Условия успешного запоминания
Те, кто жалуется, что у них плохая память, нередко просто не умеют запоминать и не учитывают условия, необходимые для успешного запоминания.
1. Важным условием того, чтобы учебный материал запоминался быстро и надолго, является наличие интереса к тому, что запоминаешь, и внимания в процессе усвоения и воспроизведения материала. А. С. Пушкин проявлял исключительный интерес к поэзии. Стихи он очень любил, читал с увлечением и поэтому легко их запоминал. Современники поэта отмечали, что стоило Пушкину только прочесть раза два страницу какого-нибудь стихотворения, и он уже мог повторить его наизусть. Исключительной памятью на поэтические произведения отличался и Владимир Маяковский.
2. Большое значение для запоминания имеют чувства. Все, что связано с радостью, печалью, гневом, как правило, запоминается лучше, чем то, к чему человек относится безразлично.
3. Важным условием хорошего запоминания является понимание того, что надо усвоить. Если мысли, которые надо запомнить, не ясны ученику, он начинает их механически заучивать, дословно зазубривать; подобная учебная работа только вредит его умственному развитию, а то, что выучено таким образом, быстро забывается.
4. Очень важно также поставить перед собой задачу — прочно и надолго усвоить. Если ученик учит урок только для того, чтобы завтра ответить учителю (а потом все забыть), то обычно усвоенное с этой целью быстро утрачивается памятью. Если же школьник учит с мыслью о том, что данный материал надо помнить долго, так как он пригодится в жизни, то и усвоение его будет более быстрым и прочным.
В одном эксперименте группе учеников прочли два отрывка литературного текста одинаковой трудности, причем сказали, что первый спросят завтра, а второй — через неделю. Но в действительности оба отрывка предложили рассказать спустя две недели. Оказалось, что первый отрывок ученики почти полностью забыли, так как у них была невольная установка помнить его недолго (до завтра), а второй отрывок лучше сохранился в их памяти (здесь у них было намерение долго не забывать его).
5. Большое значение для усвоения учебного материала имеет соединение запоминания с деятельностью человека, требующей мышления, активности. Если ученик в процессе запоминания сравнивает, обобщает, делает выводы, то в этих условиях процесс усвоения становится особенно сознательным и потому протекает более успешно. Проводили такой опыт. Учащимся давали читать предложения, каждое из которых было составлено на определенное правило правописания. При этом детей спросили, на какие правила даны эти предложения. Затем они должны были сами составить предложения на эти правила. Через несколько дней поинтересовались, как школьники помнят все предложения. Оказалось, что тех предложений, которые были придуманы самими учащимися, они запомнили в три раза больше, чем предложения, данные в готовом виде.
6. Наличие знаний по тому учебному предмету, по которому усваивается материал, также служит благоприятным условием для запоминания, так как при этом новое легче и прочнее связывается с тем, что уже известно.
7. Запоминание — труд, и труд иногда нелегкий, поэтому важным условием усвоения учебного материала является настойчивость, упорство в работе, умение не бросать ее на половине, а добиваться полного и прочного запоминания. Это — волевые качества, без которых невозможна серьезная умственная работа.
Б и л е т № 23
1. Мозг как орган психики. Строение нейрона.
Мозг - это высокий уровень развития эволюционного процесса нервной системы Учитывая родство развития мозга и психики, можно отметить, что между ними существует тесная взаимосвязь В какой форме он пр роявляеться, психологическая наука объясняет во многих аспектаах.
