Эмоциональные процессы и состояния
1. Общая характеристика явлений эмоциональной сферы психики.
2. Структура эмоциональной сферы (первичные и вторичные эмоции; предметные и высшие чувства; страсти; настроения).
3. Состояния, оказывающие существенное влияние на адекватность и эффективность деятельности (аффект, тревожность, фрустрация, стресс, депрессия).
1.Человек не является ни бесстрастным созерцателем окружающего мира, ни бесстрастной машиной по его преобразованию. Человек переживает то, что с ним происходит и то, что им совершается; человек определенным образом относится к тому, что его окружает. Переживание человеком отношения к окружающему составляет сферу эмоций и чувств (от латинского «emoveo» - потрясать, волновать). Эмоции - более простые и кратковременные переживания, а чувства - более сложные и долговременные.
По сравнению с когнитивными психическими явлениями отличительными признаками эмоций являются следующие:
1. Эмоции отражают не столько содержание объекта, сколько состояние субъекта и его отношение к объекту.
2. Эмоции обладают положительным, или отрицательным знаком, или полярностью (удовольствие/неудовольствие, радость/печаль).
3. Эмоции обладают также характеристикой напряженности/разряженности и возбужденности/подавленности (например, радость как восторг и радость как умиление).
Эмоции - это непосредственное и пристрастное переживание жизненного смысла явлений внешнего мира, причем такое переживание, которое обусловлено внутренними потребностямисубъекта (потребность - состояние нужды в каком либо другом объекте для, собственно, своего полноценного существования и развития). То или иное наше чувство к определенному предмету или лицу (любовь, ненависть, уважение и т.д.) формируется на основе потребности по мере того, как мы осознаем зависимость удовлетворения потребности от этого предмета, или лица. Именно в силу взаимосвязи с нашими потребностями, предметы или лица вызывают у нас те или иные эмоциональные переживания. Эмоция выступает в качестве проявления потребности. Эмоция - конкретная психическая форма существования потребности (даже если потребность физиологическая, или социальная). Эмоция выражает активную сторону потребности.
В процессе эволюции эмоции возникли как средство, позволяющее определять жизненную (биологическую) значимость внешних воздействий и внутренних состояний живого существа, средство, побуждающее субъекта к сохранению или устранению этих воздействий или состояний.
Генетически, несомненно, эмоции связаны с инстинктами и влечениями. По происхождению эмоции - форма видового опыта: ориентируясь на эмоции (удовольствие/неудовольствие) животное совершает необходимые для сохранения вида действия (избегает опасности, продолжает род), однако целесообразность этих действий от него скрыта.
Эмоциональные реакции и состояния тесно связаны с определенными физиологическими процессами. При эмоциональном переживании происходят изменения в деятельности органов дыхания, пищеварения, сердечно-сосудистой системы, желез внутренней секреции, скелетной и гладкой мускулатуры и др. На этом факте базируются многие опросники по определению закономерностей возникновения и протекания эмоций. На основании фиксации физиологических реакций работают детекторы лжи.
Однако, хотя эмоции человека неразрывно связаны с физиологическими механизмами, содержание их значительно шире одних лишь внутриорганических состояний. Эмоциональная сфера проходит длинный путь развития - от примитивно-чувственной, аффективной реакции у животного к высшим чувствам у человека. Чувства человека - чувства общественного существа. Человеческие чувства, сама способность испытывать разнообразные, сложные и глубокие чувства развилась вместе с основными формами общественно-исторического существования человека, его образа жизни и основными направлениями его деятельности, с развитием собственно человеческого мира.
2. В эмоциональной сфере принято различать: 1)собственно эмоции (ситуативные) - кратковременные эмоциональные реакции на определенный предмет, или ситуацию; 2) аффекты - также относительно кратковременные и связанные с определенной ситуацией, но особенно сильные, бурно выражаемые, не вполне контролируемые сознанием состояния (страх, гнев и т.д.); 3) чувства - сложные переживания, которые основаны на более или менее осознанном отношении к объектам действительности; чувства выделяют в окружающем мире явления (и лица), имеющие для нас стабильную значимость, которая сохраняется в различных ситуациях, и обладают относительной устойчивостью; 4) страсти - сильные, стойкие, длительные чувства, которые захватывают человека, владеют им; страсть более или менее часто (в зависимости от индивидуальных особенностей человека) порождает аффективные проявления; 5) настроения - состояния, которые окрашивают наши чувства и все другие психические процессы и состояния в течение относительно длительного времени; настроение не предметно, а личностно, не ситуативно, а растянуто во времени.
