Специфика взаимоотношений в школьной среде
1. Характеристика конфликтов в школьной среде: типы и специфика
2. Особенности поведение учителя и ученика в конфликтной ситуации
3. Конфликты между учениками в школе: причины их возникновения, особенности протекания
4. Конфликты в сфере «учитель – ученик»
Если говорить о конфликтах, то школа – это место, где гипотетически конфликтов не должно быть
Но вместе с тем, - это территория, на которой конфликты – не редкость.
И это понятно - на таком маленьком пятачке собираются люди в возрасте от 6 до 70 лет – ученики, учителя, администрация.
И есть еще одна группа людей, кровно заинтересованная во всем, что происходит в школе, но не присутствующая там непосредственно. Это родители.
Если не вдаваться в детали взаимоотношений, то можно определить квадриум:
Учитель – учитель - администрация
Учитель – ученик
Ученик - ученик
Учитель - родитель
1 – Если межличностные отношения между коллегами разрушаются – из отношений уходит личное - это неприятно, иногда тягостно; но собственно основа отношений – это работа – деловые взаимоотношения – они так или иначе сохраняются.
Взаимоотношения можно урегулировать, главным образом,
· они регулируются трудовым договором – можем найти в них – опору для разрешения конфликтов
· прибегнув к пунктам трудового договора
· руководитель всегда может воспользоваться правом применить административные меры для урегулирования рабочего конфликта
2 – Ученик – ученик - это собственно педагогическая деятельность, где конфликтологическая грамотность -уместна
Наиболее распространены среди учащихся конфликты лидерства, в которых отражается борьба двух-трех лидеров и их группировок за первенство в классе.
Может обозначиться конфликт трех-четырех подростков с целым классом или вспыхнуть конфликтное противостояние одного школьника и класса.
К тому же, в последние время обострились так называемые экономические конфликты между школьниками на почве материального благополучия, выраженные зачастую в различных формах агрессии: от вербальной до физической.
Большое влияние на поведение школьников в конфликте оказывает личность учителя.
Во-первых, стиль взаимодействия учителя с другими учениками. Исследования показывают, что стиль общения и педагогическая тактика первого учителя проецируется учениками на взаимоотношения с одноклассниками - оказывают заметное влияние на формирование межличностных отношений учащихся с одноклассниками.
Во-вторых, учитель обязан вмешиваться в конфликты учеников, регулировать их. Это, конечно, не означает их подавление. В зависимости от ситуации может быть необходимо административное вмешательство, а может быть - просто добрый совет. Положительное влияние оказывает вовлечение конфликтующих в совместную деятельность, участие в разрешении конфликта других учеников, особенно лидеров класса, и т.д.
3 - Учитель – ученик
Конфликт между учителем и учеником может быть обусловлен множеством различных причин. В общем виде эти причины являются сходными для любых межличностных конфликтов: противопоставление социально-ролевых позиций, целей, интересов; психологическая несовместимость; наличие внутренних конфликтов; отсутствие коммуникативной культуры и т.д.
Однако на практике, в процессе поиска эффективных способов решений конфликтных ситуаций в школе, имеет смысл конкретизировать эти причины и рассматривать их в контексте педагогической деятельности.
· Так, к примеру, конфликт между учителем и учеником может быть обусловлен такой общей причиной, как различия в намерениях.
· Ещё одной причиной конфликта между учителем и учеником может быть отсутствие коммуникативной культуры: нетерпимость к другому, неумение слушать, допущенная бестактность, грубость в адрес другой стороны и т.д.
Одну из наиболее полных классификаций причин конфликтов учитель – ученик дает конфликтолог С.Ю. Темина приводит следующие объективные и субъективные причины возникновения педагогических конфликтов.
1. Объективные причины педагогических конфликтов:
- Недостаточная степень удовлетворения базисных потребностей ребёнка.
- Противопоставление функционально-ролевых позиций учителя и ученика (задача первого — учить, задача второго — учиться; учитель априорно считается превосходящим ученика умом, знаниями, опытом и наделяется властью над ним).
- Существенное ограничение степеней свободы (требования жесткой дисциплины, подчинения, отсутствие возможности выбора учителя, предмета, класса, обязательное посещение уроков и т.д.).
