Профилактика нарушений зрения у детей
К общим профилактическим мероприятиям, направленным на охрану зрения, относится проведение широких мер по охране здоровья матери и ребенка, борьбе с детским травматизмом, предупреждению и своевременному рациональному лечению инфекционных и других тяжелых заболеваний, которые могут быть причиной стойких нарушений зрительных функций у детей.
Основные мероприятия профилактики нарушений зрения.
Контроль за достаточной освещенностью класса (всех помещений воспитательской группы). Соблюдение санитарно-гигие-нических норм освещенности помещений для учебных занятий и других помещений, в которых регулярно находятся дети; правильное использование как искусственного, так и естественного освещения. Контроль за состоянием осветительных приборов в помещениях образовательных учреждений.'
• Соблюдение детьми правильного режима дня, полноценное питание, достаточное (не менее 2-Зх часов) пребывание на свежем воздухе в условиях естественного освещения.
• Предупреждение переутомления зрения. Соблюдение рационального (адекватного с физиологической точки зрения для детей каждой возрастной группы) режима «зрительных нагрузок» - на учебных занятиях и вне их; при просмотре теле- и видеопрограмм, при работе с компьютером (игры, развивающие занятия и др.). Правильное дозирование нагрузок на зрение - соблюдение «физиологических норм» непрерывной и общей зрительных нагрузок, установленных специальными медицинскими исследова-
См.: Атаулов И.А., Масленников М..М. Санитарпо-гигиеническое обеспечение обучающихся и работников образовательных учреждений-Методические рекомендации. — М., 2005 и др. 136
ЯМИ) - при восприятии наглядного материала, теле- и видеопрог-
рамм. [Для старших дошкольников и младших школьников с ослабленным зрением «объем» непрерывной («одноразовой») длительной нагрузки составляет не более 12-15 минут; а общей -С00тветственно 20-30 минут.]
, Правильная организация учебной и внеучебной (предметно-практической) деятельности детей в плане предупреждения зрительных перегрузок и профилактики нарушений зрения у детей.
Соблюдение физиологических и гигиенических норм, регламентирующих правильное положение ребенка за учебным столом (правильная позиция, положение рук, туловища и головы), соблюдение оптимального расстояния от глаз до объекта восприятия (книга, тетрадь) или объекта, являющегося предметом практической деятельности.
• Использование специальных методов профилактики нарушений зрения у детей, методов сохранения и укрепления зрения (специальных упражнений по методу У. Бейтса, по клинико-педа-ческим системам М. Корбет, В.В. Базарного и др.). * » Профилактика детского травматизма. Предупреждение травм головы (как фактор «риска» возникновения нарушений зрения особенно опасны травмы затылочной области, а в отношении нарушений слуха -- височной области доминантного полушария головного мозга ), травматизма периферических органов зрения и слуха: глаз, наружного и среднего уха (механические повреждения, термическое и химическое воздействие и др.).
В связи с этим большое значение имеет правильная организация предметно-практической и игровой (прежде всего коллективной) деятельности детей, а также проведение соответствующей разъяснительной работы с родителями детей, посещающих образовательное учреждение.
В системе мероприятий по сохранению и укреплению здоровья у детей гигиена зрения имеет особое значение. Среди этих Мероприятий важное место занимают: достаточное и рациональное освещение в учебных помещениях и в домашних условиях, Равильная посадка
время занятий, регулирование продолжительности и характера зрителньной работы, соблюдение режима дня, предупреждение переутомления зрения, которое может повлечь за собой его расстройство, в частности близорукость.
Работа с наглядными пособиями в детском саду и начальной школе должна удовлетворять гигиеническим требованиям. Рас сматриваемые предметы (книга, картинки и др.) следует располагать по отношению к глазам ребенка не ближе 30 см. Желательно, чтобы картинка находилась в наклонном положении под углом 45 градусов. Наглядные пособия и иллюстративный материал должны быть четко выполнены и достаточных размеров. Не следует использовать картинки на цветной бумаге: рассматривание их может утомить зрение; детей; лучший фон - белый или серый.
Очень важно раннее выявление зрительных нарушений у детей. При этом необходимо учесть, что небольшая степень дальнозоркости нередко не замечаемся ребенком, так как она компенсируется путем усиления преломляющей способности глаза. Однако при отсутствии коррекции (очки) постоянное напряжение аккомодации приводит к явлениям утомления глаз, появлению головной боли, тупой боли в (области лба и около глаз), чувства давления в глазах. Буквы при 'чтении сливаются, становятся неясными. Перерыв в зрительной работе временно устраняет эти ощущения, но при возобновлении занятий они возникают снова. Эти явления обусловлены перенапряжением ресничной (аккомодационной) мышцы глаза. При появлении указанных симптомов необходимо обследование ребенка у врача-специалиста.
В ряде случаев нарушение зрения обусловлено наличием опухоли мозга. Чаще всего это.) врожденные доброкачественные опухоли, расположенные в области мозжечка, В связи с медленным ростом они в течение длительного времени не дают явных проявлений, но в дальнейшем, 1в определенный период развития, у ребенка появляются симптомы снижения зрения, головные боли, утомляемость и др. В этот случае также необходимо тщательное, прежде всего офтальмологическое обследование.
В раннем выявлении нарушений зрения у детей и в преду- преждении зрительных расстройств большая роль принадлежит педагогам и воспитателям дошкольных и школьных учреждений.
РазделVI. Организации и содержание коррекционной педагогической работы с детьми, имеющими задержку психического развития