Синдром эмоционального выгорания и копинг-стратегии
Проблема профессионального выгорания. Термин «выгорание» введен американским психологом Х. Дж. Фрейденбергером в 1974г. для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами (пациентами) в эмоционально перегруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи.
Наиболее интенсивно синдром «burnout» начал изучаться после публикации работ Кристины Маслач (1976). Издание в 1986 году опросника «MaslachBurnoutInventory» (MBI), позволившего стандартизировать проводимые исследования, привело к тому, что изучение проблемы «выгорания» приобрело на Западе практически массовый характер.
Существуют различные подходы к определению и пониманию феномена «выгорания», в самом общем виде синдром «профессионального выгорания» рассматривается как состояние эмоционального, психического и физического истощения, развивающегося вследствие продолжительных профессиональных стрессов.
Данному состоянию в большей степени подвержены представители «коммуникативных» профессий. Многочисленные зарубежные исследования показывают, что ключевую роль в синдроме «выгорания» играют эмоционально затруднённые или напряжённые отношения в системе «человек – человек», как например, отношения между врачом и пациентом, руководителем и подчинённым, продавцом и покупателем. Ежедневное многообразие эмоционально насыщенных и когнитивно сложных ситуаций общения, высокая ответственность за результат коммуникации, частое отсутствие положительного результата – все это становится источником стрессов для всех представителей «коммуникативных» профессий.
Модели профессионального выгорания:
I. Выгорание как дистресс. Подход, согласно которому «выгорание» можно приравнять к дистрессу в его крайнем проявлении (к третьей стадии общего синдрома адаптации) – стадии истощения, рассматривает «выгорание» как результат стрессовых переживаний на рабочем месте.
С точки зрения представителей этого подхода, «выгорание» — динамический процесс, который возникает поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса.
При «профессиональном выгорании» налицо все три фазы стресса, соответственно каждой фазе возникают отдельные признаки, или симптомы, нарастающего «профессионального выгорания»:
При «профессиональном выгорании» налицо все три фазы стресса, соответственно каждой фазе возникают отдельные признаки, или симптомы, нарастающего «профессионального выгорания»:
1) нервное (тревожное) напряжение возникает в результате хронически напряженной психоэмоциональной атмосферы, необходимости проявления эмпатии при большом числе контактов, повышенной ответственности и трудности контингента;
2) резистенция, сопротивление проявляется в попытках различными способами оградить себя от неприятных впечатлений: подключение к взаимодействию с подопечными эмоций ограниченного регистра и умеренной интенсивности, сдержанные реакции на сильные раздражители, психологическое отстранение через создание физической дистанции с клиентами, использование стандартных формулировок и процедур и т.д.;
3) истощение — оскудение психических ресурсов, снижение эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным. Истощение проявляется в неадекватной экономии на эмоциях, эмоциональной черствости, равнодушии, манкировании профессиональными обязанностями. Дальнейшее развитие синдрома кристаллизуется в циничное и антигуманное восприятие клиентов и работы в целом.
II. Выгорание как механизм психологической защиты.
В.В.Бойко рассматривает «выгорание» как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.
III. Трехкомпонентная модель.
IV.Маслах рассматривает «выгорание» как трёхмерную конструкцию, включающую в себя:
1. эмоциональную истощенность: которая проявляется в эмоциональном перенасыщении, переживаниях сниженного эмоционального тонуса, утрате интереса к окружающему, особенно к профессиональной деятельности; Это притупление эмоций, эмоциональное истощение человека. Маслач пишет, что эта эмоциональная опустошенность (в наших работах – у Гришиной) приводит к ощущению тусклости самой жизни. Жизнь становится тусклой, неинтересной (а не только усталость от работы). Человек часто повторяет такие фразы: «Раньше были книги, фильмы, а сейчас и смотреть нечего». Но, на самом деле, человек и в кино не ходит, и книг не читает. Этот вывод сделан как установка на мир
2. деперсонализацию (цинизм): межличностный аспект «выгорания», который можно охарактеризовать как негативный, бездушный или чрезмерно отдаленный ответ на различные аспекты работы. Деперсонализация проявляется в деформации (обезличивании) отношений с другими людьми. Наблюдалась конфронтация с клиентами, деперсонализация клиентов. Этот признак наблюдался особо ярко в таких профессиональных сферах, как учителя, врачи (особенно зубные), психологи, полицейские, продавцы, воспитатели детских садов.
3. редукция личных достижений, или снижение профессиональной эффективности»: которые проявляются в тенденции к негативному оцениванию себя, своей компетентности; в снижении самооценки и профессиональной мотивации.
