Основные направления развития человека. Психика и психические функции. Филогенез и онтогенез
Психология.
- Психология как наука. История развития представлений о предмете психологии.
ВВЕДЕНИЕ
Психология – (psyche- душа, и logos-наука)- одна из основных наук о человеке. Она возникла еще в древней Греции, на рубеже VII-VI вв. До н. э, когда люди впервые начали задаваться вопросами о значении души, о различиях в душах животных и человека, о функциях и способностях души.
Для чего изучают психологию? Все мы живем среди людей и волей обстоятельств должны понимать, учитывать психологию людей, учитывать свои индивидуальные особенности психики и личности. Все мы в той или иной степени психологи. Но наша житейская психология только выиграет и обогатится, если мы дополним ее научными психологическими знаниями.
Психология прошла длинный путь развития, происходило изменение понимания объекта, предмета и целей психологии.
Психологию определяют как научное исследование поведения и внутренних психических процессов и практическое применение получаемых знаний.
ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА
Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей.
В научном употреблении термин «психология» появился впервые в XVI вв. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т. е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в XVII—XIX вв.,сфера исследований психологов значительно расширилась, включив в себя неосознаваемые психические процессы (бессознательное) и деятельность человека.
В XX столетии психологические исследования вышли за рамки тех явлений, вокруг которых они на протяжении веков концентрировались. В этой связи название «психология» отчасти утратило свой первоначальный, достаточно узкий смысл, когда оно относилось только к субъективным, непосредственно воспринимаемым и переживаемым человеком явлениям сознания. Однако до сих пор по сложившейся веками традиции за этой наукой сохраняется ее прежнее название.
С XIX в. психология становится самостоятельной и экспериментальной областью научных знаний.
Что же является предметом изучения психологии? Прежде всего психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления. С помощью одних, таких, например, как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками. Их называют психическими свойствами и состояниями личности, включают в их число потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и сознание. Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений и, в свою очередь, зависимость формирования и развития психических явлений от них.
Человек не просто проникает в мир с помощью своих познавательных процессов. Он живет и действует в этом мире, творя его для себя с целью удовлетворения своих материальных, духовных и иных потребностей, совершает определенные поступки. Для того чтобы понять и объяснить человеческие поступки, мы обращаемся к такому понятию, как личность.
В свою очередь психические процессы, состояния и свойства человека, особенно в их высших проявлениях, вряд ли могут быть осмыслены до конца, если их не рассматривать в зависимости от условий жизни человека, от того, как организовано его взаимодействие с природой и обществом (деятельность и общение). Общение и деятельность также поэтому составляют предмет современных психологических исследований.
Психические процессы, свойства и состояния человека, его общение и деятельность разделяются и исследуются отдельно, хотя в действительности они тесно связаны друг с другом и составляют единое целое, называемое жизнедеятельностью человека.
Изучая психологию и поведение людей, ученые ищут их объяснение, с одной стороны, в биологической природе человека, с другой — в его индивидуальном опыте, с третьей — в законах, на основе которых строится и по которым функционирует общество. В последнем случае исследуется зависимость психики и поведения человека от места, занимаемого им в обществе, от существующей социальной системы, строя, методов обучения и воспитания, конкретных отношений, складывающихся у данного человека с окружающими людьми, от той социальной роли, которую он играет в обществе, от видов деятельности, в которых непосредственно участвует.
Кроме индивидуальной психологии поведения в круг явлений, изучаемых психологией, входят и отношения между людьми в различных человеческих объединениях — больших и малых группах, коллективах.
Подводя итог сказанному, представим в виде схемы основные типы явлении, которые изучает современная психология (рис. 1).
Рис. 1. Общие понятия, с помощью которых описываются явления, изучаемые в психологии.
На рис. 1 обозначены основные понятия, через которые определяются явления, изучаемые в психологии. С помощью этих понятий формулируются названия двенадцати классов явлений, изучаемых в психологии. Они перечислены в левой части табл. 1. В правой ее части приведены примеры конкретных понятий, характеризующих соответствующие явления .
