Условные коэффициенты боевой эффективности противотанковых средств в наступлении

ЕВРАЗИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Имени Л.Н.ГУМИЛЕВА

ВОЕННАЯ КАФЕДРА

Экземпляров _____

Экземпляр №_____

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

По ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ для студентов, обучающихся

По специальности «Боевое применение мотострелковых подразделений, частей и соединений на БМП» (ВУС-021001)

Программа 2011 года

Тема № 23: «Боевые возможности мотострелкового взвода в обороне и наступлении»

Обсуждена на заседании предметно-методической комиссии военной кафедры

Протокол № ___ от «____» ____________ 201__г.

Уточнена: «____»_____________201__г.

«____» ____________ 201__г.

«____» _____________201__г.

«____»____________201__г.

По книге учета методических документов цикла №_____

Г. АСТАНА

УТВЕРЖДАЮ

Начальник военной кафедры

При ЕНУ им. Л.Н.Гумилева

Генерал-майор У.Еламанов

«___»____________201__г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

По ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ для студентов, обучающихся по специальности «Боевое применение мотострелковых подразделений, частей и соединений на БМП» (ВУС- 021001)

Программа 2011 года

Тема 23: «Боевые возможности мотострелкового взвода в обороне и наступлении»

Занятие 1: «Боевые возможности мотострелкового взвода в обороне и наступлении»

Учебные вопросы:

1. Слагаемые боевых возможностей и их зависимость.

2. Морально – психологическая подготовка личного состава.

3. Методика расчета боевых возможностей мотострелковых подразделений.

4. Боевой комплект МСВ. Маркировка боеприпасов.

5. Порядок доклада непосредственному начальнику о расходе боеприпасов в ходе ведения боя.

Учебные и воспитательные цели:

1. Ознакомить обучаемых с общими положениями по боевым возможностям МСВ.

2. Довести до обучаемых методику расчета боевых возможностей мотострелковых подразделений.

3. Воспитать у обучаемых чувство патриотизма и уважения к Вооруженным Силам РК.

Вид занятия:лекция.

Место:класс тактической подготовки.

Время: 2 ч.

Материально-техническое обеспечение: плакаты, стенды, макет местности.

Литература:

1. Тактика отделения, танка, мотострелкового и танкового взвода, МО РК ГУ БП СВ., кн.1., г.Астана., 2002 г.;

2. Учебник сержанта мотострелковых войск., МО РК., Астана., 2001г.

Учебные вопросы и примерное распределение времени

№ п/п Учебные вопросы Время (мин)
I. Вводная часть -принять доклад дежурного по взводу; - проверить наличие студентов, их внешний вид, готовность к занятию; - объявить тему и учебные вопросы занятия.
II. Основная часть 1. Слагаемые боевых возможностей и их зависимость. 2. Морально – психологическая подготовка личного состава. 3. Методика расчета боевых возможностей мотострелковых подразделений. 4. Боевой комплект МСВ. Маркировка боеприпасов. 5. Порядок доклада непосредственному начальнику о расходе боеприпасов в ходе ведения боя.      
III. Заключительная часть - напомнить тему и учебные цели занятия; - провести разбор занятия; - ответить на вопросы студентов; - дать задание на самоподготовку.

ОБЩИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Лекция по теме: «Боевые возможности мотострелкового взвода в обороне и наступлении»является основой теоретической подготовки.

Она имеет цель дать основы знаний по боевым возможностям мотострелкового взвода в обороне и наступлении, раскрыть наиболее сложные вопросы учебного материала с развернутым теоретическим рассуждением, способствовать развитию мышления обучаемых, исключать предпосылки для шаблона в действиях и носить, как правило, проблемный характер.

Проблемными вопросами могут быть обоснования положений Правил боевого применения СВ ВС РК, определение возможности использования средств инженерного вооружения и др. Степень проблемности лекции должна возрастать последовательно с возрастанием объема полученных знаний. Содержание лекции и направленность её изложения должны побуждать обучаемых к изучению дополнительной учебной литературы, заставить проявить интерес к самостоятельному раскрытию проблемных вопросов.

I. Вводная часть

-принять доклад дежурного по взводу;

- проверить наличие студентов, их внешний вид, готовность к занятию;

- объявить тему и учебные вопросы занятия.

II. Основная часть

1-учебный вопрос: Слагаемые боевых возможностей и их зависимость.

