Познавательные мотивы общения со сверстником у детей
4—5 лет. Новые знания детей обогащают содержание игр и определяют их разнообразие. Познавательные интересы детей присутствуют в их общении, не выделяясь в специальные контакты. Нам не удалось зафиксировать в наблюдении обособленных познавательных контактов.
Создание условий, стимулирующих познавательные интересы детей, способствует выявлению таких контактов. Своеобразие познавательного мотива общения со сверстником состоит в том, что ребенок ищет в нем не источник информации, а ценителя собственных знаний или умений рассказчика. Дети с удовольствием берутся рассказывать ровеснику сказку, что отнюдь не объясняется их умениями. К историям ровесника дошкольники 4—5 лет относятся, иронически. Тем не менее их начинает привлекать функция слушателя: появляется, хотя и слабо выраженный, мотив общения с ровесником как с мастером рассказа, источником новых сведений.
Личностные мотивы общения со сверстником у детей 4—5 лет.У ребенка еще сохраняется позиция превосходства над сверстником, последний характеризуется в основном отрицательными суждениями: порицаются его поступки, интеллектуальные качества и личность в целом. Хотя частота подобных осуждений ниже, чем у трехлеток, позиция превосходства усилена ростом числа положительных оценок самому себе: внешности, культурным и художественным умениям, сообразительности. Круг выделяемых в себе положительных качеств расширяется: основной личностный мотив — получить подтверждение им от сверстника как ценителя. Однако в отличие от младших детей, у 4—5-летних растет внимание к качествам и возможностям сверстника. Интерес детей к людям отражается, в их беседах.
Для этой возрастной группы, по нашим данным, ведущим становится мотив подтверждения достоинств ребенка сверстником как ценителем. В первую очередь деловых качеств (сверстник как мастер игры); затем познавательных (знаний, обнаруживаемых при восприятии картинок); слабее представлен личностный мотив (сверстник как собеседник). Наименее побудителей познавательный мотив общения со сверстником как ценителем в ребенке рассказчика. Мотив познания ровесника как образца в ведении игры, рассказа, беседы значительно слабее первого из выделенных нами. Мотив подтверждения своих достоинств превалирует над стремлением к равноправной игре (см. табл. 16).
Таблица 16
Побудительная сила разных мотивов общения со сверстником у детей 4—5 лет (в усл. баллах)
Побудительная сила мотивов общения со сверстником, выполняющим функцию | |||||
Виды и варианты мотивов | Сумма баллов 1-й и 2-й | ||||
мастера дела. | ценителя | равного | колонок | ||
образца | партнера | ||||
Деловые (в игре) | 12,4 | 17,5 | 34,4 | ||
Познавательные I — при рас- рас- | |||||
сматривании картинок | 9,5 | 18,3 | — | 27,8 . | |
Познавательные II — при рас- | |||||
сказывании и слушании сказок | 4,6 | 6,82 | — | 11,42 | |
Личностные I — в беседе с вы- | |||||
ражением одобрения партнеру | 9,95 | — | 17,95 | ||
Личностные 11 — в беседе о | |||||
предпочтениях партнера | — | ||||
Сумма баллов | 43,45 | 66,12 | 17,5 | — |
Мотивы- общения со сверстником у детей 5—6 лет
В5 лет сюжетно-ролевая игра ребенка достигает наиболее высокого развития, продолжая сохранять ранг ведущей деятельности. Расширяются познавательные интересы детей, умножаются знания, почерпнутые в общении со взрослыми, растут умения читать стихи, рассказывать потешки, прибаутки. Получаемые разнообразные сведения определяют новые сюжеты игр. В последних воспроизводится мир взрослых, однако уже не действия, а отношения людей (Д. Б. Эльконин, 1978 б). Общение со взрослым становится внеситуативно-личностным, с новым содержанием потребности в общении — в сопереживании и взаимопонимании. Окончательно определяется предпочтение сверстника как партнера по общению по сравнению со взрослым (Р. И. Деревянко, 1983). Вторая сфера общения приобретает особо важное, жизненное значение для детей. 113
Позиция по отношению к сверстнику и к себе изменяется: хотя дети по-прежнему выше оценивают свои возможности, растет их интерес к сверстнику, появляется положительная оценка его качеств, упрочиваются избирательные отношения детей. И в этой возрастной группе по-прежнему выделяются деловые познавательные и личностные мотивы.