Заметим, что многие из явлений, изучаемых в психологии, нельзя безоговорочно отнести только к одной группе. Они могут быть как индивидуальными, так и групповыми, выступать в виде процессов и состояний. По этой причине в правой части таблицы некоторые из перечисленных феноменов повторяются.
ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ
Предметом психологии являются факты психической жизни, механизмы и закономерности психики человека и формирование психологических особенностей его личности как сознательного субъекта деятельности и активного деятеля социально-исторического развития общества.
История человечества состоит из периодов, характеризующихся качественным изменением условий жизни, бытия, чередованием событий. Вместе с тем — это процесс последовательных качественных изменений состояния сознания, включенного в общественную жизнь людей и представленного религией и теологией, господствующим мировоззрением и философией, открытиями и наукой. Психология сравнительно недавно выделилась в самостоятельную отрасль научного знания.
Тому способствовало колоссальное несоответствие между знанием о себе и об окружающем мире, необходимость понять механизм отражения внешнего во внутреннее, установить закономерности взаимосвязи идеального и реального, соотношения субъективного и объективного, гармонии души, Духа и тела.
Значительный импульс для выделения в самостоятельную научную дисциплину психология получила и от сложившегося понимания физического здоровья индивида и накопившихся наблюдений о влиянии состояния души на состояние тела.
Изучение состояний, изменений, проявлений сознания в действиях, поведении, деятельности, их объяснение и прогнозирование остается актуальным и сегодня и обусловливает поиск системных подходов, системообразующих, методов структурирования накопленного знания. Долгие годы с разной степенью обострения велись философские дискуссии о первичности-вторичности бытия-сознания. Философия материализма отводила сознанию функцию отражения бытия, утверждая приоритеты материального, обусловливающего процессы в сознании, детерминирующего их. Философия идеализма утверждала противоположную детерминацию — обусловленность событий сознанием. Эти философские концепции выражали противоположные позиции, достигшие крайностей, и породили множество психологических теорий, не поддающихся согласованию между собой. В начале XX века философским баталиям был положен конец. Открытый Н. Бором (1927 г.) принцип дополнительности (комплементарности) перечеркнул в очередной раз «основной вопрос» философии.
Универсальное правило, сформулированное Н. Бором, — «Противоположности — не противоречия, они дополнения» — послужило новой методологией не только для естественных, но и гуманитарных наук. Оно сформировало новую методологию для развития психологических теорий, новую логику рассмотрения структуры систем, новое мышление, новую технологию коммуникаций и поведения. Принцип дополнительности служит методологическим основанием теории самоорганизующихся систем (синергетики), самой сложной из которых является человек со своим сознанием, динамичность состояния которого можно описать на шкале: «хаос — порядок». Самоорганизация предполагает вместо борьбы противоположностей, неизбежно влекущей разрушение, переход к их взаимному дополнению, созиданию, сотрудничеству, сотворчеству. Новая философия предполагает самостоятельность, самоопределение — свободу выбора решений, правил, способов поведения и деятельности, понимания всего внутреннего (самого себя) и внешнего (конкретных ситуаций), их дополнение и взаимопроникновение. Все это — процессы самоорганизации сознания.
Новая психологическая парадигма, основанная на синергетических подходах, требует прежде всего системного подхода в понимании сущности сознания, которое нельзя рассматривать вне зависимости от окружающего мира, его структуры и наполнения. 1. Каждый из нас часть природы, ее вид, причем особенный, называемый индивидом. Сознание индивида обусловлено природой, рождением, родом, т.е. обладает свойствами, переданными по наследству. Специфично сознание женщины и мужчины (не зря мы говорим «женская логика», «мужской поступок»), отличительные черты вносит в сознание возраст (вспомните пословицу: «Если бы молодость знала, если бы старость могла»), как наследственный признак проявляется темперамент и отдельные черты характера. Доказано, что взаимодействие с природой обусловливает состояние здоровья, психического (души) и физического (тела), так же, как доказана их взаимосвязь и взаимовлияние.
