Роль семьи в психическом развитии ребенка
Исследуя несовершеннолетних преступников, а затем детей, оторванных от своих семей и лишенных контактов с матерью. Боулби сделал заключение: ребенок в раннем возрасте должен воспитываться в атмосфере эмоционального тепла и быть привязанным к матери на основании интимных и стойких эмоциональных связей. Ситуация, при которой ребенок страдает от нарушения такой эмоциональной связи, серьезно подрывает его психическое здоровье. В последующих исследованиях было установлено, что некоторые дети проявляют удивительную устойчивость к неблагоприятным условиям депривации и в целом развиваются вполне нормально.
Первой ступенью социализации для ребенка является его семья. Именно она выступает как главный компонент окружающей среды, в которой он живет как в коконе первую четверть (если повезет) жизни, и которую пытается строить всю оставшуюся жизнь.
Говоря научным языком, семья для ребенка – первичная социальная микросреда. От того, как строится в ней общение с ребенком, какое внимание уделяется его физическому и умственному развитию зависят и процессы развития его психики. Другими словами, процесс психического развития ребенка зависит от выполнения родителями своих главных функциональных обязанностей: воспитательной и коммуникативной.
Функционально – несостоятельная семья, как правило, не осуществляет систему целенаправленного воздействия на ребенка, и система внутрисемейных отношений здесь носит аномальный характер. В таких семьях распространены явления негативного образа жизни: наркомания, алкоголизм, проституция. В зависимость от такого образа жизни попадает развитие психики ребенка. Он и его развитие для родителей не представляют жизненной ценности. Поэтому с самого раннего возраста он остается без опеки и надзора. Ему не только не уделяют достаточного внимания, но часты физическая заброшенность и неухоженность. Ребенком тяготятся. Его потребности игнорируются. Зачастую с ним жестоко обращаются. Родители считают ребенка обузой и проявляют общее недовольство им. Эмоциональное семейное напряжение отражается в эмоциональном неблагополучии детей. В связи с реализацией такой системы родительско – детских отношений формирование высших психических функций ребенка носит форму задержки психического развития. Однако задержка психического развития - это не стойкое и необратимое психическое недоразвитие, это замедление его темпа и выражается оно в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности. В целом эти дети достаточно сообразительны в пределах имеющихся знаний, а также продуктивны в использовании помощи. При этом в одних случаях на первый план будет выступать задержка развития эмоциональной сферы (различные виды инфантилизма), а нарушения в интеллектуальной сфере будут выражены нерезко. В других случаях, наоборот, будет преобладать замедление развития интеллектуальной сферы.
К.С.Лебединская (1982), исходя из этиологического принципа, различает четыре основных варианта задержки психического развития:
1. Задержку психического развития конституционального происхождения;
2. Задержку психического развития соматогенного происхождения;
3. Задержку психического развития психогенного происхождения;
4. Задержку психического развития церебрально-органического генеза.
В каждом отдельном случае возникновение задержки психического развития имеет совокупность своих определенных причин. Однако особенности клинико-психологической картины у детей с ЗПР представлены общими закономерностями, которые свидетельствуют о незрелости левополушарных структур. У них определяются замедленные показатели, которые отражают левополушарную дисфункцию: малую активность восприятия, недостаточную его пластичность, бедность ассоциативных процессов и замедленную динамику мышления, а также неполноценность анализа пространственных отношений.
Дети с такой клинико-психологической картиной нуждаются в активной стимуляции психического развития. Психолого-педагогическая коррекция строится с учетом структуры эмоционального и интеллектуального дефекта, значимости нейродинамических расстройств, импульсивности, слабости контроля, недостаточности отдельных корковых функций. Основной же задачей является ликвидация самой задержки психического развития с опорой на сохранность возможностей развития высших психических функций: выработка навыков и умений, привитие знаний, формирование которых было замедлено. Дети нуждаются в организации внимания и контроля, актуализации мотива деятельности. Организующая помощь предусматривает усиление речевого контроля, включение игровой ситуации, эмоциональной стимуляции. Нарушения психических функций при задержке психического развития характеризуются тем, что страдает не само мышление, а его предпосылки. Поэтому в коррекции интеллектуального дефекта важно использовать решение задач на конструктивное мышление, основанного на теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин).
В благополучных семьях задержка психического развития ребенка может быть преодолена направленной активацией его возможностей. В семьях, не уделяющих детям достаточного внимания, психическое развитие ребенка усугубляется за счет наслоения микросоциальной и педагогической запущенности; аномалия развития становится значительно более стойкой и выраженной.
Помимо неблагоприятных условий воспитания в усугублении задержки психического развития играет и роль другой психогенный фактор. Ситуация систематического неуспеха, в которую попадают дети с ЗПР, поступая в массовую школу, отрицательно влияет не только на их дальнейшее интеллектуальное развитие, но и способствует аномальному формированию личности. У этих детей формируется заниженный уровень притязаний, который отмечается не только в отношении к учебному процессу, но и любой другой деятельности, содержащей оценочные моменты. Кроме того, такие дети в среде школьных сверстников отвергаются, их воспринимают не только как глупых и ленивых, но и как злых и некрасивых. Такое отрицательное отношение к интеллекту, личностным качествам и даже внешности детей с задержкой психического развития обусловливает их изоляцию в пределах класса. Успевающие ученики не хотят с ними дружить, отказываются сидеть за одной партой.
Специальные условия обучения позволяют преодолеть задержку психического развития. Исследования показывают, что для этого необходимо 2 – 3 года, после чего ребенок может посещать общеобразовательную школу и развиваться по возрасту.
Однако мы имеем дело с функционально – несостоятельной семьей, где ребенок должен заботиться сам о себе. Поэтому говорить о создании благоприятных условий для преодоления задержки психического развития не приходится, зачастую ребенок в таких семьях должен просто физически выжить.
Неудовлетворенная в семье потребность в любви и привязанности, отверженность среди сверстников в школе «выталкивает» таких детей на улицу, где их принимают такими, как они есть. Они достаточно быстро адаптируются к условиям жизни бродяжек и начинают реализовывать этот образ жизни как собственный. Это происходит потому, что на улице они находят заботу и внимание к себе. Эмоционально – положительные привязанности очень значимы для них, ведь этого не было в их семье.
Общество определило путь для таких детей: сначала приют, затем интернат, а далее как повезет. Содержание детей в приютах разрешено законом до 90 дней для решения дальнейшей судьбы ребенка. В приюте ребенок получает уход, еду и одежду. Реабилитационных мероприятий его психического здоровья не проводится в силу отсутствия достаточного времени, психологов и практического материала.
Нормальная социализация ребенка и психокоррекция его интеллектуальной и эмоционально – волевой сферы позволяет преодолеть задержку психического развития. Однако стоит вопрос о способах быстрой и эффективной коррекции познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы таких детей. Основываясь на теоретических положениях советского психолога Л.С.Выготского, нами была разработана программа помощи преодоления задержки психического развития детей, поступающих в приют на основе развития такого важного познавательного процесса, как воображение. Программа в комплексе охватывает и коррекцию эмоционально – волевой сферы ребенка.