Деловые мотивы общения со сверстником у детей 5—6 лет.Общение дошкольников 5—6 лет протекает преимущественно (в 44,4 % случаев) в процессе сюжетно-ролевой игры. Возрастает число контактов в игре/максимальным становится их разнообразие. Появляются формулирование игровых целей, мнимой ситуации и вводимых замещений, распределение ролей и соответствующие обращения (называние партнера шутливым именем), а также многочисленные высказывания, воплощающие роль и дающие направление игре и поведению участников,— побуждения к4 определенным действиям (их число значительно растет), сообщения и вопросы о сделанном и намечаемом.
Игра и общение в ней длятся более часа, а иногда (прерываясь) в течение нескольких дней и недель. Внеигровые контакты представляют собой вовлечение в игру и ее организацию: определяются общие цели, согласовываются намерения, осуществляются воздействия на ровесника (предложения, критика и указания, как делать). Игра строится на речевом общении, поэтому число невербальных актов резко падает.
В общении детей 5—6 лет присутствуют три варианта делового мотива. I вариант — мотив построения совместной игры, сотрудничества: ребенок ищет в, сверстнике сходные интересы, намерения и готовность вносить творческий вклад в общее дело. Обособление и укрепление такого мотива отражает рост числа актов, обращенных к МЫ. Адресованность к ТЫ снижается, а Я остается на прежнем уровне (см. табл. 17). II вариант делового мотива свойствен лидеру, путем привлечения сверстника к участию в реализации своих цели и замысла он получает подтверждение собственных, достоинств. Функционирование данного мотива выражается особым характером коммуникативных актов лидера: он продуцирует цели, дает указания, рисует партнеру заманчивые перспективы. III вариант делового мотива — знакомство с новыми образцами игры, целями, замыслами; научение лучшему участию в игре. Мотив — качества партнера, обусловливающие его лидерство (мастера игры, конструирования, рисования и т. п.). О наличии подобного мотива свидетельствуют факты охотного участия в игре детей, которым достается вспомогательная роль или испытывающих пренебрежение партнера. Причастность к целям других детей уже сама по себе представляет ценность. к, Возраст 5 лет отмечен ростом числа познавательныхконтактов между детьми. Эти контакты представляют развернутые сообщения в ходе игры о каком-либо явлении или сфере жизни.
Таблица 17
Среднее количество инициативных актов общения,
выражающих разные виды мотивов у детей 5—6 лет
(за 1 ч на 1 ребенка, в абс. ед.)
Виды контактов | Количество актов общения, объектом которых являются качества | Всего | ||
общие для партнеров (МЫ) | сверстника (ТЫ) | инициатора акта (Я) | ||
Деловые Познавательные Личностные | 18,78 1,50 0,62 | 25,56 1,12 3.0 | 14,6 0,62 1,88 | 58,95. 3,25 5,50 |
Всего | 20,90 | 29,68 | 17,10 | 67,70 |
Не менее существенным поводом к познавательным контактам становится воплощение в игре сказки: возникает диалог, в котором уточняется последовательность и логическая связь событий. Знание потешек, поговорок, считалок превращается в игру, где они выполняют функцию средства расширения общения; ребенок адресует свои знания каждому члену группы, находя удовлетворение в производимом с их помощью Эффекте на ровесника. Наблюдая за природными явлениями, постигая их широту и взаимосвязанность, дети используют полученные сведения для познавательных контактов друг с другом. Так, выкопанная одним ребенком яма служит источником вопросов о глубине, ширине, способе выкапывания, назначении; жуки, гусеницы, цветы — все может стать поводом для высказываний,
В познавательных, как и в деловых, мотивах общения выделяется несколько вариантов: I вариант — утверждение своего превосходства в знаниях и завоевание особого уважения ровесников; II — решение общей задачи, ответ на интересующий- всех вопрос, творческое участие в достижении единой цели; III — подтверждение сверстником правильности понимания, представления ребенка. Выражение этого мотива — адресуемый ровеснику вопрос после высказанного суждения (Ведь правда?).