Все это определяет индивидуальность каждого из нас, как во внешнем виде, так и во внутреннем образе, которые дополняют друг друга, находятся во взаимосвязи, взаимозависимости, взаимообусловленности.
Неодухотворенное лицо не может быть красивым, а если такая красота и признается, то называется холодной.
2. Индивиды, вступая во взаимодействие, обретают определенную значимость для себе подобных, обретают социальное лицо. Общение, взаимодействие с другими людьми наполняет сознание определенным содержанием, образуя его социальную сущность. В социуме каждый предстает как личность, которая приносит другим определенную пользу, размер которой и определяется личностностью и сопровождается соразмерным уважением (обратите внимание на близость с понятием важность). Кто-то уважению уделяет больше внимания, кто-то меньше. Кто-то его добивается целенаправленно разнообразными средствами, к кому-то оно приходит само собой, но соразмерно заслугам перед социумом (личность — семья — группа — общность — общество — мировое сообщество). В этом процессе становления личности, обретения индивидом личностности немалое значение имеют особенности индивида, подбирающего для себя «социальные мундиры», которые не могут быть ни велики и ни малы, а должны быть в самый раз. Личностная позиция проявляется во множестве социальных ролей (пассажир, покупатель, ученик, учитель и т.д.), которые либо краткосрочны, либо долгосрочны и требуют от индивида способности владеть этой ролью, научиться ее исполнять. Плохое исполнение воспринимается окружающими как плохое поведение. Именно социальную составляющую нашей жизни характеризует мудрое высказывание У. Шекспира: «Вся жизнь — театр, все женщины, мужчины в ней — актеры». Груз исполнения социальных ролей напрягает, влияет на состояние психического здоровья, а через него и физического. Это важно понимать и отслеживать соответствие социальной ноши собственным способностям, регулировать их, уравновешивать.
3. Особенность индивида состоит в том, что рождается он с предрасположенностью к мышлению, производству собственных мыслей, творчеству, разумности, духовности, что и составляет в сознании человеческое, духовную сущность, что придает индивиду особый статус «гомо сапиенс» — человека разумного. Это еще одна детерминация сознания — причастность к духовному пространству. Так же, как природу и социум изучает множество разных наук, духовность является объектом исследования для философии и религии, психологии и педагогики, человековедения, культурологии и других наук, каждая из которых старается объяснить свой особый аспект, соответствующий своему предмету. Ограничимся и мы в нашей учебной дисциплине рассмотрением понятий сообразно предмету психологии, изучающей дух, душу, сознание, его статику и динамику, процессы и явления, правила и закономерности. Рассмотрим место, роль и влияние духа на все пространство сознания во внутреннем и внешнем, на его проявление в действиях, поведении, деятельности. Проявление духовной составляющей в позиции, целях, содержании, методах, результате осознания отличает деятельность одного от деятельности другого, характеризует степень гуманизации социальных процессов, демократизации социальных отношений. А состояние духа конкретного человека определяет степень его уверенности, гуманности и других проявлений состояния сознания. Некоторые отождествляют «дух» с запредельным, трансцендентным, божественным и потому не одобряют его упоминание всуе. Вероятно, они правы, как правы и те, кто не представляет нашу обыденную жизнь без духовности, понимает ее каждодневное влияние на конкретные события и ратует за то, чтобы вернуть ее в нашу жизнь, распространить и усилить. Наверное, у каждого есть свое субъективное представление о духе в нашем сознании и бытии, и это хорошо, потому что свидетельствует об определенном интересе к данному вопросу и, стало быть, к тому, что думают по данному поводу другие. Например, Л.Н. Толстой определил дух как стержень сознания. Вполне приемлемый образ, ибо, когда нам не хватает веры и силы — мы говорим «пал духом», «духа не хватило», и наоборот, слова «сильный духом», «воспрял духом» говорят об обретении твердости, уверенности, способности к действиям. Именно в духе существует вера, надежда, любовь, и проявляется он, по словам
Н.А. Бердяева, «в свободе, творчестве, любви». Вопросу духа и духовности посвящено огромное количество размышлений в культуре восточной и западной, и соединяющей их культуре российской. Все сходятся, например, в том, что дух поднимает над обыденным, над бытием, событиями, именно он выделяет человека из природы, позволяет «не оскотиниться».