Приведенная выше классификация эмоциональных явлений не является ни безупречной, ни единственной. Рассмотрим другой пример - функциональную классификацию эмоций, которая является одной из самых разработанных. Здесь переживания разделяют на ведущие и производные. Ведущие переживания открывают субъекту значимость, или смысл самого предмета потребности. Они предшествуют деятельности, побуждают к ней и отвечают за общую ее направленность. Ведущие эмоциональные переживания распадаются прежде всего на органические, или “низшие”, и высшие”, соответствующие собственно человеческим потребностям. В свою очередь, “низшие” ведущие переживания распадаются на такие, как пищевые, родительские, стадные; “высшие” - на этические, интеллектуальные, эстетические. Производные переживания возникают уже при наличии ведущего побуждения, т.е. в процессе деятельности. Они выражают отношение субъекта к отдельным условиям, благоприятствующим или затрудняющим осуществление деятельности (страх, гнев).
Близкой к рассмотренной теории является теория эмоций P. Плутчика. Плутчик рассматривал эмоции как приспособительные средства, которые играли важную роль в выживании индивидов на всех эволюционных уровнях.
Эмоция по Р. Плутчику - это комплексный ответ, соответствующий одному из адаптивных биологических процессов, общих для всех живых организмов. Он рассматривает первичную эмоцию как преходящую и обычно запускаемую внешним стимулом.
Плутчик утверждает, что его теория эмоций может быть использована при изучении личности в психотерапии. Он предположил, что личностные черты могут рассматриваться как вторичные эмоции, представляющие две или несколько первичных. Плутчик указывал, что восемь первичных эмоций (принятие, отвращение, гнев, страх, радость, горе, испуг, удивление) дают 28 парных комбинаций и 56 тройных комбинаций, т.е. всего 84 различные эмоции одного уровня интенсивности. Предположив существование хотя бы четырех различимых уровней интенсивности, мы увеличим это число эмоций до 336. Плутчик считает, что понимание способа смешения эмоций помогает анализу многих важных эмоциональных феноменов. Например, он предлагает следующие формулы: гордость = гнев + радость; любовь = радость + принятие; любопытство = удивление + принятие; скромность = страх + принятие; ненависть = гнев + удивление; вина = страх + радость или удовольствие; сентиментальность = принятие + горе. Социальные регуляторы (феномены суперэго) могут быть поняты в системе Плутчика как сочетание страха и других эмоций, а тревожность - как сочетание страха и ожидания. Таким образом, различение эмоций и чувств в теории Плутчика заменяется различением эмоций по уровню сложности, термин «чувство» не используется. Тем не менее в большинстве источников, и традиционных и современных, это различение сохраняется и подчеркивается.
Среди значимых для человека вещей только небольшая часть является биологически жизненно-важной. Наибольшая часть человеческих чувств связана с социальной и культурной сферами его жизни, с общественными формами сотрудничества и соперничества людей между собой. Отсюда рождаются гуманность, чувство солидарности, симпатии, сострадания, любви, уважения и т.д. Отсюда же - негодование, вражда, ненависть, зависть, презрение.
В онтогенезе чувства появляются позже, чем ситуативные эмоции. Чувства возникают как результат обобщения эмоционального опыта. Они формируются по мере развития ребенка под влиянием общественной среды - прежде всего семьи, затем школы и других детских учреждений, неформальных групп, отдельных социальных контактов, а кроме того, и через них, - всей культуры в целом - литературы, искусства, религии, права и т.д.
Возникая как результат обобщения эмоционального опыта, сформировавшиеся чувства становятся ведущими образованиями эмоциональной сферы человека. Теперь они, в свою очередь, начинают определять динамику и содержание ситуативных эмоций.
Так любовь к родственникам (матери, отцу, сестрам) рождается у ребенка из первичных положительных эмоциональных состояний, связанных с контактами с ними. Позже любовь к родному человеку будет определять наличие и силу эмоциональных реакций по поводу его успехов и радостей, страданий и несчастий. Иногда чувства и сопряженные с ними эмоции могут вызывать противоречивые отношения к их объекту (одновременно сочувствие, жалость и гнев по поводу недостойного поступка ребенка). Эта особенность эмоциональных явлений называется амбивалентность.
