижений, или снижение профессиональной эффективности»: которые проявляются в тенденции к негативному оцениванию себя, своей компетентности; в снижении самооценки и профессиональной мотивации.

В сфере труда: редукция профессиональных достижений. Возникает чувство некомпетентности, неуверенности в своих силах, неуспехи в своей деятельности.

В жизни: потеря ценностных ориентаций. Человеку становится на все наплевать, ко всему относится с пофигизмом. Ни о чем не волноваться, не заботиться и не думать. Человек часто говорит фразы: да мне все равно; я уже старый; я раньше этим увлекался, а сейчас знаю, что это ерунда. У человека нет интересов, ощущение серости жизни начинает главенствовать.

Индивидуальные факторы, способствующие выгоранию:

· Возраст и стаж (при начале работы).

· В среднем, медицинский персонал выгорает за 1,5 года.

· Социальные работники выгорают за 2-4 года.

· Для молодых, как и для женщин, выгорание начинается с эмоционального шока. Т.е. наиболее чувствительны к выгоранию люди 19-25 лет, а также 45-50 лет. Мужчины начинают выгорать с циничности и деперсонализации.

· Женщины выгорают больше, потому что в домашней сфере большая часть обязанностей лежит на женщине.

· Семейное положение. Данных мало, но есть тенденция, что быстрее выгорают мужчины, не состоящие в браке, чем женщины.

· Больше выгорают жители больших городов (везде все успеть, высокие требования).

· Люди с более высоким статусом меньше склонны к выгоранию.

· Личностные факторы, препятствующие выгоранию:

· Хорошее, высокое, широкое образование. Оно позволяет более широко взглянуть на мир, получает больше интересов.

· Интеллигентность поведения. Если человек себя сдерживает, заранее не позволяет себе на всех орать.

· Эмоциональность. Меньше выгорают люди с развитой эмоциональной сферой. Поэтому эмоциональную сферу надо развивать, прежде всего, через приобщение к искусству.

· Чувство юмора. Умение подшутить, в том числе над собой, препятствует выгоранию.

· Локус контроля. Внутренний локус препятствует выгоранию.

· Внешние факторы, влияющие на выгорание:

· Перегрузки, сверхурочная работа. Чем их больше, тем больше человек выгорает.

· Продолжительность рабочей недели, рабочего дня.

· Количество клиентов, частота их обслуживания.

· Монотонность, рутинность труда.

· Уровень самостоятельности и ответственности. Чем он больше, тем меньше человек выгорает.

· Климат коллектива, социальная поддержка – или жесткие условия конкуренции.

· Наличие или отсутствие конфликтов (ролевых в том числе).

· Проблемы стимулирования труда.

· Заработная плата.
Феномен, противоположный выгоранию, - вовлеченность (по Маслач). Она связана с такими феноменами, как энтузиазм, энергичность, радость от работы, самореализация, самоэффективн.

Совладающее поведение (копинг-стратегии).
Проблема "копинга" (совладания) личности с трудными жизненными ситуациями возникла в психологии во второй половине ХХ века. Автором термина был А. Маслоу.

Понятие "coping " происходит от английского "соре" (преодолевать).

В российской психологии его переводят как адаптивное, совладающее поведение, или психологическое преодоление.

В настоящее время, будучи свободно употребляемым в различных работах, понятие "копинг" охватывает широкий

спектр человеческой активности - от бессознательных психологических защит до целенаправленного преодоления кризисных ситуаций. Психологическое предназначение копинга состоит в том, чтобы как можно лучше адаптировать человека к требованиям ситуации.

В настоящее время широкое распространение получила концепция преодолевающего поведения, предложенная зарубежнымиисследователями С.Фолькман и Р.Лазарус.

Данные авторы определяют копингкак когнитивные, эмоциональные и поведенческие попытки управлять специфическими внешними и/или внутренними требованиями, которые оценены как вызывающие напряжение или чрезвычайные для ресурсов человека».

Основная функция копинга, по мнению многих зарубежных и отечественных ученых состоит в адаптации человека к требованиям ситуации.

Копинг может способствовать овладению ситуацией, ослаблять или смягчать её воздействие, при этом копинг не является автоматизированным адаптивным поведением, как, например, психологические защиты.

С.Фолькман и Р.Лазарус отмечают, что важно различать автоматизированные и волевые усилия в преодолении. Когда человек сталкивается с новой ситуацией, скорее всего его реакции не будут автоматическими. Однако если с данной ситуацией сталкиваться снова и снова, то, ответы будут становиться всё более автоматизированными путём научения.

По мнению авторов, копинг - это динамический процесс с составляющими структурными элементами, т.е. копинг не является постоянным, а подвержен модификации с изменением социального контекста.

Вопрос о динамике копинга напрямую связан с проблемой прогноза того или иного поведения человека в стрессовой ситуации.

Наши рекомендации