Методика психолого-педагогического обследования детей
4 — 5-го годов жизни
№ | Задание | Выполнение задания | |
3—4 года | 4—5 лет | ||
Разборка и складывание матрешки: четырехместной пятиместной | + - | - + | |
Разборка и складывание пирамидки из четырех колец из шести колец | + - | - + | |
Коробка форм ("почтовый ящик"): из четырех форм из пяти форм | + - | - + | |
Разрезная картинка: из трех частей из четырех частей | + - | - + | |
Цветные кубики: пяти цветов семи цветов | + - | - + | |
Достань ключик: практическая задача на картинке | + - | - + | |
Счет | + | + | |
Конструирование: из четырех элементов из пяти элементов | + - | - + | |
Рисование (дом, дерево, человек) | + | + | |
Игра | + | + |
1. Разборка и складывание матрешки.Задание направлено
на выявление уровня развития практической ориентировки на величину, обучаемость.
Оборудование: четырехместная (пятиместная) матрешка.
Проведение обследования: взрослый дает ребенку четырехместную (пятиместную) матрешку и просит ее раскрыть, рассмотреть другие матрешки. Затем предлагает собрать все матрешки в одну. При затруднении взрослый берет матрешку и просит ребенка посмотреть, как он это делает: "Сначала беру маленькую матрешку и ищу чуть меньше, затем подбираю к чей платочек и т.д.". Взрослый показывает складывание матрешки методом проб, привлекая внимание ребенка к поиску следующей части. После обучения ребенку предлагают выполнить задание самостоятельно.
Оценка действий ребенка: принятие и понимание условий задания, способы выполнения, обучаемость, отношение к результату своей деятельности.
2. Разборка и складывание пирамидки.Задание направлено на умение ребенка отвлечься от цвета и выделить величину
как основной принцип действия, практической ориентировки на
величину.
Оборудование: пирамидка из четырех (шести) колец, кольца разного размера, разного цвета.
Проведение обследования: взрослый предлагает ребенку разобрать пирамидку. Если ребенок не действует, взрослый начинает разбирать ее сам и привлекает ребенка к этому действию. Затем предлагает собрать такую же пирамидку. В случаях затруднения взрослый показывает ребенку, как надо подбирать колечки по размеру: "Надо брать каждый раз большое колечко". Затем показывает способ прикладывания одного колечка к другому, чтобы увидеть разницу в их величине. После обучения ребенку предлагают выполнить задание самостоятельно.
Оценка действий ребенка: принятие и понимание условий задания, способы выполнения, обучаемость, отношение к результату.
3. Коробка форм ("почтовый ящик").Задание направлено
на проверку уровня развития практической ориентировки на
форму, обучаемость.
Оборудование: "почтовый ящик" — пластмассовая или деревянная коробка с четырьмя (пятью) прорезями разной формы; восемь объемных геометрических фигур, соответствующих прорезям коробки.
Проведение обследования: взрослый ставит перед ребенком коробку, обращая внимание на прорези, а рядом выкладывает объемные фигуры так, чтобы основание каждой фигуры, соответствующее форме прорези, оказалось вверху. Ребенку предлагают опустить все фигурки в свои прорези, т.е. определить, к (какой прорези подходит та или иная форма. В случае затруднения взрослый просит ребенка примерить фигурку к прорези, поворачивая нужной стороной, показывает, как это нужно делать.
Оценка действий ребенка: принятие и понимание условий задания, способы выполнения, обучаемость, отношение к результату.
4. Разрезная картинка.Задание направлено на выявление
уровня развития целостного восприятия предметной картинки.
Оборудование: две одинаковые предметные картинки, одна из них разрезана на три (четыре) части по диагонали.
Проведение обследования: взрослый показывает ребенку три (четыре) части разрезанной картинки и просит сложить целую картинку: "Сделай целую картинку".
Обучение: взрослый показывает, как надо соединить части в целое. После этого снова предлагает ребенку выполнить задание самостоятельно.
Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, способы выполнения, обучаемость, отношение к результату.
5. Цветные кубики.Задание направлено на выявление уровня
развития восприятия цвета (выделение по слову, название цвета).
Оборудование: цветные кубики пяти (семи) цветов: два красных, два желтых, два зеленых, два синих, два белых (голубых и розовых).
Проведение обследования: перед ребенком ставят цветные кубики и просят показать кубик определенного цвета: "Покажи, где красный, синий, зеленый". Затем предлагают назвать цвета всех кубиков. Если ребенок не выделяет цвет по слову, проводится обучение. Ребенка просят показать такой кубик, как в руке у взрослого, т.е. уточняется уровень сличения. Затем учат соотносить цвет кубика со словом-названием, повторив при этом цвет Два-три раза: "Покажи, где желтый, вот желтый. Найди, где желтый".