В процессе формирования личности чувства организуются в иерархическую систему. Одни занимают ведущее положение, доминируют, другие остаются потенциальными, нереализованными тенденциями. Например, каждому известны люди с обостренным чувством справедливости, или сочувствия и солидарности (которым хорошо поплакаться в жилетку) или, наоборот «мрачные мизантропы». Доминантными, как правило, бывают высшие чувства - нравственные, интеллектуальные, эстетические.
Виды эмоциональных переживаний по уровню:
- уровень органической аффективно-эмоциональной чувствительности
- предметные чувства (всегда более или менее осознанные).
- высшие чувства (обобщенные) - моральные, интеллектуальные, эстетические (чувство юмора, иронии, чувство возвышенного, трагического).
По силе эмоционального переживания выделяют аффекты и страсти. Общим для них является количественный момент интенсивности эмоционального возбуждения. По существу они различны. Аффект -это ситуативная эмоция. Это стремительно и бурно протекающий процесс взрывного характера. Аффект может дать не подчиненную сознательному контролю разрядку в действии, может сыграть дезорганизующую роль относительно деятельности человека как целенаправленной и целесообразной.
Аффективные взрывы обычно вызываются: а) конфликтом противоположных тенденций (желания одобрения со стороны кого-либо и нежелания принять какую-либо важную для него установку или отказаться от своей (в результате - разбитая посуда); б) задержкой какой-либо навязчивой тенденции (когда психический процесс затягивается на стадии, предшествующей разрядке); в) сверхсильным или неожиданным внешним воздействием.
Чаще всего причиной аффективного поведения является конфликт. По мере того, как конфликт переносится в интеллектуальную сферу, осознается, его патогенное влияние ослабевает и аффект легче поддается преодолению.
Страсть - это тоже сильное, но стойкое, длительное чувство, которое захватывает человека, владеет им. Страсть направляет все помыслы и действия человека. Страсть может давать вспышки, но сама не является вспышкой. Страсть характеризуется сосредоточенностью, собранностью, направленностью на единую цель. Т.е. в страсти кроме эмоционального ярко выражен также волевой момент. Страсть - единство эмоции и воли. В ней стремление преобладает над чувствованием.
3. Среди эмоциональных состояний особенное значение имеют те, которые оказывают особенно сильное влияние на адекватность и эффективность деятельности.
Состояние тревожности характеризуется прежде всего негативным эмоциональным оттеннком, неопределенностью предмета переживаний, ощущением реальной угрозы, а также направленностью в будущее, которая выражается в опасении того, что будет, а не того, что было или что есть.
Для измерения индивидуальных различий и разделения испытуемых по силе тревожности, проявляемой в экспериментальной ситуации, И.Тейлор разработала шкалу проявления тревожности (MAS). Из обширного списка высказываний многостадийного личностного опросника (MMPI) она отобрала такие, которые, по оценкам клинических психологов, были связаны с симптомами хронической реакции страха. Среди них были, например, следующие утверждения: “Я не в состоянии сосредоточиться на одном предмете”; “Через день мне снятся кошмары”; “Даже в прохладные дни я легко потею”; “Меня легко смутить”. Хотя разнообразные реакции тревожности невозможно отнести к определенным ситуациям, разработанный опросник при повторных измерениях показал себя как достаточно надежный исследовательский инструмент.
Проведены исследования по проблеме успешности тревожных людей в выполнении трудных и легких заданий. Подтвердилось предположение о преимуществе тревожных людей при выполнении легких заданий и нетревожных - при выполнении трудных. Естественно возник вопрос: не потому ли трудные задачи усиливают тревожность, что их решение сопровождается переживанием усилий и ожиданием возможной неудачи? Таким образом, не столько сложность задачи как таковая, сколько боязнь неудачи могла бы сыграть роль отвлекающего и мешающего фактора, влиянию которого легче поддаются индивиды с высокими показателями тревожности по МАS. Психологи Сарасон и Пейлола, продолжавшие исследования Тейлор, показали, что если степень трудности выполняемого задания и переживания успеха или неудачи разделяли таким образом, что после объективно трудных или легких заданий давали информацию или о сплошных успехах, или о сплошных неудачах, то оказывалось, что индивиды, опасающиеся неудачи, быстрее усваивали решение трудной задачи после сообщения об успехе, чем после сообщения о неудаче; кроме того, в первом случае (при выполнении трудной задачи) они делали это быстрее, чем уверенные в успехе, а во втором, напротив, медленнее. Решающее значение имеет, таким образом, не реальная сложность задания, а возникающее в данный момент состояние тревожности.