Четкое понимание связи мозга и психики можно найти у выдающегося украинского психолога Г С Костюка По его мнению: \"психическое и физиологическое не является процессами, разграниченными а времени и пространстве; нейродинам мични характеристика с необходимой и важной для раскрытия закономерностей психики Однако следует видеть и различия Раскрытие движения нейродинамических процессий не дает еще данных о том, что именно человек почувствовал ае, воспринимает, представляет, о чем и как он думает, к чему стремится, какие цели ставит перед собой, интересами, взглядами, убеждениями руководствуется в своем поведении А именно в этом и проявляется специ а психического, его своеобразие Своеобразие психического заключается в том, что это особый вид деятельности Это деятельность не мозга, как отмечалось, а человека как ее субъекта, более или менее осознанно тво рить собственную психику с помощью мозга и отвечает за результаты своего творения Игнорировать субъект, субъективное в психической деятельности - значит отрывать эту деятельность от ее носителявід її носія".
Такую позицию взаимосвязи мозга и психики поддерживает и С Л Рубинштейн По его словам, можно сделать вывод, что \"чувство, как и мысли человека, возникающих в деятельности мозга, но любит и ненавидит, поздним нае и изменяет мир не мозг, а человек людина".
Источником психической деятельности является мир, воздействует на мозг, сама же деятельность мозга зависит от взаимодействия человека с внешним миром, от соотношения ее деятельности с условиями его жизни, с ее потребностям мы Психические процессы содержат в себе характеристики внешних предметов (форму, величину и взаимодействие т.п.) Специфическая черта психического представлена ??видображенистю внешнего мира в состояниях телесной сист еми Мозг же несет в себе характеристики внутренних физиологических процессов Поэтому мозг в современной психологической науке рассматривается как физиологический орган психической деятельности Он является материальным мостиком, что объединяет ее с объективным миром Мозг выступает лишь как условие возникновения и функционирования психики, ее развития и деградацияадації.
Мозг не является причиной или субъектом психического Причины психического и его субъекта содержатся в нем самом
Психическая деятельность невозможна без мозга И хотя мозг функционирует как единое целое, однако определенные его участки обеспечивают те или иные психические функции Так, управление элементарными двигательными реакциями у человека и осуществляется спинным мозгом, координация сложных движений - функцией мозгового ствола и мозжечка Сложную психическую деятельность человека обеспечивает кора большого мозга, части которой также имеют неодинаковые ное значениення.
Взаимодействие и взаимосвязь мозга с окружающим миром осуществляются через нервную систему и органы чувств
Нервная система включает соматическую и вегетативную Каждая из них имеет центральный и периферический отделы
Центральная нервная система состоит из нервной ткани головного и спинного мозга, основными элементами которой являются нервные клетки - нейроны (рис 19) глиоцитов обеспечивают сохранение постоянного внутрен среды нервной системы и ее трофикиіку.
Периферийная нервная система включает в себя афферентные (чувствительные) нервы, которые передают импульсы от рецепторов в центральную нервную систему, и эфферентные (двигательные) нервы, которые передают импульсы от цен нтральнои нервной системы к скелетным мышце.
Вегетативная нервная система обслуживает мышцы внутренних органов, железы и обеспечивает трофику
В основе деятельности нервной системы находятся процессы возбуждения и торможения
Возбуждение - это активный процесс, возникающий в рецепторах при их раздражении, то есть в результате воздействия на них физических или химических раздражителей достаточной силы Сложные процессы, происходящие при цем м в нервной ткани, приводят к изменению электрического заряда на поверхности нейрона.
Возникший импульс передается в нервных волокон нейрона как волна возбуждения, которая, поступая в других клеток (при этом они переходят через синапсы), также вызывает у них возбуждение При возбуждении мышца Зовите клетки сокращаются, железистые выделяют секрет, и П Павлов установил, что возбуждение не только приводит в действие клетки, но и создает новые связи между нейронами мозга - условно-рефлекторные Если равно одновременно с воздействием на организм жизненно важного раздражителя (например, во время кормления) действовать не очень значительным в данный момент (индифферентным) раздражителем (например, включить лампочку), то после нескольких повторений у животного образуется рефлекс, которого раньше не было (одна только действие света лампочки вызывает выделение слюны) и П Павлов назвал такое явление условным рефлексом Во время действия индифферентного раздражающих ика в соответствующей области коры большого мозга (в случае действия света в затылочной зоне) в группе нервных клеток возникает очаг возбуждения Если в этокщо в цей
Будова нейрона:
а) дендрити - паростки тіла клітини - збирають інформацію від інших нейронів, м'язів, залоз до клітини;
б) аксон проводить інформацію з тіла клітини;
в) мієлінова оболонка покриває аксон та прискорює передачу інформації;
г) наприкінці гілочки аксона підходять до кінцевих закінчень.