- Различия в представлениях, ценностях, жизненном опыте, принадлежность к разным поколениям (проблема "отцов и детей").
- Зависимость ученика от учителя.
- Необходимость оценивания учащихся учителем.
- Игнорирование личных проблем учащихся в формализованных образовательных системах.
- Множественность ролей, которые вынужден играть школьник в силу предъявляемых к нему разных, порой противоположных требований в учебном учреждении, родителями, товарищами, какими-либо другими значимыми людьми.
- Различие между учебным материалом и явлениями, объектами реальной жизни.
- Социальная нестабильность и др.
2. К субъективным причинам относятся:
- Психологическая несовместимость учителя и ученика.
- Наличие у учителя или ученика определённых черт характера, определяющих так называемую "конфликтную личность" (агрессивность, раздражительность, нетактичность, ехидность, самоуверенность, грубость, жесткость, придирчивость, скептицизм и т.д.).
- Отсутствие коммуникативной культуры у учителя или ученика.
- Необходимость изучения данного предмета всеми учащимися и отсутствие интереса к нему у конкретного ученика.
- Несоответствие интеллектуальных, физических возможностей данного ученика и предъявляемых к нему требований.
- Недостаточная компетентность учителя (отсутствие опыта, глубоких знаний по предмету, готовности к разрешению конфликтов, низкий уровень развития определённых профессиональных способностей).
- Наличие у учителя или ученика серьёзных личных проблем, сильного нервного напряжения, стресса.
- Чрезмерная загруженность учителя или ученика.
- Вынужденная бездеятельность ученика.
- Отсутствие самостоятельности, творческого начала в учебном процессе.
- Несоответствие самооценки ученика и оценки, данной ему учителем, и др.
А. Меняев в статье «Конфликты в обучении и воспитании» выделяет три объективные причины конфликтности взрослых (учителей, родителей):
1. взаимодействие консерватизма взрослых и новых культурных ценностей детей;
2. недостаточный культурный уровень взрослых (грубость, бестактность и тому подобное), его несоответствие уровню культуры народа;
3. изменения в психике педагогов или родителей, возникающие в процессе накопления опыта систематического управления поведением ребёнка; эти изменения можно образно назвать «развращением властью» — привычка постоянно запрещать, приказывать, поправлять, понуждать, упрекать, выговаривать, словом, «воспитывать» в строгости, покорности и дисциплине.
Понимание истинных причин конфликта открывает путь к их разрешению. Именно поэтому поиск и обнаружение действительных причин конфликтов школы является одной из важнейших задач педагогической конфликтологии.
Эти отношения – разновидность социального взаимодействия – поэтому в их плоскости тоже можно рассматривать возможность конфликтного взаимодействия.
Но… Для того, чтобы состоялся конфликт, необходимо участие нескольких субъектов (если речь не идет о внутриличностном конфликте)
Но учитель конфликтовать с учеником, каким бы он ни был (а мы знаем, какие бывают ситуации), не должен.
Есть педагогические проблемы, иногда, достаточно драматичные, но не конфликты.
Разный социальный статус, опыт - разные – условно – весовые категории
В силу компетентности, опыта должен решать
4 – Конфликт учитель – родители. Любой учитель знает, что самые неприятные, изматывающие и безвыходные конфликты бывают с родителями.
· Казалось бы, этим сторонам делить нечего: и та и другая действуют в интересах и во благо ребенка. Но они все равно конфликтуют, причем довольно часто.
· Возможно, потому, что о проблеме члены семьи узнают только со слов ребенка, а выяснить все детали и поговорить со всеми участниками неприятного инцидента не всегда хотят - могут. Складывается такой парадокс - Причем, не всегда доверяя собственным детям в личных взаимоотношениях, в ситуациях конфликта учитель-ребенок – родители доверяют полностью не взрослой стороне, а ребенку. (И надо помнить, что ребенок – более искусный манипулятор, чем взрослый, поскольку к манипулированию прибегают, когда собственные возможности для достижения цели – ограничены).
· Очень часто взрослые, втянувшись в конфликт, из него выйти никак не могут - не хотят, а ребенок был бы уже и рад все прекратить и забыть, но взрослые вошли в раж, втянулись во взаимные обвинения, совершенно не думая о том, что только усугубляют дискомфорт ребенка.
Лекция 8.