Все пространство сознания можно условно представить в виде трех составных частей: пространство бессознательного (подсознание, душа), собственно сознание, где происходят процессы осознания, и сверхсознание — пространство, где «душа одухотворенная» (Ф.М. Достоевский). Психология также может быть разделена на психологию бессознательного, психологию осознания, психологию духа. Наш курс, связывающий психологию с педагогикой, будет посвящен в большей степени изучению процессов осознания, которые изменяют внутренний образ и потому могут быть названы образовательными процессами.
В отношениях с окружающим миром человек выступает как субъект собственных действий, взаимодействий. Его субъектность в осознании взаимодействий с миром можно описать по цепочке:
- осознание состояния своего сознания (внутреннего);
- осознание окружающего мира (внешнего);
- осознание контакта с окружающим миром (взаимодействие внутреннего и внешнего);
- осознание влияния взаимодействия на состояние сознания (внутреннего).
В этих отношениях присутствуют сложные связи субъективного и объективного, идеального и реального, внутреннего и внешнего, духовного и материального, сознания и бытия.
Психология изучает сознание как причину и следствие взаимодействия субъекта с окружающим миром, внутренние и внешние влияния на состояние сознания. Его живое состояние предполагает постоянное изменение и, стало быть, процессы роста, в которых рождается и преобразуется некоторая информация; будучи усвоенной, она становится внутренним знанием, содержанием.'
В процессе переработки информации об окружающем мире и о себе в нем появляется новый продукт, новое знание, новое содержание. Удовлетворенность рожденным, радость и гордость от заглядывания в себя (инсайд), вера в истинность порождают состояние творца, божественного, укрепляют дух. Это творческое состояние соединения чувства и мышления. Указанные процессы чаще носят непроизвольный характер.
Вместе с тем имеют место не только естественные, но и искусственные, волевые процессы. Воля как психический механизм характеризует процессы, которые называют произвольными: произвольное внимание, т.е. сопровождаемое установкой «обратить внимание», произвольное восприятие — «воспринять», произвольная память — «запомнить». Эти психические процессы происходят под контролем, под управлением, в них отслеживается результат. Такого типа процессы отличаются включенностью в деятельность. Психика в деятельности характеризуется не только состоянием, но и процессами, главный среди которых — осознание, включающее в себя осознание мотивов («для чего?»), содержания («что?») и способов деятельности («как?»). Этот процесс может носить импульсивный, неорганизованный характер, когда во время деятельности возникает тот или иной из перечисленных вопросов, в разные моменты, в разной последовательности. А может быть четко организован циклом осознания действий «до» и «после» их свершения, последовательными ответами на вопросы: «для чего?», «что?», «как?».
Человечество, вступившее в новое тысячелетие, накопило огромный объем информации. Ее систематизация отразилась в отраслях научных знаний об окружающем мире. А что человек знает о себе? Эти знания сфокусированы в системе психологической науки, которая в XX в. получила статус самостоятельной отрасли научного знания, встала на путь систематизации имеющихся знаний о человеческой душе, сознании, об отношениях человека с окружающим миром. Предмет психологии, т.е. то, что является для психологии сферой исследования, стремительно расширяется.
• Семантика слова «психология» определяет ее предмет как учение о душе («псих» — душа, «логос» — учение).
• Затем психология расширила свой предмет и изучает сознание, семантический смысл которого — сопряженный непрерывный переход информации в знание (сознание).
• На следующем этапе психология опять расширила свой предмет и, разомкнув круг сознания, поставила вопрос о психических процессах и явлениях, обусловленных взаимовлиянием внутреннего и внешнего.