Праворуч - мікрофотографія нейрона
Рис 19 Строение нейрона:
а) дендриты - ростки тела клетки - собирают информацию от других нейронов, мышцам, железам к клетке;
б) аксон проводит информацию из тела клетки;
в) миелиновая оболочка покрывает аксон и ускоряет передачу информации;
г) в конце веточки аксона подходят к конечным окончаний
Справа - микрофотография нейрона
время происходит прием пищи, то возникает возбуждение и в пищевом центре Процесс возбуждения будто перебрасывает мостик между двумя очагами, которые одновременно возникли, то есть между центрами коры могут в состояние новлюватись и воздерживаться новые связи, которых до этого нс существовалоо.
Сейчас считается, что подобные связи могут возникать нс только в коре, но и в подкорковых областях головного мозга В процессе дальнейшего изучения условно-рефлекторной деятельности) П Павлов установил различные вид ди торможения - внешнее (безусловное), врожденное и внутреннее, которое производится в течение жизни, то есть приобретенныеуте.
Внешнее торможение развивается в результате возникновения в коре большого мозга сильного очага возбуждения, которое вызывает торможение других участков коры
Внутреннее торможение возникает в тех случаях, когда условный раздражитель несколько раз подряд не подкрепляется безусловным раздражителем Постепенно рефлекс угасает, но через некоторое время он может восстановиться Это е свидетельствует о том, что временная связь, образовавшийся ранее, не разрушается, а затормаживаетсяся.
Внутреннее торможение формируется позже других видов торможений, поскольку строится на жизненном опыте Несформированность этого вида торможения может проявиться в поведении, характерно для подростков ков: неумение дослушать ответ на свой вопрос, забегания вперед (\"поперед батька\"), неумение выслушать объяснения педагога, врача, родителей, желание показать всем свою осведомленность и социальную зн ачимист значимість.
Функционирование процессов торможения и возбуждения, а также активность мозга в значительной степени зависят от состояния ретикулярной формации, которая, будучи сетчатой ??совокупности нервных структур, размещенной в глыбы инних слоях головного мозга, выполняет функцию своеобразного генератора мозга, его \"внутренней электростанции\" Следует отметить, что возбуждение и торможение - это две стороны единого процесса приспособления в рганизму к внешней среде Течение этих процессов подчинен двум основным законам - закону иррадиации и концентрации и закона взаимодействия инддії індукцій.
Иррадиация - это распространение нервных процессов от места первоначального возникновения их в коре большого мозга на соседние участки Противоположный процесс, который ограничивает и направляет возбуждения в определенное русло, називаеть ься концентрацией Возбуждение, возникающее, сначала характеризуется иррадиацией, а затем - концентрацияєю.
По закону взаимной индукции, если в любом участке коры большого мозга возникает возбуждение, то в соседних с ней участках развивается процесс торможения, и наоборот
Существует положительная индукция, когда развитие процесса возбуждения начинается под действием процесса торможения, и отрицательная - развитие торможение возникает под влиянием процесса возбуждения Таким образом, соотношение я между процессами возбуждения и торможения подчинено определенным закономерностям Упорядоченный характер нервных процессов позволяет организму адекватно реагировать на внешние раздражители и познавать явления д овкилля Процесс познания возможен благодаря анализу (расчленению) и сын-теку (возведению, объединению) возбуждения и торможенияння.
