Методика психолого-педагогического обследования детей 2-го года жизни

Задание Выполнение задания
    1 — 1,6 года 1,6 — 2 года
Принеси мяч + +
Каталка + +
Игра "Ку-ку" + +
Пирамидки: из шаров из колечек +     +
Доска Сегена: две формы три формы   +     +
Разложи игрушки:    
  выбор из двух выбор из трех +   +
Построй башню + +
Возьми игрушку:    
  выбор из двух выбор из трех +   +
Найди картинку: выбор из двух выбор из трех   +     +
Покатай куклу +  

1. Принеси мяч. Задание направлено на установление контакта и сотрудничества ребенка со взрослым, на понимание ребенком словесной инструкции, на выявление навыка ходьбы.

Оборудование: большой надувной мяч.

Проведение обследования: взрослый катит мяч по ковру мимо ребенка и просит его принести мяч. Игра повторяется 2 — 3 раза.

Обучение: если ребенок не идет за мячом, взрослый берет мяч сам и подает его ребенку. После того как ребенок подержал мяч в руках, взрослый просит прокатить мяч: "Кати мяч"

Оценка действий ребенка: принятие задания, понимание ре­чевой инструкции, отношение к сотрудничеству (желание при­нять игру или отказ), результат обучения.

2. Каталка. Задание направлено на выявление уровня сформированности навыка ходьбы, наличия элементарного согласо­вания действий рук и ног, умения двигаться целенаправленно вперед.

Оборудование: каталка с длинной ручкой, впереди каталки — подвижная игрушка (бабочка или петушок).

Проведение обследования: взрослый показывает, как можно катать впереди себя каталку. Затем предлагает ребенку сделать так же. В случаях затруднения действия выполняются совмест­но со взрослым.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, наличие навыка ходьбы, элементарная согласованность действий рук и ног, целенаправленность действий, обучаемость, умение ребенка действовать совместно с новыми взрослыми.

3. Игра "Ку-ку". Задание направлено на выявление психоло­гического новообразования — представления.

Оборудование: ширма, кукла.

Проведение обследования: перед ребенком ставят экран и предлагают поиграть с куклой. Взрослый показывает куклу с одной стороны ширмы и одновременно произносит: "Ку-ку", вы­зывая ребенка на общение с куклой. Затем снова показывает кук­лу с другой стороны экрана и так же одновременно произносит' "Ку-ку". Так повторяется 3 раза. На четвертый раз взрослый произносит: "Ку-ку", а появление куклы задерживает В это время у ребенка появляется реакция "ожидания" куклы (вытя­гивает или наклоняет голову), после чего появляется кукла. Игра повторяется до 6 раз.

Оценка действий ребенка: принятие задания, желание со­трудничать со взрослым, наличие реакции "ожидания".

4. Пирамидки. Задание направлено на проверку умения удерживать предмет в руке, действовать целенаправленно с предметами с учетом их свойств, умения подражать взрослому.

Оборудование: две пирамидки из четырех-пяти шаров (две пирамидки из пяти-шести колец одного размера).

Проведение обследования: взрослый на глазах у ребенка снимает шары (колечки) со стержня и кладет их на поднос. Затем предлагает ребенку собрать пирамидку, надеть шары (колечки) на стержень.

Обучение: взрослый дает другую пирамидку ребенку, просит его снимать, а затем надевать шары (колечки) на стержень, вы­полняя все действия по подражанию, обращая внимание на то что в шарах (колечках) есть дырочки и их можно надевать на стержень. При затруднениях надо использовать совместные дей­ствия взрослого и ребенка.

Оценка действий ребенка: принятие задания, умение подра­жать действиям взрослого, целенаправленность действий в оп­ределенной ситуации.

5. Доска Сегена. Задание направлено на выявление уровня раз­вития ориентировки на форму, умения действовать с плоскими формами, развитие ручной моторики.

Оборудование: две доски с прорезями: одна — с двумя (круг, квадрат), другая — с тремя (круг, квадрат, треуголь­ник).

Проведение обследования: взрослый на глазах у ребенка вы­нимает фигурки из прорезей доски и перемешивает их. Затем просит ребенка вставить фигурки в свои прорези..

