Механизмы развития малой группы. Социально-психологические аспекты групповых отношений

Малая группа не является раз и навсегда созданным образованием. Для нее характерен процесс развития. В психологии существует множество концепций развития малых групп. Рассмотрим некоторые из них.

Концепция, разработанная М. Вудкоком и Д. Фрэнсисом, сводится к следующим пяти стадиям развития малой группы.

Первая стадия развития группы — притирка, когда члены группы присматриваются; друг к другу. Определяется степень личной заинтересованности, в том, чтобы работать или не работать в этой группе. Личные чувства маскируются или скрываются, искреннего и заинтересованного обсуждения целей и методов работы практически нет. Члены группы почти не слушают друг друга, творческая, воодушевляющая коллективная работа фактически отсутствует.

Вторая стадия — «ближний бой». Это период борьбы и переворотов, когда оценивается вклад лидера, образуются кланы и группировки, а разногласия выражаются более открыто. На этом этапе личные взаимоотношения приобретают все большее значение, сильные и слабые стороны отдельных членов группы проявляются все отчетлив. Иногда происходит силовая борьба за лидерство. Группа начинает обсуждать способы достижения согласия, стремится наладить эффективные взаимоотношения.

Третья стадия — экспериментирование, когда члены группы осознают свой возрастающий потенциал. Все актуальнее становится проблема эффективного использования ресурсов группы. Появляется интерес к более прогрессивным методам работы, желание экспериментировать. Принимаются меры по реальному повышению эффективности работы группы.

Четвертая стадия — эффективность, когда группа приобретает опыт в успешном решении многих проблем и использовании ресурсов. Работники переживают чувство гордости за свою принадлежность к «команде-победительнице». Возникающие проблемы исследуются реалистически и решаются творчески. Управленческие функции могут плавно делегироваться то одному, то другому члену группы в зависимости от конкретной задачи.

Пятая стадия — зрелость, когда группа функционирует как коллектив, сплоченный вокруг хорошо осознаваемых всеми реальных общих целей, объединивших цели индивидуальные. Действуют прочные связи между членами группы. Людей оценивают по достоинствам, а не по их претензиям. Отношения носят неформальный, психологически комфортный характер, личные разногласия разрешаются без отрицательных эмоций и психологического напряжения. Группа демонстрирует отличные результаты и устанавливает высокие стандарты достижений. Расширяется делегирование полномочий, и все больше членов группы участвует в планировании и принятии решений.

Концепция Волкова. Российский психолог И. П. Волков предложил модель эмоциональной динамики группообразования как последовательность фаз развития межличностного контакта. По его описанию структура эмоциональной динамики выглядит следующим образом.

Фаза первичного восприятия — ее результатом выступает формирование первого впечатления о членах группы.

Фаза сближения — направлена на формирование оценки и самооценки, развитие рефлексивных отношений, формирование установки на совместное действие.

Фаза совместного действия — ведет к принятию межличностных ролей и определению социального статуса в процессе общения.

Фаза «сцепления» — характеризуется укреплением чувства общности, чувства «мы»; формированием психологически комфортных норм общения и включением механизмов взаимовлияния.

Есть и другие модели групповой динамики, как сближающиеся с приведенными выше, так и отличающиеся от них, что в немалой степени зависит от особенностей самой группы. В качестве примера можно отметить группы специально, создаваемые (в том числе с помощью психологического отбора) для работы либо в экстремальных условиях (команды спасения), либо в условиях социальной изоляции (экспедиции). Здесь различают следующие стадии развития группы.

Период ознакомления — относительно короткий, характеризующийся развитием ориентировочных и исследовательских реакций членов группы. Имеет место повышенный интерес друг к другу, сдержанные и корректные поведенческие реакции.

Фаза дискуссий — достаточно продолжительная, в ходе ее члены группы интенсивно общаются, выясняют позиции друг друга по значимым вопросам. В результате возникает структурный контур группы с признаками функционально-ролевой дифференциации и элементами коалиционирования.

Фаза ролевой ориентации – в ходе ее завершается формирование группы как целостной системы, обладающей определенной социально-психологической атрибутикой. Развивающиеся деструктивные процессы нередко бывают, непродолжительны и достаточно жестко пресекаются извне.

Общий признак всех концепций развития групп заключается в том, что достижение высшей стадией ее развития определяется как коллектив. Динамика коллективообразования представляет собой сложный процесс, включающий как этапы быстрого продвижения по уровням, так и периоды длительного пребывания на одном и том же уровнен даже его снижения.