Известный исследователь проблемы тревожности Ч.Д. Спилбергер провел различение состояния тревожности и свойства тревожности. Он показал, что состояния тревожности (Т-состояния) характеризуются субъективными, сознательно воспринимаемыми ощущениями угрозы и напряжения, сопровождаемыми или связанными с активацией или возбуждением автономной нервной системы. Тревожность же как черта личности (Т- свойство), означает мотив или приобретенную поведенческую диспозицию, которая предрасполагает индивида к восприятию широкого круга объективно безопасных обстоятельств как содержащих угрозу, побуждая реагировать на них Т-состояниями, интенсивность которых не соответствует величине объективной опасности.
Значения Т-диспозиции и Т-состояния одного и того же испытуемого должны определенным образом коррелировать. У человека, имеющего высокий показатель по Т-диспозиции, в угрожающих самооценке ситуациях Т-состояние проявляется заметнее, чем у человекуа с более низким показателем. Помимо зависимости по интенсивности следует также ожидать и взаимосвязь по экстенсивности: чем сильнее представлена у человека Т-диспозиция, тем шире круг ситуаций, которые могут переживаться как угрожающие и вызывать Т-состояние. Однако здесь необходимо ввести одно ограничение. В ситуациях, которые вызывают боль или таят какую-либо иную физическую угрозу, люди с высокой Т-диспозицией не имеют никакого более выраженного Т-состояния по сравнению с обладающими менее высокой Т-диспозицией. Этого нельзя сказать про ситуации общения, когда другие ставят под сомнение самоуважение или авторитет человека. Вообще, ковариация не является жесткой. Будут ли люди, отличающиеся друг от друга своими Т- диспозициями, отличаться также по интенсивности или экстенсивности Т- состояния, зависит от того, насколько данная ситуация принимается человеком как содержащая угрозу, что, в свою очередь, существенно зависит от его прошлого опыта.
Следует отметить, что в исследовательской литературе обращается внимание на понятие «экзаменационная тревожность» - тревожность в ситуации экзаменов. Она зависит от увеличения связанных с самооценкой угнетающих переживаний и мыслей, когда собственные способности оцениваются со стороны. Поскольку эти переживания не вносят вклада в решение задания, они, отвлекая внимание от связанных с поиском решения усилий, препятствуют проявлению необходимой для достижения способности.
Фрустрация (от латинского «frustratio» — обман, расстройство, разрушение планов) - психическое состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи; переживание неудачи. Фрустрацию можно рассматривать как одну из форм психологического стресса. Различают: фрустратор - причину, вызывающую фрустрацию, фрустрационную ситуацию, фрустрационную реакцию. Фрустрация сопровождается гаммой в основном отрицательных эмоций: гневом, раздражением, чувством вины и т.д. Уровень фрустрации зависит от силы, интенсивности фрустратора, функционального состояния человека, попавшего во фрустрационную ситуацию, а также от сложившихся в процессе становления личности устойчивых форм эмоционального реагирования на жизненные трудности. Важным понятием при изучении фрустрации является фрустрационная толерантность (устойчивость к фрустраторам), в основе которой лежит способность человека к адекватной оценке фрустрационной ситуации и предвидение выхода из нее.
Н.Д.Левитов выделяет некоторые типические состояния, которые часто встречаются при действии фрустраторов, хотя они проявляются каждый раз в индивидуальной форме. К этим состояниям относятся следующие.
1.Толерантность. Существуют разные формы толерантности:
а) спокойствие, рассудительность, готовность принять случившееся как жизненный урок, но без особых сетований на себя;
б) напряжение, усилие, сдерживание нежелательных импульсивных реакций;
в) бравирование с подчеркнутым равнодушием, за которым маскируется тщательно скрываемое озлобление или уныние.
Истинная толерантность – это, разумеется, состояние, описанное первым. Однако и другие виды толерантности социально ценны. По мнению Левитова, толерантность можно и нужно воспитывать.