Обучение: взрослый подносит круглую фигурку к квадратной прорези и говорит: "Попробуем сюда. Нет не подходит. Попробуем в другую прорезь, подходит". Затем предлагает ребенку действо­вать самостоятельно. В случаях затруднения используют совме­стные действия.

6. Разложи игрушки. Задание направлено на проверку уров­ня развития восприятия, а именно умения устанавливать иден­тичность предметов.

Оборудование: коробка с мелкими игрушками (елочки, гри­бочки, матрешки), по шесть штук каждой.

Проведение обследования: взрослый ставит перед ребенком два подноса, кладет на один матрешку, а на другой — елочку. Затем просит ребенка разложить игрушки в таком же порядке. В слу­чаях затруднения взрослый показывает и объясняет: "Сюда надо класть матрешки, а сюда — елочки".

Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, умение устанавливать идентичность предметов, целенаправлен­ность действий.

7_Построй башню. Задание направлено на выявление у ребенка способности к подражанию, организации его целесообразно­го поведения в продуктивной деятельности.

Оборудование: восемь кубиков одного цвета.

Проведение обследования: взрослый дает ребенку четыре кубика и просит его по подражанию строить башню. В случа­ях затруднений взрослый использует сначала совместные дей­ствия, а затем предлагает снова выполнить задание по подра­жанию.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, умение подражать действиям взрослого и действовать целенап­равленно.

8. Возьми игрушку. Задание направлено на выявление уров­ня понимания речевой инструкции, наличия указательного же­ста.

Оборудование: неваляшка (озвученная), паровоз.

Проведение обследования: взрослый дает ребенку по очере­ди неваляшку, показывая, как она звучит при легком толкании, и произнося: "Это ляля", а затем — паровозик, показывая, как он едет, и гудит: "Ту-ту". Затем ставит игрушки на некотором расстоянии от ребенка и друг от друга и просит взять одну из игрушек: "Покажи лялю, возьми лялю". После того как ребенок поиграл с неваляшкой, взрослый просит взять паровозик и ска­зать, как он гудит. В случаях затруднения взрослый повторяет обучение 2 — 3 раза.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, выделение игрушки по слову, умение ребенка отраженно повто­рить звукоподражание.

9. Найди картинку.Задание направлено на выявление пове­дения ребенка в определенной ситуации, умения соотносить иг­рушку с ее изображением.

Оборудование: две игрушки (кошка, собачка) и соответству­ющие картинки.

Проведение обследования: взрослый показывает игрушку (со­бачку) и говорит: "Это собачка, гав-гав". Ставит недалеко от ребенка. Показывает кошку: "Это киса, мяу-мяу". Ставит кошку рядом с собачкой. Затем показывает ребенку картинку с изобра­жением кошки и спрашивает: "Кто это? Положи картинку к иг­рушке". Если ребенок задание выполнил верно, эту картинку убирают и дают картинку с изображением собачки, спрашивая: "Кто это?" В случаях затруднения взрослый подносит картинку к игрушке, показывает указательным жестом и говорит: "Это собачка и это собачка. Это кошечка и это кошечка". Соотнесение проводится не более 2 — 3 раз.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание обращенной речи, уровень восприятия предметного изображения, обу­чаемость.

10. Покатай куклу. Задание направлено на выявление умения действовать по подражанию действиям взрослого, поведения ре­бенка в определенной ситуации, заданной взрослым.

Оборудование: тележка, кукла, тесьма.

Проведение обследования: взрослый показывает ребенку те­лежку и сажает в нее куклу (или матрешку). Везет тележку ц говорит: "Покатаем лялю. Теперь привяжем тесемку к тележке и покатаем куклу" (катает по столу). Затем просит ребенка взять за тесемку и покатать куклу. В случаях затруднения взрослый обучает ребенка, используя совместные действия.

Оценка в баллах

1. Принеси мяч:

1 балл — ребенок не начал сотрудничать даже после обуче­ния и ведет себя неадекватно (кусает руки, хватает за лицо себя или взрослого, идет в другую сторону от мяча и т.д.);

2 балла — ребенок идет вместе со взрослым к мячу, пытает­ся взять его руками, хотя удержать его сам не может;

3 балла — ребенок идет к мячу, берет его, но удержать в ру­ках при ходьбе не может, либо стоит и держит его в руках, либо идет с мячом и роняет его;

4 балла — ребенок сразу начал сотрудничать.

