Категория «самосознание» в психологии. «Я-концепция» как интегральная характеристика самосознания
Образ «Я», или самосознание (представление о себе), не возникает у человека сразу, а складывается на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний и включает 4 компонента (по Мерлину):
- Сознание отличия себя от остального мира;
- Сознание «Я» как активного начала субъекта деятельности;
- Сознание своих психических свойств, эмоциональные самооценки;
- Социально-нравственная самооценка, самоуважение, которое формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности.
Кон: Самосознание – совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, его представления о самом себе складываются в образ «Я».
Спиркин: под понятием «Я» имеется в виду личность, какой она себя воспринимает, знает и чувствует себя. Я – это регулятивный принцип психической жизни.
- Чеснокова: в структуре самосознания выделяет 3 взаимосвязанных компонента: самопознание,
- эмоционально-ценностное отношение к себе,
- саморегулирование поведения личности.
Критерии самосознания:
1. Выделение себя из среды, сознание себя как субъекта, автономного от среды (физической, социальной среды).
2. Осознание своей активности – «Я управляю собой».
3. Осознание себя «через другого» («То, что я вижу в других, это может быть и мое качество»).
4. Моральная оценка себя, наличие рефлексии – осознание своего внутреннего опыта.
Структура самосознания:4 уровня.
· Непосредственно-чувственный уровень – самоощущение, самопереживание психосоматических процессов в организме и собственных желаний, переживаний, состояний психики, в результате достигается простейшая самоидентификация личности.
· Целостно-образный, личностный уровень – осознание себя как деятельного начала, проявляется как самопереживание, самоактуализация, отрицательная и положительная идентификация и поддержание аутоидентичности своего «Я».
· Рефлексивный, интеллектуально-аналитический уровень – осознание личностью содержания собственных мыслительных процессов личности, в результате возможно самонаблюдение, самоосмысление, самоанализ, саморефлексия.
· Целенаправленно-деятельный уровень – «синтез» трех уровней, в результате выполняются регулятивно-поведенческие и мотивационные функции через многочисленные формы самоконтроля, самоорганизации, саморегламентации, самовоспитания, самоусовершенствования, самооценки, самокритики, самопознания, самовыражения.
Степень адекватности образа Я выясняется при изучении одного из его компонентов – самооценки личности (т.е. оценки личности себя, своих возможностей, качества и места среди других). С помощью самооценки регулируется поведение. Самооценка связана с уровнем притязаний – это желаемый уровень самооценки личности.
Самосознание – индивидуальная форма сознания. Оно выступает как выделение себя из объективного мира, как осознание себя, как сознание своей самости в зависимости от целей и задач, стоящих перед человеком. Может принимать различные формы: 1)самопознание (нацеленность человека на познание своих физических, душевных, духовных возможностей и качеств, своего места среди других людей), 2)самооценка, 3)самоконтроль, 4)самопринятие.
1) осуществляется через осознание, анализ резервов своей деятельности, отношение других ко мне и через самонаблюдение. Самопознание является основой развития самоконтроля и саморегуляции, основа для реализации оценочного отношения к себе.
2) 3 уровня самооценки, связь с уровнем притязаний (как реализация самооценки человека в деятельности и взаимодействии с другими людьми, это желаемый уровень самооценки личности).
3) Осознание субъектом и оценка им собственной деятельности, психических состояний. Их регуляция, протекание на основе требований и норм деятельности, поведения, общения.
4) Зависит от выраженности образа Я, формируется самопринятие и самоуважение личности, которые соотносятся с ценностно-смысловыми установками личности. Самоуважение входит в структуру самосознания.
Благоприятное развитие личности происходит при благоприятном принятии себя.
Кон: Образ Я – соц. установка, отношение личности к себе. Как любая установка имеет 3 компонента: познавательный, эмоциональный (оценка своих качеств), поведенческий (практическое отношение к себе). Образ Я – динамическое образование личности, выделят: реальное Я, идеальное Я, фантастическое Я.
Роджерс:Я-концепция – представления человека о самом себе, это часть поля опыта вокруг которого организованы другие представления. Поле опыта – совокупность представлений человека о мире, формирующаяся в процессе взаимодействия со средой. 1)Я-концепция возникает на основе взаимодействия с окружающей средой (социокультурной), 2)Я-концепция – система самовосприятий, 3) Я-концепция имеет определенное значение для личности, её поведения, 4)тенденция к самоактуализации.
Развитие Я-концепции: 1. Организмический процесс оценивания – процесс, в соответствии с которым переживания сохраняющие и развивающие человека оцениваются позитивно и выбираются, угрожающие – негативно и избегаются.
2. Потребность в позитивном внимании. 3. Условие ценности – оценки, в основе которых лежит мнение других людей, а не собственный организмичекий опыт. 4. Конгруэнтность – соответствие между опытом и поведением.5. полноценно функционирующий человек (открытость опыту, жизнь здесь и теперь, свобода в любой ситуации, организмическое доверие – доверие к мудрости своего организма, креативность – способность к творчеству).