Таким образом, процесс развития малой группы носит следующий характер: это может быть как прогрессирующее развитие (развитие «вперед»), так и регресс («обратное развитие»), которое может привести к распаду группы.

Социально-психологические аспекты групповых отношений проявляются в сплоченности группы, особенностях групповой интеграции, конфликтах в группе.

Сплоченность группы — это наличие определенных взаимоотношений между членами группы, позволяющее функционировать и воспринимать группу как единое целое. Сплоченность это условие достижения группового успеха.Также, сплоченность предполагает взаимное тяготение ее членов, это один из процессов групповой динамики, характеризующий степень приверженности к группе ее членов. Степень ее может быть, естественно, разной. Что касается высшего уровня сплоченности, то в рамках психологической интерпретации это понятие включает в себя следующие признаки:

- уровень взаимной симпатии в межличностных отношениях: чем больше членов коллектива нравятся друг другу, тем выше его сплоченность;

- степень привлекательности, полезности коллектива для его членов: чем большее людей удовлетворено своим пребыванием в коллективе, тем выше сила его притяжения и сплоченность;

- сходство базовых ценностных ориентации членов коллектива: все его члены объединены общностью интересов;

- ясность и определенность коллективных целей, принимаемых всеми членами коллектива;

- совпадение в большинстве случаев личных интересов индивидов с интересами корпоративными;

- кооперативная взаимозависимость членов коллектива в совместной деятельности: они позитивно взаимодействуют друг с другом не только как работники, функционеры, но и как товарищи, приятели, друзья;

- демократический стиль лидерства: руководитель трудового коллектива — объект уважения, обожания, почитания;

- принятие членами коллектива нормативных требований: им легко и без принуждений «сверху», «снизу» и «сбоку» подчиняются;

- осуществление делового (формального) общения как неформального: члены коллектива называют друг друга просто по имени и на «ты»; нередко это касается и руководителя, и он такое общение принимает и поддерживает, разумеется, в тех ситуациях, где это психологически обоснованно и приемлемо в интересах коллектива. Скажем, новичок в трудовом коллективе вряд ли психологически готов к подобному, да и едва ли у него есть права на такую форму общения;

- позитивность эмоционального фона общения членов группы друг с другом: он богат чувственными переживаниями людей друг за друга и на производстве, и за его пределами;

- встречи членов группы в неслужебной обстановке: люди нередко и с желанием проводят, празднуют вместе официальные и личные даты и торжественные события, участвуют в досуговых мероприятиях;

- конструктивное разрешение возникающих в рамках совместной деятельности и межличностных отношений конфликтов: в стилепартнерства, т.е. взаимной выгоды, а не победы одной из сторон и поражения другой стороны;

- достаточно высокий престиж группы в глазах его членов.

Важной характеристикой группы является уровень групповой интеграции. Этим понятием обозначается определенное состояние группы, в котором: внутригрупповые структуры упорядочены; основные компоненты групповой активности согласованы; субординационные взаимосвязи устойчивы (нет конкурирующих лидеров); межличностные взаимодействия гармоничны; функционирование коллектива стабильно и преемственно.

Отличительная особенность интеграционных процессов в группе состоит в том, что в обычных условиях они «скрыты» и проявляются лишь в условиях нестандартных или экстремальных ситуаций.

К психологическим характеристикам групповой интеграции относятся следующие:

- возникновение «мы-чувства», связанное с обострением процессов групповой идентификации и референтности. Например, в условиях межгруппового соревнования; кристаллизация общегрупповых норм регуляции поведения в конфликтной ситуации;

- заметный подъем организованности и согласованности делового взаимодействия в условиях внешнего дестабилизирующего воздействия;

- эффективные специальные усилия членов группы, направленные на оздоровление психологического климата, нарушенного по какой-либо причине;

- эмоциональная идентификация каждого члена группы с другими его членами;

- оптимальное сочетание индивидуальных действий в совместной конкретной деятельности;

- согласованность функционально-ролевого поведения членов группы при решении общих задач;

- способность действовать организованно в ситуации неопределенности;

- сочетание инициативности и разнообразия форм индивидуального поведения с устойчивым единством действий членов группы в реализации ее ведущей цели;

- способность членов группы самостоятельно планировать этапы осуществления цели и распределять работу между собой;

- высокая степень согласованности, сходства представлений, ориентации, позиций и мнений членов группы по отношению к внешним и внутренним явлениям, событиям, целям и ценностям.

Важным социально-психологическим аспектом отношений в группе является конфликт.

Наши рекомендации