Элементарный анализ внешних раздражителей осуществляется уже в рецепторах и подкорковых областях мозга Однако высший и тонкий анализ происходит в коре головного мозга путем установления очень точных взаимодействия аемовидношень нервных процессов на основе дифференцированного торможения Во время такого торможения возбуждение, обусловленное подкрепленными условными раздражителями, постепенно угасает, остается лишь возбуждении я, что подкрепляется безусловными раздражителямми.
Следует отметить, что на организм одновременно действует большое количество раздражителей, которые возбуждают различные участки коры большого мозга, вследствие чего кора является грандиозной мозаикой Кстати, новое возбуждение влияет н на работу всех участков коры и приводит к тем или пеших изменений в них, то есть кора больших полушарий действует как единое целое и является сложною
Интегративная деятельность коры головного мозга способствует образованию постоянной системы нервных связей, так называемого динамического стереотипа Она вырабатывается в результате относительно длительного влияния на нервов ную систему одних и тех же раздражителей При наличии произведенных динамических стереотипов те или иные действия происходят быстро, четко и сопровождаются положительным эмоциональным фоноом.
В соответствии с теорией И П Павлова, кроме определенного участка мозга (ядерной зоны), ответственность за ту или иную психическую функцию несут рассеянные в мозге элементы центральной части анализатора наприк клад, ядерная зона зрительного анализатора находится в затылочной доле, слухового - в височной Другие элементы зрительного и слухового анализаторов находятся в разных участках коры больших полушарий Функция этих элементов может компенсировать нарушения ядерной зоны, поэтому поражения последней не всегда ведет к полной потере функциинкції.
В дальнейшем физиологи и психологи развили учение И П Павлова о динамической локализации психических функций, выдвинув понятие функциональной системы Психические функции обеспечиваются деятельностью этой си истема, отдельные компоненты которой находятся в разных участках коры большого мозга и подкорки Поражение одного участка коры большого мозга не полностью нарушает деятельность всей системы, поскольку элементы сохранившихся обеспечивают его функционирование Но даже незначительное поражение функциональной системы вызывает определенные изменения психических процессов зависимости от того, какое звено выпадает из деятельности этой систем и, по-разному проявляется нарушение ее деятельности Таким образом, по признакам расстройств психической деятельности можно сделать вывод о том, функционирование которой звенья системы нарушениеморушене.
По мнению известного нейропсихолога О Р Лурии, функциональную организацию мозга можно разделить на три основных блока: 1-й блок - энергетический, который поддерживает тонус, необходимый для работы высших отделов кор ры головного мозга (расположен в верхних отделах мозгового ствола), 2-й - прием, обработка и хранение информации (содержат задние отделы обоих полушарий, затылочные, теменные доли коры большого мозга) и 3-й блок - обеспечивает программирование, регуляцию и контроль деятельности (находится в лобной доле коры большого мозга) Знание этого значительно облегчает поиск пораженные участки мозгазку.
Вопросы внутренней природы возбуждения и торможения изучали Н Е Введенский и его ученики Особое значение имеет учение Введенского о лабильность и парабиозе, согласно которым установлено, что состояние тканей ни определяется лабильностью - скорости возникновения и прекращения нервных процессов Именно от этой скорости и зависят функциональные возможности возбудимых тканей Если лабильность нормальная, а частота и с ила раздражающих импульсов не очень большие, то в нейроне возникает возбуждение Когда частота или сила импульсов чрезмерная, то возникает запредельное торможение Однако торможение может возникнуть и при ср теменно слабого раздражения тканей, если у них в результате каких-то воздействий чрезмерно снизится скорость обменных процессероцесів.