• Дальнейшее расширение предмета исследования произошло в процессе рассмотрения психологии коллективного субъекта (семьи, группы, коллектива, общества) и деятельности. Расширение предмета психологии по изучению понятия «деятельность» было новым этапом, в котором немалые заслуги принадлежат советской психологии. Сегодня можно сказать, что психология изучает не только замкнутую систему сознания, его структуру и функции, но и его отношения с миром внешним, предметным, объективным. Методы исследования внешнего мира, направленные на изучение мира внутреннего, стали методами психологических исследований. Накопление знаний о душе, которое происходило в процессе осознания человеком самого себя, послужило первым этапом зарождения психологической науки как части философского знания. Осознав априорный характер категории «душа», заданный природой, наука породила категорию «сознание», имеющее в силу своей сложности разнообразное трактование: в семантическом смысле — это накопление знаний (сознание: знание + знание +...), их субъективное соединение во внутреннем мире; в философском смысле согласно теории отражения «сознание — высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира»; в технологическом смысле сознание — формирование субъективной модели объективного мира; в гносеологическом — сознание определяет отношение к миру, оно содержит компоненты: природный — генетическую информацию; социальный — информацию, впитанную в социальном общении; духовный — информацию, произведенную собственным разумом — понимание, озарение.
Второй этап становления психологической науки — накопление информации о человеческом сознании. Многочисленные усилия сделать сознание прозрачным, простым для понимания оказались неадекватными результату. Сфера сознания продолжала оставаться загадочной, «вещью в себе» и породила психологическое направление — бихевиоризм, который от безысходности попыток проникнуть в суть сознания, поставить эксперимент, провести измерения, т.е. организовать научные исследования известными методами, объявил предметом психологии — поведение как внешнее проявление сознания, как совокупность действий. Такой подход позволял ставить эксперименты, проводить наблюдения, т.е. опираться на факты проявления особенностей сознания. Изучение поведения преодолело узость предмета психологии, расширило его границы, обеспечило возможность соединения внутреннего и внешнего, изучения отношений субъективного и объективного. Однако достоинство, нарушив меру, превратилось в недостаток. Излишняя материализация объяснения духовных процессов породила несоответствие, проблему, конфликт. Бихевиоризм подвергся критике за чрезмерный механицизм в объяснении поведения и снова встал вопрос о предмете психологии. И здесь опять оказалась востребованной философская парадигма отношений бытия и сознания. Единство сущности и явления, выражающееся в отношениях идеального и реального, отразилось в понимании осознанности действия.
• Функция осознания целей проявляется в реальной деятельности как самоопределение, основанное на соответствии внутреннего и внешнего, потребностей и условий. Эти процессы получили название мотивации (активизации внутренних потребностей), адаптации (приспособления к внешним условиям).
• Функция осознания критериев деятельности, их выбора в собственном внутреннем содержании и соотнесения с внешними нормами, правилами деятельности — также предполагает философское понимание отношений сознания и бытия как отношений теории и практики в их современном состоянии.
• Функция осознанности способов деятельности проявляется в осознании метода, соотнесенного с осознанием собственных способностей.
Таким образом, связь внутреннего и внешнего состоит из «прямой» и «обратной». Первичное осознание — проектирование действия, вторичное осознание — рефлексия, осознание после совершения действия. Взаимопроникновение этих процессов предполагает осознание собственного сознания, что философия называет самосознанием. Если говорить о современном состоянии предмета психологии, то вероятно — это самосознание. Самосознание предполагает осознание природной компоненты («оставаться самим собой»), осознание себя как личности («иметь свое лицо»), осознание собственного духа (уметь поддерживать «стержень сознания — дух», силу духа).
2. Основные направления развития человека. Психика и психические функции. Филогенез и онтогенез. Развитие культурной среды человека.
Основные направления развития человека. Психика и психические функции. Филогенез и онтогенез.
Прежде, чем перейти к основному содержанию курса «Теоретические основы развивающего обучения», необходимо уточнить цель курса. Ключевым в названии курса является сочетание слов «развивающее обучение». Начнем с того, что вспомним, что обучением называется процесс, в результате которого учащийся приобретает новые знания, умения и навыки, развивает способности, овладевает новыми способами и видами деятельности (ЗУНС). Обучение, обусловливающее процесс индивидуального и личностного развития человека можно назвать развивающим обучением.