Оценка действий ребенка: принятие задания, отмечается Уровень восприятия цвета (сличение, узнавание цвета по слову, называние), обучаемость, отношение к результату.
6. Достань ключик.
Для детей 4-го года жизни. Задание направлено на выявление уровня развития наглядно-действенного мышления.
Оборудование: заводная игрушка, ключик.
Проведение обследования: ребенку дают заводную игрушку, а ключик от нее висит так высоко, что ребенок, стоя на полу, не может его достать. Задача заключается в том, чтобы ребенок догадался использовать большой стул (большой и маленький стулья стоят недалеко от него). Обучение не проводится.
Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, способы выполнения (сразу ли догадался взять большой стул, была ли попытка достать ключик рукой, была ли попытка использовать маленький стул или сразу отказался от выполнения задания), отношение к результату.
Для детей 5-го года жизни. Задание направлено на выявление уровня развития наглядно-образного мышления.
Оборудование: сюжетная картинка с изображением следующей ситуации: в комнате стоит мальчик, в руках у него машинка, он смотрит на ключик, который висит на стене, на гвоздике. Недалеко от мальчика стоят два стула — большой и маленький.
Проведение обследования: взрослый предлагает ребенку рассмотреть картинку, затем говорит: "Мальчик хочет завести машинку ключиком, но не знает, как его достать. Расскажи мальчику, как надо достать ключик".
Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, решение задачи в наглядно-действенном плане, имеются ли попытки решить задачу в действенном плане.
7. Счет.Задание направлено на выявление у ребенка количественных представлений.
Оборудование: 15 плоских палочек.
Проведение обследования:
для детей 4-го года жизни: перед ребенком кладут 10 палочек и просят взять одну, а затем — много. Обучение проводится по подражанию;
для детей 5-го года жизни: перед ребенком кладут счетные палочки и просят взять две, одну, три. Затем взрослый кладет одну палочку себе на ладонь, на глазах ребенка берет еще одну палочку и кладет ее на ладонь, прикрывая другой ладонью. У ребенка спрашивают: "Сколько там?" Затем кладут еще одну палочку в эту же ладонь и снова спрашивают: "Сколько там?", т.е. проверяют счетные представления в пределах трех. При затруднениях проводится обучение. Если ребенок не справляется с выбором определенного количества по слову, то предлагают выбор — один, два, три по подражанию.
Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, выбор из множества одной, двух, трех по слову, по подражанию, умение выполнять счетные операции по представлению.
8. Конструирование.Задание направлено на выявление умения ребенка создавать конструкции из четырех (пяти) элементов по образцу, обучаемость.
Оборудование: 10 плоских палочек одного цвета.
Проведение обследования: взрослый строит за экраном фигурку из плоских палочек. Затем показывает постройку и просит ребенка построить такую же. При затруднениях ребенка просят построить по показу.
Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, умение работать по образцу или по показу, обучаемость, отношение к результату.
9. Рисование (дом, дерево, человек).Задание направлено
на выявление уровня развития предметного рисунка, поведения в определенной ситуации, целенаправленности деятельности.
Оборудование: цветные фломастеры, карандаши и бумага.
Проведение обследования: ребенку дают бумагу и просят нарисовать сначала один предмет — дом. После этого просят нарисовать человека, а затем — дерево. Обучение не проводится.
Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, анализ рисунков: черкание, предпосылки к предметному рисунку, предметный рисунок, ведущая рука, согласованность действий обеих рук.
10. Игра.Проверяется интерес ребенка к игрушкам, характер употребления игрушек, характер игры (манипуляция, процессуальные действия или элементы сюжета).
Оборудование: игровой уголок, где находятся кукла, коляски, наборы одежды и посуды для куклы, машина, кубики, солдатики, ворота, мяч, тазик с водой, мелкие игрушки, куклы "би-ба-бо".
Проведение обследования: взрослый приглашает ребенка в игровой уголок и эмоционально вовлекает его в совместные действия с игрушками. Сначала предлагается покормить куклу, затем покатать ее в коляске, потом уложить спать. Если ребенок не хочет играть с куклой, ему предлагают нагрузить кубики в машину и принять участие в строительстве. Взрослый строит дорогу из кирпичиков, а затем сажает в машину маленькую куклу и просит ребенка провезти ее по дорожке. В случае отказа ребенку предлагают поиграть около тазика с водой: опускают туда по одной мелкой игрушке (шарики, рыбки и т.д.), затем предлагают поймать их сачком.
