Принцип постепенности возрастания тренировочных нагрузок
Принцип постепенности возрастания нагрузокхарактеризует одну из самых существенных сторон спортивной деятельности. Сама по себе непрерывность занятий не обеспечивает роста спортивных достижений, обычная повторность также не является стимулом совершенствования. На фоне непрерывных занятий необходимо постепенно наращивать нагрузки: овладевать все более трудными элементами, соединениями, комбинациями, повышать объем и интенсивность тренировочной работы. В названии принципа имеются два ключевых слова: «постепенность» и «возрастание». Именно в их единстве состоит смысл данного принципа. Известный русский физиолог А.А.Ухтомский кратко сформулировал закон приспособления живого организма: «Работа строит орган».
Постепенно увеличивающиеся нагрузки приводят к новому, более высокому уровню функциональной адаптации. Свойство организма восполнять затраты и «сверхзатраты» энергии с превышением дорабочих уровней в период восстановления получило название «суперкомпенсации», или сверхвосстановления.
На этой биологической закономерности и построен принцип повышения нагрузок до значений, близких максимальным. Понятие о максимальных нагрузках в гимнастике весьма относительно, так же, как относительно понятие о трудности элемента.
Опыт подготовки сильнейших спортсменов мира (гимнастов, бегунов, пловцов, гребцов, велосипедистов и т.д.) показывает, что в основе подавляющего большинства выдающихся спортивных достижений лежат исключительно высокие тренировочные и соревновательные нагрузки.
В таблице 7 приведены максимальные величины параметров тренировочной работы, зарегистрированные у ведущих спортсменов мира в конце 60-х и начале 80-х гг. XX века. Как видно из таблицы, показатели объема работы в некоторых случаях увеличились вдвое. Следовательно, каждый новый шаг на пути к спортивным достижениям предполагает и новый уровень тренировочных нагрузок.
При реализации данного принципа следует придерживаться следующих положений:
1. Рост спортивных достижений происходит только при неуклонном
постепенном увеличении объема и интенсивности нагрузок как в отдель-
ных тренировочных занятиях, так и за неделю, месяц, год и всю много-
летнюю тренировку.
Таблица 7
Динамика параметров тренировочной работы у спортсменов высокого класса в некоторых видах спорта циклического характера
(по В.Н. Платонову)
Показатели тренировочной работы | Вид спорта | |||||
бег на средние дистанции | бег на длинные дистанции | плавание | гребля | велосипедный спорт (трек) | велосипедный спорт (шоссе) | |
Конец 60-х годов | ||||||
Объем работы, км | 3000-5000 | 4000-7000 | 1800-2000 | 2000-4000 | 13 000— 18 000 | 20 000— 25 000 |
Количество тренировочных занятий | 200-220 | 190-200 | 200-230 | 200-240 | 220-290 | 200-250 |
Начало 80-х годов | ||||||
Объем работы, км | 6500— | 8500-9500 | 3200— | 5500-7000 | 20 000— 25 000 | 35 000— 40 000 |
Количество тренировочных занятий | 500-550 | 550-600 | 550-600 | 500— 550 | 550-600 | 500-550 |
2. Для того чтобы вызвать значительное увеличение функциональных
возможностей спортсмена, необходимо в тренировку периодически вклю-
чать максимальные нагрузки в соответствии с уровнем его тренированнос-
ти, индивидуальными особенностями, спецификой избранного вида
спорта, периода и этапа тренировочного процесса.
3.По мере роста тренированности спортсмена «максимум» нагрузки
должен интенсивно возрастать, так как максимальная прежде нагрузка
может быть самой обычной и перестанет стимулировать рост функциональ-
ных способностей организма.
Принцип прогрессирования воздействий предусматривает целенаправленное повышение требований к двигательной активности (по параметрам объема и интенсивности) в процессе адаптации индивида к физической нагрузке. Реализация данного принципа обеспечивает планомерный переход объекта педагогического воздействия с одного качественного уровня на более высокий, что практически выражается ростом тренированности, повышением функциональных возможностей организма и физических способностей. Он выражает необходимость неуклонного повышения требований к занимающимся, сущность которых заключается в постоянном обновлении и усложнении используемых упражнений, методов, условий занятий, а также величины физической нагрузки, ее объема и интенсивности. Следует иметь в виду, что прогрессирование требований лишь тогда будет приводить к положительным результатам, когда новое задание и связанные с ним нагрузки окажутся посильными для занимающихся. На начальных этапах величина физической нагрузки должна вызывать адекватные компенсаторные реакции. Для слабо подготовленных индивидов даже малые физические нагрузки будут вызывать стресс-реакцию при значительной мобилизации вегетативных и моторных функций организма и, как следствие, возрастание работоспособности. В подготовке новичков используются преимущественно прямолинейно-восходящая и ступенчато-возрастающая схемы планирования нагрузки. Следует отметить, что форсирование нагрузок, использование высокоинтенсивных упражнений без проведения предварительной тренировочной работы значительно повышает «цену» адаптации, что закономерно приводит к перенапряжению функциональных систем организма. При использовании больших энергоемких физических нагрузок в организме остаются более выраженные структурные следы, определяющие долговременную форму адаптации. При ее целенаправленном формировании используют волнообразный и ударный варианты планирования. Волнообразный характер регулирования физической нагрузки является универсальной формой, обеспечивающей ритмичное варьирование тренирующего воз действия с целью профилактики переутомления индивида. Ударный характер регламентирования физических нагрузок целесообразен в подготовке квалифицированных спортсменов, хорошо адаптированных к объемным и высокоинтенсивным нагрузкам.
Показатели обычной тренировочной работы гимнастов-мастеров спорта для гимнастов-разрядников будут околопредельными.
Неуклонное плавное повышение нагрузок, как реализация принципа постепенности, характерно для многолетней подготовки гимнастов. На этапе начальной подготовки для гимнастов-юниоров нагрузки должны регулироваться очень внимательно по принципу постепенности возрастания (в соответствии также с дидактическим принципом доступности).
В то же время, характерной чертой тренировки гимнастов (особенно высокой квалификации) является выход на высокие объемы и интенсивность нагрузки.
Таблица 8.
Объём тренировочной нагрузки гимнастов разного уровня подготовленности (в один тренировочный день)
Для иллюстрации приведем показатели тренировочных нагрузок гимнастов различного уровня подготовленности в сопоставимых единицах измерения (количество элементов и комбинаций). Однако надо иметь в виду существенное отличие элементов и комбинаций по трудности в разных разрядах (табл. 8).