2. Агрессия - это нападение (или желание напасть) по собственной инициативе с целью захвата. Это состояние ярко может быть выражено в драчливости, грубости, задиристости, а может иметь форму скрытого недоброжелательства и озлобленности. Типичное состояние при агрессии - острое, часто аффективное переживание гнева, импульсивная беспорядочная активность, злоба, потеря самоконтроля, неоправданные агрессивные действия. Агрессия - одно из ярко выраженных стенических и активных явлений фрустрации.
3.Фиксация. Существуют разные формы фиксации:
а) стереотипность, повторяемость действий; понимаемая таким образом фиксация означает активное состояние, но в противоположность агрессии это состояние ригидно, консервативно, никому не враждебно, оно является продолжением прежней деятельности по инерции тогда, когда эта деятельность бесполезна или даже опасна.
б) прикованность к фрустратору, который поглощает все внимание, потребность длительное время воспринимать, переживать и анализировать фрустратор. Здесь проявляется стереотипность не движений, а восприятия и мышления.
в) особая форма фиксации - капризное поведение.
г) активная форма фиксации - уход в отвлекающую, позволяющую забыться деятельность.
4. Регрессия - возвращение к более примитивным, а нередко инфантильным формам поведения. А также понижение под влиянием фрустратора уровня деятельности. Подобно агрессии, регрессия не обязательно является результатом фрустрации.
Иногда фрустраторы создают психологическое состояние внешнего или внутреннего конфликта.
Фрустрация имеет место только в случаях таких конфликтов, при которых борьба мотивов исключается из-за ее безнадежности, бесплодности. Барьером оказываются сами бесконечные колебания и сомнения.
Фрустрация различна не только по своему психологическому содержанию или направленности, но и по длительности. В некоторых случаях продолжительные и многократно повторяющиеся состояния фрустрации оставляют заметный след на личности человека.
Фрустрации могут быть: а) типичными для характера человека; б) нетипичными, но выражающими возникновение новых черт характера; в) эпизодическими, преходящими.
Степень фрустрации и ее вид зависит от того, насколько человек был подготовлен к встрече с барьером (как в смысле вооруженности, являющимся условием толерантности, так и в смысле восприятия новизны этого барьера).
Изучение фрустрации приобретает значение в связи с актуальной задачей формирования устойчивости человека к воздействию неблагоприятных жизненных факторов.
Стресс (от английского «stress» - давление, напряжение) - термин, используемый для обозначения обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Понятие стресса возникло в физиологии (ввел Г. Селье) для обозначения неспецифической реакции организма (общего адаптационного синдрома) в ответ на любое неблагоприятное воздействие. Селье выделил и проанализировал стадии стресса в зависимости от длительности воздействия стрессора: 1)стадия тревоги, 2)стадия сопротивления, 3)стадия истощения.
В зависимости от стрессора и характера его влияния выделяют различные виды стресса, в наиболее общей классификации: физиологический стресс и психологический стресс. Психологический стресс подразделяется на информационный и эмоциональный стресс. Информационный стресс возникает в ситуациях информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности за последствия принятых решений. Эмоциональный стресс появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и пр. При этом различные его формы (импульсивная, тормозная, генерализованная) приводят к изменениям в протекании психических процессов, эмоциональным сдвигам, нарушениям двигательного и речевого поведения. Физиологический стресс характеризуется нарушением гомеостаза и вызывается непосредственным действием неблагоприятного стимула на организм. Примером физиологического стресса может служить ситуация, когда вы опустили руку в ледяную воду.
Необходимо учитывать, что стресс может оказывать как положительное, мобилизующее, так и отрицательное влияние на деятельность, вплоть до ее полной дезорганизации. Поэтому оптимизация любого вида деятельности должна включать комплекс мер, предупреждающих причины возникновения стресса.
Аффект - сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в функциях внутренних органов. Аффект может возникать на уже происшедшее событие и являться как бы сдвинутым к его концу. В основе аффекта лежит переживаемое человеком состояние внутреннего конфликта, которое порождается либо противоречиями между влечениями, стремлениями, желаниями, либо противоречиями между требованиями, которые предъявляются человеку (или он сам себе их предъявляет). Аффект развивается в критических условиях при неспособности субъекта найти выход (адекватный) из опасных неожиданно сложившихся ситуаций. А.Н.Леонтьев считает, что аффект возникает тогда, когда нужно что-то сделать, а сделать ничего нельзя, т.е. в безвыходных ситуациях. Критерии определения аффекта по А.Н.Леонтьеву: 1) явно выраженные вегетативные изменения; 2) расстройство сознания; 3) импульсивность поведения, отсутствие планирования; 4) несовпадение характеристик аффективного поведения с личностными особенностями человека и свойственной ему манерой поведения.
