Социальные свойства личности
Как известно индивид развивается в процессе активного взаимодействия с той средой, в которой он обитает. Но также изве-стно, что не любая среда превращает индивида в личность. По от-ношению к человеку среда может быть природной и социальной. В природной среде проходит прежде всего физическое развитие, а в социальной - психическое. Поэтому развитие личности в психоло-гии рассматривается как процесс ее социализации.
Социализация - это процесс превращения индивида в личность под влиянием усвоения общественно-исторического опыта и при-обретения социально ценных психических свойств и форм поведе-ния, обеспечивающих нормальною жизнь человека в обществе. Под влиянием социализации индивид становится не только разумным, но и одухотворенным существом, осознающим свое место и свою роль в материальной и в духовной жизни общества.
Социализация осуществляется в результате воздействия на ин-дивида двух факторов: общества и культуры. Общество представляет собой различного рода объединения людей, занятых производством материальных и духовных ценностей. Культура является отражением материальной и духовной жизни общества. Она определяет уклад жизни людей, отношения людей в процессе производства, социальные формы организации общества, религиозные взгляды, обычаи, нравы, тради-ции, межличностные отношения, язык и другие средства передачи об-
щественного опыта. Причем, оба фактора воздействуют на индивида совместно, определяя его умственное и духовное развитие.
Все психические свойства, возникшие у индивида под влиянием этих факторов, обозначаются в психологии термином “экзопсихика”. В структуре экзопсихики можно выделить два образования: психичес-кие свойства, в которых проявляется отношение к другим людям, и психические явления, на основе которых существует духовный мир личности, ее взгляды, верования, убеждения и идеалы, в которых вы-ражается ее миропонимание, ее место и предназначение в жизни.
Психические свойства, в которых проявляется отношение лично-сти к другим людям и к самой себе, формируются на основе поли-субъектного взаимодействия в социальной среде. Жизнь человека и развитие его личности невозможно вне общества, а общество в свою очередь состоит из отдельных личностей, которые осуществляют со-вместную жизнедеятельность. В процессе совместного бытия впер-вые возникают и функционируют человеческие способности, обеспе-чивающие жизнь и деятельность каждого индивида в обществе.
Общество и личность находятся в непрерывном развитии. Чем больше развита отдельная личность, тем больше развито общество, и наоборот. Механизм непрерывного развития личности и общества зак-лючается в том, что оно по своему составу всегда неоднородно. В него входят люди разного возраста и с разным уровнем умственного и нравственного развития. Носителями общественного опыта, традиций и духовных ценностей являются умудренные жизненным опытом лич-ности. Они наставляют и обучают подрастающее поколение, переда-вая ему накопленный обществом опыт совместной жизнедеятельнос-ти. Такие люди является духовными наставниками подрастающего по-коления, под их влиянием формируется духовный облик молодого че-ловека.
Духовность есть сверхчувственное социальное качество, возникшее у человека под влиянием усвоения духовных и куль-турных ценностей, существующих в обществе. Духовное нача-ло заключено в тех идеях, которые существуют в обществе, и которые определяют и регулируют как жизнь всего общества, так и отдельного человека. Создателями и носителями этих идей являются талантливые и высоконравственные личности, кото-рые обладают даром убеждать людей в необходимости следо-вать этим идеям, так как они обеспечивают наиболее оптималь-
ные условия для жизни и развития общества. Люди, усвоившие высо-конравственные идеи, становятся социально сильными личностями, способными противостоять действиям людей, разрушающих общество и его духовные ценности. Социально сильные личности являются стой-кими, убежде нными в своей правоте людьми, способными отдать свою жизнь за те идеи, которые они исповедуют.
Личностью, как уже было сказано, человек не рождается, ею он становится. При этом каждая личность является уникальной и непов-торимой. Индивидуальность личности определяется своеобразием сочетания тех психических свойств, которые она приобретает. Зави-симость психических свойств от природной организации человека и от социальных условий его существования определяет индивидуальный путь развития личности.
Все свойства личности, как природные, так и социальные, обеспечивают существование субъекту в сложной среде оби-тания, именуемой человеческим обществом. Неразрывная связь между человеком и обществом предполагает поверну-тость психических свойств как к своей собственной личнос-ти, так и к другим людям. Отсюда одни психические свойства личности имеют интроиндивидную направленность, другие – экстроиндивидную.
Интроиндивидные свойства, возникшие на основе рефлек-сии, дают возможность личности познавать индивидуальные осо-бенности своей психики и сознательно управлять ею. К ним мож-но отнести: самостоятельность, самокритичность, самоуверен-ность, самообладание, расчетливость, настойчивость, терпеливость и т.д.
Экстроиндивидные свойства, имеющие внешнюю направ-ленность, обеспечивают поведение человека среди людей и учас-тие в жизни общества. К ним относятся: заботливость, нежность, привязанность, правдивость, преданность, искренность, обидчи-вость, отзывчивость, общительность, радушие, великодушие, вни-мательность и т.д.
Посредством экстроиндивидных свойств личность не толь-ко проявляет свое отношение к другим людям, но и воздейству-ет на их психику, вызывая определенные мысли, чувства, жела-ния, побуждая совершать общественно значимые поступки, за-ниматься полезной деятельностью, проявлять творчество. Такие
свойства личности, кото ры е находят свое воплощение в других людях, А.В. Петровский называл надиндивидными или “метаиндивидными”, а возможность продолжения субъекта в другой личности рассматри-вал как процесс “персонализации”. С явлением “персонализации” он связывал возможность личного бессмертия человека, мысли, чувства и деяния которого продолжаются в других людях, способствуя даль-нейшему развитию и совершенствованию человеческого общества. Масштаб “персонализации” определяет социальную ценность и исто-рическую значимость личности человека.
Присущие личности психические свойства определяют ее жиз-ненную позицию в обществе. В зависимости от степени участия чело-века в общественной жизни его позиция может быть активной или пас-сивной. При активной жизненной позиции личность проявляет такие качества как энергичность, принципиальность, настойчивость, упор-ство, деловитость, предприимчивость и др. В то же время у человека с пассивной жизненной позицией имеют место такие качества как апа-тичность, вялость, безразличие, застенчивость, робость и др.
Если пассивная жизненная позиция проявляется длительное вре-мя, то человек, проявляя равнодушие к окружающей действительнос-ти, становится сам безразличным для других людей и они оценивают его как ничего не значущую личность. Пассивная жизненная позиция может привести к “деперсонализации” личности и она, выпадая из об-щественного бытия, замыкается в своем одиночестве, вследствие чего у нее начинают проявляться такие свойства как замкнутость, угрю-мость, необщительность, черствость, равнодушие и т.д.
Таким образом, положение личности в обществе, ее жизнен-ная позиция и степень участия в общественной жизни определяют ее поведение и психические свойства, ее культурный и духовный облик.