Однако доля познавательных мотивов по-прежнему невелика (см. табл. 17). Вместе с тем потенциальные возможности их развития значительны. Так, при создании в эксперименте условий, побуждающих познавательные интересы детей (предложение им книг с картинками или игры, где они по очереди рассказывают друг другу сказки), подобные контакты становятся основными в их общении. Однако все дети предпочитают быть рассказчиком, а не слушателем. Так, в познавательном мотиве общения, как и в деловом, преобладает вариант, в котором ребенку сверстник важен как ценитель его достоинства знатока.
Личностные мотивы общения со сверстником у детей 5—6 лет.В этом возрасте сохраняется позиция значительного превосходства 115
над ровесником, выражающаяся в поддразниваниях, насмешках, непринятии в игру и исключении из нее, отвержении, актах агрессии, адресуемой порой каждому из ровесников. (Так, ребенок отнимает у сверстника игрушки не из-за нужды в них, а для того, чтобы увидеть его беспомощность и неумение постоять за себя).
Однако в отличие от младших детей у 5—6-летних возникает и новая позиция — признание достоинств ровесника, иногда превосходящих собственные, и на основе этого появляются чувства симпатии, дружбы. Детям становится доступно восхищение товарищем (Ты хорошая девочка, я с тобой дружу). Между детьми начинается обмен равноценными выражениями симпатии, нежности, завершающийся поцелуями. О новой позиции свидетельствуют и сообщения друг другу секретов.
Мотив получения подтвержения своих положительных качеств ровесником как ценителем также, связан с позицией доверия. Ребенок хочет удостовериться в важности происходящих с ним событий, своих планов и намерений: он делится семейной новостью рождением маленького брата, намерением поехать в кинотеатр и т. п., т. е. ищет в ровеснике сопереживания.
Существенной чертой личностных мотивов становится то, что они порой оказываются разделенными, общими хотя бы для двух детей, что подтверждается единой оценкой МЫ, в которой не дифференцируются ни сам ребенок, ни его партнер. Дети гордятся общим достижением, одинаковыми ролями (Мы — строители. Мы тут такого понаделаем...).
Личностные мотивы приобретают действенный характер. В сверстнике уже воплощается не мотив-средство, а мотив-цель: дружеская позиция по отношению к сверстнику проявляется в «борьбе» за товарища, в защите его от нападок и обвинений ровесников, а также в бескорыстном стремлении научить его тому, в чем сам ребенок сильнее. Дети 5—6 лет помогают ровеснику иначе, нежели трехлетки: последние самим актом содействия утверждаются в своем превосходстве (Д. Б. Годовикова, Е. И. Гаврилова, 1975), а дети 5—6 лет стремятся утвердить возможности ровесника.
Мотивы общения со сверстником у детей 6—7 лет
Игра все еще занимает значительное место в жизни детей 6—7 лет. Однако положение старших в детском саду, ожидание скорого перехода в школу и систематические учебные занятия, где детей оценивает педагог, существенно перестраивают их интересы. Знания детей расширяются. Игра становится серьезнее: старшие дошкольники воссоздают в ней обстоятельства жизни людей более реалистично. У детей повышаются требования к выдумке, изобретательности; появляется новый тип игр — с правилами (подвижные, настольные, словесные).
Общение со взрослым сохраняет внеситуативно-личностную форму; содержание потребности в нем — сопереживание. Значимость общения с ровесником растет, позиция по отношению к нему становится более доброжелательной и заинтересованной. У детей 6—7 лет также выделяем деловые, познавательные и личностные мотивы.
В связи со значительной ролью игры в жизни детей 6—7 лет их деловые мотивыобщения подобны описанным у 5—6-леток. При I варианте делового мотива общения сверстник — равный участник общего дела, вносящий свой творческий вклад в достижение единой цели; при II варианте сверстник — ценитель, подтверждающий ценность замыслов, целей, планов, способов действия своим участием, вделе, инициированном и руководимом ребенком-лидером; при IIIварианте сверстник — образец дела, у него ребенок заимствует замыслы, цели и способы действия.
