Причины преступного поведения (преступное поведение – это личностно-микросредовая отклоняющаяся общественно-опасная деятельность множества лиц направленная к преступлению)
ЛИЧНОСТНО-МИКРОСРЕДОВЫЕ ПРИЧИНЫ ПРЕСТУПНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Внешние причины преступного поведения – это криминогенная ситуация – это относительно длительное состояние отношений по меньшей мере между двумя сторонами направленное на причинение все возрастающего вреда общественным отношениям ( собственности человеку и так далее). Ее функциональная роль состоит в том что она запускает в действие как бы активизирует криминогенную мотивацию.
Криминогенная ситуация образуется:
1. взаимодействием по меньшей мере двух сторон;
2. складывается довольно длительное время;
3. обретает специфические закономерности толкающие к преступлению максимально ограничивая свободу выбора;
4. наблюдается возрастание причинения вреда каким либо общественным отношениям;
5. ситуация реализуется в преступлении внутренней причиной складывающейся внутри той или иной стороны взаимодействия.
Функциональная роль криминогенной ситуации состоит в том, что она, существуя самостоятельно, как бы запускает в действие, вызывает к активности криминогенную мотивацию преступника. С точки зрения структуры практически любаякриминогенная ситуация имеет: субъекты, объекты, содержание, методы, стадии.
Субъекты криминогенной ситуации — это отдельные лица или группы, отношения между которыми существенно определяют возникновение предкриминогенных ситуаций, их перерастание в криминогенные, и исход в преступлении.
Объекты криминогенной ситуации — это те или иные ценности, бывающие трех видов:
а) Общие или одноразовые — это ценности, из-за которых вообще возникают жизненные ситуации;
б) Концентрирующие — это ценности, вокруг которых кон центрируется криминогенная ситуация;
в) Предельные — это ценности, из-за которых в конце концов совершаются преступления.
Главное значение играют концентрирующие объекты.
Содержание криминогенной ситуации — это характер связей, какие отношения складываются между субъектами, и тенденцииразвития отношений, т. е. в какую сторону они между ними развиваются.
Методы ситуаций — это способы, при помощи которых субъекты управляют друг другом, воздействуют друг на друга. При этом приемы, средства воздействия могут как осознаваться субъектами, так и не осознаваться.
С точи зрения влияния на ход отношений в ситуации они могут быть:
А) активно — негативные;
Б)активно-позитивные;.
В) пассивные — это непринятие никаких мер обычно в развитии поэтому, как правило, играющие роль негативную, например, халатность уголовно-исполнительных органов, безынициативность осужденных и т.д.
Стадии ситуаций — это периоды, этапы развития отношений между субъектами.
По субъективному основанию можно выделить:
1) определение, восприятие ситуации, как криминогенной, т.е. опасной, угрожающей преступлением;
2) «выбор стратегии» поведения, метода, определяющего дальнейший
ход развития отношений;
3) выбор деяния в рамках общей «стратегии» взаимодействия.
По объективным основаниям выделяется также три стадии:
1) Образование жизненной ситуации или предкриминогенной, оп-
ределяемой в литературе как объективное стечение жизненных обстоятельств для лица, субъективно воспринимаемых и оцениваемых.
Жизненная ситуация имеет много типов:
а) Проблемная когда жизнь ставит перед человеком важный вопрос и требует скорейшего принятия решения. Подобного типа ситуации возникают всегда перед, особенно, впервые осужденными.
6/ Стрессовая — как совокупность факторов, воздействующих на лицо и вызывающих у него состояние нервного психического напряжения,
требующего снятия, разрешения.
Стрессовых ситуаций у осужденных ежедневно возникает множество.
Главное здесь — помочь найти адекватную и законно-приемлемую разрядку.
в)Фрустрационная — возникающая в результате воздействия препятствия, субъективно-воспринимаемого как непреодолимое, для достижения жизненно-важных целей, приводящее чаще всего к дезорганизации его сознания и деятельности.
г/ Конфликтная ситуация — это относительно длительное, напряженное состояние взаимодействия, по меньшей мере, двух сторон, образуемое неоднократными конфликтами.
д/ Стихийные бедствия, в качестве каковых могут быть и землетрясения, и наводнения, и оползни, и вихри, и цунами, и др.
2) Перерастание жизненной предкриминогенной ситуации в криминогенную вследствие возникновения опасности преступления, например, в результате обострения отношений, усложнения проблемы, утяжеления фрустратора, отягощения последствий стихийного бедствия и т.п.
3) Исход криминогенной ситуации в совершении преступления.
Познание механизма развития ситуаций поможет сотруднику практически любого звена всякого уголовно-исполнительного учреждения войти в криминогенную ситуацию разных типов и разрешить ее законноприемлемым способом. для этих целей и разрабатываются в науке методы и приемы групповой профилактики преступлений при исполнении наказаний. Эти же знания помогут осужденному в некриминальном разрешении опасной для них ситуации.
