Диагностика отклоняющегося поведения
Диагностика психических состояний
Тест-опросники тревожности
1) Методика «Выбери нужное лицо» (Р. Теммпл, Е. Амен, М. Дорки) используется нами для диагностики уровня тревожности у дошкольников.
2) Проективная (картинки) методика «Школьная тревожность» А.М. Прихожан для детей 6-9 лет.
3) Шкала явной тревожности СМАS А. Кастанеда для детей 8-12 лет.
4) Шкала личностной тревожности А.М. Прихожан для детей 10-12 лет и 13-16 лет.
5) Тест-опросник школьной тревожности С. Филлипса для детей 10-17 лет. Позволяет выявить общую тревожность в школе, переживание социального стресса, фрустрацию потребности в достижении успеха, тревожность в отношении с учителями, одноклассниками, страх ситуации проверки знаний и самовыражения, страх несоответствовать ожиданиям окружающих и др.
6) Школа ситуативной и личностной тревожности Ч.Д. Спилберга – Ю.Л. Ханина для старших подростков и взрослых.
7) Тест-опросник тревожности Тейлора в адаптации Т.А. Немчинова для старших подростков и взрослых.
Опросники личностных черт
1) Многофакторный личностный опросник Р. Кеттела. Детский вариант для младших школьников (выявляет 12 личностных черт), юношеский вариант для подросткового возраста (выявляет 14 личностных черт), взрослый вариант (выявляет 16 личностных черт).
Пример 16 личностных факторов из взрослого опросника: А (замкнутость – общительность или шизотимия – аффектотимия); В (низкий интеллект – высокий интеллект); С (эмоциональная неустойчивость – эмоциональная устойчивость или слабость Я – сила Я); Е (конформность – доминантность); F (сдержанность – экспрессивность); G (низкое супер-эго – высокое супер-эго) – ленивый или эмоционально дисциплинирован; Н (робость – смелость); I (жесткость – чувствительность); L (доверчивость – подозрительность); М (практичность – мечтательность) – развитое конкретное мышление, реалистичный или умение оперировать абстрактными понятиями, ориентирован на внутренний мир, богатое воображение; N (прямолинейность – дипломатичность) – откровенный, бестактный, естественный, наивный, эмоциональный или изысканный, проницательный, осторожный, хитрый; О (спокойствие – тревожность); Q1 (консерватизм – радикализм) – сопротивление переменам, устойчивый по отношению к переменам или свободомыслие, восприимчивость к переменам, к новым идеям, недоверие к авторитетам; Q2 (зависимость от группы – самодостаточность) – несамостоятельность или самостоятельность; Q3 (низкий самоконтроль – высокий самоконтроль) – недисциплинирован или волевой, самолюбивый; фактор Q4 (расслабленность – напряженность) – вялый, апатичный или собранный, возбужденный;
Кроме того, отдельные факторы можно объединить в блоки по трем направлениям: 1) интеллектуальный блок: факторы: В; М; Q 1; 2) эмоционально-волевой блок: факторы: С; I; О; Q3 ;Q4; G; 3) коммуникативный блок: факторы: А; Н; F; L; Е; Q2; N.
Опросники изучения хпрпктера
1. Патохарактерологический опросник (ПДО) А.Е. Личко. Позволяет выявить акцентуации характера у подростков и юношей 12-18 лет. Типы: гипертимный, циклоидный, лабильный, астено-невротический, сензитивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый, конформный.
2. Опросник выявления акцентуированных типов личности (акцентуаций характера) Х. Шмишека. В основе концепция К. Леонгарда. Предназначен для подростков и взрослых. Типы: демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый, гипертимический, дистимический, тревожный, циклотимический, экзальтированный, эмотивный.
Диагностика ценностных ориентаций
1) Тест опросник «Реальная структура ценностных ориентаций С.С. Бубновой. Автор выделяет следующие полиструктурные ценностные ориентации: отдых; материальное благосостояние; поиск и наслаждение прекрасным; помощь и милосердие; любовь; познание в мире, природе, человеке; высокий социальный статус; признание и уважение; социальная активность; общение; здоровье. Для старших подростков и взрослых.
2) Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича. Выявляет 2 класса ценностей: терминальные (цели) и инструментальные (средства). Для подростков и взрослых.
3) Методика «Пословицы» С.М. Петровой. Предназначена для подростков.
4) Тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева. Результаты обрабатываются по 5 шкалам: цели жизни, процесс (интерес, эмоциональная насыщенность) жизни, результат (удовлетворенность) жизни, локус контроля-Я (уверенность в способности контролировать собственную жизнь), локус контроля-жизнь (убежденность в возможности управлять жизнью). Для старших подростков и взрослых.
Диагностика отклоняющегося поведения
1) Психодиагностика отклоняющегося поведения (А.Н. Орел). Определяет склонность к преодолению норм и правил, склонность к аддиктивному поведению, к саморазрушающему поведению, к агрессии и насилию, волевой контроль эмоциональных реакций, склонность к деликвентному поведению.
2) Экспертная (оценивается диагностика социально-педагогической запущенности детей (Р.В. Овчарова).
3) Диагностика поведенческих расстройств и отклонений с помощью опросника Ахенбаха.
4) Диагностика агрессивного поведения:
- опросник показателей и форм агрессии Басса – Дарки для подростков (выявляет физическую, вербальную, косвенную формы агрессии, негативизм, раздражение, подозрительность, обиду, чувство вины;
- проективный «Тест руки» Вагнер (для подростков и взрослых) выявляет уровень коммуникативной агрессивности ;
- опросник определения интегральных форм коммуникативной агрессивности В.В. Бойко (для старших подростков и взрослых) выявляет спонтанность агрессии, неспособность тормозить агрессию, провокацию агрессии у окружающих, удовольствие от агрессии, аутоагрессию и др.).