Но в этом возрасте деловые мотивы общения создаются не столько в игре, сколько на фоне серьезных жизненных проблем, причем не только практических, но и познавательных, что делает мотив и деловым, и познавательным одновременно.
Наибольшее число контактов детей возникает не в процессе игры, а по ходу решения какой-либо случайной задачи. (Дети находят раненого птенца. Тут же встают вопросы: что с ним будет, если его оставить? Чем можно залечить ранку? Рождаются гипотезы: если оставить, его может съесть кошка; ранка зарастет, если создать для него покой. Высказываются предложения — покормить, сделать повязку и т. д.) В связи с обсуждением проблемы растет доля актов организации деятельности по ее решению, а также управления партнерами, где первое место занимают указания, как надо действовать. Кардинально меняется соотношение коммуникативных актов в пользу категории МЫ (см. табл. 18): до 40,9 % против 3!,8 % в предыдущем возрасте. Число актов, относимых к ТЫ и Я, резко падает. Ребенок организует на решение задачи не партнера, а всех, включая себя.
В 6—7 лет впервые познавательные мотивывыдвигаются на передний план. В их состав входят объяснения причин случившегося, высказывания гипотез по поводу развития явлений, сообщения о их свойствах, приглашение к исследованию и т.п. Важнейшее преобразование познавательных мотивов общения детей 6 лет — их обособление от мотива подтверждения своих достоинств. Познавательный мотив общения — это уже поиск коллективного решения задачи, отношение ко всем участникам как к равным. Высказывания адресуются не к ТЫ, а к МЫ (см. табл. 18).
Число личностныхконтактов, выделенных в самостоятельные эпизоды, у старших дошкольников увеличивается. Ребенок доверяет сверстнику свои состояния, желания, намерения, вкусы, секреты. Он оценивает поступок ровесника, сравнивает его с другими детьми, обсуждает происшедшие события, выражает сопереживание. 117
Таблица 18
Среднее количество инициативных актов общения,
выражающих разные виды мотивов у детей 6—7 лет
(за 1 ч на 1 ребенка, в абс. ед.)
Контакты | Количество актов общения, объектом которых являются качества | Всего | ||||
общие для партнеров (МЫ) | сверстника (ТЫ) | инициатора акта (Я) | ||||
Деловые Познавательные Личностные | 16,8 12,2 2,4 | 17,6 0,8 1,0 | 6,6 0,4 4,6 | 41,0 13,4 8,0 | ||
Всего | 31,4 | 19,4 | 11,6 | 11,6 | 62,4 | |
Самые интимные личностные контакты скрываются от взрослого. Когда по условиям игры один ребенок выражает ровеснику свое доброе расположение, обнаруживается разнообразие его позиций по отношению к партнерам. Иногда это развернутое признание достоинств (Ты хорошая девочка. Ты красивая девочка. У тебя длинные волосы. Ты народу говоришь «Здрасьте» и «До свидания»). А подчас формально заданный текст, произносимый небрежно, глядя в сторону, в позе игнорирования.
Усиление позиции расположения к ровеснику связано с растущим интересом к его личности: его своеобразному вкладу во взаимодействие, проявлению им оригинального типа поведения, отношения к. ситуации. Чувствительность к ответному поведению ровесника на инициативу партнера возрастает: ребенок оказывается способен даже изменить свое неприязненное отношение к ровеснику, оценив достоинство его ответной позиции. Успехи ровесника могут вызвать восхищение у ребенка.
Специфические особенности мотивов общения со сверстниками у детей 2—7 лет
К общению со сверстниками дошкольника побуждают разные мотивы: деловые, познавательные и личностные. Дети стремятся друг к другу ради участия в общей игре, обсуждения вопросов о мире, о людях" и о самих себе. В общении со сверстниками проявляются, с одной стороны, потребности ребенка в активности и в познании. Поэтому в деловых и познавательных мотивах сверстник выступает в качестве средства. С другой стороны, в общении с ровесником участвуют личностные мотивы, прямо выражающие потребности ребенка в общении.