2. Каталка:

1 балл — ребенок действует неадекватно в ситуации обуче­ния, нет стремления к совместным действиям;

2 балла — ребенок задачу принимает, выполняет совместно со взрослым, но на самостоятельный способ выполнения не пе­реходит, нет целенаправленных действий;

3 балла — ребенок задание принимает, соглашается на совме­стное выполнение со взрослым, после обучения отмечается це­ленаправленность в действиях;

4 балла — ребенок задание принимает и самостоятельно его выполняет.

3. Игра "Ку-ку":

1 балл — ребенок не начал сотрудничать даже после обуче­ния, ведет себя неадекватно (машет руками, хватает экран и т.д.);

2 балла — ребенок фиксирует взор на игрушке с одной сторо­ны экрана и не переводит его на другую сторону, у него есть восприятие игрушки, но нет еще психологического новообразования — представления;

3 балла — ребенок фиксирует взор на игрушке, переводит его на другую сторону экрана, он ожидает игрушку (наклоняет голову) только при шестом предъявлении игрушки;

4 балла — ребенок охотно принимает игру, улыбается, активно фиксирует взгляд на игрушке, активно начинает ожидать иг­рушку с четвертого предъявления.

4. Пирамидки:

1балл — ребенок не берет в руки колечки и ведет себя неадек­ватно после обучения;

2балла — ребенок выполняет действия совместно со взрослым;

3балла — ребенок подражает действиям взрослого;

4балла — ребенок понимает и принимает задание, действуя по показу.

5. Доска Сегена:

1балл — ребенок действует неадекватно, не готов к совмест­ным действиям со взрослым;

2балла — ребенок принимает задание, но выполняет его толь­
ко при совместных действиях со взрослыми;

3балла — ребенок принимает задание, действует правильно
только после показа и объяснения взрослого;

4балла — ребенок принимает и выполняет задание самостоятельно.

6. Разложи игрушки:

1балл — ребенок задание не принимает, действует неадекват­но даже в условиях обучения;

2балла — ребенок принимает задание, но не дифференцирует предметы по функциональному признаку, раскладывает пред­меты без учета их свойств;

3балла — ребенок принимает задание, но выполняет только после обучения;

4балла — ребенок принимает и самостоятельно выполняет за­дание по образцу.

7. Построй башню:

1 балл — ребенок действует неадекватно;

2 балла — ребенок расставляет кубики не вертикально, а гори­зонтально, т.е. не может подражать;

3 балла — ребенок принимает задание и выполняет его по под­ражанию действиям взрослого;

4 балла — ребенок принимает и выполняет задание по пока­зу взрослого.

8. Возьми игрушку:

1 балл — ребенок действует неадекватно даже после обучения;

2 балла — ребенок тянется к любой игрушке;

3 балла — ребенок хорошо дифференцирует две игрушки после обучения;

4 балла — ребенок сразу выполняет инструкцию и может повторить: "Ляля", "Ту-ту" — соответственно игрушкам.

9. Найди картинку:

1 балл — ребенок не понимает задания и действует неадек­ватно в условиях бучения;

2 балла — ребенок принимает задание, но самостоятель­но не понимает принцип соотнесения картинки с игрушкой (кладет одну картинку на другую), после обучения не пере­ходит на адекватное выполнение задания, звукоподражания нет;

3 балла — ребенок принимает задание, но сначала путает картинку и игрушку, после обучения задание выполняет верно, но звукоподражания нет;

4 балла — ребенок принимает задание, сразу понимает и правильно его выполняет, в активе имеется звукоподража­ние.

10. Покатай куклу:

1 балл — ребенок задание не принимает, действует неадек­ватно в условиях обучения;

2 балла — ребенок задание принимает, но не может действо­вать с помощью тесемки, после обучения катает тележку, не используя тесемку;

3 балла — ребенок задание принимает, может действовать по подражанию, но действия с тесемкой одноразовые, нецеленап­равленные;

4 балла — ребенок задание принимает, действует по под­ражанию соответственно действиям взрослого, используя те­семку.

Наши рекомендации