Оценка действий ребенка: отношение к игрушкам, интерес и характер действий с игрушками, избирательность в игрушках.
Оценка в баллах
1. Разборка и складывание матрешки:
1 балл — не понимает цель и действует неадекватно даже в условиях обучения;
2 балла — понимает цель, но действует хаотически, т.е. не учитывает величину, в процессе обучения действует адекватно, а после обучения самостоятельно задание не выполняет;
3 балла — понимает цель, складывает матрешку методом перебора вариантов, в условиях обучения действует адекватно, после обучения переходит к выполнению задания, пользуясь целенаправленными пробами;
4 балла — понимает цель и самостоятельно складывает матрешку, пользуясь целенаправленными пробами.
2. Разборка и складывание пирамидки:
1 балл — не понимает цель, действует неадекватно;
2 балла — понимает цель, нанизывает кольца без учета размера, после обучения не учитывает размер колец;
3 балла — понимает цель, нанизывает кольца без учета размера, после обучения переходит к самостоятельному выполнению задания;
4 балла — понимает цель, собирает самостоятельно пирамидку с учетом размера колец.
3. Коробка форм ("почтовый ящик"):
1 балл — не понимает цель, действует неадекватно даже в условиях обучения;
2 балла — понимает цель, при опускании фигур в прорезе действует хаотически, после обучения не переходит на другое уровень действий;
3 балла — понимает цель, при выполнении задания использует метод перебора вариантов, после обучения действует методом целенаправленных проб либо методом зрительного соотнесения;
4 балла — понимает цель, задание выполняет самостоятельно методом целенаправленных проб.
4. Разрезная картинка:
1 балл — не понимает цель задания, действует неадекватно в условиях обучения;
2 балла — принимает задание, но условий задания не понимает, действует хаотически, после обучения не переходит к самостоятельному способу выполнения;
3 балла — принимает и понимает цель задания, выполняет задание методом перебора вариантов, после обучения переходит к методу целенаправленных проб;
4 балла — принимает и понимает цель задания, действует самостоятельно методом проб либо практическим примериванием.
5. Цветные кубики:
1 балл — задание не понимает, в условиях обучения действует неадекватно;
2 балла — принимает задание, сличает два-три цвета, после обучения не может выделить цвет по слову-названию;
3 балла — принимает задание, сличает все основные цвета, может выделить по слову два-три цвета, но не называет;
4 балла — принимает задание, выделяет цвет по слову-названию, может назвать все или почти все предложенные цвета.
6. Достань ключик:
4-й год жизни:
1 балл — не принимает задание, в условиях практической проблемной задачи действует неадекватно;
2 балла — принимает задание, но не может проанализировать условия проблемной практической задачи; пытается достичь цели, используя свои физические возможности (прыгает, тянется рукой), других способов решения задачи не принимает либо сразу отказывается действовать;
3 балла — принимает задание, анализирует условия, т.е. понимает, что рукой выполнить задание невозможно, но нет активного самостоятельного выбора средств для достижения цели, После активизации взрослым ориентировочной деятельности задачу решает методом проб;
4 балла — принимает задание, самостоятельно анализирует Условия задачи, решает задачу либо методом проб, либо на уровне зрительной ориентировки;
5-й год жизни:
1 балл — не принимает задание;
2 балла — принимает задание, но не понимает условия задачи, пытается решать неадекватным способом, используя практические действия, либо отказывается от решения ("Не знаю");
3 балла — принимает задание, пытается решить задачу в наглядно-образном плане, но не может проанализировать целостную ситуацию, изображенную на картинке, поэтому перечисляет объекты, изображенные на картинке;
4 балла — принимает задание, самостоятельно анализирует ситуацию, изображенную на картинке, воспринимает ее как целостную, понимает взаимосвязь всех изображенных предметов и решает задачу в наглядно-образном плане.
7. Счет:
1 балл — задание не понимает, в условиях обучения действует неадекватно;
2 балла — задание принимает, но нет представлений о количестве;
3 балла — задание принимает, есть элементарное представление о количестве, дифференцирует "много — один", выделяет из множества один-два, но не выполняет счетных операций по представлению;
4 балла — задание принимает, есть представление о количестве; выполняет счетные операции по представлению.
8. Конструирование:
1 балл — не принимает задание, в условиях обучения действует неадекватно;
2 балла — принимает задание, по образцу задание не выполняет, после обучения пытается выполнить какую-либо постройку, но данный образец не строит;
3 балла — принимает задание, по образцу самостоятельно задание выполнить не может, но после показа может перейти на самостоятельное выполнение задачи;
4 балла — принимает задание и самостоятельно выполняет его по образцу.