В этом отношении мотивы общения в первой и второй сферах сходны, но между ними есть существенные различия. Последние 118 обусловлены несходством возможностей взрослого и ро&есника. Взрослый для ребенка —.старший, опытный человек, в котором' воплощены умелость, мудрость, справедливость, что делает его поведение, мнения и оценки образцом и идеалом. Ровесник — равное ребенку существо по своим деловым, познавательным и личностным качествам.
Картина возрастных сдвигов в проявлении мотивов общения с ровесником прорисовывается следующим образом. В конце раннего 'возраста дети ищут в сверстнике участника эмоционально-практического взаимодействия, обмена радостными эмоциями и сходными действиями, в которых они демонстрируют свои физические возможности. Для младших дошкольников сверстник — участник игр иного содержания: соревновательных и сюжетно-ролевых, включающих обмен дополнительными действиями. У них преобладает деловой мотив, который доминирует и в среднем дошкольном возрасте: сверстник-партнер по сюжетно-ролевым играм. Но детей 4—5 лет к общению побуждают уже и познавательные интересы, тесно переплетенные с мотивами делового сотрудничества в игре.
В старшем дошкольном возрасте (5—6 лет) по-прежнему на первом месте остаются мотивы делового сотрудничества, но одновременно повышается значение познавательных мотивов и за рамками сотрудничества. Дошкольникам 6—7 лет также наиболее присущи мотивы делового сотрудничества, еще стремительнее увеличивается рсуть познавательных; дети обсуждают с ровесниками серьезные жизненные вопросы, вырабатывают общие решения.
На протяжении всего дошкольного возраста важное место занимают личностные мотивы. Они постоянно присутствуют в мотивах иного характера — деловых и познавательных (последние обязательно имеют личностный аспект). Деловые мотивы заключаются в ожидании от сверстника не помощи, как в первой сфере общения, а подтверждения умений ребенка, его права на равное участие в любом совместном деле. Познавательные мотивы выражают, не поиск ответов на вопросы, а получение от сверстников подтверждения ценности собственных знаний. Личностный характер избирательного отношения ребенка к детям — обладателям развитых деловых и познавательных качеств — заключается в том, что они ценны для него как мерка для сравнения себя и как доступный эталон, который он стремится достигнуть и превзойти.
Апробирование и подтверждение своих возможностей, с одной стороны, и заимствование и построение новых, с другой, составляют реализацию личностного аспекта деловых и познавательных мотивов. Личностный аспект данных мотивов определяет их варианты: сверстник — ценитель деловых познавательных качеств ребенка, сверстник — эталон, образец для построения аналогичных качеств в самом себе. Личностный аспект иных мотивов характерен уже для младших дошкольников. С возрастом его значение увеличивается. 119
Собственно личностные мотивы общения со сверстниками — это качества, которые характеризуют последнего как личность и выражают его отношения к людям, к миру (к природе, животным и вещам), к выработанным нормам поведения. Дошкольник адресуется, во-первых, к таким качествам сверстника, как способность быть внимательным зрителем или слушателем, ценителем достоинств ребенка, добрым товарищем, разделять огорчения и радоваться удачам друга, подтверждать его достоинства. Во-вторых, он обращен к внутреннему миру сверстника — его желаниям, планам, намерениям, целям, т. е. к нему как личности, стремится содействовать планам и подтверждать права ровесника на равное участие в коллективной жизни товарищей.
У малышей раннего возраста личностный мотив выражен в стремлении к общим радостным эмоциям и в готовности утешить плачущего. У младшего дошкольника — в поиске у ровесника способности и склонности выражать внимание и одобрение, подтверждать достоинства и позицию «хорошего ребенка». Этот поиск имеет характер самоутверждения и критической позиции по отношению к ровеснику. Самоутверждение проявляется и в склонности к соревнованию, опережению сверстника в любом умении, а наряду с этим во включении в действия ровесников, в подражании им. У детей среднего возраста все отмеченные проявления личностных мотивов выражены еще более четко. Но у них усиливается вариант личностного мотива общения с ровесником как предметом познания. В старшем дошкольном возрасте этот вариант мотива упрочивается и возникает новый тип личностного мотива: самоценность сверстника побуждает ребенка бороться за него, отстаивать права друга.