Внутренними причинами становления криминогенной ситуации является взаимодействие мотиваций субъектов ситуации, если субъекты — отдельные люди, а если же — цельные группы — то взаимодействие направленности этих групп.Внутренние причины выполняют функции образования предкриминогенной ситуации и определяют ее перерастание в криминогенную, направляют развитие отношений именно в криминальную сторону.
2/ Внутренними условиями криминализации ситуации является психофизиологическая и психологическая среда субъектов ситуации, если субъекты — отдельные люди; и социаиiьно-психологическая, если субъекты — группы. Функциональная роль внутренних условий заключается в их воздействии на скорость реакции субъектов ситуации при выборе метода ситуации, способ действия, а также — на адекватность восприятия ситуации и реагирования на нее. Их содержание, если
а) субъекты — отдельные лица:
1. относительно устойчивые элементы (тип темперамента, психические и невротические аномалии, возрастные и половые, профессиональные особенности лиц и т.п.),
2. варьирующие, изменяющиеся элементы (психические состояния и т.д.);
б) субъекты — социальные группы:
1. относительно устойчивые элементы (сплоченность групп и т.п.);
2. изменяющиеся элементы (микроклимат групп, отражающийся в ее настрое и т.д.).
3/ Внешними причинами образования и существования криминогенных ситуаций являются социально- психологические явления, основная функциональная роль которых заключается в:
а) поддержании сложившейся системы отношений между субъектами ситуации, как бы в их ((подпитке);
б) в выборе повторяю щихся, возрастающих ПО степени общественной опасности способов разрешения образующейся криминогенной ситуации, ее методов.
Сущность внешних причин ситуации заключается в том, что они возникают именно в результате взаимодействия субъектов ситуации, зависят от содержания этих субъектов, но, образовавшись, Воздействуют на их отношения, как бы от них не завися.
По содержанию в качестве внешних причин ситуации могут выступать или сменяя друг друга, или действуя единовременно, или сменяясь по силе и значимости воздействия: совместимость, поле, сплоченность, микроклимат..
т.д.
Микроклимат — это система ожиданий (требований, экспектаций),
сложившихся в этой группе, определенного поведения от других, ‘разделяемых (ихи открыто неоспариваемых) большинством людей в данной социальной среде и выражающихся в деловом или эмоциональном настрое социальной группы на что-то.
Микроклимат деловой или позитивно-эмоциональньий обычно содействует разрешению криминогенных ситуаций, а при обратных процессах
наоборот, криминализирует отношения в среде осужденных и сотрудников.
4) Внешние условия криминализации ситуаций - это микросреда: организационно-правовые, организационно-управленческие, технические недютатки, особенности материально-вещной среды (бытового окружения, в частности), имеющие характер более застойного явления, длительного и возвратного воздействияпо сравнению с внешними условиями, способствующими совершению там преступлений, которые обычно кратковременны,но могущие совпадать по содержанию с внешними условиями ситуации.
Внешние условия – это социальная микросреда то есть окружение преступника или преступной группы субъектов ситуации. Их основная функциональная роль заключается в воздействии на скорость протекания социально-психологических процессов на характер межличностных или групповых отношений.
Виды условий:
1. технические;
2. организационно-правовые;
3. организационно-управленческие;
4. материально-вещная среда.
Внутренняя причина преступного поведения действует внутри преступника и связана с его индивидуальными психофизиологическими особенностями. Функциональная роль внутренней причины в том что она непосредственно порождает преступление постоянно ведет к преступлению в процессе преступного поведения.
Внутренней причиной преступного поведения является криминогенная мотивация преступника.
Содержание криминогенной мотивации:
1. Потребности ( недостаток лишение нужда испытываемые индивидом и побуждающие его действовать);
2. Интересы ( это актуализированная потребность то есть оцененная преступником как существенная и подлежащая удовлетворению);
3. ценностные ориентации (это устоявшаяся иерархия ценностей конкретного индивида и внутренняя готовность следовать им в своем поведении);
4. установки (сложившиеся на бессознательном уровне стереотипы социально значимого поведения);
5. эмоции (это субъективные переживания лицом отношений в окружающей среде и процессов происходящих в его организме и психике);
6. мотивы ( это внутренние побуждения) ;
7. цели ( результат к которому стремиться индивид).
Внутренние условия преступного поведения – это внутриличностная психическая и психологическая среда протекания криминогенной мотивации осужденного. Основная функциональная роль внутренних условий заключается в их воздействии на: на скорость мотивации; адекватность восприятия окружающей действительности. Они берут на себя роль катализатора внутренней причины преступного поведения.