Когда говорят о развитии человека, обычно рассматривают не развитие вообще, а лишь некоторые его отдельные направления. Чаще всего в педагогике упоминают следующие основные направления развития человека (рис. 1):
· физическое,
· интеллектуальное,
· этическое,
· социальное,
· эстетическое.
Каждое из этих направлений, безусловно, заслуживает отдельного внимания, и для каждого из них существуют свои методы развивающего обучения. Однако целесообразно поискать некоторую общую теоретическую основу этих методов, найти общие закономерности развития, вне зависимости от вида направления развития.
Если сравнить приведенные выше направления развития между собой, то можно заметить, что все они так или иначе связаны с различными сторонами поведения человека. Поведение человека регулируется особым механизмом, который называется психикой. И эмоция, вызываемая произведением искусства, и героический поступок, и решение сложной математической задачи все это суть поведенческие явления, которые возникают и управляются психикой человека.
Итак, психика — свойство организма отражать объективную реальность и на основе формируемого при этом психического образа целесообразно регулировать поведение субъекта.
Все поведенческие проявления, как наблюдаемые, так и скрытые определяются психикой, зависят от психики, то есть являются психическими функциями.
К психическим функциям относятся и простейшие реакции типа отдергивания руки при прикосновении к горячему чайнику и такие сложные внутренние процессы как размышления по поводу решения научной проблемы.
Таким образом, психика является своеобразным дирижером, под руководством которого функционирует как весь организм в целом, так и его подсистемы, а также решаются различные задачи, связанные прежде всего с выживанием на уровне организма, рода и популяции.
Поэтому закономерности психического развития могут стать той теоретической основой, благодаря которой мы сможем описать большинство направлений развития человека, в том числе и развитие, происходящее в процессе обучения.
Однако нельзя забывать, что с психикой человека тесно связаны такие системы организма как нервная, кровеносная, опорно-двигательная, половая и т.д. Эти системы также участвуют в процессе развития организма и играют в нем существенную роль.
Поэтому психическое развитие следует рассматривать не изолированно, а в контексте процесса общего развития организма от рождения до конца жизни. Этот процесс называется онтогенез (от греческого — «он» род, «онтос» сущее и «...генез» — развитие. Термин введен немецким биологом Э. Геккелем, 1866).
Чаще всего онтогенез изучается в единстве и взаимообусловленности с другим видом развития — филогенезом.
Филогенез (от греч. «филон» род, племя и . «...генез» —развитие.) — процесс исторического развития мира живых организмов как в целом, так и отдельных групп видов, родов, семейств, отрядов (порядков), классов, типов (отделов), царств.
В онтогенезе повторяются основные этапы филогенеза. Благодаря этому параллельное и сравнительное рассмотрение онтогенеза с филогенезом дает возможность более детально и более глубоко рассмотреть ступени индивидуального развития, а также на основании аналогий предсказать или подтвердить наличие некоторых свойств, характерных для этих этапов.
Рассмотрим пример — развитие зародыша [2, стр. 265]. Этот пример позволит нам, во-первых, проиллюстрировать принцип параллельности онтогенеза и филогенеза, а во-вторых — выявить некоторые общие закономерности процессов развития.
Развитие зародыша (рис.2) начинается с оплодотворения яйцеклетки и последующего ее дробления. Структура зародыша постоянно меняется, ее составляют сначала две клетки, потом четыре, потом восемь клеток и т.д. В конце концов эти клетки образуют из зиготы однослойный зародыш — бластулу. Бластула похожа на шар, чем-то напоминающий колонию однородных клеток, функции которых одинаковы После того как зародыш прошел стадию бластулы, начинается образование так называемой гаструлы. Гаструла образуется за счет перемещение клеток бластулы. Клетки движутся поодиночке, мигрируют группами, изгибаются в виде клеточных пластов. При этом их форма, а также их функции меняются. Часть из клеток округляется, другие, напротив, уплощаются или вытягиваются в «грушу». Клетки активно ищут друг друга, а отыскав, слипаются в плотные скопления. Одни быстро делятся, другие, напротив, погибают. В результате вместо ровного шара получается структура, похожая на кувшин — гаструла (см. рис. 2). Первоначально однородная структура клеток становится неоднородной. Образуется несколько типов клеток, выполняющих свои функции.