Боевые возможности взводане являются постоянными величинами. Даже при полной укомплектованности взвода личным составом, боевой техникой и вооружением они будут зависеть от состояния оружия и техники, от уровня боевой подготовки, морально-психо­логического состояния личного состава, слаженности взвода и от других факторов, определяющих состояние боевой готовности. Кроме этого, на боевые возможности значительное влияние оказывают ха­рактер противодействия противника, местность, состояние погоды, время года и суток и другие факторы.

Во всех случаях непременным условием для определения вели­чины боевых возможностей взвода является выполнение им боевой задачи с сохранением боеспособности.

Слагаемыми боевых возмож­ностей взвода являются:

- огневая мощь;

- ударная сила;

- маневрен­ность.

Огневые возможности взвода выражаются суммарным объемом огневых задач, которые могут быть выполнены штатными и приданными огневыми средствами. Результатом реализации огневых возможностей является ущерб, выражаемый определенной сте­пенью подавления или уничтожения противника.

К показателям огневых возможностей обычно относят количество уничтоженных танков и других бронированных объектов, а также сте­пень поражения живой силы противника огнем стрелкового оружия.

Расчеты огневых возможностей взвода по борьбе с танками и дру­гими бронированными объектами основываются на использовании коэффициентов боевой эффективности противотанковых средств, боевых машин пехоты, танков (табл. 1). Опытным путем установле­но, что коэффициент боевой эффективности показывает, какое ко­личество танков и других бронированных целей может уничтожить то или иное средство, прежде чем оно выйдет из строя.

Таблица 1

Условные коэффициенты боевой эффективности противотанковых средств в наступлении

Наименование противотанковых средств При наступле­нии на подготов­ленную оборону При наступлении на поспешно занятую оборону При отражении контратак
РПГ-7 0,2 0,2 0,2
СПГ-9 0,5 0,8 1,0
БМП-1 1,0 1,3 1,5
ПТУР 1,0 1,3 1,5
Танк 0,5 0,8 2,0

Примечание. Коэффициенты увеличиваются в 1,5 раза при веде­нии огня по БМП противника и в 2 раза при ведении огня по бронетранспортерам.

Огневые возможности по борьбе с танками определяются с уче­том следующих исходных данных. Во взводе имеется три РПГ-7 и три БМП при условии наступления на подготовленную оборону, взвод способен уничтожить (ЗБМПх х1,0 +ЗРПГ-7х0,2 = 3,6) до четырех танков противника. Нов этом случае все БМП взвода могут быть уничтожены, в результате взвод потеряет боеспособность. Чтобы сохранить способность взвода и выполнить поставленную задачу, не­обходимо сохранить более 50% боевых машин пехоты. Таким обра­зом, мотострелковый взвод на БМП при наступлении на подготов­ленную оборону противника способен уничтожить до двух танков.

Ударная сила — это способность мотострелковых, танковых подразделений наносить мощные удары по противнику с сочетани­ем огня и движения.

Ударная сила взвода основана на применении огня танков, бое­вых машин пехоты (бронетранспортеров), противотанковых средств и стрелкового оружия в сочетании с его стремительным продвижени­ем в глубину расположения противника, уничтожением его живой силы и огневых средств и овладением объектом атаки. Поэтому ударная сила взвода зависит от его огневых и маневренных воз­можностей, а также от устойчивости против различных средств поражения противника, от фронта наступления и места в боевом порядке роты.

Наступление — двусторонний процесс, в котором наступающие стремятся уничтожить обороняющихся, а обороняющиеся — наступа­ющих. Следовательно, ударная сила наступающего взвода зависит от плотностей сил и средств обороняющегося противника и в конеч­ном итоге характеризуется соотношением сил и средств противо­действующих сторон.

Очевидно, чем выше плотности сил и средств, создаваемые взво­дом в наступлении, и чем меньше они у обороняющегося против­ника, тем больше сила удара.

Таким образом, результатом реализации ударной силы взвода в наступлении является ущерб, наносимый противнику, а также зах­ват объекта атаки.

Основу ударной силы взвода составляет бронетанковая техника (танки, БМП, БТР) с ее вооружением и личным составом. Она способна уничтожать огневые средства противника не только ог­нем, но и гусеницами (колесами). При этом ударная сила взвода и огневая мощь проявляются в неразрывном единстве, что достигает­ся организацией и поддержанием четкого и непрерывного взаимо­действия всех сил и средств взвода, участвующих в бою.

Маневренные возможности — это свойство взвода, характеризующее степень его подвижности и способность быстро осуществлять передвижение, развертывание при подготовке и в ходе наступления, изменять скорость и направление движения, способ­ность взвода совершать маневр по полю боя за определенное время, преодолевать зоны радиоактивного и химического заражения, райо­ны разрушений, завалов и пожаров.