Итак, важнейшая линия возрастных изменений в мотивах общения дошкольника со сверстником — перестройка соотношения мотивов и изменение значения разных их видов.
Вторая линия развития мотивов — превращение мотива общения из средства в цель. Поначалу ребенок вступает в общение ради игры; сверстник оказывается средством удовлетворения его других духовных потребностей: в активности (игре), в самопознании через сравнение как с образцом, а также через получение его от клика на активные проявления («невидимое зеркало»). Такова роль ровесника примерно до 5 лет. В старшем возрасте сверстник становится интересен как психологический субъект, как личность, . характеризующаяся определенными поступками, намерениями и желаниями, вкусами и предпочтениями. Большей полнотой, осознанностью, дифференцированностью наполняются знания ребенка о нем.
Третья линия развития мотивов общения — превращение их из ситуативных в устойчивые внеситуативные образования. Младших детей побуждают к общению действия ровесников и другие ситуативные обстоятельства; старших — их личностные качества.
Четвертая линия изменений мотивов — рост их побудительной силы. Контакты между малышами редки и часто вынужденны. 120
Общение существует в виде отдельных эпизодов. В старшем возрасте оно носит характер особой деятельности даже тогда, когда связано с игрой, а часто выделяется в самостоятельную область. У детей появляются стойкие избирательные привязанности.
Пятая линия развития мотивов общения во сверстником — рост их осознанности. Стремление малышей к общению друг с другом находится в противоречии с непониманием желаний партнера, неумением учитывать его интересы. Конфликтность в их отношениях показывает, что малышам неясно, ради чего они намереваются действовать совместно. Старшие ценят в сверстниках их определенные личностные качества и дают себе в них адекватный отчет.,
Происходят в мотивах общения и структурные изменения. Дети 2—4 лет вступают в контакты с ровесниками по непосредственному побуждению. Они взаимодействуют до тех пор, пока это удовлетворяет их сиюминутные желания. В старшем возрасте дети общаются также в ходе игры, но нередко они вступают в нее именно ради коммуникативных контактов. Так, ради общения с другом ребе- . нок готов принять неинтересную роль, уступая главную ровеснику.
Что определяет развитие мотивов общения со сверстником? Прежде всего — общее развитие ребенка, происходящее под воспитывающим воздействием взрослых. Значительную роль играют накапливающийся индивидуальный опыт деятельности ребенка и практика общения со сверстником. Это четыре основных направления психического, развития: 1) развитие самосознания ребенка — источника потребности в сравнении, сопоставлении себя с другими людьми; 2) развитие внутреннего плана действия, и в частности приобретение знаний и представлений в области, не связанной с непосредственным восприятием; 3) развитие ведущей деятельности — игры: факт появления к середине дошкольного возраста нового содержания игры — отражения в ней не действий людей, а отношений между ними, выражаемых ролью и функцией в ней; 4) переход от центрации на себя к децентрации — пониманию точки зрения другого человека. Все эти перемены, способствуя изменению мотивов общения ребенка ,со сверстником, сами в дальнейшем углубляются в результате преобразования общения.
Развитие у детей мотивов общения со сверстниками на протяжении дошкольного возраста имеет важные последствия. Так, обладая более высокоразвитыми мотивами общения, ребенок адресуется к личностным качествам ровесника, т. е. устойчивым, внутренним образованиям — потребностям, склонностям, суждениям и мнениям. В итоге образ сверстника и самого себя становится все более полным, дифференцированным, осознанным. На основе этого ребенок может успешнее строить свои взаимоотношения с окружающими людьми, стать полноправным членом коллектива своих товарищей, способствующим достижению их общих целей, а также обеспечивать благоприятные условия для достижения своих индивидуальных целей. 121
Глава шестая