Я.М. Калашник рассматривает патологический аффект и выделяет в его развитии три фазы: подготовительную, фазу взрыва и заключительную фазу.
В подготовительной фазе сознание сохраняется, появляется напряжение эмоций, нарушается способность к рефлексии; душевная деятельность становится односторонней из-за единственного стремления осуществить свое намерение.
В фазе взрыва происходит утрата самообладания. Для этой фазы характерна беспорядочная смена представлений. Сознание нарушается: утрачивается ясность поля сознания, снижается его порог. Происходят агрессивные действия - нападения, разрушения, борьба. В некоторых случаях вместо агрессивного поведение приобретает пассивный характер и выражается в растерянности, бесцельной хлопотливости, неосмысленности ситуации.
В заключительной фазе наступает истощение психических и физиологических сил, выраженное в равнодушии, безучастии к окружающим, склонности ко сну.
Можно выделить две функции аффекта:
1) Обладая свойством доминанты, аффект тормозит не связанные с ним психические процессы и «навязывает» субъекту деятельности способ «аварийного» разрешения ситуации (оцепенение, бегство, агрессия), сложившийся в процессе биологической эволюции.
2) Регулирующая функция аффекта состоит в образовании аффективных следов, дающих себя знать при столкновении с отдельными элементами породившей аффект ситуации и предупреждающих о возможности ее повторения.
Агрессия (от латинского «aggredi» - нападать) - индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба, либо на уничтожение другого человека или группы людей.
Ряд немаловажных различий отметил С. Фешбах , отграничивший друг от друг экспрессивную, враждебную и инструментальную агрессию. Экспрессивная агрессия представляет собой непроизвольный взрыв гнева и ярости, нецеленаправленный и быстро прекращающийся, причем источник нарушения спокойствия не обязательно подвергается нападению (типичным примером могут служить приступы упрямства у маленьких детей). В случае, когда действие не подконтрольно субъекту и протекает по типу аффекта, говорят об импульсивной агрессии.
Наиболее важным представляется различение враждебной и инструментальной агрессии. Целью враждебной агрессии является главным образом нанесение вреда другому, в то время как инструментальная агрессия направлена на достижение цели нейтрального характера, а агрессия используется при этом лишь в качестве средства (например, в случае шантажа, воспитания путем наказания, выстрела в захватившего заложников бандита). Инструментальную агрессию подразделяют на индивидуально и социально мотивированную (можно говорить также о своекорыстной и бескорыстной, антисоциальной и просоциальной агрессии). Нередко агрессия, возникающая как инструментальная, приобретает компоненты враждебности, например, если ее жертва оказывает сопротивление. Однако в любом случае различение мотивационной структуры инструментальной и враждебной агрессии (собственно агрессии, внутренне мотивированной агрессии) представляется нам необходимым. Последняя может быть охарактеризована как более обдуманная или как более импульсивная. Каждый из этих типов и подтипов может быть, в свою очередь, подразделен на свои про- и антисоциальные разновидности. Разделение это, естественно, не является объективным, оно отражает точку зрения действующего субъекта, его жертвы или какого-либо наблюдателя. Причем то, что жертве или стороннему наблюдателю показалось бы антисоциальным, сам субъект действия может считать просоциальным, подправляя, кроме того, впоследствии свое описание событий. Помимо этого, возможны еще и другие подразделения агрессии, например, речь может идти об открытой или замаскированной, интравраждебной или экстравраждебной агрессии и т.д.
