Специфика взаимоотношений в школьной среде

1. Характеристика конфликтов в школьной среде: типы и специфика

2. Особенности поведение учителя и ученика в конфликтной ситуации

3. Конфликты между учениками в школе: причины их возникновения, особенности протекания

4. Конфликты в сфере «учитель – ученик»

Если говорить о конфликтах, то школа – это место, где гипотетически конфликтов не должно быть

Но вместе с тем, - это территория, на которой конфликты – не редкость.

И это понятно - на таком маленьком пятачке собираются люди в возрасте от 6 до 70 лет – ученики, учителя, администрация.

И есть еще одна группа людей, кровно заинтересованная во всем, что происходит в школе, но не присутствующая там непосредственно. Это родители.

Если не вдаваться в детали взаимоотношений, то можно определить квадриум:

Учитель – учитель - администрация

Учитель – ученик

Ученик - ученик

Учитель - родитель

1 – Если межличностные отношения между коллегами разрушаются – из отношений уходит личное - это неприятно, иногда тягостно; но собственно основа отношений – это работа – деловые взаимоотношения – они так или иначе сохраняются.

Взаимоотношения можно урегулировать, главным образом,

· они регулируются трудовым договором – можем найти в них – опору для разрешения конфликтов

· прибегнув к пунктам трудового договора

· руководитель всегда может воспользоваться правом применить административные меры для урегулирования рабочего конфликта

2 – Ученик – ученик - это собственно педагогическая деятельность, где конфликтологическая грамотность -уместна

Наиболее распространены среди учащихся конфликты лидерства, в которых отражается борьба двух-трех лидеров и их группировок за первенство в классе.

Может обозначиться конфликт трех-четырех подростков с целым классом или вспыхнуть конфликтное противостояние одного школьника и класса.

К тому же, в последние время обострились так называемые экономические конфликты между школьниками на почве материального благополучия, выраженные зачастую в различных формах агрессии: от вербальной до физической.

Большое влияние на поведение школьников в конфликте оказывает личность учителя.

Во-первых, стиль взаимодействия учителя с другими учениками. Исследования показывают, что стиль общения и педагогическая тактика первого учителя проецируется учениками на взаимоотношения с одноклассниками - оказывают заметное влияние на формирование межличностных отношений учащихся с одноклассниками.

Во-вторых, учитель обязан вмешиваться в конфликты учеников, регулировать их. Это, конечно, не означает их подавление. В зависимости от ситуации может быть необходимо административное вмешательство, а может быть - просто добрый совет. Положительное влияние оказывает вовлечение конфликтующих в совместную деятельность, участие в разрешении конфликта других учеников, особенно лидеров класса, и т.д.

3 - Учитель – ученик

Конфликт между учителем и учеником может быть обусловлен множеством различных причин. В общем виде эти причины являются сходными для любых межличностных конфликтов: противопоставление социально-ролевых позиций, целей, интересов; психологическая несовместимость; наличие внутренних конфликтов; отсутствие коммуникативной культуры и т.д.

Однако на практике, в процессе поиска эффективных способов решений конфликтных ситуаций в школе, имеет смысл конкретизировать эти причины и рассматривать их в контексте педагогической деятельности.

· Так, к примеру, конфликт между учителем и учеником может быть обусловлен такой общей причиной, как различия в намерениях.

· Ещё одной причиной конфликта между учителем и учеником может быть отсутствие коммуникативной культуры: нетерпимость к другому, неумение слушать, допущенная бестактность, грубость в адрес другой стороны и т.д.

Одну из наиболее полных классификаций причин конфликтов учитель – ученик дает конфликтолог С.Ю. Темина приводит следующие объективные и субъективные причины возникновения педагогических конфликтов.

1. Объективные причины педагогических конфликтов:

  • Недостаточная степень удовлетворения базисных потребностей ребёнка.
  • Противопоставление функционально-ролевых позиций учителя и ученика (задача первого — учить, задача второго — учиться; учитель априорно считается превосходящим ученика умом, знаниями, опытом и наделяется властью над ним).
  • Существенное ограничение степеней свободы (требования жесткой дисциплины, подчинения, отсутствие возможности выбора учителя, предмета, класса, обязательное посещение уроков и т.д.).
  • Различия в представлениях, ценностях, жизненном опыте, принадлежность к разным поколениям (проблема "отцов и детей").
  • Зависимость ученика от учителя.
  • Необходимость оценивания учащихся учителем.
  • Игнорирование личных проблем учащихся в формализованных образовательных системах.
  • Множественность ролей, которые вынужден играть школьник в силу предъявляемых к нему разных, порой противоположных требований в учебном учреждении, родителями, товарищами, какими-либо другими значимыми людьми.
  • Различие между учебным материалом и явлениями, объектами реальной жизни.
  • Социальная нестабильность и др.