Стойкое снижение лабильности возникает при отравлении, сильном охлаждении и других повреждениях тканей Это состояние Введенский назвал Парабиоз Этим он хотел подчеркнуть, что такие клетки находятся в пере ехидному состоянии между жизнью и смертью При парабиотичному состоянии нарушаются нормальные соотношения между силой раздражения и ответными реакциями ткани При постепенного развития парабиоза последовательности но сменяют друг друга несколько фаз В первой, сравнительной, фазе на сильные и слабые раздражения поступает ответ одинаковой силы В следующей, парадоксальной, фазе сильные раздражения вообще не дают эффектив го пункта, потому возникает торможение, а слабые раздражения вызывают возбуждение В последний, тормозной, фазе ткань не отвечает ни на сильные, ни на слабые раздражения, и ее можно принять теоретически за мерт ву, но при этом еще возможно воспроизведение функции при условии применения восстановительных мероприятий, т.е. реанимациинімації.
Продолжая дальнейшее изучение парабиоза, отечественные ученые определили, что фазовые парабиотични состояния наблюдаются при нарушении нормальной деятельности головного мозга У больных нервные и психические за ахворювання можно наблюдать и уравнительную, и парадоксальную реакции Так, при кататонического ступора больные шизофренией не отвечают на вопросы, поставленные громко, но вступают в контакт, если с ними разговаривать шепотом Более того, у некоторых из них оказывается фаза, названная И П Павловым ультрапарадоксальною, во время которой происходит так называемая действие наоборот Например, больной, которого привели к о рдинаторськои для беседы, молчит, но когда ему предлагают вернуться в палату, он начинает оживленно беседоватьовляти.
Особое значение для развития физиологии, психологии и медицины имеет принцип доминанты, исследован учеником Введенского академиком О О Ухтомским Он объяснил, почему из большого количества рефлексов, м могли возникнуть каждого определенного момента вследствие многих раздражений, действующих на организм, фактически проявляется сравнительно немного Выяснилось, что в нервных центрах той деятельности, которая на лен ный момент ведущей (доминирующей), возникает очаг повышенной возбудимости Этот очаг привлекает к себе раздражение, адресованные другим центрам, в результате чего доминирующий центр усиливает свою работу, а другие центры затормаживаютсяються.
Это демонстрирует следующий опыт К лапы собаки прикрепляют электроды, через которые пропускают слабый ток Это обычно вызывает сгибание лапы Но если такой ток на электроды подавать в тот момент, когда собака глотает пищу, то лапа сгибаться не будет, а только усилится акт глотанияння.
Принцип доминанты очень важен не только для понимания психических процессов, но и для объяснения физиологической основы сознания
2. Индивидуальные особенности памяти.
С одной стороны, память отдельного человека нередко предпочитает материал одной модальности (зрительной, слуховой, двигательной). С другой - у разных людей различен уровень организации материала, хотя и говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, но по отношению к запоминанию это не всегда так.
Одни люди хорошо усваивают движения, у них легко формируются разнообразные двигательные навыки. Другие могут с легкостью запомнить такие сложные контуры и формы, которые другим совершенно недоступны. При этом зрительная память может демонстрировать самые удивительные свойства. Так, во время экзамена при подготовке к ответу студент изложил содержание материала, но в углу одного листа оставил пустое место. Оказалось, что это место предназначено для рисунка, который он никак не мог вспомнить. Люди с выраженной слуховой памятью могут не только запомнить, но и воспроизвести впервые услышанные и подчас довольно сложные музыкальные произведения.
Эти особенности памяти могут быть врожденными, но могут быть связаны и с особенностями профессиональной деятельности людей или условиями среды, в которой развивается и формируется человек.
Так, радист высокого класса спокойно удерживает в памяти более 10 цифр, иногда и 15-20. Профессия дегустатора основана на хорошо развитой вкусовой памяти. А специалисты ткацкого производства различают большое количество оттенков даже черного цвета. Спортсмену необходимо иметь хорошую двигательную память, музыканту - слуховую, а педагогу, в частности, - память на лица и фамилии.
Вывод из всего вышесказанного очевиден: для пользы дела, профессионального успеха или просто "не надрывного" обучения, лучше говорить с памятью на том языке, который она предпочитает.