Одним из спорных моментов пока еще остается вопрос: является ли гнев достаточным, необходимым или просто благоприятствующим условием агрессивного поведения? Л. Берковитц считает гнев решающим опосредующим звеном между фрустрацией и агрессией. Иначе говоря, гнев, по его мнению, необходим, но не достаточен, ибо для наступления враждебной агрессии требуются еще запускающие раздражители как факторы направления действия. А. Бандура трактует гнев как один из компонентов общего возбуждения, которое способствует агрессии, только если в данных ситуационных условиях агрессия доминирует, а ее предвосхищаемые последствия не оказываются в целом чересчур неблагоприятными. Современное состояние исследований свидетельствует в пользу третьей позиции, более сходной с точкой зрения Берковитца, чем Бандуры. Эмоциональные состояния, переживаемые в форме гнева, выполняют, по-видимому, функцию не только побуждения, но и направления, усиливая интенсивность обращенных на вызвавшую гнев причину агрессии, а также ускоряя ее совершение.
Имеющиеся на сегодня данные не оставляют сомнений в том, что гнев, возникающий в результате фрустрации и неправомерных или враждебных актов, повышает готовность к направленной на его источник агрессии. Однако не решен ряд вопросов. Повышает ли гнев агрессию и тогда, когда субъекту нетрудно предугадать ее негативные последствия? И могут ли состояния эмоционального возбуждения, вызванные источниками, отличными от фрустрации или нападения, суммироваться с наличным аффектом гнева и вести к усилению интенсивности результирующей агрессии? Каковы условия, ведущие к такого рода (ошибочной) атрибуции состояния эмоционального возбуждения? Линейная зависимость между силой гнева и интенсивностью агрессии именно потому наблюдалась неповсеместно, что по мере усиления агрессии увеличивается также и страх перед ее предвосхищаемыми последствиями (не считая ярости и агрессивного взрыва чисто импульсивного характера). Предвидя возможность сильного возмездия, человек постарается сдержаться. Субъект может также опасаться зайти слишком далеко и наказать другого чересчур сильно, что вызовет угрызения совести или осуждение со стороны окружающих (негативная оценка другими людьми).
Эмоции и мимика. Еще Ч. Дарвин утверждал, что мимика как экспансивная часть эмоции - это несколько видоизмененная остаточная форма функциональной (приспособительной) активности (оскаливания зубов, прищуривание глаз и т.п.). Лэндис позже показал, что мимическая имитация эмоций испытуемыми соответствовала общепринятым формам экспрессии, но совершенно не совпадала с выражением лиц тех же самых испытуемых, когда они переживали подлинные эмоции.
Таким образом, представление о том, что по выражению лица можно судить об испытываемых человеком эмоциях, верно, если оно относится к конвенциональным мимическим реакциям, к тому своеобразному языку мимики, которым пользуются люди для преднамеренного сообщения о своих установках, замыслах, чувствах. Возможно, что это представление верно и в отношении спонтанной мимики, но при условии, что имеются в виду хорошо знакомые люди. Когда нам приходится долго общаться с человеком, мы узнаем, что такое-то выражение лица означает у него раздражение, тогда как другое - восторг. Помимо общего языка эмоций, необходимо знать еще язык индивидуальный, то есть язык мимики конкретного человека. Обычно мы постигаем язык эмоций лишь близких нам людей.
Неоднократно в исследованиях предпринимались попытки выявить C помощью звукозаписи вызываемые эмоциями изменения голоса. Однако в виду множества факторов, от которых зависят особенности записи, эти попытки до сих пор не увенчались успехом.
Выражение эмоций голосом, так же как и мимическое выражение, имеет как врожденные видотипичные компоненты, так и приобретенные - социально обусловленные и формирующиеся в процессе индивидуального развития компоненты. Врожденными механизмами обусловлены такие проявления, как изменение силы голоса (при изменении эмоционального возбуждения) или дрожание голоса (под влиянием волнения). При усилении эмоционального возбуждения возрастает количество функциональных единиц, актуализированных к действию, что оказывает влияние на усиление активации мышц, участвующих в голосовых реакциях.
Иногда сильное возбуждение может, напротив, проявляться в уменьшении силы голоса (можно говорить шипящим от ярости голосом). Эта форма является следствием сочетания врожденной тенденции к усилению голоса под влиянием эмоций и приобретенной способности не издавать слишком сильных звуков.
Что касается движений всего тела - пантомимики, то здесь удалось выявить одну отчетливую комплексную реакцию, возникающую в ответ на сильный внезапный раздражитель, прежде всего звуковой. Это так называ- емая реакция вздрагивания. Некоторые авторы считают, что эта реакция пред шествует собственно эмоциональным реакциям. К последним можно относить лишь более развитые ее формы. Эти более развитые формы носят явный отпечаток социальной обусловленности.