В гаструле образуется два или три слоя зародышевых листков. Внутренний листок — энтодерма, внешний — эктодерма. У всех животных, кроме кишечнополостных и губок, образуется еще и средний листок — мезодерма, расположенный между первыми двумя. В дальнейшем клетки зародышевых листков продолжают делиться и специализироваться на своих функциях: образуются различные органы и ткани. Процесс этот продолжается вплоть до формирования взрослого организма. Из клеток эктодермы (внешнего листка) в итоге образуются кожа, нервная система, органы чувств. Клетки энтодермы (внутреннего листка) превращаются в пищеварительный канал, пищеварительные железы, печень, легкие, хорду. А из клеток мезодермы в конечном итоге получаются мышцы, сердце, кровь, кровеносные сосуды, скелет, почки, семенники, яичники, вторичная полость тела.
Обратим внимание, на то, что происходит со структурой развивающегося объекта, а также на изменение функций, связанных с развитием.
Итак, при развитии зародыша происходят следующие процессы: из первоначально однородной группы клеток выделяются подгруппы, клетки каждой из таких подгрупп постепенно начинают отличаться от клеток других подгрупп и начинают играть свою особую роль в функционировании всего организма. Такой процесс можно назвать функциональной дифференциацией клеток, поскольку общий набор функций организма как бы распределяется между специализированными клетками. Эти специализированные клетки уже не могут рассматриваться как самостоятельные структуры, они являются частью (подсистемами) общей системы организма. Специализированные подсистемы, взаимодействуя между собой обеспечивает новую и более совершенную функциональность всего организма. Иными словами процесс структурно-функциональной дифференциации тесно связан с процессом системной интеграции.
Аналогичные стадии и можно пронаблюдать и в филогенезе.
Первой стадии соответствуют одноклеточные организмы, стадии бластулы — простейшие многоклеточные, стадии гаструлы — кишечнополостные и т.д.
В филогенезе также происходит процесс структурно-функциональной дифференциации. На ранней стадии филогенеза все функции выполняла одна-единственная клетка. Затем в процессе эволюционного развития в структуре организмов появляются специализированные системы клеток — клеточные ткани, органы, обеспечивающие принципиально новое функционирование организма в целом. Специализированные клетки утрачивают свою былую самостоятельность. Не вдаваясь в детали, отметим для примера некоторые новые специализированные структуры и соответствующие им новые функции, которые появляются у организмов в процессе филогенеза.
Появление мышечных тканей, нервной системы у кишечнополостных позволило им избегать опасных ситуаций. Благодаря рецепторам, чувствующим звуковые колебания, нервной системе и мышечным тканям медуза, например, может задолго до начала шторма уйти на глубину, подальше от берега. Возникновение скелета и легких у земноводных способствовало тому, что они смогли существовать и в воде, и на суше. Благодаря двойной системе кровообращения и системе терморегуляции, млекопитающие смогли приспособиться к существенному перепаду температур.
Заметим, что и в онтогенезе, и в филогенезе происходят похожие процессы. Развитие начинается с одной клетки, затем появляется группа однородных клеток. В дальнейшем из этой первоначально однородной группы постепенно выделяются отличающиеся друг от друга подгруппы. Клетки образовавшихся подгрупп уже выполняют свои специальные функции в жизнедеятельности всего организма. Одновременно со специализацией теряется и самостоятельность групп клеток: они являются частью (подсистемами, тканями, органами) всей системы организма. Совокупность специализированных подсистем не только обеспечивает полноценную функциональность организма, но приводит также к появлению его новых функций.
Таким образом приведенный пример с одной стороны подтверждает справедливость принципа соответствия явлений, происходящих в филогенезе и онтогенезе, а с другой стороны демонстрирует общую закономерность, свойственную процессам развития, состоящую в структурно-функциональной дифференциации развивающегося объекта наряду с иерархической интеграцией образовавшихся специализированных элементов.