2-учебный вопрос: Морально – психологическая подготовка личного состава.

Морально-психологическое обеспечение представляет собой комплекс мероприятий, согласованных по целям и задачам, последовательности, привлекаемым силам и средствам, проводимых органами военного управления по созданию и поддержанию морально-психологического состояния личного состава войск, необходимого для успешной подготовки и проведения боевых действий.

Основными задачами морально-психологического обеспечения боя являются:

постоянное изучение и доведение до личного состава складывающейся военно-политической обстановки в районе боевых действий, разъяснение решений высших органов государственной власти и управления, задач, стоящих перед войсками;

изучение, оценка и прогнозирование морально-психологического состояния и боевой готовности войск, формирование и поддержание высокой морально-психологической готовности и устойчивости личного состава к эффективным боевым действиям;

создание в воинских коллективах морально-психологического климата, обеспечивающего организованность, сплоченность и дисциплинированность военнослужащих;

обеспечение правовых гарантий военнослужащих, предусмотренных нормативно-правовыми актами;

проведение мероприятий по ослаблению эффективности воздействия сил и средств психологических операций противника в целях предотвращения дезинформации и деморализации личного состава;

организация психологической помощи военнослужащим;

организация работы в боевой обстановке системы телерадиовещания, военной печати и культурно-досуговых учреждений;

обеспечение войск техническими средствами воспитания, их своевременный ремонт и восстановление.

Морально-психологическое обеспечение включает:

- информационно-воспитательную работу;

- психологическую работу;

- военно-социальную работу;

- культурно-досуговую работу;

- защиту войск от информационно-психологического воздействия противника;

- обеспечение техническими средствами воспитания.

3-учебный вопрос: Методика расчета боевых возможностей мотострелковых подразделений.

Расчет огневых возможностей взвода по поражению живой силы противника основывается на сравнении плотностей огня стрелково­го оружия сторон, выражаемых количеством пуль на 1 м фронта в минуту.

Последовательность расчета огневых возможностей взвода по поражению живой силы противника огнем из стрелкового оружия может быть следующей:

— определяется количество данного типа стрелкового оружия, имеющегося во взводе к началу наступления, которое может принять участие в бою;

— исходя из боевой скорострельности оружия определяется ко­личество пуль, которое может быть выпущено за одну минуту при­меняемым в бою оружием;

— исходя из фронта наступления взвода путем деления количества пуль на протяженность фронта в метрах определяется плотность огня.

Аналогично рассчитывается плотность огня противника. После этого определяется соотношение плотностей огня.

Произведем расчеты при условии, что взвод укомплектован пол­ностью, наступает в пешем порядке на фронте 300 м.

Для ведения огня в этих условиях во взводе может быть привле­чено: автоматов АК-74—13, пулеметов РПК-74—3, ПКТ—3, СВД—1, боевая скорострельность которых соответственно составляет 100, 150, 250 и 40 выстрелов в минуту (механики-водители и заместитель командира взвода, находящийся в боевой машине пехоты, три гра­натометчика и командир взвода из расчета исключены). При этом условии взвод может произвести (13x100)+ (3x250)+ (1х40)=2540 пуль в минуту. Исходя из этого плотность огня взвода составит 2540:300=8,5 пуль в минуту на 1 м фронта наступления.

Опыт боевых действий свидетельствует, что плотность 8-10 пуль на 1 м фронта наступления обеспечивает выполнение боевой задачи.

Величина ударной силы взвода определяется соотношением средств борьбы с танками и другими бронированными объектами, плотнос­тью огня из стрелкового оружия, а также темпом движения в атаку. Соотношение средств борьбы с танками и другими бронеобъектами, а также плотность огня из стрелкового оружия позволяют сделать вывод о возможности уничтожения противника и овладения объек­том атаки. Для успешного наступления подразделениям необходимо иметь 2-3-кратное превосходство, а на участке прорыва необходимо создать 4-6-кратное, т.е. подавляющее превосходство над против­ником. Стремительно атаковать его и огнем всех видов оружия уничтожить обороняющегося противника. Взвод способен создать такое превосходство против мотопехотного отделения противника, расходуя для этого 0,2-0,3 боекомплекта боеприпасов. Выполняя боевую задачу, взвод способен последовательно на трех рубежах уничтожить живой силы и огневых средств в трех мотопехотных отделениях.

Маневр должен быть прост по замыслу, проводиться быстро, скрыт­но и внезапно для противника. В основу маневра силами и средства­ми должно быть положено своевременное и наиболее полное исполь­зование результатов ядерного и огневого поражения (табл. 2).

Таблица 2

Наши рекомендации