Сразу возникает вопрос: "Как выяснить предпочтения нашей памяти?"
Обратитесь к своей памяти и памяти членов вашей семьи. Поинтересуйтесь, каким путем у каждого из вас происходит запоминание, скажем, номеров телефонов. Постарайтесь запомнить список слов. Что у вас получилось? Как вы их запомнили: на слух или зрительно?
Психологией экспериментально получены данные о повышении эффективности запоминания при одновременном задействовании различных модальностей. После взаимодействия зрительной, слуховой (речевой) памяти с включенными компонентами рассуждения можно легко запомнить материал. У многих людей продуктивность памяти может повыситься, если к работе памяти подключить какие-либо автоматизированные действия, например ходьбу.
Несмотря на то, что механизм выполнения подобных содружественных действий еще не вполне ясен, знанием такой особенности психики не следует пренебрегать. Эта особенность памяти незаметно для каждого из нас "вписывается" в психические процессы. Мы размахиваем руками, осваивая новую деятельность, интенсивно, пусть обычно и неосознанно, используем напряжение мышц, имеющих к ней прямое отношение. Так, первоклассник, обучаясь письму, не только водит пером по бумаге, но и помогает себе движениями языка, губ, определенным положением головы.
В ряде случаев индивидуальные особенности памяти могут проявляться как феноменальным развитием памяти в целом, так и в необычайной продуктивности отдельных ее видов. История знает много примеров, касающихся памяти выдающихся людей. Такие полководцы, как Македонский, Суворов, Наполеон, знали почти всех своих солдат по именам. Сенека мог запомнить и повторить 2 тысячи слов после однократного их прослушивания. Феноменальная память Шерешевского, однако, - это особый случай, связанный с индивидуальным строением психики данного человека. Относительно других людей более вероятен вариант, когда обладатели выдающейся памяти на лица, цифры и слова используют специальные средства и приемы.
Переходя ко второй особенности индивидуальной памяти - уровню ее организации, следует отметить следующее. Как показывают наблюдения психологов-экспериментаторов, у одних людей преобладают непосредственные, наглядные, чувственные формы запоминания, в то время как другие пользуются обобщенными с помощью речи логическими схемами (суждениями). Именно к этим различиям восходит разделение людей на "художественный" и "мыслительный" типы.
К индивидуальным структурным особенностям памяти относится и такая ее характеристика, как величина оперативной единицы запоминания. Для иллюстрации обратимся к процессу чтения. Каждый по себе знает, что в зависимости от уровня владения восприятием письменной речи и предметом, о котором идет речь в тексте, мы читаем с разной скоростью. Первоклассник, обучающийся чтению, сначала читает по слогам, затем оперативной единицей чтения становится слово. Взрослые люди одномоментно воспринимают при чтении более крупные единицы текста, фразы или даже абзацы. Некоторые люди могут читать страницу очень быстро, не теряя при этом существенного содержания текста. Так же и в памяти. Оперативная единица, кусок информации, вводимой в память, может быть различен по емкости у отдельных людей.
Иногда приходится слышать, что у данного человека "тренированная память". Это означает, в частности, не только свободное и адекватное ситуации и материалу использование средств запоминания, но и умение укрупнить единицы, выделяемые в содержании или структуре информации при запоминании или воспроизведении. Тренированная память - это свободное и правильное использование средств запоминания, направленное на превращение механического, непосредственного, подчиненного внешним характеристикам запечатления следов в деятельность произвольную, осмысленную, связанную с потребностями и мотивами человека. Тренированная память всегда опирается на мнемотехнику, которая определяется как совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти.
Получается, что каждый из нас постоянно пользуется каким-либо мнемоническим средством, начиная от такого генерального приема, как осмысление информации, до более узких специальных способов, таких, например, как группировка цифр в числа (трех-, четырехзначные) при запоминании цифровой последовательности. Устанавливая при запоминании связь (ассоциацию), выделяя главную мысль в тексте для запоминания его содержания, мы используем мнемотехнику. Она является неотъемлемой частью нашей умственной деятельности.