2. К субъективным причинам относятся:

  • Психологическая несовместимость учителя и ученика.
  • Наличие у учителя или ученика определённых черт характера, определяющих так называемую "конфликтную личность" (агрессивность, раздражительность, нетактичность, ехидность, самоуверенность, грубость, жесткость, придирчивость, скептицизм и т.д.).
  • Отсутствие коммуникативной культуры у учителя или ученика.
  • Необходимость изучения данного предмета всеми учащимися и отсутствие интереса к нему у конкретного ученика.
  • Несоответствие интеллектуальных, физических возможностей данного ученика и предъявляемых к нему требований.
  • Недостаточная компетентность учителя (отсутствие опыта, глубоких знаний по предмету, готовности к разрешению конфликтов, низкий уровень развития определённых профессиональных способностей).
  • Наличие у учителя или ученика серьёзных личных проблем, сильного нервного напряжения, стресса.
  • Чрезмерная загруженность учителя или ученика.
  • Вынужденная бездеятельность ученика.
  • Отсутствие самостоятельности, творческого начала в учебном процессе.
  • Несоответствие самооценки ученика и оценки, данной ему учителем, и др.

А. Меняев в статье «Конфликты в обучении и воспитании» выделяет три объективные причины конфликтности взрослых (учителей, родителей):

1. взаимодействие консерватизма взрослых и новых культурных ценностей детей;

2. недостаточный культурный уровень взрослых (грубость, бестактность и тому подобное), его несоответствие уровню культуры народа;

3. изменения в психике педагогов или родителей, возникающие в процессе накопления опыта систематического управления поведением ребёнка; эти изменения можно образно назвать «развращением властью» — привычка постоянно запрещать, приказывать, поправлять, понуждать, упрекать, выговаривать, словом, «воспитывать» в строгости, покорности и дисциплине.

Понимание истинных причин конфликта открывает путь к их разрешению. Именно поэтому поиск и обнаружение действительных причин конфликтов школы является одной из важнейших задач педагогической конфликтологии.

Эти отношения – разновидность социального взаимодействия – поэтому в их плоскости тоже можно рассматривать возможность конфликтного взаимодействия.

Но… Для того, чтобы состоялся конфликт, необходимо участие нескольких субъектов (если речь не идет о внутриличностном конфликте)

Но учитель конфликтовать с учеником, каким бы он ни был (а мы знаем, какие бывают ситуации), не должен.

Есть педагогические проблемы, иногда, достаточно драматичные, но не конфликты.

Разный социальный статус, опыт - разные – условно – весовые категории

В силу компетентности, опыта должен решать

4 – Конфликт учитель – родители. Любой учитель знает, что самые неприятные, изматывающие и безвыходные конфликты бывают с родителями.

· Казалось бы, этим сторонам делить нечего: и та и другая действуют в интересах и во благо ребенка. Но они все равно конфликтуют, причем довольно часто.

· Возможно, потому, что о проблеме члены семьи узнают только со слов ребенка, а выяснить все детали и поговорить со всеми участниками неприятного инцидента не всегда хотят - могут. Складывается такой парадокс - Причем, не всегда доверяя собственным детям в личных взаимоотношениях, в ситуациях конфликта учитель-ребенок – родители доверяют полностью не взрослой стороне, а ребенку. (И надо помнить, что ребенок – более искусный манипулятор, чем взрослый, поскольку к манипулированию прибегают, когда собственные возможности для достижения цели – ограничены).

· Очень часто взрослые, втянувшись в конфликт, из него выйти никак не могут - не хотят, а ребенок был бы уже и рад все прекратить и забыть, но взрослые вошли в раж, втянулись во взаимные обвинения, совершенно не думая о том, что только усугубляют дискомфорт ребенка.

Лекция 8.

Наши рекомендации