В сфере труда: редукция профессиональных достижений. Возникает чувство некомпетентности, неуверенности в своих силах, неуспехи в своей деятельности.
В жизни: потеря ценностных ориентаций. Человеку становится на все наплевать, ко всему относится с пофигизмом. Ни о чем не волноваться, не заботиться и не думать. Человек часто говорит фразы: да мне все равно; я уже старый; я раньше этим увлекался, а сейчас знаю, что это ерунда. У человека нет интересов, ощущение серости жизни начинает главенствовать.
Индивидуальные факторы, способствующие выгоранию:
· Возраст и стаж (при начале работы).
· В среднем, медицинский персонал выгорает за 1,5 года.
· Социальные работники выгорают за 2-4 года.
· Для молодых, как и для женщин, выгорание начинается с эмоционального шока. Т.е. наиболее чувствительны к выгоранию люди 19-25 лет, а также 45-50 лет. Мужчины начинают выгорать с циничности и деперсонализации.
· Женщины выгорают больше, потому что в домашней сфере большая часть обязанностей лежит на женщине.
· Семейное положение. Данных мало, но есть тенденция, что быстрее выгорают мужчины, не состоящие в браке, чем женщины.
· Больше выгорают жители больших городов (везде все успеть, высокие требования).
· Люди с более высоким статусом меньше склонны к выгоранию.
· Личностные факторы, препятствующие выгоранию:
· Хорошее, высокое, широкое образование. Оно позволяет более широко взглянуть на мир, получает больше интересов.
· Интеллигентность поведения. Если человек себя сдерживает, заранее не позволяет себе на всех орать.
· Эмоциональность. Меньше выгорают люди с развитой эмоциональной сферой. Поэтому эмоциональную сферу надо развивать, прежде всего, через приобщение к искусству.
· Чувство юмора. Умение подшутить, в том числе над собой, препятствует выгоранию.
· Локус контроля. Внутренний локус препятствует выгоранию.
· Внешние факторы, влияющие на выгорание:
· Перегрузки, сверхурочная работа. Чем их больше, тем больше человек выгорает.
· Продолжительность рабочей недели, рабочего дня.
· Количество клиентов, частота их обслуживания.
· Монотонность, рутинность труда.
· Уровень самостоятельности и ответственности. Чем он больше, тем меньше человек выгорает.
· Климат коллектива, социальная поддержка – или жесткие условия конкуренции.
· Наличие или отсутствие конфликтов (ролевых в том числе).
· Проблемы стимулирования труда.
· Заработная плата.
Феномен, противоположный выгоранию, - вовлеченность (по Маслач). Она связана с такими феноменами, как энтузиазм, энергичность, радость от работы, самореализация, самоэффективн.
Совладающее поведение (копинг-стратегии).
Проблема "копинга" (совладания) личности с трудными жизненными ситуациями возникла в психологии во второй половине ХХ века. Автором термина был А. Маслоу.
Понятие "coping " происходит от английского "соре" (преодолевать).
В российской психологии его переводят как адаптивное, совладающее поведение, или психологическое преодоление.
В настоящее время, будучи свободно употребляемым в различных работах, понятие "копинг" охватывает широкий
спектр человеческой активности - от бессознательных психологических защит до целенаправленного преодоления кризисных ситуаций. Психологическое предназначение копинга состоит в том, чтобы как можно лучше адаптировать человека к требованиям ситуации.
В настоящее время широкое распространение получила концепция преодолевающего поведения, предложенная зарубежнымиисследователями С.Фолькман и Р.Лазарус.
Данные авторы определяют копингкак когнитивные, эмоциональные и поведенческие попытки управлять специфическими внешними и/или внутренними требованиями, которые оценены как вызывающие напряжение или чрезвычайные для ресурсов человека».
Основная функция копинга, по мнению многих зарубежных и отечественных ученых состоит в адаптации человека к требованиям ситуации.
Копинг может способствовать овладению ситуацией, ослаблять или смягчать её воздействие, при этом копинг не является автоматизированным адаптивным поведением, как, например, психологические защиты.
С.Фолькман и Р.Лазарус отмечают, что важно различать автоматизированные и волевые усилия в преодолении. Когда человек сталкивается с новой ситуацией, скорее всего его реакции не будут автоматическими. Однако если с данной ситуацией сталкиваться снова и снова, то, ответы будут становиться всё более автоматизированными путём научения.
По мнению авторов, копинг - это динамический процесс с составляющими структурными элементами, т.е. копинг не является постоянным, а подвержен модификации с изменением социального контекста.
Вопрос о динамике копинга напрямую связан с проблемой прогноза того или иного поведения человека в стрессовой ситуации.