В чем же все-таки причина эффективности мнемотехнических приемов, будь они построены на образном кодировании информации или на словесно-логическом? Она в том, что использование мнемотехники в известной мере смещает запоминание в область более могучей по ресурсам памяти, непроизвольной ее сферы, поскольку при той или иной перекодировке запоминаемого материала идет работа над средством, а собственно мнестическая задача как бы отходит на второй план. Это особенно заметно при интеллектуальной работе с материалом. Сила мнемотехники, таким образом, состоит, скорее всего, в том, что при обращении к ней в процессе запоминания задействованы как произвольная, так и непроизвольная его части. Важно лишь, чтобы работа над средством не была при этом единственно значимой целью.
Характер работы памяти как психической деятельности при этом (при использовании мнемотехнических средств, в том числе эйдетических) не изменяется. Ничего в нем такого странного или, как некоторые склонны думать, отклоненного от нормы, не возникает. Просто функция средства в этом случае в значительной мере смещается в область непроизвольного, зато результаты такой работы куда лучше.
Эффективность памяти определяется тремя параметрами:
1) объем памяти;
2) полнота (или точность) воспроизведения;
3) а также прочность (длительность) хранения информации, доступная переводу в актуальную память.
На совершенствование этих трех составляющих и должна быть направлена работа каждого, желающего улучшить свою память.
Повышение продуктивности памяти обеспечивается:
1) правильной постановкой задачи запоминания в связи с требованием воспроизведения;
2) активной ориентировкой в запоминаемом материале с выбором главного, существенного и с отсечением несущественного, незначимого;
3) установлением (выбором) принципа организации запоминаемого материала и формированием оперативной единицы и кода запоминания;
4) правильной организации процесса забывания (перевода в латентную память), основанной на выборе адекватного кода;
5) учетом особенностей отрицательного влияния интерферирующей деятельности;
6) всесторонним и полным использованием различных органов чувств.
Особое место в решении задачи улучшения памяти занимает осмысленная, интеллектуально насыщенная работа над материалом, введение его в уже имеющуюся систему знаний. Хорошо работающая память связана с умением наблюдать, быть внимательным и сосредоточенным. Отношение к повторению как творческому процессу, правильная организация содержательных и временных аспектов повторения абсолютна, необходима для результативного проявления возможностей памяти, максимально высокой, но строго адаптивной эффективности, - то есть проявлению ровно в той мере, насколько это в каждый данный момент действительно необходимо - не меньше, но и не больше.
Высокая продуктивность памяти включает в себя еще два фундаментальных требования:
1) для хорошей работы памяти необходимо наличие мотивации, заинтересованности в содержании материала и выполнении задачи запоминания и воспроизведения;
2) нужно использовать разнообразные вспомогательные средства, соответствующие задачам выполняемой деятельности.
Закончить хотелось бы обращением к словам Выготского о том, что в памяти проявляется своеобразная форма внутреннего сотрудничества человека с самим собой. Обогащение этого сотрудничества - основной путь развития и воспитания памяти.
Б и л е т № 24
1. Понятие о личности: подходы к определению понятия в психолого-педагогической науке.
Личность - человек со своими взглядами и убеждениями, проявляющий свою уникальную целостность, индивидуальность, единство социально-психологических качеств, проявляющихся в межличностных, общественных отношениях, сознательно участвующий в той или иной деятельности, понимающий свои действия и способный руководить ими.
Человек - не конгломерат разрозненных признаков, психических элементов. В практике общения люди усматривают друг в друге более или менее целостный образ, который позволяет отличать одного субъекта от другого по его не только внешнему, но и внутреннему облику.
