Зависимость структуры личного потребления от дохода
Закон Энгеля
Количество и виды приобретаемых потребителями товаров и услуг в заметной степени зависят от денежных доходов покупателей. Прусский статистик Эрнест Энгель еще в XIX веке обнаружил естественную закономерность, согласно которой по мере увеличения доходов потребителей структура потребления смещается в сторону дорогих товаров. При этом доля доходов, затрачиваемых на приобретение товаров первой необходимости, уменьшается, тогда как часть дохода, расходуемая на предметы роскоши, увеличивается.
Уменьшение доли расходов высокодоходной части населения, затрачиваемых на товары повседневного спроса, не обязательно означает, что эта категория граждан уменьшает потребление простейших товаров. Действительно, если для приобретения жизненно необходимых товаров повседневного спроса семье из четырех человек необходимо затратить, скажем, 500 евро в месяц, а ее месячный доход и расход равны 1000 евро, то доля таких товаров в семейном бюджете составит 50 %. Для семьи же, расходующей в месяц 5000 евро, приобретение тех же повседневно необходимых товаров потребует затраты только 10 % общей суммы расходов семейного бюджета.
С другой стороны, смещение потребления богатых людей в область дорогих и ценных товаров может происходить и путем замещения более дешевых товаров и услуг, которые «вымываются» из зоны потребления. Богатый человек, употребляющий на завтрак чашечку кофе и бутерброд с черной икрой, вполне может отказаться от чая и булочки так же, как едущий в такси отказывается от услуг общественного транспорта.
Интересно отметить, что изменение структуры потребления в соответствии с законом Энгеля наблюдается не только в связи с уже полученными, но даже в связи с ожидаемыми доходами. Известен случай, когда муж-экспериментатор решил разыграть свою жену и сказал ей, что на их облигацию пал крупный выигрыш. Ему хотелось проверить психологическую реакцию супруги на такое сообщение. Пока муж раздумывал, в какой момент сообщить, что это шутка, жена взяла в займы у соседей крупную сумму денег и накупила столько дорогих вещей, что рассчитываться с долгами пришлось очень долго.
Закон изменения структуры потребления в зависимости от уровня дохода проявляется не только в стремлении к потреблению дорогих товаров и услуг людьми с высоким уровнем доходов для получения большего удовольствия, высокой полезности, более полного удовлетворения
материальных запросов. Состоятельным в денежном отношении людям свойственно прибегать к так называемому показательному (показному) потреблению, подчеркивающему их важность, исключительность, значимость. Это потребление в целях повышения собственного имиджа, призванное создать впечатление о себе у других людей. Более подробно о показательном потреблении говорится ниже, при изложении закона Веблена.
Как и другие экономические и психологические законы, закон Энгеля не носит абсолютного характера. В мире достаточно много Гобсеков, Плюшкиных и просто неприхотливых людей, структура потребления которых слабо зависит или даже не зависит от величины доходов.
Основной психологический закон Дж. М. Кейнса
Выдающийся английский экономист Джон Мейнард Кейнс исследовал зависимость между величиной совокупного располагаемого денежного дохода домашних хозяйств (фирм) и его распределением на потребление и сбережения. Суть установленной Кейнсом закономерности состоит в том, что субъекты хозяйственной деятельности, устанавливая соотношение между частями своего дохода, используемыми в целях текущего потребления и сбережений, исходят прежде всего из нужд потребления,при этом сбережению подлежит часть дохода, остающаяся после осуществления потребительских расходов.
Мотивацией потребления служит удовлетворение первейших жизненных потребностей (для фирм - производственных потребностей). Мотивы сбережений состоят в обеспечении возможности приобретения дорогостоящих предметов длительного пользования, жилья, в обеспечении существования в старости, в страховании от болезней, несчастных случаев, в наследовании денег и имущества детям, родным и близким.
Согласно психологическому закону Кейнса изменение долей дохода, расходуемых на потребление и сбережение, зависит от изменения величины самого располагаемого дохода. Чем больше величина располагаемого дохода, тем выше его часть, помещаемая в сбережения. Это положение иллюстрируется графиками изменения располагаемого дохода У, величины потребления С и сбережения S, приводимыми на рисунке 5.
Рис. 5. Соотношение между доходами, потреблением и сбережением
Увеличение доли сбережений по мере роста дохода объясняется сравнительно просто, исходя из очевидного соотношения между доходом Y, потреблением С и сбережениями S :
Y=С + S
Если потребление поглощает все доходы, то S = О, то есть на сбережения ничего не остается. По мере роста доходов возникает возможность расходовать на потребление только их часть, даже если расходы на потребление увеличивается (но с темпом ниже темпа роста доходов), так что другая часть доходов идет в сбережения (рис. 5), При дальнейшем увеличении доходов удается удовлетворить не только нужды потребления, но и увеличить часть сберегаемого дохода.
Закон Кейнса назван им основным психологическим, так как этот закон отражает реальную психологию распределения доходов хозяйствующего субъекта на потребление и сбережение, наблюдаемую в повседневной действительности. Понятно, что и этот закон не носит абсолютного характера, возможны отклонения от него, связанные с проявлением воли и настроя собственника доходов, способного изменить соотношение между потреблением и сбережением в желаемую сторону в соответствии со складывающимися обстоятельствами, изменением планов, появлением неожиданных потребностей.
Но более типична, закономерна ситуация, в которой побуждение к удовлетворению неотложных, текущих нужд потребления превосходит по силе своего воздействия на экономическое поведение людей побуждение к сбережению, накоплению денежных средств.