Как говорилось выше, проблема личности и сущности ее психологических характеристик приобрела в России остроту и актуальность в 60-80-е годы XX века и породила оживленные дискуссии.
Уже к середине 70-х годов был преодолен "коллекционерский" подход к личности, превращавший ее в некую емкость, принимающую в себя черты темперамента, характера, преобладающие потребности и интересы, способности, склонности, когда личность выступала как набор качеств, свойств, характеристик, особенностей. В условиях такого подхода задача психолога сводилась к каталогизации всех этих признаков и выявлению индивидуальной неповторимости их сочетаний для каждого отдельного человека.
Представление о личности как коллекции индивидуальных черт оказывалось удивительно неэвристичным уже хотя бы потому, что стирало грань между понятиями "личность" и "индивид", дробило личность на составляющие, рядоположенные друг другу, и лишало понятие "личность" его категориального содержания, той высшей степени обобщенности, без которой не может быть построена ни одна психологическая концепция.
При подобной "коллекционерской" ориентации быстро выявились затруднения, связанные с переходом от общепсихологического понимания личности к рассмотрению проблем ее формирования в возрастной и педагогической психологии, ее реабилитации – в медицинской психологии и патопсихологии, наконец, к изучению ее в системе межличностных отношений в социальной психологии. Все это поставило в повестку дня вопрос о необходимости структурирования многочисленных личностных качеств (число которых, как было уже тогда подсчитано, равнялось полутора тысячам, а то и больше). С середины 60-х годов предпринимаются попытки выяснить общую структуру личности. Бесспорно, это было шагом вперед по сравнению с преобладавшими в прошлом перечислительными трактовками.
Однако очень скоро обнаружилось, что общая структура личности интерпретируется главным образом как некая контаминация биологически и социально обусловленных ее особенностей. Проблема соотношения биологического и социального с этого момента приобретает едва ли не центральное положение в психологии личности. Полемика по проблемам личности (1969) во многом проходила под знаком понимания ее как биосоциального существа и структурного подхода к ней. И хотя понимание структуры личности вызывало споры, все больше утверждалось мнение, что в личности должны быть выделены "исключительно социально обусловленная подструктура" и "биологически обусловленная подструктура". Правда, иногда указывалось на наличие еще двух подструктур – опыта и индивидуальных особенностей форм отражения, но отнесение их к сфере социального или биологического не уточнялось, а глухо отмечался их промежуточный характер.
Такое структурирование было бы понятно, если бы речь шла о человеке как индивидуальности. Биосоциальная природа человека и его индивидуальности спора вызывать не может. Но личность – субъект и продукт общественного развития, превратившего биологическую особь в творца исторического процесса, – явно не могла сохранять биологическую подструктуру, рядоположенную подструктуре социальной. Нельзя было ставить знак равенства между понятиями "личность" и "человек", "личность" и "индивид".
Разумеется, сома индивида, его эндокринная система, преимущества и дефекты его физической организации влияют на течение его психических процессов, формирование психических особенностей. Но из этого не следует, что "четверть" или "треть" его личности – как особая подструктура – должна быть отдана в ведение биологии. Биологическое, входя в личность человека, становится социальным, переходит в социальное. Например, мозговая патология порождает в человеке, в структуре его индивидуальности, биологически обусловленные психологические черты, но личностными чертами, конкретными особенностями личности они становятся или не становятся в силу социальной детерминации. Оставался ли этот индивид как личность просто умственно неполноценным или он становился почитаемым "юродивым", "блаженным", то есть своего рода исторической личностью, к пророчествам которого в давние времена прислушивались люди, зависело от исторической среды, в которой его индивидуально-психологические черты сформировались и проявились. Природные, органические стороны и черты выступают в структуре личности как социально-обусловленные ее элементы.
К концу 70-х годов ориентация на структурный подход к проблеме личности сменяется тенденцией применения системного подхода, Можно ли здесь говорить о каком-либо новом этапе развития психоло